ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования,
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15, реестр Министерства образования и науки Российской Федерации http://fgosreestr.ru/)
ООП НОО МБОУ Каратуской СОШ,
Примерные программы по музыке 1-4 УМК “Школа России”, Москва: Издательство “Просвещение”, 2014 год ,
Приказ МОРФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) / http://wvvw.consultant.ru/: http://www.garant.ru/
- Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»,
- Учебный план МБОУ Каратузской СОШ на 2018-2019 учебный год
Сведения о программе
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-го класса на 2018-2019 учебный год разработана на основе Примерной программы начального общего образования и программы «Музыка Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2011 в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целями и задачами образовательной программы школы. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.
В соответствии с новым стандартом в программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информоционно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке.
Цели и задачи курса
Цель программы:
массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи :
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Общая характеристика курса
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Обоснование выбора
Обоснованием выбора данной авторской программы является то, что она входит в УМК «Школа России».
Кроме того, курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Форма организации образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
Освоение музыкального языка происходит в игровой форме. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), «разыгрывания» и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в тетради.
Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса:групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:экскурсия, путешествие, выставка.
Технологии обучения
Для организации учебно-познавательной деятельности используются элементы следующих современных образовательных технологий:
Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности).
Развивающее обучение (развитие личности и её способностей).
Игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
Здоровьесберегающие технологии (сохранение и укрепление здоровья учащихся).
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций:
освоить основы музыкальных знаний, определённых инвариативной частью программы;
овладеть первоначальными певческими навыками;
воспитать эмоционально-ценностное отношение к искусству, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Музыка вокруг нас». ( 16 ч. )
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
«Музыка и ты». ( 17 ч. )
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ К КОНЦУ
1 КЛАССА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будет сформировано:
Учащиеся получат возможность для формирования:
мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
выполнять упражнения арт-терапии;
выполнять творческие музыкально-композиционные задания;
пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
вносить коррективы в свою работу;
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;
сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
читать нотные знаки;
сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;
характеризовать персонажей музыкальных произведений;
группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать эмоциональное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;
высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
В результате изучения предмета «Музыка» учащиеся 1 классанаучатся:
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Учащиесяполучат возможность для формирования:
устойчивого интереса к музыкальным занятия;
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
формирование навыков элементарногомузицирования на простейших инструментах;
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Музыка» в каждом классе на¬чальной школы отводится 1ч в неделю. Программа 1 класса рассчита¬на на 33 ч (33 учебные недели) .В связи с праздничными днями в 2017-2018 учебном году ( ) предмет «Музыка» в 1 классе будет реализован за 32часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание учебного материала (дидактические единицы) | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные |
1 | Музыка вокруг нас | 16 | И муза вечная со мной. Что такое музыка? Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко» Звучащие картины. «Разыграй песню». Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы | Знать роль музыки в повседневной жизни человека. Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, хор, хоровод, мелодия, марш, танец, песня, аккомпанемент. Знать понятия: азбука, куплетная форма, ноты, звуки, звукоряд, нотный стан, или нотоносец, скрипичный ключ. Знать понятия народная музыка и авторская (композиторская) музык, отличия народной от профессиональной музыки. Знать понятия: народные праздники, рождественские песни. Знать: музыкальные инструменты, детские песенки-попевки, рождественские песни-колядки. Уметь: - различать музыкальные звуки и шумы природы; - сравнивать высоту, длительность и громкость звуков; - давать характеристику тембру голоса; - сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст; - определять настроение стихотворений, музыкальных произведений; - определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей, арфы, флейты, фортепиано; - приводить примеры; - отвечать на проблемные вопросы; - выразительно исполнять песню; - составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста; - выразительно исполнять колядки; - определять настроение, характер музыки; - посильным образом участвовать в ее исполнении | Регулятивные УУД: - выполнять учебные действия в качестве слушателя, исполнителя и композитора; - формулировать и удерживать учебную задачу; - преобразовывать познавательную задачу в практическую; - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - составлять план и последовательность действий. Познавательные УУД: - использовать общие приемы решения задач; - ориентироваться в информационном материале учебника, в разнообразии способов решения учебной задачи; - осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: - адекватно оценивать собственное поведение; - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работа в паре, группе); - ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам. Личностные УУД: Воспитывать уважение к новому статусу – «школьник». |
2 | Музыка и ты | 17 | Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра, вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». У каждого свой музыкальный инструмент. «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Звучащие картины. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт. | Знать понятия: родина, малая родина, старинные, современные инструменты, солист, хор. Знать: что такое балет и опера. Уметь объяснять эти понятия. Знать: музыкальные инструменты, песни о маме Уметь: - оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей; - находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; - объяснять понятия: отечество, подвиг, память; - выразительно исполнять песни; - проводить интонациионно-образный анализ музыкальных сочинений; - интонационно-осмысленно воспроизводить различные музыкальные образы; - обобщать, формулировать выводы; - анализировать музыкальные сочинения; - импровизировать на музыкальных инструментах; - выразительно исполнять песни; - на слух определять звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано; -различать в музыке песенность, маршевость, танцевальность; - выразительно исполнять фрагменты из опер, из музыки к мультфильму; - разыгрывать сказку «Баба-Яга» | Регулятивные УУД: - формулировать и удерживать учебную задачу; - выполнять учебные действия в качестве слушателя; - преобразовывать познавательную задачу в практическую; - использовать установленные правила в контроле способов решения задач; - составлять план и последовательность действий; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; - узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; Коммуникативные УУД: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - работать в паре, группе; - использовать речь для регуляции своего действия Личностные УУД: Формировать чувство стиля (музыка народная и композиторская). Составлять исполнительский план вокального сочинения. Воспитывать уважение к национальным традициям. Побудить к выразительному исполнительству |
| Итого | 33 часа | | | |
Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО музыке
№ п/п | Тема раздела, урока | Дата | Примечания |
план | факт |
1. | «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»(16 ч) И муза вечная со мной! | 07.09 | 07.09 | |
2. | Хороводмуз. | 14.09 | 14.09 | |
3. | Повсюдумузыкаслышна. | 21.09 | 21.09 | |
4. | Душамузыки – мелодия. | 28.09 | 28.09 | |
5. | Музыкаосени. | 05.10 | 05.10 | |
6. | Сочинимелодию. | 12.10 | 12.10 | |
7. | Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. | 19.10 | 19.10 | |
8. | Музыкальные инструменты (дудочка, рожок, гусли, свирель) | 26.10 | 26.10 | |
9. | Музыкавокругнас(обобщение). | 09.11 | 09.11 | |
10. | «Садко» (из русского былинного сказа). | 16.11 | 16.11 | |
11. | Музыкальныеинструменты (флейта, арфа). | 23.11 | 23.11 | |
12. | Звучащиекартины. | 30.11 | 30.11 | |
13. | Разыграйпесню. | 07.12 | 07.12 | |
14. | ПришлоРождество, начинаетсяторжество. | 14.12 | 14.12 | |
15. | Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. | 21.12 | 21.12 | |
16. | Музыкавокругнас (обобщение). | 28.12 | 28.12 | |
17. | «МУЗЫКА и ТЫ» (17 ч) Край, в котором ты живешь. | 11.01 | 11.01 | |
18. | Поэт, художник, композитор. | 18.01 | 18.01 | |
19. | Музыкаутра. Музыкавечера. | 25.01 | 25.01 | |
20. | Музыкальныепортреты. | 01.02 | 01.02 | |
21. | Разыграй сказку (Баба-Яга.Русская сказка). | 08.02 | 08.02 | |
22. | У каждого свой музыкальный инструмент. | 15.02 | 15.02 | |
23. | Музынемолчали. | 01.03 | 01.03 | |
24. | Маминпраздник. | 15.03 | 15.03 | |
25. | Музыкальныеинструменты. | 22.03 | 22.03 | |
26. | Чудесная лютня (по алжирской сказке). | 05.04 | 05.04 | |
27. | Звучащие картины. Обобщение материала. | 12.04 | 12.04 | |
28. | Музыкав цирке. | 19.04 | 19.04 | |
29. | Дом, которыйзвучит. | 26.04 | 26.04 | |
30. | Опера-сказка. П. А. Урок-викторина. | 03.05 | 03.05 | |
31. | Ничего на свете лучше нету… | 17.05 | 17.05 | |
32. | Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. | 24.05 | 24.05 | |
33. | Музыка и ты. Обобщение материала. | 31.05 | 31.05 | |
Виды и формы контроля и оценки знаний
Для контроля и учёта достижений учащихся используются следующие формы:
Текущий контроль | - устный опрос; - самостоятельная работа; - тесты; - наблюдение; - взаимоопрос; - доклад; - творческая работа; - анализ музыкальных произведений |