МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧЕРТКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
346000, Ростовская область, Чертковский район, п.Чертково, ул. Октябрьская ,21а
[email protected] тел. (86387) 2-19-02, 2-11-53
«Утверждаю»
Директор МБОУ Чертковская СОШ №3
____________ Кисляк Т.С.
Приказ №90 от 31.08.2021г
Рабочая программа
по музыке
начальное общее образование
3 класс В
Количество часов: 33 часа
Учитель :Брындина Мария Ивановна,учитель начальных классов.
Программа разработана на основе авторской образовательной программы Музыка. Рабочие программы 1 – 4 классы:. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина - М.: Просвещение, 2017 г.)
п.Чертково
2021 -2022
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской федерации» (статья 12. Образовательные программы, статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения );
приказом Минобразования России №373 от 05.10.2009 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»
авторской образовательной программы Музыка. Рабочие программы 1 – 4 классы:. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина - М.: Просвещение, 2017 г.)
календарным учебным графиком (приказ №61 от 31.05.2021 г.);
учебным планом ОУ ( приказ №68 от 10.06.2021 г. )
приказом Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки в 3 классе:
• развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
• понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно- образный смысл;
• накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
• активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
Учебно-методический комплект:
Учебник Музыка. Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной - М.: Просвещение, 2019г.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Поурочное планирование уроков музыки в 3 классе», Москва, «Просвещение», 2017г.
Место учебного предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета музыка отводится 1 час в неделю.
Годовой календарный учебный график МБОУ Чертковская СОШ №3 на 2021-2022 учебный год предусматривает 35 учебных недель. В соответствии с ФГОС и учебным планом школы на 2021-2022 учебный год для начального образования на учебный предмет музыка в 3 классе отводится 1 учебный час в неделю.
Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа и будет выполнена полностью.
Содержание учебного предмета
Россия-Родина моя 5 ч.
Мелодия- душа музыки. Природа и музыка. Виват, Россия! Наша слава – русская держава. Кантата « Александр Невский». Опера « Иван Сусанин». Родина моя. Русская земля... Да будет во веки веков сильна. Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка .
День, полный событий 4 ч.
Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусорг¬ский, Э. Григ). Обобщающий урок.
О России петь – что стремиться в храм 4 ч.
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки.
Святые земли Русской. Раскрываются следующие содержательные линии. . Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 4 ч.
Настрою гусли на старинный лад. Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины. Лель, мой Лель. Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
В музыкальном театре 6ч.
Опера « Руслан и Людмила».Увертюра. Опера « Орфей и Эвридика». Опера « Снегурочка». Океан – море синее. Балет « Спящая красавица».
В современных ритмах. Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
В концертном зале- 6 ч.
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита « Пер Гюнт». « Героическая» Призыв к мужеству. Мир Бетховена. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты : скрипка. Обобщающий урок.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… 4ч.
Чудо- музыка. Острый ритм- джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Обобщающий урок
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразииокружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные:
Обучающийся научится
-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8)
-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;
-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
-различать язык музыки разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая
исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;
-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
- пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации; -находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).
-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; -приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельность
Тематическое планирование .
| Название раздела, темы . | Количество часов | Контрольные работы | Дата проведения | Модуль программы воспитания |
1 | Россия – Родина моя . | 5 | | | |
2 | День , полный событий . | 4 | | | |
3 | О России петь – что стремиться в храм . | 4 | | | |
4 | Гори , гори ясно , чтобы не погасло . | 4 | | | |
5 | В музыкальном театре . | 6 | | | |
6 | В музыкальном зале | 6 | 1 | 12.04 | |
7 | Чтоб музыкантом быть , так надобно уменье . | 4 | | | |
| Итого : | 33ч | | | |
Календарно-тематическое планирование.
№ п.п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
Россия – Родина моя ( 5ч ) |
1 | 07.09 | | Мелодия – душа музыки . | 1 |
2 | 14.09 | | Природа и музыка . | 1 |
3 | 21.09 | | Виват, Россия . Наша слава – русская держава . | 1 |
4 | 28.09 | | Кантата « Александр Невский » | 1 |
5 | 05.10 | | Опера « Иван Сусанин » Родина моя. Русская земля... Да будет во веки веков сильна. | 1 |
День , полный событий (4 ч ) |
6 | 12.10 | | Утро в музыке | 1 |
7 | 19.10 | | Портрет в музыке . В каждой интонации спрятан человек . | 1 |
8 | 26.10 | | В детской .М.П. Мусоргский « С няней » Игры в игрушки « Кукла » | 1 |
9 | 09.11 | | М.П. Мусоргский «Вечер ». На прогулке | 1 |
О России петь – что стремиться в храм . ( 4ч ) |
10 | 16.11 | | Радуйся , Мария . Богородице Дево , радуйся . | 1 |
11 | 23.11 | | Древнейшая песнь материнства . Тихая моя , нежная моя , добрая моя мама ! | 1 |
12 | 30.11 | | Вербное воскресенье . Вербочки . | 1 |
13 | 07.12 | | Святые земли Русской . | 1 |
Гори , гори ясно , чтобы не погасло ( 4ч) |
14 | 14.12 | | Настрою гусли на старинный лад . | 1 |
15 | 21.12 | | Певцы русской старины . Былина о Садко и Морском царе | 1 |
16 | 28.12 | | Лель , мой Лель . | 1 |
17 | 11.01 | | Прощание с Масленицей . | 1 |
В музыкальном театре ( 6 ч ) |
18 | 18.01 | | Опера «Руслан и Людмила .» Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. | 1 |
19 | 25.01 | | Опера « Орфей и Эвридика .» | 1 |
20 | 01.02 | | Опера « Снегурочка .» Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу. | 1 |
21 | 08.02 | | Океан- море синее. | 1 |
22 | 15.02 | | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | 1 |
23 | 22.02 | | В современных ритмах. | 1 |
В концертном зале (6ч) |
24 | 01.03 | | Музыкальное состязание | 1 |
25 | 15.03 | | Музыкальные инструменты. Звучащие картины. | 1 |
26 | 29.03 | | Сюита « Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. | 1 |
27 | 05.04 | | « Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии | 1 |
28 | 12.04 | | Итоговая контрольная работа | 1 |
29 | 19.04 | | Мир Бетховена. Обобщающий урок. | 1 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 часа ) |
30 | 26.04 | | Острый ритм – джаза звуки . | 1 |
31 | 17.05 | | Певцы родной природы . | 1 |
32 | 24.05 | | Г.В. Свиридов . Люблю я грусть твоих просторов . | 1 |
33 | 31.05 | | Мир Прокофьева | 1 |
Рекомендовано к утверждению Согласовано
МО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР
руководитель МО _______Трикуц И.А.
________________ О.Е.Богдашко
Протокол №1 от 26.08.2021г от.27.08.2021г
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ п.п. | Тема | Кол-во часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
план | факт |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |