МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№17»
(МАОУ СОШ)
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения учителей начальных классов /____________ А.М. Токмакова подпись Протокол №______ от « __» ____________2018 г | | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №17 __________/_И.Ю.Номогоева подпись Приказ №__________ от «___» ____________2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 4 «д» класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель программы:
Фалилеева Т.П.,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для обучающихся 4-х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011г., и ориентирована на использование учебника «Музыка. 4класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина, М: «Просвещение» 2012г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г.)
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса музыки в 4классе отводится время в объёме 34 часов, в неделю-1 час.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
-формирование уважительного отношения к культуре других народов.
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
ученик научится:
- расширению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявлению характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитанию навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитию умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формированию постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формированию умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитию навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- расширению представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствованию умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
ученик получит возможность:
- воспринимать музыку различных жанров;
-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
-ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
III. Содержание тем учебного курса
Россия-Родина моя (3ч).
Познакомить детей с интонацией народной музыки и музыки русских композиторов, с жанрами народных песен, с православными праздниками, с мифами, легендами преданиями о музыке и музыкантах, с различными жанрами вокальной фортепианной и симфонической музыки
2. День, полный событий (5ч).
«В краю великих вдохновений…» Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
3. О России петь, что стремиться в храм (4ч).
Святые земли русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения.
4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло(3ч).
Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Мифы, легенды, предания. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Праздники русского народа. Троицын день.
5.В музыкальном театре (6ч).
Линии драматургического развития в опере. Основные темы: музыкальная характеристика действующих лиц. Восточные мотивы в творчестве композиторов. Оперетта. Мюзикл.
6.В концертном зале (6ч).
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных песен. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7ч).
Произведения композиторов-классиков и мастерство исполнителей. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки. Авторская песня.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п | Название раздела. Тема урока. | Количество часов | Дата проведения | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке | Основные виды учебной деятельности | Аудио-визуальный материал |
| | | План | Факт | | | |
1. | РОССИЯ-РОДИНА МОЯ. Мелодия. Ты запой мне ту песню. Что не выразишь словами, звуком на душу навей… | 1 | 6.09. | | Музыка композитора полна народными или близкими к народным мелодиям. | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и России и высказывать мнение о его содержании. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. | С.Рахманинов «Концерт №3», русская народная песня «Ты, река ль моя, реченька». |
2. | Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? | 1 | 13.09. | | Знакомство с жанрами русских народных песен. | С.Рахманинов «Вокализ», примеры русских народных песен. |
3. | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | 1 | 20.09. | | Знакомство с русским героем Александром Невским на примере кантаты С.Прокофьева. | С.Прокофьев «Александр Невский», М.И.Глинка хор «Славься». |
4. | О РОССИИ ПЕТЬ-ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ. Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец. | 1 | 27.09. | | Знакомство с русскими святыми: княгиня Ольга и князь Владимир. Былинный герой Илья Муромец. | Сопоставлять выразительные особенности языка живописи, музыки, иконы, фрески, скульптуры. Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. | «Земле русская» стихира, А.Бородин «Богатырская» симфония. |
5. | ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ. Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | 1 | 4.10. | | Почувствовать, увидеть, услышать родной край сердцем композитора, художника, поэта. | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С.Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | П.И.Чайковский «Осенняя песня», Г.Свиридов «Пастораль». |
6. | «Что за прелесть эти сказки». Три чуда. | 1 | 11.10. | | Знакомство со сказками А.С.Пушкина, вдохновившие композиторов на создание музыкальных произведений. | Н.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане». |
7. | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 | 18.10. | | Знакомство с народными песнями, музыкальными традициями родного края. | П.И.Чайковский опера «Евгений Онегин», М.Мусоргский опера «Борис Годунов». |
8. | Композитор-имя ему народ. «Приют, сияньем муз одетый…». | 1 | 25.10. | | Учимся внимательно слушать музыку и размышлять о ней. | М.Глинка «Венецианская ночь", М.Мусоргский опера «Борис Годунов». |
9. | ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО. Композитор-имя ему народ. Урок-концерт. | 1 | 8.11. | | Знакомство с народным творчеством народов России, Белоруссии, Японии. | Различать тембры народных инструментов и оркестров. Исследовать историю создания народных инструментов. Овладевать приёмами мелодического варьирования, подпевания, ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. | Народные песни народов России, Белоруссии, Японии. |
10. | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. | 1 | 15.11. | | Восприятие мира в народной культуре связано с восприятием природы человеком. | Г.Свиридов «Ты воспой, жавороночек». Р.Н.П. «Светит месяц», «Камаринская», П.И.Чайковский «Концерт №1» |
11. | В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | 1 | 22.11. | | Русские народные инструменты, история их возникновения и бытования, красота звучания в руках современных исполнителей. | Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. | А.Бородин «Ноктюрн» (2часть) |
12. | Вариации на тему рококо. | 1 | 29.11. | | Знакомство детей со струнными инструментами и со знаменитыми музыкантами-исполнителями. | П.И.Чайковский вариации на тему русской народной песни «Тонкая рябина». |
13. | Старый замок. Счастье в сирени живёт (романс). | 1 | 6.12. | | Знакомство с творчеством композиторов М.Мусоргского и С. Рахманинова. Музыкальные жанры. | М.Мусоргский «Старый замок», С. Рахманинов «Сирень» (романс). |
14. | Не молкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы. | 1 | 13.12. | | Фортепианное творчество Ф.Шопена. | Ф.Шопен «Полонез», «Мазурка», песня «Желание». |
15. | Бетховен «Патетическая соната». | 1 | 20.12. | | Знакомство с музыкой Л.Бетховена. Музыкальный жанр-соната. | Л.Бетховен «Патетическая» соната |
16. | Царит гармония оркестра. | 1 | 27.12. | | Знакомство с составом симфонического оркестра. | В.А.Моцарт «Симфония №40». |
17. | ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | 10.01. | | Поэзия А.С.Пушкина в творчестве композиторов. | Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | П.И.Чайковский «Детский альбом», «У камелька». |
18. | В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ. Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. | 1 | 17.01. | | Знакомство с оперой «Иван Сусанин». Сравнение польских и русских танцев. | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | М.Глинка «Иван Сусанин». |
19. | За Русь все стеной стоим… Сцена в лесу. | 1 | 24.01. | | Через подвиг Сусанина-к победе и всенародному торжеству. | М.Глинка опера «Иван Сусанин». |
20. | М.П.Мусоргский опера «Хованщина». Исходила младёшенька. | 1 | 31.01. | | Знакомство детей с оперой М.Мусоргского «Хованщина». Родство народной музыки русских композиторов. | М.П.Мусоргский Песня Марфы из оперы «Хованщина». |
21. | Русский Восток. Сезам, откройся. Восточные мотивы. | 1 | 7.02. | | Восточные мелодии в произведениях русских композиторов. | М.Мусоргский «Хованщина», М.Глинка «Руслан и Людмила», А.Хачатурян «Гаянэ». |
22. | Балет «Петрушка». | 1 | 14.02. | | Знакомство детей с творчеством И.Стравинского. Балет «Петрушка». | И.Стравинский «Петрушка». |
23. | Театр музыкальной комедии. | 1 | 21.02. | | Знакомство с жанром: оперетта, мюзикл. | И.Штраус «Летучая мышь», Д. Лоу «Моя прекрасная леди». |
24. | ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | 28.02. | | Знакомство учащихся с прелюдией «до-диез» минор С.Рахманинова. Музыка Ф.Шопена. | Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров | С.Рахманинов «Прелюдия», Ф.Шопен «Прелюдия». |
25. | Музыкальные инструменты (гитара). | 1 | 7.03. | | Известные музыканты-исполнители. | |
26. | Мастерство исполнителя. | 1 | 14.03. | | Знакомство с творчеством композиторов мира. | |
27. | О РОССИИ ПЕТЬ-ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 1 | 21.03. | | Главный праздник православной церкви - Пасха. | Сопоставлять выразительные особенности языка живописи, музыки, иконы, фрески, скульптуры. Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | П.Чесноков «Ангел вопияше», С.Рахманинов «Богородице Дева, радуйся». |
28. | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | 4.04. | | Празднование Пасхи в деревнях и сёлах. | Пасхальная песня «Не шум шумит», С.Рахманинов «Светлый праздник». |
29. | Кирилл и Мефодий. | 1 | 11.04. | | Создатели славянской письменности. | Гимн Кириллу и Мефодию. |
30. | ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО. Народные праздники. Троица. | 1 | 18.04. | | Знакомство с народными праздниками и обычаями. | Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. | Р.Н.П. «Во поле берёза стояла», П.И.Чайковский «Симфония №40». |
31. | ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ. Н.А.Римский-Корсаков-музыкальный сказочник. | 1 | 25.04. | | Н.Римский-Корсаков - музыкальный сказочник и живописец. | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать своё отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Оценивать свою творческую деятельность. | Н.Римский-Корсаков «Шехеразада». |
32. | М.И.Глинка. Годы странствий. | 1 | 2.05. | | Учимся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер. | М.И.Глинка «Венецианская ночь», «Баркарола». |
33. | В интонации спрятан человек. | 1 | 16.05. | | Возможности музыкального языка. Четыре ноты стали девизом бесконечного разнообразия человека. | Л.Бетховен «Патетическая» соната, Э.Григ «Пер Гюнт». |
34. | М.П.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. | 1 | 23.05 | | Учимся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер. Возможности музыкального языка | М.П.Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Борис Годунов». |
11