I Пояснитльная записка
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1—4 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.
Цели и задачи изучения курса.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
•обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
II Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- позитивная самооценка музыкально- творческих способностей.
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений.
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально - пластическое движение, участие в музыкально - драматических спектаклях);
- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно), динамики (громко - тихо);
- узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
- проявление навыков вокальнохоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение,уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
Метапредметные результаты:
- умение строить речевые высказывания о музыке(музыкальных произведениях) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
III Содержание
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (2 ч.)
Песенность как отличительная черта русской музыки.Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
Музыкальный материал
«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Тема раздела: «День, полный событий» (7 ч.).
Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева.Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальный материал
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)
Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России.Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.
Музыкальный материал
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».
Музыкальный материал
Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
«Камаринская». П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
Масленичные песенки.
Песенки-заклички, игры, хороводы.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Музыкальный материал
«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.
Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Музыкальный материал
Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Тема раздела:«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского)
Музыкальный материал
«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
«Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
IV Календарно-тематическое планирование
№ п./п. | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения урока |
Раздел: Россия – Родина моя (2 ч) |
1 | Музыкальные образы родного края. | 1 | Вводный | Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений. Воплощать характер и настроение песен о России. Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. | |
2 | Гимн России | 1 | Расширение и углубление знаний | Исполнять гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей области. | |
Раздел: День, полный событий ( 7 ч) |
3 | Мир ребенка в музыкальных образах. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. | |
4 | Музыкальный инструмент –фортепиано | 1 | Расширение и углубление знаний | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. | |
5 | Природа и музыка. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. | |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | Расширение и углубление знаний | Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. | |
7 | Эти разные марши. | | Расширение и углубление знаний | Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. | |
8 | «Расскажи сказку». | 1 | Закрепление знаний, выработка умений и навыков | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. | |
9 | Колыбельные. | 1 | Расширение и углубление знаний | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. | |
Раздел: О России петь – что стремиться в храм ( 7 ч) |
10 | Великий колокольный звон. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. | |
11- 12 | Святые земли Русской. | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. | |
13 | Молитва. | 1 | Расширение и углубление знаний | Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. | |
14- 15 | Рождество Христово | 2 | Расширение и углубление знаний | Исполнять рождественские песни. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. | |
16 | «О России петь –что стремиться в храм…» | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. | |
Раздел: Гори, гори ясно, чтобы не погасло! ( 4 ч) |
17 | Русские народные инструменты. | 1 | Вводный | Разыгрывать народные игровые песни. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора. | |
18 | Фольклор – народная мудрость. | 1 | Расширение и углубление знаний | Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора | |
19 | Музыка в народном стиле. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Выявлять особенности традиционных праздников народов России. | |
20 | Обряды и праздники русского народа. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Выявлять особенности традиционных праздников народов России. | |
Раздел: В музыкальном театре ( 6 ч) |
21 | Детский музыкальный театр. Опера. | 1 | Вводный | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. | |
22 | Балет. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выявлять особенности развитии образов. | |
23 | Театр оперы и балета. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развитии образов. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. | |
24 | Волшебная палочка. | 1 | Расширение и углубление знаний | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выявлять особенности развитии образов. | |
25 | Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развитии образов. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. | |
26 | В музыкальном зале. | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развитии образов. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. | |
Раздел: В концертном зале ( 3 ч) |
27 | Симфоническая сказка. | 1 | Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. | |
28 | Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | |
29 | Звучит нестареющий Моцарт! | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. | |
Раздел: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( 5 ч) |
30 | Волшебный цветик семицветик. «И все это - И. С. Бах». | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. | |
31 | Все в движении. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. | |
32 | Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 | Расширение и углубление знаний | Понимать смысл музыкальных определений. | |
33 | Два лада. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Узнавать изученные музыкальные произведения и узнавать их авторов. | |
6