МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование, 2 класс
(уровень образования)
34 часа
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Денисова А.В. «___» ______________ 2018 г. | «Утверждаю» Директор школы ____________Хохлова В.Н. «___» ___________2018 г. |
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Составлена на основе авторской программы «Музыка» Критская Е.С.
и учебника «Музыка 2 класс » ( авторы Критская Е.С., Сергеева Е.П., Шмагина Т.С.)
учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2018 г.
Музыка
Рабочая программа учебного курса «Музыка» разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учётом авторской программы по музыке «Музыка» авторы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина «Музыка. Начальная школа». 1-4 классы» (2011) полные выходные данные программы. Разработана на основе УМК «Школа России».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
-формирование уважительного отношения к культуре других народов.
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
-выбирать способы решения проблем поискового характера;
-планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
-уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
-выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
-узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради;
-выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
-устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально – ритмические движения);
-рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
Познавательные УУД
- наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
- самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях;
- определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;
- передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен;
- осуществлять собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
Коммуникативные УУД
- участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы);
- участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
ученик получит возможность:
- воспринимать музыку различных жанров;
-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
-ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
ученик научится:
- развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
-понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развивать умения и навыка хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- включаться в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных).
-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание учебного предмета
Тема | Формы организации уч.занятий | Характеристика видов учебной деятельности учащихся |
Россия-Родина моя – 3 часа |
Россия-Родина моя Мелодия. | комбинированный урок | Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений. Воплощать характер и настроение песен о России. Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Исполнять гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы. |
Здравствуй, Родина моя! НРК. Музыкальные образы родного края. | комбинированный урок |
Гимн России. Гимн Бурятии. НРК | комбинированный урок |
День, полный событий – 6 часов |
Музыкальные инструменты (фортепиано) | комбинированный урок | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. |
Природа и музыка. Прогулка. | урок экскурсия |
Танцы, танцы, танцы… | разучивание ритмических движений |
Эти разные марши. Звучащие картины. | комбинированный урок |
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | комбинированный урок |
Обобщающий урок. | урок закрепления и обобщения знаний |
«О России петь – что стремиться в храм» - 7 часов |
Великий колокольный звон. Звучащие картины. | комбинированный урок | Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. Исполнять рождественские песни.. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. |
Русские народные инструменты. НРК. | комбинированный урок |
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | комбинированный урок |
Молитва. | комбинированный урок |
С Рождеством Христовым! | урок праздник |
Музыка на Новогоднем празднике. | комбинированный урок |
Обобщающий урок. | урок закрепления и обобщения знаний |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 часа |
Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | разыгрывание инсценировок | Разыгрывать народные игровые песни. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы. Выявлять особенности традиционных праздников народов России. |
Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | урок фантазия |
Проводы зимы. Встреча весны…НРК. | урок праздник |
В музыкальном театре - 5 часов |
Детский музыкальный театр. Опера | комбинированный урок | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выявлять особенности развитии образов. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита |
Балет. | комбинированный урок |
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | комбинированный урок |
Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. | комбинированный урок |
Увертюра. Финал. | комбинированный урок |
В концертном зале - 5 часов |
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | комбинированный урок | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита |
Обобщающий урок. | урок закрепления и обобщения знаний |
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | комбинированный урок |
«Звучит нестареющий Моцарт». | комбинированный урок |
Симфония № 40. Увертюра | комбинированный урок |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье - 5 часов |
Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. | комбинированный урок | Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Понимать смысл музыкальных определений. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Узнавать изученные музыкальные произведения и узнавать их авторов. |
Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. | комбинированный урок |
Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. | комбинированный урок |
Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | комбинированный урок |
Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. | урок закрепления и обобщения знаний |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Россия-Родина моя - 3 часа |
1 | Мелодия. | 1ч. | |
2 | Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края. НРК. | 1ч. | |
3 | Гимн России. Гимн Бурятии. НРК | 1ч. | |
День, полный событий - 6 часов |
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1ч. | |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | 1ч. | |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1ч. | |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. | 1ч. | |
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | 1ч. | |
9 | Обобщающий урок. | 1ч. | |
«О России петь – что стремиться в храм» - 7 часов |
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1ч. | |
11 | Русские народные инструменты. НРК. | 1ч. | |
12 | Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | 1ч. | |
13 | Молитва. | 1ч. | |
14 | С Рождеством Христовым! | 1ч. | |
15 | Музыка на Новогоднем празднике. | 1ч. | |
16 | Обобщающий урок. | 1ч. | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 часа |
17 | Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1ч. | |
18 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1ч. | |
19 | Проводы зимы. Встреча весны…НРК. | 1ч. | |
В музыкальном театре - 5 часов |
20 | Детский музыкальный театр. Опера | 1ч. | |
21 | Балет. | 1ч. | |
22 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1ч. | |
23 | Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. | 1ч. | |
24 | Увертюра. Финал. | 1ч. | |
В концертном зале - 5 часов |
25 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | 1ч. | |
26 | Обобщающий урок. | 1ч. | |
27 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | 1ч. | |
28 | «Звучит нестареющий Моцарт». | 1ч. | |
29 | Симфония № 40. Увертюра | 1ч. | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье - 5 часов |
30 | Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. | 1ч. | |
31 | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. | 1ч. | |
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. | 1ч. | |
33 | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | 1ч. | |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. | 1ч. | |