Приложение к ООП НОО (п.2.2.)
Рабочая программа
по музыке
2 класс
Учитель: Хлебникова Надежда Юрьевна
д. Шапша, 2017-2018 учебный год
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментального ядра содержания общего образования; Примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. –М.: Просвещение, 2010 г.; Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2011 г.; планируемых результатов начального общего образования, а также учебного плана МКОУ ХМР СОШ д. Шапша на 2017 - 2018 уч. г. и основной образовательной программы начального общего образования МКОУ ХМР СОШ д. Шапша.
Промежуточная аттестация проводится в форме итогового концерта.
Программа рассчитана на изучение музыки во 2 классе по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во
внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Предметные результаты:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какомулибо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Требования к уровню подготовки учащихся
по предмету «Музыка» к концу второго года обучения.
Обучающиеся научатся понимать:
- жанры музыки (песня, танец, марш);
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Выявлять жанровое начало музыки;
- оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
-понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Россия — Родина моя -3ч
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
День, полный событий -6ч
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.
Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
О России петь — что стремиться в храм -6ч
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского; Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! -5ч
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.
В музыкальном театре -4ч
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.
В концертном зале -3ч
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты. М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...-7ч
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3. И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | «Россия-родина моя» | 3 |
2. | «День полный событий» | 6 |
3. | «О России петь-что стремиться в храм…» | 6 |
4. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 5 |
5. | «В музыкальном театре» | 4 |
6. | «В концертном зале» | 3 |
7. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 7 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Часов | | |
План | Дата | |
3 | | Россия-родина моя |
| | Музыкальные образы родного края |
| | Песенность, как отличительная черта русской музыки |
| | Мелодия – душа музыки |
6 | | День полный событий |
| | Мир ребенка в музыкальных образах |
| | Природа и музыка |
| | Танцы, танцы, танцы |
| | Эти разные марши |
| | Расскажи сказку |
| | Обобщающий урок по теме: «День, полный событий» |
6 | | О России петь-что стремиться в храм… |
| | Колокольные звоны России |
| | Святые земли русской. Александр Невский |
| | Святые земли русской. Сергий Радонежский |
| | Жанр молитвы |
| | Рождественские праздники |
| | Музыка на новогоднем празднике. Урок-концерт |
5 | | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
| | Оркестр русских народных инструментов |
| | Фольклор –народная мудрость |
| | Музыка в народном стиле |
| | Праздники русского народа. Масленица |
| | Праздники русского народа. Встреча весны |
4 | | В музыкальном театре |
| | Детский музыкальный театр |
| | Балет на сказочный сюжет |
| | Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов Урок-концерт. |
| | Опера “Руслан и Людмила” |
3 | | В концертном зале |
| | Жанр симфонической сказки |
| | В концертном зале Музыкальные образы сюиты “Картинки с выставки” |
| | Мир музыки Моцарта |
7 | | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… |
| | Интонация |
| | Выразительность и изобразительность в музыке |
| | Песня, танец и марш в музыке Кабалевского |
| | Жанр инструментального концерта |
| | Мир музыки Прокофьева и Чайковского |
| | Итоговый концерт |
| | Повторение изученного материала |