Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06. 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»
Программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-4 классы. – Москва: Просвещение, 2019 г.).
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2017 года № 629 и от 20.06.2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 31.03.2014г № 253».
Учебный план МОУ «Гимназия №29» на 2019/2020 учебный год
Программа используется в данной рабочей программе без изменений с учетом возможностей одаренных обучающихся и детей с ОВЗ.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором.
Согласно учебному плану МОУ «Гимназия №29» всего на изучение учебного курса «Музыка» во 2 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки.
Мир ребенка в музыкальных интонациях образах. Детские пьесы Чайковского и Прокофьего. Музыкальный инструмент – фортепиано.
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники русской церкви. Рождество. Молитва. Хорал.
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа.
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального сочинения. Детский музыкальный театр.
Музыкальные портреты и образы. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры музыкальных инструментов групп симфонического оркестра.
Композитор – исполнитель –слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во час | Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | Дата план/ факт |
2А | 2Б |
Россия - Родина моя (2ч.) |
1.1 | Мелодия. Здравствуй, Родина моя! | Вводный | 1 | 1 Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. 2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. 5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. | Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём; Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров; различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров; инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке; импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки; осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях. | | |
1.2 | Моя Россия. Гимн России. . | Расширение и углубление знаний | 1 | | |
День, полный событий (7ч.) |
2.1 | Музыкальные инструменты | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | 1 Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. 2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. 5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. | Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; выявлять различные по смыслу интонации; Определять жизненную основу музыкальных интонаций; воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение); анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации; применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы; приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность | | |
2.2 | Природа и музыка. Прогулка. | Расширение и углубление знаний | 1 | | |
2.3 | Танцы, танцы, танцы... | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
2.4 | Эти разные марши. | Расширение и углубление знаний | 1 | | |
2.5 | Звучащие картины. | Расширение и углубление знаний | 1 | | |
2.6 | Расскажи сказку. Колыбельные. | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
2.7 | Обобщающий урок по теме: « Россия – Родина моя» | Закрепление знаний, выработка умений и навыков | 1 | | |
«О России петь - что стремиться в храм...» (7ч.) |
3.1 | Великий колокольный звон | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | 1 Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. 2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. 5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении; использовать Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность ) в народной музыке и в произведениях композиторов. корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; инсценировать произведения различных жанров; Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения | | |
3.2 | Звучащие картины. | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
3.3 | Святые земли русской.Александр Невский. Сергий Радонежский | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
3.4 | Жанр молитвы. «Детский альбом» П.И.Чайковский. | Расширение и углубление знаний | 1 | | |
3.5 | Рождественские праздники. | Расширение и углубление знаний | 1 | | |
3.6 | Обобщающий урок по теме: «О России петь - что стремиться в храм...» | Повторение и обобщение полученных знаний | 1 | | |
3.7 | Музыка Нового года. | Расширение и углубление знаний | 1 | | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч.) |
4.1 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. | Вводный | 1 | 1 Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. 2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. 5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. | Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров; определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; общаться и взаимодействовать в Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира; участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. | | |
4.2 | Фольклор - народная мудрость Разыграй песню. | Расширение и углубление знаний | 1 | | |
4.3 | Музыка в народном стиле. | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
4.4 | Обряды и праздники русского народа | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
В музыкальном театре (6ч.) |
5.1 | Сказка будет впереди. | Вводный | 1 | 1 Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. 2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. 5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении; использовать Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность ) в народной музыке и в произведениях композиторов. корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; инсценировать произведения различных жанров; Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов; Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. | | |
5.2 | Детский музыкальный театр. | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
5.3 | Театр оперы и балета | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
5.4 | Волшебная палочка | Расширение и углубление знаний | 1 | | |
5.5 | М. И. Глинка опера «Руслан и Людмила». | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
5.6 | Обобщающий урок по теме: «Музыкальный театр». | Повторение и обобщение полученных знаний | 1 | | |
В концертном зале (3ч.) |
6.1 | Симфоническая сказка. С.С.Прокофьев « Петя и волк». | Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | 1 Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. 2 Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. 5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. | Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров; определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; общаться и взаимодействовать в Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира; участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. | | |
6.2 | М. П. Мусоргский «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
6.3 | Звучит нестареющий Моцарт! | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч.) |
7.1 | Волшебный цветик семицветик. «И все это - И. С. Бах». | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | 1 Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. 2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров; определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; общаться и взаимодействовать в Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира; участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. | | |
7.2 | Все в движении. | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
7.3 | Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. | Расширение и углубление знаний | 1 | | |
7.4 | Природа и музыка. | Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | | |
7.5 | Обобщающий урок по теме: « В концертном зале». | Повторение и обобщение полученных знаний | 1 | | |
7.6 | Резервный урок. | | | | |
| Итого: | | 35 | | | | |