СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 2 класс УМК Наачльная школа 21 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 2 класс УМК Наачльная школа 21 века»

02-29

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Васильевка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМС Зам. директора по УВР: Директор МОБУ СОШ с.Васильевка

Руководитель _______/Ахмадуллина И.Ю./ ________/Набиева Д.З./ ______/Г.Г.Нигматуллина/ «31»августа 2017г. Приказ №116 от 01.09.2017г.

Протокол №1

«30» августа 2017г.









Рабочая программа учебного предмета

«Музыка»

для 2 класса начального общего образования










Разработана

Ильиной Светланой Евгеньевной,

учителем начальных классов

первой квалифицированной категории




с. Васильевка

2017/2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273–ФЗ (ред. от 31.12.2014г., с изм. от 02.05.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015г.);

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г №373 (в ред. Приказов Минобрнауки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576);

  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от08.06.2015г. №576, от 28.12.2015г. №1529, от 26.01.2016г. №38, от 05.07.2017г. № 629);

  4. Примерной программы начального общего образования. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIв.». – 3-е изд.,дораб. и доп., - М.:Вентана –Граф.2011г.

  5. Авторской программы «Музыка» В.О.Усачёва, Л.В.Школяр /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : «Вентана – Граф», 2011г..

  6. Основной образовательной программы НОО МОБУ СОШ с. Васильевка, утвержденного приказом директора от 12.08.2015г. №79;

  7. Учебного плана МОБУ СОШ с.Васильевка на данный учебный год, утвержденного приказом директора от 24 августа 2017г. №89;

  8. Положения о рабочей программе МОБУ СОШ с. Васильевка с изменениями и дополнениями от 24 августа 2016г. №90;

  9. Устава МОБУ СОШ с. Васильевка, утвержденного 18 марта 2015г.


Общая характеристика

Реализация учебной программы обеспечивается учебником:

«Музыка 2 класс», авторы: В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. Издательский центр «Вентана – Граф», М. – 2014 г. и учебными пособиями:

«Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений», авторы: В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, О.В.Кузьмина. Издательский центр «Вентана – граф», М.– 2017 г.

Реализация программы:

-по предмету «Музыка» - до 2020г.

-по курсу 2 класс – 2017-2018уч.г.



Первая ступень музыкального образования закладывает осно­вы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать разви­тию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоцио­нальной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки.


Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмо­ционально-ценностного отношения младших школьников к произ­ведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.


Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в про­цессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.


Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопережи­вать другому человеку, творческого самовыражения, художествен­ного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.


Целью уроков музыки в начальной школе является: воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.


Задачи обучения музыке:


  • Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.

  • Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;

  • Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);

  • Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти.

  • Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству

  • Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;

  • Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.









Место предмета «Музыка» в учебном плане МОБУ СОШ с.Васильевка

Программа учебного курса «Музыка» рассчитана на обучение со 2класса по 4 класс.

Во 2 -4 классах авторская программа рассчитана на 34 учебные недели (1 час в неделю - 34 часа). Рабочая программа также рассчитана на 34 часа, в соответствии с учебным планом МОБУ СОШ с. Васильевка.

В рабочей программе предусмотрена этнокультурная направленность при изучении конкретных тем, на них используется краеведческий материал, отражающий культурное наследие башкирского народа, что составляет 10 % от программы ( 3часа).















































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» направлена на достижение

младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и

предметных результатов.


Личностные результаты:


  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование основ национальных ценностей российского общества;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к истории и культуре

других народов;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного

смысла учения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,

бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Предметные результаты:


  • сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

  • сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

  • использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.


Метапредметные результаты:


  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «музыка»;

  • в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «музыка»;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).


Ценностные ориентиры.

  • Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.


  • Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.


В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.


Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста.

Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключи­тельно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6—10 лет.




2-й класс.

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Музыка» во 2-м классе является формирование следующих умений:


− эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению

музыкальные произведения;

− образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России;

− первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных

произведений;

− нравственно-эстетических переживаний музыки;

− позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;


Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

−принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

−планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

учителя;

−осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной

деятельности;

−выполнять действия в опоре на заданный ориентир;


Познавательные УУД:

− осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника;

− ориентации в способах решения исполнительской задачи;

− читать простое схематическое изображение;

− соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;

− соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым

средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия).


Коммуникативные УУД:

− использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от

музыки;

− учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

− контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их

правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат).

− понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы о музыке;

− контролировать свои действия в коллективной работе;


Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 2-м классе являются формирование следующих умений:

− эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных

жанров;

− различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров;

− эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям

доступного содержания;

− понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; элементы нотной записи;

− различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов;

− выражать свои эмоции в исполнении; передавать особенности музыки в коллективном музицировании.

− сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;

− выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая

изменения настроения в разных частях произведения.


3–й класс.

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:


− эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению

музыкальные произведения;

− образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);

− интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;

− первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных

произведений;

− этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

− выражение в музыкальном исполнительстве (в том числе импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.

− нравственно-эстетических переживаний музыки;


Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


Регулятивные УУД:

−планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

−понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в том числе проектных и

творческих;


Познавательные УУД:

− осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных

источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

− самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей

тетради;

− передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях

− использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей

музыки;

− обобщать учебный материал;

− устанавливать аналогии;

− сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах

искусства (литература, живопись)


Коммуникативные УУД:

− самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей

тетради;

− соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального

сочинения;

− соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями, исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст;

− проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным

критериям;


Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений:

− эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

− ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

− понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека;

− передавать в различных видах музыкально-творческой деятельности

художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных

композиторов и народного творчества

- представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Й. Гайдн, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Э. Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др.) и исполнительском творчестве;

- музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон;

- петь выразительно, с разными динамическими оттенками, с соблюдением

основных правил пения; петь с дирижированием (на 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8);

− петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; петь песни в одноголосном и двухголосном изложении;

− различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;

− сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

4–й класс.

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Музыка» в 4-м классе является формирование следующих умений:

− эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;

− любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной

музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;

− учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая

мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;

− навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

− основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.

− способности видеть в людях лучшие качества;


Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

−понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

−планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;

−вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;

−осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

−высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;

−принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;


Познавательные УУД:

− использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения учебных (музыкально-исполнительских) задач;

− воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные;

− строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;

− проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным

критериям;

− обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

− устанавливать аналогии;

− соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);

− строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности;


Коммуникативные УУД:

− выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог,

диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

− участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;

− продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;


Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются

формирование следующих умений:

− эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, включая

фрагменты крупных музыкальных жанров;

− эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

− размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и

мыслей человека;

− ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;

− соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

− наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

− узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и оркестров

− узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных

инструментов и оркестров;


Планируемые результаты освоения учебного предмета во 2 классе

знать/понимать:

- выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

- понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров – оперы

и балета;

- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- названия изученных жанров и форм музыки;

- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края

(праздники и обряды);

- названия изученных произведений и их авторов;

- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров

и хоров;

уметь:

- определять характер и настроение музыки

- находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и

поэтическими произведениями;

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом

движении, игре на музыкальных инструментах;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (в передаче характера песни,

умение исполнять legato, non legato, правильно распределять дыхание во фразе, уметь

делать кульминацию во разе);

- различать мажорный и минорный лады, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4…;

- различать на слух и по изображениям тембров музыкальных инструментов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.


Планируемые результаты освоения учебного предмета в 3 классе

знать/понимать:

- выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- названия изученных жанров и форм музыки;

- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края;

- названия изученных произведений и их авторов;

- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров

и хоров;

уметь

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом

движении, игре на музыкальных инструментах;

- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

- использовать прио бретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.


Планируемые результаты освоения учебного предмета в 4 классе


В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать:

- слова и мелодию Гимна России;

- выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- названия изученных жанров и форм музыки;

- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края

(праздники и обряды);

- названия изученных произведений и их авторов;

- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров

и хоров;

уметь:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);


- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом

движении, игре на музыкальных инструментах;

- исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без

сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

- исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.


К концу обучения в начальной школе учащиеся овладевают способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходство и различие объектов и явлений искусства и жизни (искусство видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У них формируются представления о мире музыки, формах ее бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает

эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создает возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

2 КЛАСС (34 ч)

Идея второго года обучения выражается в форму­лировке «Как живет музыка?», где следует выделить следующие моменты.

Первый. Музыка предстает перед школьниками как живой организм: она рождается, имеет опреде­ленное строение(«форму-скелет»),растет, развиваясь и видоизменяясь, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И вое эти свой­ства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь «прямым» отождествлением законов музы­ки и жизни, осознается, что музыка рождается из ин­тонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.

Второй. Продолжается изучение тем 1 класса, но на новом — содержательном — уровне. Он обязывает рассматривать развитие как объединяющую пробле­му на весь учебный год, выходя за рамки специфиче­ски музыкального понятия. Здесь идет разговор о сложности явлений жизни и музыки, о диалектичности всего и вся в окружающем нас мире (в том чис­ле и собственных чувств).

Содержания музыкального образования во 2классе.

Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч)

От исследования происхождения всеобщих для му­зыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, че­ловека, искусства, через отношения сходного и раз­ личного, их взаимодействие в жизни и в музыке к по­ниманию того, как в музыке обыденное становится художественным. От изучения самих себя к воп­лощению в музыке сложности, богатства внутренне­го мира человека.

Музыка — «искусство интонируемого смысла» (10 ч)

Интонация как феномен человеческой речи и музы­ки, как их смысловая единица. Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).

«Тема» и «Развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)

Одно из основных понятий музыки — «Тема» — единство жизненного содержания и его интонацион­ного воплощения. Диалектичность понятия «музы­кальная тема».

«Развитие» как отражение сложности жизни, бо­гатства человеческих чувств, как процесс взаимодей­ствия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста

(Б. В. Асафьев), сходства и различия (Д. Б. Кабалев­ский).

Развитие как становление художественной формы (6 ч)

Форма (построение музыки) как процесс законо­мерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трехчастная, рондо, вариации.

3 КЛАСС (34 ч)

Основная идея года: отражение истории и души на­ рода в музыке России. Естественно, учитель в каждом регионе России начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, посте­пенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась уни­версальным средством общения, передачи духовных ценностей.

Раскрытие идеи года начинается с уроков-моногра­фий, благодаря которым школьники вводятся в инто­национную атмосферу русской классической музы­ки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней позволяет поставить основной вопрос года: как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки? Ответ на него требует нескольких направле­нии исследования.

Первое. Погружение в истоки происхождения на­родного творчества, в сущность национального музы­кального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.

Второе. Раскрывается соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их пре­емственность (в частности, на примере обработок на­ родной музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы — композиторы — ее только аранжируем» (М. Глинка).

Кульминацией проблематики года становится рас­ смотрение вопроса о месте и значении русской клас­сической музыки в музыкальной культуре мира.

Содержания музыкального образования в 3классе.

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Введение: интонационно-образный язык музыки Глинки, Чайковского, Мусоргского (музыкальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, осо­бенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур вну­три России. Общее — интонационные корни.

Народное музыкальное творчество — «энциклопедия» русской интонационности» (12 ч)

Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый ин­тонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Истоки русского классического романса (6 ч)

Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского са­лонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

Народная и профессионально композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)

Обработки народных песен. Переосмысление инто­национной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути — точное цитирование и со­чинение музыки в народном духе.

Величие России в музыке русских классиков.

4 КЛАСС (34 ч)

Основная идея содержания четвёртого года обучения – развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как она «учила» зарубежную музыку.

Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь). Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами.

4 класс – итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы – от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.

Содержания музыкального образования в 4 классе.

Многоцветие музыкальной картины мира(7ч)

Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное – через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

Музыкальное общение без границ (10 ч.)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.

Искусство слышать музык(9 ч.)

Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.




Учебно-тематическое планирование

2 класс













п/п


Содержание учебного материала


Количество

часов












1.


Всеобщее в жизни и в музыке.


8












2.


Музыка – искусство интонируемого смысла.


10












3.


«Тема» и «развитие» жизнь художественного образа.


10












4.


Развитие как средство художественной формы.


7




Итого




35ч.




3 класс















Содержание учебного материала


Количество часов




п/п








1.


Характерные черты русской музыки.




























2.


Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности


12












3.


Истоки русского классического романса.


12












4.


Истоки русского классического романса


6












Итого




34ч.






4 класс











п/п

Содержание учебного материала



Количество часов






1.

Народная и профессионально – композиторская музыка в русской музыкальной культуре.



7






2.

Музыка мира сквозь « призму» русской классики.

8














3.

Музыкальное общение без границ.

10






4.

Искусство слушать музыку.



9









Итого





34ч.








К рабочей программе прилагается календарно-тематическое планирование



























Календарно - тематическое планирование

п/п


Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Всеобщее в жизни и в музыке (8ч.)

1.1

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- песенность как состояние человека, природы, искусства.

06.09


.

2.2

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- песенность как состояние человека, природы, искусства.

13.09



3.3

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- танцевальность как состояние человека, природы, искусства.


20.09



4.4

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- танцевальность как состояние человека, природы, искусства.

Танцевальные мелодии.

27.09


.

5.5

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- маршевость как состояние человека, природы, искусства.

04.10



6.6

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- маршевость как состояние человека, природы, искусства.

18.10



7.7

Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному.

25.10



8.8

Раскрытие в музыке внутреннего мира человека.

Народные песни.

08.11





Музыка – искусство интонируемого смысла (10ч.)

9.1

Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Музыкальные инструменты: фортепиано.

15.11



10.2

Интонация как смысловая единица. Природа и музыка.

22.11



11.3

Интонация – «Звукокомплекс» К. Ушинский, А. Тома «Вечерняя песня»

29.11



12.4

Колыбельные.


06.12





13.5

Интонация. Единство содержания и формы.


13.12



14.6

Исполнительская интонация. Выразительные интонации.

20.12



15.7

Исполнительская интонация. Изобразительные интонации.

27.12



16.8

Исполнительская интонация. Выразительные интонации.


17.01


Этнокультурная направленность.

Музыки курая.

17.9

Исполнительская интонация. Изобразительные интонации.

24.01



18.10

Исполнительская интонация. Зерно-интонация.

31.01



«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа (10ч.)



19.1

Исполнительское развитие музыки.

07.02



20.2

Развитие музыки в симфонической сказке «Петя и волк» С. Прокофьев.

14.02



21.3

Развитие музыки в симфонической сказке «Петя и волк» С. Прокофьев.

21.02



22.4

Развитие музыки в симфонической сказке. Петя и волк. С. Прокофьев. Сопоставление и столкновение различных тембров.

28.02



23.5

Виды музыкального развития. Тембровое, повторение. Книппер. «Почему медведь зимой спит».

06.03



24.6

Ладовое и динамическое развитие музыки. С. Богуславский «Песня о пограничнике».

Современные исполнители. Жанровое .

13.03


Этнокультурная направленность.

Баш.песни.

25.7

Мелодическое, ритмическое развитие музыки. Контрольная работа за 3 четверть.

20.03



26.8

Развитие музыки в русском фольклоре. «Во поле береза стояла»

03.04


Этнокультурная направленность.

Баш.песни.

27.9

Имитация - прием развития музыки. «Со вьюном я хожу»

10.04



28.10

Развитие музыки в произведениях Ф Шуберта, Э. Грига.

17.04




Развитие как становление художественной формы (6ч.)


29.1

Построение(формы) музыки.

Куплетная форма.

24.04



30.2

Двухчастная форма музыки.

Неаполитанская песенка П. Чайковского.

06.05



31.3

Трехчастная форма музыки

Ария Сусанина М. Глинка

08.05



32.4

Построение музыки. Форма Рондо. Рондо в турецком стиле В. Моцарта.

15.05



33.5

Построение музыки. Форма Вариации. Камаринская.

20.05



34.6

Обобщение тем года.


22.05



35.7

Обобщение тем года.


29.05