СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Музыке 2021-2022

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Музыке 2021-2022»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №13»




Приложение

к программе

основного общего

образования






Рабочая программа






по __музыке__




основной общий уровень образования

5-9 класс

















АРЗАМАС

2021 г.



2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 5-9 классов рассчитана на 105 часов в соответствии с учебным планом МБОУ СШ №13

5 класс – 35 часов

6 класс – 16 часов

7 класс – 34 часа

8 класс – 16 часов

Программа разработана на основе авторской программы предметной линии учебников «Музыка» для 5-9 классов авторов Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская с учетом корректировки.





3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) характеристику специфики музыки как вида искусства, значения музыки в художественной культуре и синтетических видах творчества, взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

2) характеристику жанров народной и профессиональной музыки, форм музыки, характерных черт и образцов творчества русских и зарубежных композиторов, видов оркестров и инструментов;

3) умение узнавать на слух и характеризовать произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

4) умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов- классиков и современных композиторов (в хоре и индивидуально), воспроизводить мелодии произведений инструментальных и вокальных жанров;

5) умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

6) умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.





  1. Содержание рабочей программы предмета Музыка

5 Класс

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».

Тема года: “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.



6 Класс

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (8ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (8ч)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

7 Класс

тема   I полугодия:

«Особенности драматургии сценической музыки»  (17 часов)

Классика и современность

Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».

.В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.

Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.

Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли  и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.

Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П   Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.

Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.

Музыкальная характеристика Эскамильо.

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.  

Музыкальные образы всенощной.

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».  Вечные темы. Главные связи.

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития.  Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

Тема  II  полугодия:

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.  Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.. Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена  Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.

Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.

Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.

Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.  Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.

Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

8 Класс

Основное содержание музыкального образования в рабочей программе представлено следующими содержательными линиями: «Классика и современность», «Традиции и новаторство в музыке». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об музыкальном искусстве. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций

Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.

Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, роман тические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона.

Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов.

Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино. Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.

Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.

Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.

На уроках музыки 5-9 классов используются следующие электронные образовательные ресурсы:

  1. Антология русской симфонической музыки

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

  3. Большая энциклопедия России: Искусство России

  4. Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия»

  5. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki

  6. Классическая музыка. http://classic.chubrik.ru

  7. Музыкальный энциклопедический словарь. http://www.music-dic.ru

  8. Музыкальный словарь.  http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

  9. Презентации к урокам музыки



































5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

 

п/п

Тема  урока

Кол-во часов по рабочей программе

Э.О.Р.

 

Музыка и литература (17 часов)

 


1.

Что  роднит  музыку   с  литературой.

1


2.

Вокальная музыка

3


3.

Фольклор в музыке русских композиторов 

2


4.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1


5.

Вторая жизнь песни

2


6.

Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…

1


7.

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

2


8.

Первое  путешествие  в музыкальный театр. Опера.

1


9.

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет.

1


10.

Музыка  в   театре,  кино,  на  телевидении.

1


11.

Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл.

1


12.

Мир композитора.

1


 

Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

 


1.

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

1


2.

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

1


3.

Звать через  прошлое  к  настоящему.

2


4

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

2


5.

Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве.

1


6.

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве.

1


7.

Волшебная  палочка  дирижера.  Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве.

2


8.

Застывшая  музыка.

1


9.

Полифония  в  музыке  и  живописи.

1


10.

Музыка  на  мольберте.

1


11.

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи.

1


12.

О  подвигах,  о  доблести  и  славе...

1


13.

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры…

1


14.

Мир   композитора.  С  веком  наравне.

2


                  ИТОГО

35




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС



п/п

Тема  урока

Кол-во часов по рабочей программе

Э.О.Р.


«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (8 часов)



1

Удивительный мир музыкальных образов.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песнь-романс. Мир чарующих звуков.

1


2

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

1


3

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов

1


4

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь».

1


5

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1


6

Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

«Фрески Софии Киевской»

«Перезвоны». Молитва

1


7

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Образы скорби и печали.

Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

1


8

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Джаз – искусство 20 века.

1



Мир образов в камерной и симфонической музыке. (8 часов)



9

Вечная тема искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж

1


10

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

1


11

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея

1


12

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

1


13

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен

1


14

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1


15

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»

1


16

Мир музыкального театра

Образы киномузыки

1





Итого 16







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

п/п

Тема урока

Кол-во часов по рабочей программе

Э.О.Р.

тема I полугодия «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»

17


1

Классика и современность

1


2-3

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человека – судьба народа. Родина моя! Русская земля.


2


4-5

Опера М.И. Глинки «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

2


6-7

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва

2


8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов

1


9-10

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиции оперного спектакля.

2


11-13

Опера Ж. Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита»

3


14

Сюжеты и образы духовной музыки.

1


15-16

Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос – супер звезда»

2


17

Музыка к драматическому спектаклю. «Гоголь – сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» .

1


тема II полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18


18-19

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления в музыкальной культуре: светская и духовная музыка.

2


20-21

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция

2


22-23

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке

2


24-25

Соната. Соната № 8 «Патетическая» Л.Бетховен. Соната № 2 С.Прокофьев. Соната № 11 В.А.Моцарт.

2


26-27

Симфоническая музыка.

2


28-31

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»

4


32-34

Музыка народов мира.

Популярные хиты

3


35

Обобщение по разделу II.

1



Итого

35
















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС



п/п

Тема урока

Количество часов

Э.О.Р.


Классика и современность

8


1

Классика в нашей жизни.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

1


2

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна»

1


3

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Преступление и наказание»-рок-опера Э. Артемьева.

1


4

Мюзикл «Ромео и Джульетта».

1


5

Музыка к драматическому спектаклю.

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

1


6

Музыка в кино.

Музыка к фильму «Властелин колец»

1


7

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта.

Симфония № 5 П.И. Чайковского.

Симфония №1 «Классическая»

С. Прокофьева.

1


8

Музыка – это огромный мир.

1



Традиции и новаторство в музыке

8


9

«Музыканты-вечные маги»

1


10

И снова в музыкальном театре.

Опера «Порги и Бесс» Д. Гершвина.

1


11

Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен» Ж. Бизе.

1


12

Образы Хозе и Эскамильо. Портреты великих исполнителей.

Балет «Кармен-сюита»

Образы масок и Тореадора.

1


13

Портреты великих исполнителей.

Современный музыкальный театр.

Великие мюзиклы мира.

Классика в современной обработке.

1


14

В концертном зале. Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Шостаковича.

1


15

Музыка в храмовом синтезе искусств.

Неизвестный Свиридов.

Свет фресок Дионисия – миру.

1


16

Музыкальные завещания потомкам. Пусть музыка звучит!

1



ИТОГО

16









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!