Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом Протокол от __________ 2019г. № ____ | «Согласована» ЗДВУР ____(Шван Г.В.) « » ________ 2019г. | «Утверждена» директором МОУ Семеновская СОШ _____(Бобрышева Е.Н.) Приказ от ______2019 г № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 3 класса
срок реализации – 1 год
на 2019 – 2020 учебный год
Разработала: Зайцева Оксана Александровна
Учитель I категории
стаж работы 26 лет
с. Семѐновка
2019г.
Пояснительная записка
Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе учебной программы «Музыка 1-4 классы», авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М., «Просвещение» 2011г.
Учебно-методический комплекс
1.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник
для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2007.
2.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» -
(CDmp3,М.,Просвещение, 2009)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание учебного материала
«Россия - Родина моя» - 5 ч.
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 1. Мелодия – душа музыки.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности.Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Урок 2. Природа и музыка.Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3. Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.
Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4. Кантата «Александр Невский».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.
Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 5.Опера «Иван Сусанин».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
«День, полный событий» - 4 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 6.Утро.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке.Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 10.Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов.Образы Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси.
Урок 11. Древнейшая песнь материнства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов.Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ матери у ненцев.
Урок 12. Вербное Воскресение. Вербочки.
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.).
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.Святые земли Русской.Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины. Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 14.Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.
Былины. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин).Образы былинных сказителей (Садко, Баян).
Урок 15. Певцы русской старины. Лель. Музыкальный и поэтический фольклор России.
Народная и профессиональная музыка.
Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 16.Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды.Народная и профессиональная музыка.Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.Мелодии в народном стиле.
«В музыкальном театре» - 6 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 17.Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 18. Опера «Орфей и Эвридика».
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.Интонационнообразное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 19. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. .Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационнообразное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 20. «Океан – море синее».
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Урок 21. Балет «Спящая красавица».
Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Урок 22. В современных ритмах (мюзикл).
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл.Мюзикл как жанр легкой музыки.
«В концертном зале» - 7ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалогасолиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 23.Музыкальное состязание (концерт).
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.Выразительные возможности флейты.
Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка).
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.
Урок 27. Сюита «Пер Гюнт».
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевостьКонтрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Урок 28. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведений.Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Урок 29. Мир Бетховена.
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведений.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 30.Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.
Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 31. Мир Прокофьева.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 32. Певцы родной природы.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского. Урок 33. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 34. Обобщающий урок.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Формы организации учебных занятий
Формы организации учебного процесса:
групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды учебной деятельности: экскурсия, путешествие.
Виды контроля:
вводный, текущий, итоговый
фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля: - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Учебно – тематический план
№ | Разделы и темы | Кол-во час | В том числе: |
Контрольные работы. |
| Россия-Родина моя. | 5 | |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 | |
2 | Природа и музыка. | 1 | |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава - русская держава. | 1 | |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 | |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 | |
| День, полный событий. | 4 | |
6 | Утро. | 1 | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. | 1 | |
9 | Вечер. Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | |
| «О России петь – что стремиться в храм». | 4 | |
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 | |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1 | |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 1 | |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 | |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | |
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе | 1 | |
15 | Певцы русской старины. Лель. | 1 | |
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | 1 | 1 |
| В музыкальном театре. | 6 | |
17 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. | 1 | |
18 | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 | |
19 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 | |
20 | «Океан – море синее». | 1 | |
21 | Балет «Спящая красавица». | 1 | |
22 | В современных ритмах (мюзикл). | 1 | |
| В концертном зале. | 7 | |
23 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | |
24 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 | |
25 | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 | |
26 | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 | |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | 1 | |
29 | Мир Бетховена. | 1 | |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 | |
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 | |
31 | Мир Прокофьева. | 1 | |
32 | Певцы родной природы. | 1 | |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 | |
34 | Обобщающий урок. | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 2 |