Филиал МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А.С. Пушкина» - «Пикшенская основная школа»
Рабочая программа
по музыке
3 класс УМК «Школа России»
Учитель: Максутова Ольга Александровна
2021-2022 учебный год
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
- уважительное отношение к культуре других народов: эстетические потребности, ценности и чувства;
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
- выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
- самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
- использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
- выбирать способы решения исполнительской задачи;
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
- исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
- выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
- стремиться к пониманию позиции другого человека.
Предметные универсальные учебные действия:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
- понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.
Содержание программы
Раздел 1. «Россия - Родина моя» (5ч)
Мелодия - душа музыки.
Природа и музыка. Звучащие картины.
Виват, Россия! Наша слава - русская держава.
Кантата «Александр Невский».
Опера «Иван Сусанин». Да будет на веки веков сильна…
Раздел 2. «День, полный событий» (4 ч)
Утро.
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
В детской. Игры и игрушки.
На прогулке. Вечер.
Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм» (4 ч)
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!
Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Вербное воскресенье. Вербочки.
Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч)
Настрою гусли на старинный лад…
Певцы русской старины.
Былина о Садко и Морском царе.
Лель мой Лель…
Звучащие картины. Прощание с масленицей.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 ч)
Опера «Руслан и Людмила» М. Глинка.
Опера «Орфей и Эврика» К.В. Глюк.
Опера «Снегурочка».
Опера «Садко».
Балет «Спящая красавица».
Раздел 6. «В концертном зале» (5 ч)
В современных ритмах.
Музыкальное состязание.
Музыкальные инструменты. Звучащие картины.
Сюита «Пер Гюнт».
«Героическая».
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 ч)
Мир Бетховена.
Острый ритм – джаза музыки.
Певцы родной природы.
Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева.
Прославим радость на земле.
Обобщение раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
Тематическое планирование по музыке
№ | Тема (раздел) программы | Кол-во часов | Содержание воспитания |
1 | Россия - Родина моя | 5 | Формирование нравственно-эстетического познания музыки, интереса к музыкальному искусству. Воспитание музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности |
2 | День, полный событий | 4 | Сформировать представление о музыкальном языке произведений, средствах музыкальной выразительности. Воспитание нравственных и эстетических чувств: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов. |
3 | О России петь – что стремиться в храм | 4 | Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 5 | Сформировать способность понимать интонационно-образной природы музыкального искусства. Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности. |
5 | В музыкальном театре | 6 | Формирование смысла постижения искусства. Воспитание человечности, доброты, культурной полноценности в восприятии мира посредством музыкальных произведений, формирование творческого потенциала и художественного мышления. |
6 | В концертном зале | 5 | Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру посредством музыкальных произведений, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
7 | Чтоб музыкантом быть – так надобно уметь | 6 | Формирование уважительного отношения к историко-культурным традициям других народов. Воспитание музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; |
№ | Тема урока | Дата |
1. | Мелодия - душа музыки. | |
2. | Природа и музыка. Звучащие картины. | |
3. | Виват, Россия! Наша слава - русская держава. | |
4. | Кантата «Александр Невский». | |
5. | Опера «Иван Сусанин». Да будет на веки веков сильна… | |
6. | Утро. | |
7. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | |
8. | В детской. Игры и игрушки. | |
9. | На прогулке. Вечер. | |
10. | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! | |
11. | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | |
14. | Вербное воскресенье. Вербочки. | |
13. | Святые земли Русской. | |
14. | Настрою гусли на старинный лад… | |
15. | Певцы русской старины. | |
16. | Былина о Садко и Морском царе. | |
17. | Лель мой Лель… | |
18. | Звучащие картины. Прощание с масленицей. | |
19. | Опера «Руслан и Людмила» М. Глинка. | |
20. | Опера «Орфей и Эврика» К.В. Глюк. | |
21. | Опера «Снегурочка». | |
22. | Опера «Садко». | |
23. | Балет «Спящая красавица». | |
24. | В современных ритмах. | |
25. | Музыкальное состязание. | |
26. | Музыкальные инструменты. Звучащие картины. | |
27. | Сюита «Пер Гюнт». | |
28. | «Героическая». | |
29. | Мир Бетховена. | |
30. | Острый ритм – джаза музыки. | |
31. | Певцы родной природы. | |
32. | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. | |
33. | Прославим радость на земле. | |
34. | Обобщение раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». | |