СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 3 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семёновская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена Педагогическом совете

Протокол от_______2023 г. № ___

Согласована ЗДУВР

______/ Л.В.Брехнева//

«___»__________2023 г.

Утверждена директором

МОУ Семёновской СОШ


Приказ от__________2023 г. №___







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для 3 класса

на 2023-2024 учебный год



учитель I категории

Зайцева Оксана Александровна

стаж работы 30 лет









с. Семёновка

2023 г.





Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.


Общая характеристика учебного предмета

«Музыка»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей.

Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.

Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования:

-формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное
в жизни и в искусстве;

-формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования;

-формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;

-развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;

-овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты;

-изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная
и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка;

-воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;

-расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса
к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.



Цели изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»


Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;

формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.

Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие.

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

‌Общее число часов, отведённых на изучениемузыки, в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательнойобласти «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыкальная грамота»;

модуль № 2 «Народная музыка России»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Духовная музыка»;

модуль № 5 «Классическая музыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;

модуль № 7 «Музыка театра и кино»;

модуль № 8 «Музыка в жизни человека».


Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Музыка»

Личностные результаты

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) в области гражданско-патриотического воспитания:  

-осознание российской гражданской идентичности;

-знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;

-проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

-уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;

-стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

2) в области духовно-нравственного воспитания:

-признание индивидуальности каждого человека;

-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

-готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

3) в области эстетического воспитания:

-восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов;

-умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;

-стремление к самовыражению в разных видах искусства.

4) в области  научного познания:  

-первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;

-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению;

-бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);

-профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

6) в области трудового воспитания:

-установка на посильное активное участие в практической деятельности;

-трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

-интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

-уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

7) в области экологического воспитания:

-бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

Метапредметные результаты

Овладение универсальными познавательными действиями

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть универсальных познавательных учебных действий:

-сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

-определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы);

-находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;

-выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:

-на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;

-с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

-сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);

-прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:

-выбирать источник получения информации;

-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

-соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

-анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

-самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий:

1) невербальная коммуникация:

-воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

-выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);

-передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

-осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

2) вербальная коммуникация:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

-признавать возможность существования разных точек зрения;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

-готовить небольшие публичные выступления;

-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

3) совместная деятельность (сотрудничество):

-стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

-переключаться между различными формами коллективной, групповой
и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

-ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

-выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных действий:

-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

-выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

-устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

-корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).

Предметные результаты

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:

-с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах;

-сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;

-осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;

-имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности;

-с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;

-стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:

-определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;

-определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;

-группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;

-определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

-различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических;

-создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах
при исполнении народной песни;

-исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;

-участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:

-различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;

-различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;

-различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные
и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;

-исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;

-воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;

-характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;

-соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.

К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится:

-исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; 

-воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);

-осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей

К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится:

-различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;

-определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

-различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);

-различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.

К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится:

-определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;

-исполнять доступные образцы духовной музыки;

-рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).

К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится:

-определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);

-различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и так далее), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;

-различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух;  

-отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и другие.

К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся научится:

-различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;  

-различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза);

-анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;

-исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.

К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится:

-классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;

-различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов;

-различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;

-различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;

-понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;

-ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;

-исполнять и создавать различные ритмические рисунки;

-исполнять песни с простым мелодическим рисунком.




Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. Народная музыка России

1.1

Край, в котором ты живёшь: русская народная песня «Степь, да степь кругом»; «Рондо на русские темы»; Е.П.Крылатов «Крылатые качели»

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

1.2

Русский фольклор: «Среди долины ровныя», «Пойду ль я, выйду ль я»; кант «Радуйся, Роско земле»; марш «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!»

1

1

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

1.3

Русские народные музыкальные инструменты и народные песни: «Пошла млада за водой», «Ах, улица, улица широкая». Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

1.4

Жанры музыкального фольклора: русские народные песни «Ах ты, степь», «Я на горку шла»

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

1.5

Фольклор народов России: «Апипа», татарская народная песня; «Сказочка», марийская народная песня

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

1.6

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: А.Эшпай «Песни горных и луговых мари»

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

Итого по разделу

6


0

0

Раздел 2. Классическая музыка

2.1

Композитор – исполнитель – слушатель: концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (фрагменты), песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова]

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

2.2

Композиторы – детям: Ю.М.Чичков «Детство — это я и ты»; А.П. Бородин, А.К. Лядов, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков «Парафразы»; пьеса «Детского альбома», П.И. Чайковский «Игра в лошадки»

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

2.3

Музыкальные инструменты. Фортепиано: «Гном», «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского; «Школьные годы» муз. Д. Кабалевского, сл.Е.Долматовского

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

2.4

Вокальная музыка: «Детская» — вокальный цикл М.П. Мусоргского; С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский»

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

2.5

Инструментальная музыка: «Тюильрийский сад», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

2.6

Русские композиторы-классики: М.И. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»: П.И. Чайковский «Спящая красавица»; А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты)

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

2.7

Европейские композиторы-классики: В. Моцарт. Симфония № 40 (2 и 3 части); К.В. Глюк опера «Орфей и Эвридика»; Эдвард Григ музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Л. ван Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»; канон В.А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру»

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

2.8

Мастерство исполнителя: песня Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», песни гусляра Садко в опере-былине «Садко» Н.А. Римского-Корсакова

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

Итого по разделу

8


0

0

Раздел 3. Музыка в жизни человека

3.1

Музыкальные пейзажи: «Утро» Э. Грига, Вечерняя песня М.П. Мусоргского, «Запевки» Г. Свиридова симфоническая музыкальная картина С.С. Прокофьева «Шествие солнца». «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

3.2

Танцы, игры и веселье: Муз. Ю.Чичкова, сл.Ю.Энтина «Песенка про жирафа»; М.И.Глинка «Вальс-фантазия, «Камаринская» для симфонического оркестра. Мелодии масленичного гулянья из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Контрданс сельский танец - пьеса Л.ван Бетховена

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

3.3

Музыка на войне, музыка о войне: песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

Итого по разделу

3

0

0


ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. Музыка народов мира

1.1

Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов: «Мама» русского композитора В. Гаврилина и итальянского — Ч.Биксио; C.В. Рахманинов «Не пой, красавица при мне» и Ж.Бизе Фарандола из 2-й сюиты «Арлезианка»

2

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

1.2

Образы других культур в музыке русских композиторов: М. Мусоргский Танец персидок из оперы «Хованщина». А.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

1.3

Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов: П. Сарасате «Москвичка». И.Штраус «Русский марш»

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

Итого по разделу

4

0

0


Раздел 2. Духовная музыка

2.1

Религиозные праздники: вербное воскресенье: «Вербочки» русского поэта А. Блока. Выучи и спой песни А. Гречанинова и Р. Глиэра

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

2.2

Троица: летние народные обрядовые песни, детские песни о березках («Березонька кудрявая» и др.)

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

Итого по разделу

2

0

0


Раздел 3. Музыка театра и кино

3.1

Патриотическая и народная тема в театре и кино: Симфония № 3 «Героическая» Людвига ван Бетховена. опера «Война и мир»; музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие произведения

2

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

3.2

Сюжет музыкального спектакля: мюзиклы «Семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова, «Звуки музыки» Р. Роджерса

2

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

3.3

Кто создаёт музыкальный спектакль: В. Моцарт опера «Волшебная флейта» (фрагменты)

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

Итого по разделу

5

0

0


Раздел 4. Современная музыкальная культура

4.1

Исполнители современной музыки: SHAMAN исполняет песню «Конь», музыка И. Матвиенко, стихи А. Шаганова; пьесы В. Малярова из сюиты «В монастыре» «У иконы Богородицы», «Величит душа моя Господа» в рамках фестиваля современной музыки

2

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

4.2

Особенности джаза: «Колыбельная» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

4.3

Электронные музыкальные инструменты: Э.Артемьев «Поход» из к/ф «Сибириада», «Слушая Баха» из к/ф «Солярис»

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

Итого по разделу

4

0

0


Раздел 5. Музыкальная грамота

5.1

Интонация: К. Сен-Санс пьесы из сюиты «Карнавал животных»: «Королевский марш льва», «Аквариум», «Лебедь» и др.

1

1

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

5.2

Ритм: И. Штраус-отец Радецки-марш, И. Штраус-сын Полька-пиццикато, вальс «На прекрасном голубом Дунае» (фрагменты)

1

0

0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]]

Общее количество часов по программе

34

2

0
























Поурочное планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Всего

Контрольные работы

Практические работы

план

факт

1

Край, в котором ты живёшь

1

0

0



2

Русский фольклор. Входной контроль

1

0

0



3

Русские народные музыкальные инструменты и народные песни

1

0

0



4

Жанры музыкального фольклора

1

0

0



5

Фольклор народов России

1

0

0



6

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

1

0

0



7

Композитор – исполнитель – слушатель

1

0

0



8

Композиторы – детям

1

0

0



9

Музыкальные инструменты. Фортепиано

1

0

0



10

Вокальная музыка

1

0

0



11

Инструментальная музыка

1

0

0



12

Русские композиторы-классики

1

0

0



13

Европейские композиторы-классики

1

0

0



14

Мастерство исполнителя

1

0

0



15

Музыкальные пейзажи

1

0

0



16

Танцы, игры и веселье

1

0

0



17

Музыка на войне, музыка о войне

1

0

0



18

Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов

1

0

0



19

Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов

1

0

0



20

Образы других культур в музыке русских композиторов

1

0

0



21

Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов

1

0

0



22

Религиозные праздники

1

0

0



23

Троица

1

0

0



24

Патриотическая и народная тема в театре и кино

1

0

0



25

Патриотическая и народная тема в театре и кино

1

0

0



26

Сюжет музыкального спектакля

1

0

0



27

Сюжет музыкального спектакля

1

0

0



28

Кто создаёт музыкальный спектакль

1

0

0



29

Исполнители современной музыки

1

0

0



30

Исполнители современной музыки

1

0

0



31

Особенности джаза

1

0

0



32

Электронные музыкальные инструменты

1

0

0



33

Интонация. Промежуточная аттестация

1

1

0



34

Ритм

1

0

0



Общее количество часов по программе

34

1

0