Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена Педагогическом совете Протокол от_______2023 г. № ___ | Согласована ЗДУВР ______/ Л.В.Брехнева// «___»__________2023 г. | Утверждена директором МОУ Семёновской СОШ Приказ от__________2023 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для 3 класса
на 2023-2024 учебный год
учитель I категории
Зайцева Оксана Александровна
стаж работы 30 лет
с. Семёновка
2023 г.
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Общая характеристика учебного предмета
«Музыка»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования:
-формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное
в жизни и в искусстве;
-формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования;
-формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;
-развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
-овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты;
-изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная
и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка;
-воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;
-расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса
к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Цели изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучениемузыки, в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательнойобласти «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Музыка»
Личностные результаты
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) в области гражданско-патриотического воспитания:
-осознание российской гражданской идентичности;
-знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
-проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;
-уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
-стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
2) в области духовно-нравственного воспитания:
-признание индивидуальности каждого человека;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
-готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
3) в области эстетического воспитания:
-восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов;
-умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
-стремление к самовыражению в разных видах искусства.
4) в области научного познания:
-первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению;
-бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);
-профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
6) в области трудового воспитания:
-установка на посильное активное участие в практической деятельности;
-трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
-интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
-уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
7) в области экологического воспитания:
-бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
-сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
-определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы);
-находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
-выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
-на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
-с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
-сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
-прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:
-выбирать источник получения информации;
-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
-соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
-анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
-самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий:
1) невербальная коммуникация:
-воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
-выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
-передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
-осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
2) вербальная коммуникация:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
-признавать возможность существования разных точек зрения;
-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
-готовить небольшие публичные выступления;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
-стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
-переключаться между различными формами коллективной, групповой
и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
-выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных действий:
-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
-выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
-устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
-корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:
-с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах;
-сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
-осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
-имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности;
-с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
-стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:
-определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
-определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
-группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
-определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
-различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических;
-создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах
при исполнении народной песни;
-исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
-участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:
-различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
-различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
-различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные
и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
-исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
-воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
-характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
-соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится:
-исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
-воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
-осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей
К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится:
-различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
-определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
-различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
-различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится:
-определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
-исполнять доступные образцы духовной музыки;
-рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится:
-определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
-различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и так далее), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
-различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух;
-отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и другие.
К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся научится:
-различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
-различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза);
-анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
-исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится:
-классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
-различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
-различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
-различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
-понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
-ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
-исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
-исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ |
Раздел 1. Народная музыка России |
1.1 | Край, в котором ты живёшь: русская народная песня «Степь, да степь кругом»; «Рондо на русские темы»; Е.П.Крылатов «Крылатые качели» | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
1.2 | Русский фольклор: «Среди долины ровныя», «Пойду ль я, выйду ль я»; кант «Радуйся, Роско земле»; марш «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!» | 1 | 1 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
1.3 | Русские народные музыкальные инструменты и народные песни: «Пошла млада за водой», «Ах, улица, улица широкая». Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
1.4 | Жанры музыкального фольклора: русские народные песни «Ах ты, степь», «Я на горку шла» | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
1.5 | Фольклор народов России: «Апипа», татарская народная песня; «Сказочка», марийская народная песня | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
1.6 | Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: А.Эшпай «Песни горных и луговых мари» | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
Итого по разделу | 6 | | 0 | 0 |
Раздел 2. Классическая музыка |
2.1 | Композитор – исполнитель – слушатель: концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (фрагменты), песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова] | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
2.2 | Композиторы – детям: Ю.М.Чичков «Детство — это я и ты»; А.П. Бородин, А.К. Лядов, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков «Парафразы»; пьеса «Детского альбома», П.И. Чайковский «Игра в лошадки» | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
2.3 | Музыкальные инструменты. Фортепиано: «Гном», «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского; «Школьные годы» муз. Д. Кабалевского, сл.Е.Долматовского | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
2.4 | Вокальная музыка: «Детская» — вокальный цикл М.П. Мусоргского; С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
2.5 | Инструментальная музыка: «Тюильрийский сад», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
2.6 | Русские композиторы-классики: М.И. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»: П.И. Чайковский «Спящая красавица»; А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты) | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
2.7 | Европейские композиторы-классики: В. Моцарт. Симфония № 40 (2 и 3 части); К.В. Глюк опера «Орфей и Эвридика»; Эдвард Григ музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Л. ван Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»; канон В.А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру» | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
2.8 | Мастерство исполнителя: песня Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», песни гусляра Садко в опере-былине «Садко» Н.А. Римского-Корсакова | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
Итого по разделу | 8 | | 0 | 0 |
Раздел 3. Музыка в жизни человека |
3.1 | Музыкальные пейзажи: «Утро» Э. Грига, Вечерняя песня М.П. Мусоргского, «Запевки» Г. Свиридова симфоническая музыкальная картина С.С. Прокофьева «Шествие солнца». «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
3.2 | Танцы, игры и веселье: Муз. Ю.Чичкова, сл.Ю.Энтина «Песенка про жирафа»; М.И.Глинка «Вальс-фантазия, «Камаринская» для симфонического оркестра. Мелодии масленичного гулянья из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Контрданс сельский танец - пьеса Л.ван Бетховена | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
3.3 | Музыка на войне, музыка о войне: песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
Итого по разделу | 3 | 0 | 0 | |
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ |
Раздел 1. Музыка народов мира |
1.1 | Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов: «Мама» русского композитора В. Гаврилина и итальянского — Ч.Биксио; C.В. Рахманинов «Не пой, красавица при мне» и Ж.Бизе Фарандола из 2-й сюиты «Арлезианка» | 2 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
1.2 | Образы других культур в музыке русских композиторов: М. Мусоргский Танец персидок из оперы «Хованщина». А.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
1.3 | Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов: П. Сарасате «Москвичка». И.Штраус «Русский марш» | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
Итого по разделу | 4 | 0 | 0 | |
Раздел 2. Духовная музыка |
2.1 | Религиозные праздники: вербное воскресенье: «Вербочки» русского поэта А. Блока. Выучи и спой песни А. Гречанинова и Р. Глиэра | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
2.2 | Троица: летние народные обрядовые песни, детские песни о березках («Березонька кудрявая» и др.) | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
Итого по разделу | 2 | 0 | 0 | |
Раздел 3. Музыка театра и кино |
3.1 | Патриотическая и народная тема в театре и кино: Симфония № 3 «Героическая» Людвига ван Бетховена. опера «Война и мир»; музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие произведения | 2 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
3.2 | Сюжет музыкального спектакля: мюзиклы «Семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова, «Звуки музыки» Р. Роджерса | 2 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
3.3 | Кто создаёт музыкальный спектакль: В. Моцарт опера «Волшебная флейта» (фрагменты) | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
Итого по разделу | 5 | 0 | 0 | |
Раздел 4. Современная музыкальная культура |
4.1 | Исполнители современной музыки: SHAMAN исполняет песню «Конь», музыка И. Матвиенко, стихи А. Шаганова; пьесы В. Малярова из сюиты «В монастыре» «У иконы Богородицы», «Величит душа моя Господа» в рамках фестиваля современной музыки | 2 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
4.2 | Особенности джаза: «Колыбельная» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
4.3 | Электронные музыкальные инструменты: Э.Артемьев «Поход» из к/ф «Сибириада», «Слушая Баха» из к/ф «Солярис» | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
Итого по разделу | 4 | 0 | 0 | |
Раздел 5. Музыкальная грамота |
5.1 | Интонация: К. Сен-Санс пьесы из сюиты «Карнавал животных»: «Королевский марш льва», «Аквариум», «Лебедь» и др. | 1 | 1 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
5.2 | Ритм: И. Штраус-отец Радецки-марш, И. Штраус-сын Полька-пиццикато, вальс «На прекрасном голубом Дунае» (фрагменты) | 1 | 0 | 0 | [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8]] |
Общее количество часов по программе | 34 | 2 | 0 | |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
план | факт |
1 | Край, в котором ты живёшь | 1 | 0 | 0 | | |
2 | Русский фольклор. Входной контроль | 1 | 0 | 0 | | |
3 | Русские народные музыкальные инструменты и народные песни | 1 | 0 | 0 | | |
4 | Жанры музыкального фольклора | 1 | 0 | 0 | | |
5 | Фольклор народов России | 1 | 0 | 0 | | |
6 | Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов | 1 | 0 | 0 | | |
7 | Композитор – исполнитель – слушатель | 1 | 0 | 0 | | |
8 | Композиторы – детям | 1 | 0 | 0 | | |
9 | Музыкальные инструменты. Фортепиано | 1 | 0 | 0 | | |
10 | Вокальная музыка | 1 | 0 | 0 | | |
11 | Инструментальная музыка | 1 | 0 | 0 | | |
12 | Русские композиторы-классики | 1 | 0 | 0 | | |
13 | Европейские композиторы-классики | 1 | 0 | 0 | | |
14 | Мастерство исполнителя | 1 | 0 | 0 | | |
15 | Музыкальные пейзажи | 1 | 0 | 0 | | |
16 | Танцы, игры и веселье | 1 | 0 | 0 | | |
17 | Музыка на войне, музыка о войне | 1 | 0 | 0 | | |
18 | Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов | 1 | 0 | 0 | | |
19 | Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов | 1 | 0 | 0 | | |
20 | Образы других культур в музыке русских композиторов | 1 | 0 | 0 | | |
21 | Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов | 1 | 0 | 0 | | |
22 | Религиозные праздники | 1 | 0 | 0 | | |
23 | Троица | 1 | 0 | 0 | | |
24 | Патриотическая и народная тема в театре и кино | 1 | 0 | 0 | | |
25 | Патриотическая и народная тема в театре и кино | 1 | 0 | 0 | | |
26 | Сюжет музыкального спектакля | 1 | 0 | 0 | | |
27 | Сюжет музыкального спектакля | 1 | 0 | 0 | | |
28 | Кто создаёт музыкальный спектакль | 1 | 0 | 0 | | |
29 | Исполнители современной музыки | 1 | 0 | 0 | | |
30 | Исполнители современной музыки | 1 | 0 | 0 | | |
31 | Особенности джаза | 1 | 0 | 0 | | |
32 | Электронные музыкальные инструменты | 1 | 0 | 0 | | |
33 | Интонация. Промежуточная аттестация | 1 | 1 | 0 | | |
34 | Ритм | 1 | 0 | 0 | | |
Общее количество часов по программе | 34 | 1 | 0 | | |