СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке»

2.Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального государствен­ного образовательного стан­дарта основного общего образова­ния; программы Музыка 5 – 7 классы, авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2014 г.

Реализация учебной программы обеспечивается:

1.Сергеева, Г. П. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014 г.

2.Сергеева, Г. П. Музыка. 7 класс. Творческая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014 г.

3.Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014 г.

Предмет «Музыка» в основной школе базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Содержание курса соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит предмет «Музыка», и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития, воспитания гражданина России».

Цель преподавания музыкального искусства в основной школе - развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.

Для этого необходимо решение таких задач, как:

-развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;

-воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;

- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;

- изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;

- знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке; -развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.

Если в 5-м классе обучающиеся изучали «Связь музыки с литера­турой и изобразительным искусством», в 6-м - «Образы вокальной и инструментальной, камерной и симфонической музыки», то в 7-м классе они знакомятся с особенностями драматургии сценической музыки: опер, балетов, драматических спектаклей и с особенностя­ми драматургии камерной и симфонической музыки.

Методологическим основанием программ предметной линии учебников Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской служат современные научные исследования, в которых отражаются идеи познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программах является введение обучающегося в мир музыки через интонации, воспитание чувства любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур, обеспечивающих осознание цен­ностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.

Основными методическими принципами программ по музыке в основной школе являются:

-принцип увлеченности;

-принцип «тождества и контраста», сходства и различия; . - принцип интонационности;

-принцип диалога культур.

Введение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в изучение предмета «Музыка» является сегодня весьма важной задачей и осуществляется в условиях воспита­ния интереса к историческому прошлому родного края, его куль­турной и музыкальной жизни. Изучение музыкальной культуры народов Республики Адыгея в 7-м классе происходит по двум направлениям:

-изучение народной музыкальной культуры, музыкального фольклора, отражающего историю народов Республики Адыгея, их традиций, систему их духовных ценностей;

-изучение творческого наследия композиторов Республики Адыгея.

Республика Адыгея - одна из многонациональных полиэтничес­ких территорий, на которой проживают люди, говорящие на различ­ных языках, исповедующие разные религии, придерживающиеся определенных обычаев, традиций. Культура Республики Адыгея имеет вековые традиции. Ее богатство составляет песенное, танце­вальное, инструментальное и художественное наследие, осознание и осмысление которого являются важнейшей задачей современного художественно-эстетического образования, формирующего граж­данскую позицию учащихся, патриотизм. Идея патриотического воспитания в современном обществе как никогда актуальна, так как содержит гуманистический, общечеловеческий смысл. В этой связи в решении задач патриотического, художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения исключительную роль приобретает изучение музыкального наследия региона, что очень ярко отражено в тематическом планировании преподаватель­ской деятельности.

Введение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в процесс обучения через различные предметные дисциплины поможет шире использовать музыкально- художественное наследие региона, что, несомненно, будет способс­твовать воспитанию у детей любви к своему краю, нравственности, эстетического самосознания.

Для изучения регионального музыкального творчества учи­телю музыки необходим музыкальный фольклор, произведения композиторов Республики Адыгея, где учащиеся будут знакомиться с особенностями жанров народной и профессиональной музыки, музыкальной речи, структурой про­изведений, использованием фольклора в сочинениях адыгских композиторов.

Включение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в школьное образование в полиэтничном обществе имеет большое значение. Всестороннее изучение в образователь­ных учреждениях истории региона, культуры народов республи­ки, традиций, эпоса, фольклора, песенной и танцевальной куль­туры, искусства пародов, дающих знания о своей родословной, и использование народной педагогики формируют у обучающихся чувство «малой Родины», культуру межнационального общения, духовное обновление семейного и школьного образования и вос­питания.

Как известно, понятия «этнос» и «нация» часто используются синонимично; в то же время в научной традиции нация толкуется как более широкое явление сравнительно с этносом. Поэтому наци­ональная картина мира вбирает в себя этническую, что позволяет нам использовать выражение «национальная картина мира» как обобщающее. Воплощаясь в произведениях национального искусства, она приобретает статус национальной художественной картины мира, аккумулирующей систему мирообразных этнокультурных пред­ставлений нации/этноса. Их ядром служат образы-ценности тради­ционной этнокультуры.

Освоение региональных, национальных и этнокультурных осо­бенностей при изучении музыки - это приобщение обучающихся к национальной картине мира на основе искусства, прежде всего му­зыки народов, населяющих регион. Роль музыкально-эстетического воспитания и обучения в освоении культурных ценностей разных народов огромна. Искусство - это интегративный код этноса, и со­держание предмета «Музыка» в школе подразумевает первооче­редное внедрение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в учебный процесс.


3.Общая характеристика предмета.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования , в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознание ребенка.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.


4.Место предмета в учебном плане

Предмет «Музыка» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-7 классах в общем объеме 102 часа , 34 часов в год, по 1 часу в неделю.

На изучение предмета «Музыка» в 7 классе отводится:

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 34 ч.

5.Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения предмета

Процесс освоения учебного предмета «Музыка» в основной шко­ле в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей обеспечивает определенные результаты и направлен на достижение обучающимися универсальных учебных действий: личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

-компетентность в решении проблем на осно­ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше­ние к собственным поступкам;

-коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

-смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

-формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:

-сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

-сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой куль­туры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

-сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

-воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

-расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


6.Содержание предмета.

Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки » 17 часов.

Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камерной, симфонической (они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).

Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.

Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять, что эта музыка, к которой надо идти, в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.


Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.

Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)

Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)

Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.

Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок 8 . РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион (1ч)

Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.

Урок 9 - 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)

Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)

Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)

Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.

Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)

Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок 15 . РНиЭО Образы скорби и печали в нартском эпосе. (1ч)

Урок16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (1ч)

Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.

Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч)

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.

Тема II полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Урок 20. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (1ч)

Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Урок 21. РНиЭО Особенности духовной му­зыки адыгов и ее исполнения.

Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)

Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Урок 24.«Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)

Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)

Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Урок 26 - 29. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония 40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (4ч)

Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Урок 30.РНиЭО Драматургия музыкальных сюит композиторов Республики Адыгея (1ч)

Урок 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)

Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)

Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)

Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.

Урок 34 - РНиЭО Выразительные возможности фольклора в современной культуре наро­дов Республики Адыгея (1ч)

Урок35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». (1ч).

Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.







































7.Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности учащихся

Домашнее задание

Дата

план

факт

Раздел 1 «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» ( 16 часов)


1

Классика и современность. Инструктаж по технике безопасности


1

Л: уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке.

Р: самостоятельно определять стиль музыки.

П: ориентироваться в муз. терминах.

К: знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений.


Знать нити связывающие музыку прошлого с современностью.



Стр.6-7

вопросы



2

В музыкальном театре. Опера

1

Л: научиться понимать оперное искусство.

Р: самостоятельно определять эмоциональный строй и музыкальный язык главных героев в опере.

П: знать жанры оперы

( эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические, бытовые).

К: знать значение оркестровых эпизодов.

Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере.


Стр. 8-11 вопросы



3

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.

Опера М.Глинки «Иван Сусанин»

1

Л: уважать патриотические чувства русского народа.

Р: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!».

П: четко определять кульминационную сцену оперы.

К: знать составные части оперы.

Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа.


Стр. 12-17, вопросы



4

Русская эпическая опера.

А.Бородин «Князь Игорь»


1

Л:. вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России.

Р: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!».

П: четко определять кульминационную сцену оперы.

К: знать составные части оперы. ( интродукция и эпилог)


Знать, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру других народов.


Стр. 18-25, вопросы



5

В музыкальном театре. Балет.

1

Л: научиться понимать сложные внутренние взаимоотношение действующих лиц, выраженные в танце.

Р: самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима.

П:четко знать музыкальные термины.

К: знать роль музыки в балете.

Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы.


Стр.26-20 вопросы



6

Балет Б.Тищенко «Ярославна»

1

Л: уважать исторические корни России.

Р: самостоятельно определять главные темы героев.

П: сопоставлять плач-песню и плач-причитание.

К:понимать пластику движений эмоционального состояния героев.

Знать роль хора в балета «Ярославна».

( драматическая роль -поясняющий текст от автора)



Стр.30-35 вопросы



7

РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион

1

Л: уважать патриотические чувства народов, населяющих регион

Р: самостоятельно определять героическую тему в музыке.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: уметь объяснять слова: «О поколении судят по героям»


Анализировать и обобщать много­образие связей му­зыки, литературы и изобразительно­го искусства.

Стр.36-39, конспект в тетради



8

В музыкальном театре.

Дж. Гершвин «Порги и Бесс».


1

Л уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа.

Р: самостоятельно определять средства музыкальной выразительности отрицательных персонажей.

П: отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина.

К: уметь определять сферу музыкального творчества Гершвина.


Знать главные принципы музыкальной сценической драматургии. ( контраст)


Стр.40-47 вопросы



9

Опера Ж.Бизе «Кармен»

1

Л: прочитать новеллу П. Мериме «Кармен»

Р: самостоятельно определять танцевальность, маршевость и песенность в раскрытии образов героев.

П: определять кульминационный момент оперы.

К: определять жанровые особенности тем главных героев.

Знать либретто оперы, её построение, драматизм и сюжет ( литер. произведение)


Стр. 48-53 вопросы



(7ч)

10

Новое прочтение оперы Бизе»

Р.Щедрин «Кармен-сюита

1

Л: расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства.

Р: самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: находить «цитаты» оперы Бизе в балете Щедрина «Кармен-сюита»

Знать, что слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому.


Стр.54-61 вопросы



11

«Сюжеты и образы духовной музыки»

1

Л: расширять свои познания в области духовной музыки.

Р: самостоятельно уметь находить жанровый контраст в произведениях.

П: отличать полифонию от аккордового звучания.

К:знать почему, «Всенощное бдение» Рахманинова и «Высокая месса» Баха являются вершинами духовной культуры.

Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее.


Стр.62-69 вопросы



12

Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос -суперзвезда»

1

Л: расширять музыкальный кругозор.

Р: самостоятельно

Отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической.

П: знать отличия музыки эпилога от увертюры.

К: спеть главную мелодию «Осанна»

Знать основные мелодические линии.


Стр.70-73

вопросы



13

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

1

Л: образно воспринимать музыкальные зарисовки.

Р: самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты.

П: отличать пейзажные зарисовки от образов героев.

К: творческое задание.

Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении.


Стр. 74-75 вопросы



14

«Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

1

Л: вдумчиво перечитать произведения Гоголя.

Р: самостоятельно определять особенности мелодических линий персонажей.

П: знать о каких проблемах заставляла задумываться музыка Шнитке

К: какие муз. жанры раскрывают скрытый смысл художественного образа.



Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни»




Стр. 76-79 вопросы



15

РНиЭО Образы скорби и печали в нартском эпосе.

1

Л: уважать патриотические чувства народов, населяющих регион

Р: самостоятельно определять образы скорби и печали в музыке.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: музыкально-творческое задание

Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении

Конспект в тетради



16

Музыканты - извечные маги.

1

Л: видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого.

Р: самостоятельно отличать певческую культуру России от современных ритмов.

П: различать приемы раскрытия образов современности от прошлого.

К: музыкально-творческое задание.



Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого


Стр. 80-81 вопросы



Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

10ч

17

Музыкальная драматургия -развитие музыки

1

Л: любить русские народные песни

Р: самостоятельно различать повтор мелодии с секвенцией.

П: знать, что вносит в создание муз. образа каноническое исполнение произведения.

К: знать, для чего используется варьирование в муз. произведениях.


Знать способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра.




Стр. 84-87

вопросы



18

Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и «Светская» музыка

1

Л: ценить музыкальное искусство прошлого.

Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки .

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Знать камерные жанры и вокально- инструментальные миниатюры.


Стр.88-91 вопросы



19

Камерная инструментальная музыка. Этюд

1

Л: уважительно относиться к камерной музыке

Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки.

П: знать и представлять содержательность камерных музыкальных произведений.

К: Творческое задание.

Знать жанры камерной инструментальной музыки.


Стр. 92-97 вопросы



20

Циклические формы инструментальной музыки. А.Шнитке


1

Л: расширять музыкальный кругозор.

Р: знать особенности музыки Шнитке.

( свободное совмещение прошлого и настоящего)

П: уметь отличать главные темы музыки Шнитке.

К: творческое задание.

Знать, какие музыкальные произведения относятся к циклическим формам музыки.



Стр.98-101 вопросы



21

РНиЭО Особенности духовной му­зыки адыгов и ее исполнения.

1

Л: совершенст­вовать умения и навыки само­образования

Р: самостоятельно узнавать духовную музыку адыгов

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание


Знать, какие музыкальные произведения относятся к духовной музыке адыгов

Конспект в тетради



22

Л.Бетховен

«Соната № 8»

( «Патетическая»)


1

Л: интересоваться музыкой и жизнью Бетховена.

Р: определять главные части сонаты.

П: знать принципы варьирования

К: определять главные и побочные темы сонаты.


Знать признаки построения сонатной формы.




Стр.102-105 вопросы




23

С.Прокофьев

«Соната № 2» -

В.Моцарт

«Соната № 11»


1

Л: восхищаться творчеством Моцарта и Прокофьева.

Р: самостоятельно уметь объяснять, для чего композитор отступает от классической формы построения сонаты.

П: уметь следить за развитием темы в вариациях.

К:знать музыкальные термины.

Уметь сравнивать сонаты Прокофьева и Моцарта.




Стр.106-109, вопросы



24

Симфоническая музыка

1

Л: заниматься самообразованием: читать книги о известных композиторах.

Р: знать роль контраста в симфонии.

П: знать муз. термины.

К: творческое задание.

Хорошо разбираться в особенностях симфонии.



Стр.110-113, вопросы



25

В.А.Моцарт

«Симфония № 40»


1

Л: самостоятельно читать книги о жизни и творчестве Моцарта.

Р: самостоятельно узнавать главную и побочную темы симфонии.

П: знать особенности построения главной партии.

К: с каким худ. произведением сравнивают «Симфонию № 40» Моцарта - ( с «Джокондой»)


Знать сюжетные линии всех частей симфонии.



Стр.114-117, вопросы



26

С.Прокофьев

«Симфония № 1»

(«Классическая»


1

Л: вдумчиво относиться к творчеству Прокофьева.

Р: самостоятельно объяснять, почему симфония названа «классической»

П: определять музыкальный почерк Прокофьева.

К: какие части симфонии построены в сонатной форме.


Знать главные линии, динамические оттенки, акценты симфонии.



Стр. 118-119 вопросы



27

Л.В.Бетховен «Симфония №5»



Л:читать о жизни и деятельности Бетховена самостоятельно.

Р: самостоятельно определять темы главных идей симфонии:

«Через борьбу - к победе, от мрака - к свету, через тернии - к звездам»

П:отвечать на вопросы учителя.

К: какое завещание сделал Бетховен потомкам.


Знать почему музыка Бетховена актуальна в наши дни.


Стр. 120-123 вопросы



28

Ф.Шуберт

«Симфония № 8»

(«Неоконченная»)

В.Калинников

«Симфония № 1»



Л: вдумчиво относиться к творчеству Шуберта.

Р: самостоятельно понимать, как выражают своё отношение к жизни композиторы.

П: как в симфонии передается «жизнь чувств»

К:какие инструменты озвучивают главные темы в симфониях.

Знать о происхождении понятий роман- в литературе, романс- в музыке.




Стр. 124-129 вопросы



29

П.Чайковский «Симфония № 5»

Д.Шостакович

«Симфония № 7»

(«Ленинградская»)



Л: помнить подвиг русского народа в ВОВ.

Р: самостоятельно знать какую роль в симфонии играет мерный рокот походного барабана.

П: объяснить, почему

«Симфония № 7» -это поэма о борьбе и победе.

К: знать мелодику главных тем.

Знать, почему Чайковский назвал «Симфонию № 5» - «Раздумья о смысле жизни»

Знать, почему «Симфония № 7» называется «Ленинградской»

Стр. 130-135 вопросы



30

РНиЭО Драматургия музыкальных сюит композиторов Республики Адыгея


Л: уважать патриотические чувства народов, населяющих регион

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание


Уметь сравнивать музыкальные произведения разных жанров

Конспект в тетради



31

Симфоническая картина К.Дебюсси

«Празднества»



Л: уважать творчество зарубежных композиторов.

Р: самостоятельно определять основные темы

«Празднеств»

П: уметь сравнивать муз. язык с художественным языком картины.

К: творческое задание.


Знать понятие симфоническая картина.





Стр. 136-137 вопросы



32

Инструментальный концерт.

А.Хачатурян

«Концерт для скрипки с оркестром»



Л: уважать творчество народов мира.

Р: самостоятельно отличать программную от непрограммной музыки

П:уметь определять народные песенно-танцевальные мелодии в «Концерте»

К: с помощью чего достигается кульминация в «Концерте» (перекличка оркестра и скрипки)


На основе музыки «Концерта» уметь различать принципы развития музыки

Стр. 138-149 вопросы



33

Итоговый тест


Л: соотносить поступок с моральной нормой.

Р: умение систематизировать, информацию

П: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритме движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Знать народные муз. инструменты, и хиты мюзиклов и рок – опер.


Стр. 144-149



34

РНиЭО Выразительные возможности фольклора в современной культуре наро­дов Республики Адыгея


Л: расширять музыкальный кругозор.

Р: самостоятельно определять национальный колорит народной музыки.

П: знать поп муз. хиты.

К: слушать муз. обработки и электронную музыку.


Знать звучание народных муз. инструментов

Конспект в тетради





























8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета.

1. Музыка 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2014.

1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

2.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

3.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

4.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

5.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

6.Интернет

9. Планируемые результаты освоения предмета.

По окончании курса изучения предмета учащийся 7 класса научится:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

-выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

-принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

-самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

-раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

-понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

-осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

- заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

-воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

-ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

-определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

-применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.

-высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

-структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

-наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

-выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

-принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

-самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

-раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;


10. Список используемой литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.)

2. Сборник рабочих программ «Музыка. Искусство 5-9 классы» Предметная линия учебников Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой –М.: Просвещение, 2014 г.

3. Музыка 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2014 г.

4. Комплекс уроков по музыке CD диск.

5. Методические рекомендации по учебным предметам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС. Майкоп ООО «Качество», 2014 г.

6. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Л.А.Алексеева, М.: Просвещение, 2014 г.