СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Рабочая  учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным  государственным стандартом второго поколения начального  общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке - «Музыка». Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2019 г.

 

Программа составлена на основе Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;

Образовательной программы МБОУ СОШ№5 г.Гусиноозерска.

                 Рабочая программа для 4 класса составлена на основе   Федерального государствен­ного образовательного стан­дарта основного общего образова­ния,

авторской  программы по музыке для 4 классов ( Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская )– Москва: «Просвещение» 2019.

                 Учебного плана школы за 2019-2020 учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 4 класс»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

СЕЛЕНГИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

МБОУ СОШ № 5 г. ГУСИНООЗЕРСКА.



Утверждаю:

Директор школы

Жигжитова Т.Г._______

30.08.2019 г



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА




Предмет: музыка

Класс: 4 класс

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 34 часа

Составитель: Копылова А.А.






Рабочая программа рассмотрена на заседании

школьного методического объединения

учителей физической культуры. технологии и искусства.

28 августа 2017 г. Протокол: № _________








Рабочая учебная программа согласована с методическим советом школы:

29 августа 2017 г. Протокол: № ________



2019 год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения начального общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке - «Музыка». Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2019 г.


Программа составлена на основе Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;

Образовательной программы МБОУ СОШ№5 г.Гусиноозерска.

Рабочая программа для 4 класса составлена на основе Федерального государствен­ного образовательного стан­дарта основного общего образова­ния,

авторской программы по музыке для 4 классов ( Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская )– Москва: «Просвещение» 2019.

Учебного плана школы за 2019-2020 учебного года.


.

Цель: заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности, а так же эмоциональному, активному восприятию музыки.

Задачи:

- обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам;

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;

- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

- активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

- понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл.

Место учебного предмета в учебном плане


Класс – 4 класс.

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 34 часа.



Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской и хакасской культуре.

Личностные результаты:

Способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метопредметные результаты:

Применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Запланировано развитие первоначальных умений и навыков:

- музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации;

- умений и навыков выразительного исполнения , а также вошедших в программу песен композиторов – классиков и современных авторов для детей.

В программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку.

К концу обучения у учащихся будут сформированы:

ЛИЧНОСТНЫЕ

у обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к изучению музыки;

- опыт музыкально-исполнительской деятельности;

- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;

- умение вслушиваться в музыку;

- система духовно-нравственных ценностей.

могут быть сформированы:

- восприятие музыки как части общей культуры личности;

- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

- адекватная самооценка;

- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);

- положительная учебно-познавательная мотивация к обучению.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- владеть основами музыкальных знаний;

- владеть первоначальными певческими умениями и навыками;

- выразительно исполнять народные и композиторские песни;

- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;

- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;

- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;

- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д;

- координировать движение и пение, отражая настроение музыки

- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;

- владеть навыками «свободного дирижирования»;

- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;

- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной;

- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет);

- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);

- анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров;

- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;

- узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;

- узнавать музыку различных жанров (простых и сложных);

- понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр);

- личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;

- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу;

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;

- адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать музыкально-исполнительскую задачу;

- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;

- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);

- находить в музыкальном тексте разные части;

- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;

- читать простое схематическое изображение;

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи..

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);

- пользоваться карточками ритма;

- понимать нотную запись;

- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;

- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

- контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающийся получит возможность научиться:

- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

Основные методические принципы:

- увлеченность;

- триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя;

- тождество и контраст;

- интонационность;

- концентричность;

- опора на отечественную музыкальную культуру.

Методы музыкального обучения:

- нравственно-эстетическое познание музыки;

- интонационно-стилевое постижение музыки;

- перспектива и ретроспектива в обучении;

- художественный контекст (выход за пределы музыки);

- моделирование художественно-творческого процесса;

- содержательный анализ инструментального произведения.













СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Раздел 1. «Россия — Родина моя».

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образ­ные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «День, полный событий»

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, мо­литва, величание.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдох­новения композиторов. Интонационная выразительность народ­ных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы­кантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских на­родных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Линии драматургического развития в опере. Основные те­мы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Раздел 6. «В концертном зале»

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфониче­ской музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драма­тургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Произведения композиторов-классиков и мастерство извест­ных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка раз­ных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонат­ная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.


Содержание музыкального материала:

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия

1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов.

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня. «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской. Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова,

«У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый

мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

«В деревне». М. Мусоргский.

«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чай­ковский.

«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш­кина «Метель». Г. Свиридов.

«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.

«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайков­ский.

Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зим­ний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зим­няя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яков­лев, стихи А. Пушкина.

«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.

«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Земле Русская», стихира. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Боро­дин.

«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки».

М. Мусоргский.

Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.

«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощной». С. Рахмани­нов.

«Не шум шумит», русская народная песня.

«Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Народные песни: «Он ты, речка, реченька», «Бульба», белорус­ские;

«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», уз­бекская;

«Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украин­ская;

«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитан­ская;

«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й час­ти. П. Чайковский.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайков­ский.

«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Сви­ридов.

«Светит месяц», русская народная песня-пляска.

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

«Музыкант-чародей», белорусская сказка.

«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенъка») из оперы «Хованщи­на». М. Мусоргский.

«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусорг­ский.

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хача­турян.

Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.

«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.

«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.

«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.

«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Му­соргский.

«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.

«Полонез»(пя мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.

«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рожде­ственского.

Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Арагонская хота».М. Глинка.

«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайков­ский.

Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов.

Прелюдии № 7и № 20. Ф. Шопен.

Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен.

Соната Ns 8 («Патетическая»). Л.Бетховен.

«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.

Народные песни: «Исходила младешенъка», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.

«Пожелания друзьями, «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуд­жавы.

«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.

«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.

«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков,

«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.


Таблица тематического распределения количества часов:

Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса:



№ п.п.

Разделы

Количество часов

4 класс

1.

Россия – Родина моя.


4


2.

День, полный событий.


4


3.

О России петь – что стремиться в храм.


5

4.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!


2

5.

В музыкальном театре.


5

6.

В концертном зале.


6

7.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

7


Итого:

34












Система оценивания.

Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; устанавливать ассоциативные связи между услышанной музыкой и жизненными ситуациями:

- фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные, классные и внеклассные, учебно-познавательная деятельность, обобщающий урок.

А так же предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), "разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

- хоровое и ансамблевое пение и сольное пение;

- пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах;

- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

- освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Формы и виды контроля:

Виды контроля:

- текущий, тематический, итоговый.

- фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля: устный опрос; наблюдение, самостоятельная работа, тестирование.





















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МУЗЫКА» 4 КЛАСС.

Учебник :4 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская- Просвещение 2019г.

Количество часов: 1 час в неделю, всего:34 часа.

№ п\п

Разделы и темы


Кол-во часов

Контрольные работы


I четверть. Раздел «Россия-Родина моя» – 4 часа.


1.

Мелодия. Прослушивание С.С.Рахманинов «Концерт №3», 1 часть..

1


2.

Вокализ. Прослушивание С.С.Рахманинов «Вокализ».

1


3.

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

1


4.

С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский».

1


Раздел «О России петь, что стремиться в храм» - 1 час.


5.

Святые Земли Русской.

1


Раздел «День полный событий» – 4 часа.


6.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья! »

1


7.

Что за прелесть эти сказки «Три чуда»

1

8.

Ярмарочное гулянье.

1

9.

. «Приют, сияньем муз одетый».

Обобщающий урок I четверти.

1

1


II четверть. Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»- 2ч



10.

Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1


11.

Оркестр Русских Народных Инструментов.

1



Раздел: «В концертном зале» - 5 часов.



12.

Музыкальные инструменты. Вариации на тему Рококо.

1


13.

М.П.Мусоргский «Старый замок».

1


14.

Счастье в сирени живет…. С.С.Рахманинов «Сирень».

1


15.

Не молкнет сердце чуткое Шопена…

1


16.

Патетическая соната. Годы странствий Л.Бетховена. Обобщающий урок II четверти.

1

1

III четверть. Раздел: «В концертном зале» - 1 час.


17.

Царит гармония оркестра.

1


Раздел: «В музыкальном театре» - 5 часа.


18.

М.Глинка, опера «Иван Сусанин».

1


19.

М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младешенька».

1

20.

Восточные мотивы в музыке русских композиторов.

1


21.

Балет Игоря Стравинского «Петрушка».

1


22.

Театр музыкальной комедии.

1


Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 4 часа.


23.

Сергей Рахманинов «Прелюдия».

1


24.

Ф.Шопен «Исповедь души».

1


25.

Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек.

1


26.

Музыкальные инструменты. Гитара. Обобщающий урок III четверти.

1

1


IV четверть. Раздел: «О России петь, что стремиться в храм» - 4 ч.



27.

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1


28.

Сергей Рахманинов «светлый праздник».

1


29.

Кирилл и Мефодий.

1


30.

Народные праздники. Троица.

1


Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 4 часа.



31.

Музыкальный сказочник.

1


32.

Опера М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве реке».

1


33.

Мир композитора.

1


34.

Обобщающий урок IV четверти.

1

1


ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список научно-методического обеспечения:

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2012, стр.3-28.

«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2012г.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2012 г.

Фонохрестоматия для 4 класса (3 кассеты);

Е.Д.Критская «Музыка 4 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 20010 г.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 кл.нач.шк. М.: Просвещение, 2010;

Рабочая тетрадь для 4 класса, М.: Просвещение, 2010;

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.;

Пособие для учителя / Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.

Список научно-методической литературы:

Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.

Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2002.

Аржаникова Л.Г. Профессия-учитель музыки. - М.: Просвещение, 1985.

Бакланова Т.И. Обучение в 1 классе. - М.: Астрель, 2005.

Веселые уроки музыки /составитель З.Н. Бугаева. - М.: Аст, 2002.

Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы. - М.: Просвещение, 1982.

Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. - М.: Академия,1999.

Дмитриева Л.Г., Н.М.Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 2000.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2008.

Исаева С.А. Физкультминутки в начальной школе. - М.: Айрис-Пресс, 2003.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1989.

Как научить любить Родину. - М.: Аркти, 2003.

Музыкальное образование в школе под ред. Л.В.Школяр. - М.: Академия, 2001.

Никитина Л.Д. История русской музыки. - М.: Академия,1999.

Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М.:Академия, 2001.

Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. - М.: Просвещение, 2000.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. - М.: Владос, 2003.

Ригина Г.С. Музыка. Книга для учителя. - М.: Учебная литература,2000.

Смолина Е.А. Современный урок музыки. - Ярославль, Академия развития, 2006.

Теория и методика музыкального образования детей, под ред. Л.В.Школяр. - М.: Флинта, Наука, 1998.

Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр. - М.: Флинта,1999.

Халазбурь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. - Санкт-Петербург, 2002г.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. - М.: Астрель-Аст, 2005г.

Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. - М.:, «Аквариум», 1999 г.

Рекомендуемая литература для учителя:

Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про много другое. Книжка о музыке, – 3-е изд. – М.,1976

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка». 1 – 4 классы: Пособие для учителя. – М.,2002.

Музыка в школе. Вып I. Песни и хоры для учащихся начальных классов/ Сост. Г.П. Сергеева.– М.,2000

Музыкальное образование в школе /Под ред. Л.В. Школяр. – М.,2001

Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа

/ Сост. Е.О. Яременко. – М.,2001

Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М.,2000

Сергеева Г. П. Новый учебно-методический комплект «Музыка» для четырехлетней начальной школы (информационная справка). Журнал «Дидакт», № 6 (39), 2000, С. 44 – 48.

Рекомендуемые учебные пособия для обучающихся:

1. Великович Э.И. Великие музыкальные имена. - Спб.: Композитор, 1997.

2. Гульянц Е.И. Детям о музыке. - М.: «Аквариум», 1996.

3. Клёнов А. Там, где музыка живёт. - М.: Педагогика, 1985.

4. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

5. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

6. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

7. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008

10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
























ТЕСТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ПО УМК «МУЗЫКА»

( Авторы Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина)


Первое полугодие

1.Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.

Вопросы:

а) напиши название произведения, фамилию композитора, его сочи­нившего;

б) какой голос исполняет это сочинение?

а)_____________________________ б)________________________________


2.Звучат мелодии: главная тема Концерта № 3 С. Рахманинова, мелодия арии Ивана Сусанина из одноименной оперы М. Глинки, мелодия романса «Сирень»

С. Рахманинова.

Вопрос: какие из этих сочинений написаны С. Рахманиновым?

Нужное — под­черкни.

а) Концерта № 3 С. Рахманинова б) Ария Ивана Сусанина


3. Звучит фрагмент Ноктюрна из Квартета № 2 А. Бородина.

Вопрос: какие инструменты исполняют эту музыку?


4. Звучит фрагмент Ноктюрна из Квартета № 2 А. Бородина (повторно).

Вопрос: какое стихотворение созвучно этому произведению?

1.Какая ночь!Алмазная роса 2.Ночь пролетала над миром,

Живым огнем с огнями неба в споре, Сны на людей навевая;

Как океан,разверзлись небеса, С темно – лазоревой ризы

И спит земля – и теплется ,как море... Сыпались звезды,сверкая.

А.Фет А.Плещеев


а)_____________________________ б)________________________________


5.Звучит вступление к Сонате №8 Л. Бетховена.

Вопросы:

А) назови фамилию композитора, его сочинившего;

б) какой принцип развития положен в основу этого музыкального фрагмента? Нужное — подчеркни.

_____________________________________________________________________

Повтор_________ Контраст_____________ Вариативность_________________


6. Звучит одна из мазурок Ф. Шопена

Вопрос:

а) назови фамилию композитора, его сочинившего;

б) к какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное — подчеркни.


Вальс________ Полька _______ Мазурка _________ Полонез_______________


7.Назови песни, выученные на уроках музыки, которые ты могла бы:
а) спеть одна; б) спеть в хоре.

Спеть одна_____________________________________________________________

Спеть в хоре___________________________________________________________

8.Как ты оцениваешь выразительность своего пения? Нужное — подчеркни.


Отлично Хорошо Плохо


9.Назови полюбившиеся тебе музыкальные произведения из радио- или теле-
передач, которые ты послушал или посмотрел дома.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Второе полугодие

1.Звучит финал Сонаты № 8 («Патетическая») Л. Бетховена.

Вопросы и задания:

а) напиши название произведения, фамилию компози­тора его сочинившего;

б) найди на доске первоначальную интонацию главной те­мы сочинения (поставь нужную цифру);

в) в какой форме написано это сочине­ние: трехчастная, вариации, рондо?

(Нужное — подчеркни.)

______________________________________________________________________

1 2 3 4

Трехчастная Вариации Рондо


2.Звучат в записи два фрагмента: «Богородице Дево, радуйся!» и Вокализ
С. Рахманинова.

Вопросы и задания:

а) напиши названия произведений, фамилию компози­тора;

б) в чем сходство между ними, в чем - различие?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Звучит джазовая импровизация «К Жако» Дж. Рейнхардта.

Вопрос:

а) к какой музыке — «серьезной» или «легкой» можно отнести это про­изведение?

(Нужное — подчеркни.)

Объясни свой выбор.

«Серьезная музыка» «Легкая музыка»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Назови известных тебе певцов-исполнителей, которые аккомпанируют себе
на гитаре.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5.Назови полюбившиеся тебе песни из программы по музыке для IV класса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________




6.К какому знакомому тебе музыкальному произведению относятся эти слова
(учитель читает): «Эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном
театре, но и в концертном зале, включенная в программу наряду с другими симфоническими

произведениями. Она и в таком исполнении будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно
нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей

ночью, рождается новый день.

Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света от почти полной темноты
до не слишком еще яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния.

Мы отдадим должное и чуткости композитора , с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности.

Вопросы:

а) Как называется это сочинение?

Кто его сочинил? Какой принцип развития использует композитор?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!