Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селиховская средняя общеобразовательная школа»
Курской области Курского района
Рассмотрена на заседании ШМО Принята на заседании ПС «Утверждаю»
Протокол №1 Протокол №1 Директор школы
от «___» августа 2022 г. от « » _________ 2022 г. __________/Н.В. Охотникова
Руководитель ШМО Председатель ПС Приказ № _____
_____________/___________/ __________ /Л.В. Срывкова/ от «_____»__________2022 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»
для 4 класса
начальное общее образование
Срок реализации: 1 год
Программа составлена учителем музыки Малышевой Н.Н. категория высшая
д. Селиховы Дворы
2022 - 2023 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 класса соответствует базовому уровню изучения предмета, составлена на основе и соответствует требованиям:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС начального общего образования);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Основной образовательной программы общего образования МБОУ «Селиховская средняя общеобразовательная школа» 2020-2024г.г. с изменениями и дополнениями.
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 1.2.3685-21;
7.Письма Роспотребнадзора N 02/16587-2020-24, Минпросвещения России N ГД-1192/03 от 12.08.2020 "Об организации работы общеобразовательных организаций";
Примерной программы по музыке для 1-7 классов и на основе авторской программы Е.Д.Крицкой, Г.А.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. (Рабочие программы. Музыка. 1-7 классы. Предметная линия учебников под редакцией Е.Д Крицкой, М.: Просвещение, 2018
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
1.Крицкая Е.Д. Музыка. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений ./ Е.Д.Крицкой, Г.А.Сергеевой, Т.С.Шмагиной – М.:Просвещение, 2019.
Программа детализирует и раскрывает содержание ФГОС по музыке, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет музыка.
2.Основные цели и задачи изучения музыки:
-
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
-
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластических движений и импровизация).
3.Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета
№ | Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | Текущая и промежуточная аттестация |
1 | Россия – Родина моя. | 4 | Обобщающий урок. |
2 | « О России петь – что стремиться в храм». | 6 | Урок – концерт. |
3 | «День, полный событий» | 5 | Обобщающий урок. |
4 | «Гори, гори ясно» | 4 | Тест . |
5 | « В концертном зале». | 6 | Слуховой диктант. |
6 | « В музыкальном театре». | 3 | Музыкальная викторина. |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 6 | Итоговое занятие. |
Календарно-тематическое планирование
| Дата | Наименование разделов, тем. | Кол-во часов |
п.д | ф.д |
1 | | | Мелодия «Ты запой мне ту песню…» Вводный | 1 |
2 | | | Как сложили песню. Звучащие картины. Расширение и углубление знаний | 1 |
3 | | | Ты откуда русская, зародилась, музыка?. Р/К Расширение и углубление знаний | 1 |
4 | | | «Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь» Расширение и углубление знаний | 1 |
| | | О России петь – что стремиться в храм (6 часов) | |
5. | | | Святые земли Русской | 1 |
6. | | | Праздников праздник, торжество из торжеств. Стр 32-25 | 1 |
7 | | | Родной обычай старины. Стр36-37 | 1 |
| | | «День, полный событий» ( 5 часов ) | |
8 | | | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Сообщение и усвоение новых знаний. Стр 42-43 | 1 |
9 | | | Зимнее утро, зимний вечер. Стр 44-4 | 1 |
10 | | | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Стр 48-51 Сообщение и усвоение новых знаний | 1 |
11 | | | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Стр 52-55 | 1 |
12 | | | «Приют, сияньем муз одетый…» (Обобщающий урок) | 1 |
| | | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |
13 | | | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Стр. 60-63 | 1 |
14 | | | Оркестр русских народных инструментов. Р/К Творческие коллективы Дона. Стр 64-65. | 1 |
15 | | | «Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах. стр 66-67 | 1 |
16 | | | «Музыкант-чародей». (Обобщающий урок 2 четверти) стр 66-67 | 1 |
17 | | | Народные праздники. Троица. Стр 68-71 | |
| | | 3 четверть. 6 часов « В концертном зале». | |
18 | | | Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо (скрипка, виолончель). Стр. 74-77 | 1 |
19 | | | Старый замок. Стр 78-79 | 1 |
20 | | | «Счастье в сирени живет…» стр 80-81 | 1 |
21 | | | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… стр 82-85 | 2 |
22 | | | Патетическая соната Л. Ван Бетховена. Годы странствий. Стр 86-87 | |
23 | | | Царит гармония оркестра. Стр 90-91 | 1 |
| | | 4 четверть. « В музыкальном театре». | |
24 | | | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». Стр94-95 | 1 |
25 | | | Опера «Хованщина» Исходила младёшенька. Стр 100-101 | 1 |
26 | | | Русский Восток. Восточные мотивы. Стр 102=103 Сообщение и усвоение новых знаний. | 1 |
27 | | | Оркестр русских народных инструментов. Р/К Творческие коллективы Дона | |
28 | | | Балет «Петрушка». Стр 106-107 | 1 |
29 | | | Театр музыкальной комедии. Стр 108-109 | 1 |
| | | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | |
30 | | | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Сообщение и усвоение новых знаний | 1 |
31 | | | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты Расширение и углубление знаний | 1 |
32 | | | В каждой интонации спрятан человек. Расширение и углубление знаний | 1 |
33 | | | Музыкальный сказочник. Расширение и углубление знаний | 1 |
34 | | | Рассвет на Москве-реке. Повторение и обобщение полученных знаний | 1 |
Учебно-методические пособия и справочные материалы
Литература для учителя:
- Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2019г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс», М., Просвещение, 2018
фонохрестоматия для 4 класса (2 диска)
- Е.Д.Критская «Музыка 4 класс»1 СD, mp
- Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2020 г.
- учебник «Музыка 4класс», М., Просвещение, 2019г.