СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 4 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области



«Согласовано»

Руководитель МО

___________/Ж.Б.Ауташева/


Протокол № ___ от «__»

____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ- СОШ с.Калининское »

_________________/О.В.Айсина/


«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ с.Калининское


________________/Л.М.Торопова/


Приказ № ___ от «__»____20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Маркеловой Надежды Викторовны,

первой категории




по музыке, 4 класс




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012 г.













2012 - 2013 учебный год





Рабочая программа по музыке

4 класс


Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке создана на основе:

•федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования по искусству;

• примерной программы начального общего образования по музыке;

• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,

Т. С. Шмагина;


Программа адресована учащимся 4-х классов общеобразовательных школ, рассчитана на 35 часов в учебный год (1 час в неделю)


Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Программа направлена на постижение закономерностей воз­никновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в ок­ружающем мире, специфики воздействия на духовный мир че­ловека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Урок музыки трактуется как урок искус­ства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наибо­лее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлен­ные в художественных образах.

Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
        — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Основные содержательные линии

Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Цели обучения

Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:

формирование основ музыкальной культуры;

развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;

освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.


Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.

2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение, 2010.


Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

  • слова и мелодию Гимна России;

  • смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

  • названия изученных жанров и форм музыки;

  • народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

  • названия изученных произведений и их авторов;

  • наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

  • исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

  • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

  • исполнения знакомых песен;

  • участия в коллективном пении;

  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.


Содержание тем учебного курса

Количество часов на изучение программы 35

Количество часов в неделю 1


Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 4 часа)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.


Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (3 часа)

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.


Раздел 3. «День, полный событий» ( 5 часов)

«В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.



Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 3 часа )

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,

предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.


Раздел 5. «В концертном зале» ( 8 час)

Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.


Раздел 6. «В музыкальном театре» ( 7 час)

Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.



Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 4 час)

Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная).Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.


Резерв 1 ч.




Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.

2. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 4 класс. (На аудиокассетах.)

3. Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007









Список литературы:

1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.

2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.

3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.

4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 2007.

5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.





















Учебно-тематическое планирование по музыке.

4 класс.

Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;

Всего 35 часа (1 час в неделю)

п/п

в теме

Тема урока

Использование ИКТ

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

Коррекция


Раздел 1. Россия – Родина моя (4 часа)

1

1

Мелодия «Ты запой мне ту песню»

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»


Найти стихи

о родине, родном крае, созвучные этой музыке




2

2

«Чего не выразишь словами?»

Как сложили песню

http://music.edu.ru/

Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта




3

3

«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

Нарисовать рисунок по теме




4

4

«Я пойду по полю белому…»

«На великий праздник собралася Русь!»


Выучить текст песни





Раздел 2. о России петь – что стремиться в храм (3 часа)

5

1

Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец

Презентация «Святые земли Русской»

Нарисовать рисунок по теме




6

2

Кирилл

и Мефодий

Презентация «Кирилл и Мефодий»

Придумать ритмический рисунок




7

3

Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Светлый праздник

. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Выучить текст песни





Раздел 3. день, полный событий (5 часов)

8

1

Приют спокойствия, трудов и вдохновения


Вспомнить стихотворения

А. С. Пуш-кина




9

2

Зимнее утро. Зимний вечер


Нарисовать рисунок по теме




10

3

Что за прелесть эти сказки! Три чуда!


Вспомнить сказки

А. С. Пуш-кина




11

4

Ярмарочное гулянье


Вспомнить русские народные песни




12

5

Святогорский монастырь. Приют, сиянием муз одетый

Презентация «Монастырь»

Придумать программу музыкального вечера




Раздел 4. гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)

13

1

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»


Вспомнить знакомые русские народные песни




14

2

Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей»


Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок»




15

3

Народные праздники. Троица


Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая»




Раздел 5. в концертном зале (8 часов)

16

1

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара)


Вспомнить басню





17

2

Вариации

на тему

рококо

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

Вариации

на тему

рококо




18

3

«Король инструментов – рояль». «Старый замок»,

М. П. Мусоргский

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

«Король инструментов – рояль». «Старый замок»,

М. П. Мусоргский




19

4

«Счастье

в сирене живет», С. Рахманинов

Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.


Придумать ритмический рисунок




20

5

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

Выучить текст песни




21

6

«Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

Вспомнить знакомые произведения

Л. Бетховена




22

7

Годы странствий.

М. И. Глинка

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

Нарисовать рисунок по теме




23

8

Царит гармония оркестра

Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Вспомнить название и авторов знакомых произведений

для симфонического оркестра




Раздел 6. в музыкальном театре (7 часов)

24

1

Опера «Иван Сусанин»,

М. Глинка.

Бал в замке польского короля (2-е действие)

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»


Выучить текст песни




25

2

«За Русь мы все стеной стоим…»

(3-е действие)

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»


Нарисовать рисунок по теме




26

3

Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин»,

М. Глинка

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»


Придумать ритмический рисунок




27

4

Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина»,

М. П. Мусоргский

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»


Выучить текст песни




28

5

Русский Восток. «Сезам, откройся!».

«Восточные мотивы»

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Нарисовать рисунок по теме




29

6

И. Ф. Стравинский.

Балет «Петрушка»


Вспомнить масленичные песни, игры, забавы




30

7

Театр музыкальной комедии.

Оперетта. Мюзикл


Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт





Раздел 7. «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа)

31

1

Прелюдия. Исповедь души.

Ф. Шопен «Революционный этюд»


Выучить текст песни




32

2

Мастерство исполнителя


Назвать известных исполнителей классической музыки




33

3

Музыкальный сказочник

Н. А. Римский-Корсаков


Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя

и волк»)




34

4

«Рассвет на Москве-реке».

М. П. Мусоргский


Повторить пройденный материал




35

5

Резерв