Рабочая программа по музыке для 4-го класса разработана на основе авторской программы М.С. Красильниковой «Музыка. К вершинам музыкального искусства», 2014 г.; Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. К вершинам музыкального искусства. Программа 1-4 классы. Смоленск. Ассоциация 21 век, 2014, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом возрастных особенностей обучающихся.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
•формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;
•формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные
Учащиеся научатся:
•логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
•применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
•обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
•понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
•осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;
•использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;
•пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
•научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
•удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
•принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
•договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
•выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
•прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
•мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
•ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
•действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
•понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
•слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
•понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
•использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
•опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
•приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
•совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
•создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты
У учащихся будут сформированы:
•первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
•основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
•представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
•активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; •слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;
•ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);
•наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
•моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
•использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
•воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать свое отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;
•планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
•ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
•творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
•организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
•оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета
№ | Содержание программного материала | Виды деятельности |
I четверть (9 ч) Художественный мир лирико-эпической оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» |
1 | Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Древнерусский эпос (легенды, предания, повествования) как основа либретто оперы. Жанровые особенности эпи- ческой оперы: образы и их развитие, характер музыкального действия, музыкальный язык Завязка лирической линии оперы. | Предполагают характер действия в опере-сказании, особенности её музыкального языка. Читают слова диалога Всеволода и Февронии, разбираются в значении незнакомых слов. По ключевым словам определяют обстановку действия. |
2 | Действие 1. Пустыня (три разворота) Выразительность и изобразительность музыкальной характеристики места и времени действия. Экспозиция образов Февронии и Всеволода: отношение к миру, нравственные ценности. Характерные интонации музыкальной речи героев. | Слушают диалог Всеволода и Февронии, характеризуют их музыкальные образы. Определяют певческие голоса героев и характерные интонации музыкальной речи. Слушают вступление к опере, напевают и пластически интонируют его темы. Слушают и разучивают ариозо Февронии. |
3 | Действие 2. Малый Китеж (пять разворотов) Жанровая палитра сцены народного гуляния (медвежья потеха, былина гусляра, корительная, свадебная). Музыкальный портрет Гришки Кутерьмы, жанровые истоки и основные интонации его музыкальной характеристики. Столкновение нравственных позиций Февронии и Кутерьмы, интонационно-жанровый контраст их музыкального языка. Завязка героико-патриотической линии оперы, музыкально-образные характеристики русских и татар. Русская историческая песня «Про татарский полон» – одна из характеристик образа татар. Драматические события финала второго действия. | Предвосхищают построение оперной сцены массового гуляния. Слушают и разучивают песню Медведчика, подыскивают «движения» для сценического образа медведя, передают в пантомиме впечатления людей, разыгрывают сцену потехи. Слушают песню гусляра, характеризуют склад его музыкальной речи, размышляют над смыслом предсказаний, разучивают былину гусляра с комментариями народа. Слушают и разучивают реплики Гришки Кутерьмы, выявляют характерные интонации и жанровые основы его музыкальной речи, импровизируют его сценический образ, размышляют о его отношении к жизни, себе и другим людям. |
4 | Действие 3. Картина 1. Большой Китеж (три разворота) Рассказ Поярка о событиях в Малом Китеже. Реакции китежан на трагическую весть, интонационно-жанровые истоки их музыкальной речи (молитва китежан, плач отрока, монолог-размышление Юрия, походная дружинников). Чудесное преображение Большого Китежа. Симфоническая картина «Сеча при Керженце» – музыкальные характеристики противоборствующих сил, этапы развёртывания «действия», исход битвы. | Слушают сцену Поярка с китежанами, разучивают реплику народа, расспрашивающего Поярка о случившемся, разучивают мелодию рассказа Поярка. Импровизируют послание китежанам татар на основе их лейттем, слушают этот эпизод в опере, определяют его построение. Моделируют реакции разных групп китежан на страшное известие. Разучивают фрагменты монолога князя Юрия, определяют круг интонаций, характерных для его музыкальной речи. Разучивают молитву китежан. |
5 | Действие 3. Картина 2. Берег озера Светлый Яр Развитие образов Февронии и Гришки Плач Февронии и его интонационно жанровая характеристика. Реакция татар на чудесное преображение Большого Китежа. | Слушают сцену волшебного преображения Китежа, характеризуют выразительные и изобразительные средства музыки, определяют смысл включения интонаций из оперы «Князь Игорь» А. Бородина в сцену преображения Китежа. Моделируют драматургию симфонической картины боя, напевают темы для музыкальных характеристик русских и татар. Слушают, воссоздают события боя по музыке. |
6 | Действие 4. Картина 1. Лесная чаща (два разворота) Вступление – музыкальная характеристика обстановки действия. Развитие образов Февронии и Гришки (продолжение). Молитва и «свистопляска» Гришки. Трансформация интонаций Кутерьмы в сцене безумия. Этапы чудесного преображения природы. Восхождение Февронии и призрака Всеволода. | Моделируют музыкальную картину лесной чащи. Слушают и сравнивают начало четвёртого действия со вступлением к опере. Слушают диалог Февронии и Гришки, размышляют о влиянии на них свершившегося чуда, анализируют изменения их музыкальной речи. Читают слова молитвы, моделируют её интонационное содержание и сочетание голосов. Слушают сцену молитвы, размышляют о влиянии молитвы на Гришку. Инсценируют фрагмент сцены молитвы. Напевают мелодию пляски, анализируют конструктивное родство темы пляски и темы похвалы пустыне |
7 | Действие 4. Картина 2. Невидимый град Китеж Музыкальная характеристика волшебного Китежа. Завершение лирической линии оперы – свадебный обряд. Завершение нравственно-этической линии оперы – письмо Февронии к Гришке. Нравственно-философская идея оперы. | Читают слова молитвы, моделируют её интонационное содержание и сочетание голосов. Слушают сцену молитвы, размышляют о влиянии молитвы на Гришку. Инсценируют фрагмент сцены молитвы. Напевают мелодию пляски, анализируют конструктивное родство темы пляски и темы похвалы пустыне. Слушают и поют колыбельную Февронии, выявляют её жанровые признаки. |
8 | Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Обобщение (два разворота) Эпическая опера. Многоплановость драматургии: столкновение китежского и татарского «миров», лирическая линия Февронии и Всеволода, нравственный «поединок» Февронии и Кутерьмы. Лейттемы и лейтинтонации в опере. Разнообразие народно-жанровых истоков музыкального языка оперы. Композиция оперы. | Напевают лейттемы, слушают их варианты и определяют, в какой момент действия звучат эти темы. Характеризуют три сюжетные линии оперы, дают им обобщённое название, выявляют ключевые моменты в развитии каждой линии. |
9 | ЗАЩИТА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Темы музыкальных проектов: «История создания оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова»; «Легенды и предания о святых Петре и Февронии Муромских»; «Эскизное исполнение фрагмента оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова»; «Музыкальные характеристики героев оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова» и др. | Приводят примеры пересечения разных сюжетных линий в судьбах героев оперы. Смотрят две интерпретации одного фрагмента оперы и обсуждают особенности сценического воплощения в каждой версии. |
II четверть (7 ч) Художественный мир эпической симфонии. Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина |
10 | А. П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская») Симфонический цикл, его строение, характер частей (на примере симфоний). Предполагаемый круг образов «Богатырской» симфонии А. П. Бородина. | Вспоминают построение симфонического цикла, характер каждой его части. Напевают основные темы частей . Предполагают круг образов и характер частей Богатырской симфонии Бородина. Вспоминают музыку пройденных произведений Бородина и напевают темы для частей «Богатырской» симфонии. |
11 | Часть 1. Главная тема. Главная тема в экспозиции, репризе, коде – этапы становления героя симфонии. Увеличение. Предполагаемые варианты преобразования главной темы в разработке. | Предполагают возможные варианты дальнейших преобразований темы. Слушают, характеризуют, пластически интонируют тему второго героя симфонии. Анализируют интонационные связи музыки первого и второго героев. |
12 | Часть 1. Экспозиция (два разворота). Композиционные функции основных тем экспозиции. Музыкальные образы экспозиции и их взаимодействие. Народно-жанровые основы тематизма, ритмические, тембровые, динамические особенности. Акцент. Тенденции развития основных тем-образов. | Слушают разработку, определяют этапы в её развитии, характеризуют преобразования и взаимодействие тем, напевают примеры. Составляют исполнительский план разработки, подбирают жесты для разных проведений тем. Осмысливают характер звучания интонаций главной и побочной в заключительной теме, их преобразование и взаимодействие. Обобщают первую часть симфонии в разных видах музыкальной деятельности, ориентируясь по графическому конспекту |
13 | Часть 1. Разработка Композиционные функции разработки. Этапы развития музыкального действия в разработке. Изменение характера тем, способы их преобразования. Мотивно-тема- тическое развитие. Остинато, маркато, стретта. |
14 | Часть 1. Реприза и кода Композиционные функции репризы и коды. Изменения тематизма по сравнению с экспозицией, разработкой. Увеличение, уменьшение, секвенции. |
15 | Часть 1. Графический конспект Соотнесение музыкальной истории первой части симфонии А. П. Бородина с её графическим конспектом. Темы-образы и их взаимодействие. Этапы развития музыкальной истории первой части. | Пластически интонируют первую часть симфонии. |
16 | Часть 2. Скерцо Картина «богатырских игрищ». Основные темы части, сопоставление «русских» и «восточных» интонаций. Средства выразительности. Остинато. Синкопа. Построение скерцо (трёхчастная форма). Интонационно-образные связи с первой частью. | Вспоминают скерцо симфоний Л.Бетховена, П. Чайковского, напевают их темы, предполагают, какую картину из жизни богатырей «нарисует» в скерцо композитор. Моделируют темы для скерцо. Слушают вторую часть целиком, характеризуют выразительные и изобразительные особенности её музыки. |
III четверть (10часов) |
17 | Часть 3. Анданте. Содержание медленной части симфонии и особенности её построения. Образ сказителя Баяна: музыкальное воплощение традиций былинного распева, звукоподражание переборам гуслей. Интонационные связи тематизма с музыкой предшествующих частей. | Слушают начало третьей части, по музыке определяют образ, созданный композитором. Разучивают основную тему. Слушают третью часть симфонии, разучивают основные темы, дают им название. |
18 | Часть 4. Финал Картина народного праздника. Основные темы финала. Обобщение сфер симфонии. Связи частей симфонии. | Предполагают характер образов финала симфонии А. П. Бородина . Слушают финал симфонии Бородина, разучивают и исполняют основные темы. Выявляют интонационные связи тем финала с музыкой предшествующих частей. |
19 | А. П. Бородин. Симфония № 2. Обобщение Своеобразие музыкальных образов и их развёртывания в «Богатырской» симфонии А. П. Бородина. Характер частей и их последовательность в эпической симфонии. Интонационно-тематические связи между частями симфонии. Интонационно-образные связи «Богатырской» симфонии с оперой «Князь Игорь». Сравнение двух интерпретаций фрагмента симфонии (по выбору). Особенности стиля А. П. Бородина. «Конкурс дирижеров». | Напевают, пластически интонируют основные этапы развёртывания музыкальной истории Второй симфонии А. П. Бородина. Вспоминают и напевают сходные темы из Второй симфонии и романса «Спящая княжна» А. П. Бородина. Определяют характерные черты музыки А. П. Бородина. |
| Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского «Пиковая дама» | |
20 | П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама» Литературная основа оперы. Интродукция: сопоставление трёх интонационных сфер (повествовательная, драматическая, лирическая). Моделирование идеи оперы по характеру тем интродукции и их последовательности. | Слушают интродукцию к опере «Пиковая дама», напевают её основные темы. Соотносят образы интродукции с похожими образами пройденных произведений П. Чайковского и характеризуют их. Предполагают основные сюжетные линии и идею оперы, ориентируясь по названию оперы, характерам тем и их последовательности. Составляют композицию сцены и разыгрывают её по ролям. Слушают диалог Сурина и Чекалинского и составляют первоначальное представление об образе Германа. |
21 | Картина 1. В Летнем саду (четыре разворота) Музыкальные характеристики места и времени действия, разных групп гуляющих. Музыкальные образы главных героев оперы, разнообразие форм и жанров в характеристике героев (ариозо, дуэт, квинтет, баллада и др.). Завязка лирической (ариозо Германа) и драматической (баллада Томского) линий развития оперы |
22 | Картина 2. В комнате Лизы (два разворота) Музыкальная характеристика атмосферы жизни Лизы и её подруг. Вокальные жанры: романс и песня. Сцена Лизы и Германа. Прорастание интонаций темы любви в музыкальной речи Лизы и Германа. Ария Лизы и ариозо Германа: интонационные и жанровые особенности, построение. Драматургическая роль оркестра в опере. Как соотносятся темы оперы? Лейттемы и лейтинтонации оперы. Конструктивное родство контрастных тем. | Слушают и разучивают дуэт Лизы и Полины, романс Полины и песню девушек в опоре наьграфическую запись, выявляют интонационно-образные и жанровые особенности романса и песни. По музыке характеризуют атмосферу девичника, соотносят её с внутренним миром героини. Составляют музыкальную композицию сцены и разыгрывают её в классе. Слушают арию Лизы, напевают её мелодии в опоре на графическую запись, выявляют этапы в развитии состояния героини. |
23 | Картина 3. Бал в доме знатного вельможи (два разворота) Сцена великосветского бала: музыкальная характеристика, жанровые атрибуты. Музыкальный портрет Елецкого, его отношение к Лизе. Записка Лизы. Мелодекламация. Пастораль «Искренность пастушки». Соотношение музыкального языка в пасторали и основном действии оперы. Выбор Лизы. Разлад в душе Германа. Характеризовать по музыке обстановку бала, настроение гостей, выявлять жанровые признаки полонеза. Узнавать на слух и напевать мелодию арии Елецкого, сопоставлять тему арии с другими лирическими темами оперы. Узнавать на слух и импровизировать чтение. Германом записки Лизы, характеризовать приём мелодекламации. Объяснять причины повторения офицерами фразы Шутка офицеров. Лейт-темы оперы и смысл их появления в картине. | Слушают начало сцены бала, характеризуют настроение гостей, определяют по музыке танец, который открывает бал, и выявляют его интонационно-жанровые признаки. Передают характер музыки в движении. Слушают арию Елецкого, разучивают её мелодию с ориентацией на нотную запись, сравнивают и напевают характерные интонации музыкальной речи князя, Германа и Лизы.Слушают фрагмент подшучивания офицеров над Германом, выявляют связь шутки с балладой Томского. Анализируют отношение Германа к их словам. Выявляют звучание лейттем оперы и определяют их смысл. Слушают фрагменты интермедии, анализируют её сюжет. Размышляют о сходстве жизненных ситуаций героев интермедии и оперы. Слушают завершение картины,по музыке предугадывают намерения Германа. Размышляют над жизненным содержанием сценического действия. |
24 | Картина 4. В покоях графини (два разворота). Музыкальная характеристика места и времени действия, состояния Германа. Выразительность и изобразительность музыки. Остинато струнных инструментов. Монолог Германа. Музыкальный портрет Графини, её окружение (хор приживалок). Монолог и песенка Графини. Диалог-поединок Графини и Германа – трагическая кульминация оперы. Интеграция и переинтонирование лейтинтонаций оперы. Роль оркестра в передаче состояний Графини. Причины отчаяния Германа и Лизы. |
25 | Картина 5. В казарме. Комната Германа. Многоплановость музыкальной характеристики действия: жанровые атрибуты военного быта (сигнал трубы и дробь барабана), воспоминания (хорал) и страдания Германа (диалог в оркестре). Речитатив и мелодекламация. Преобразования лейттем в сцене призрака Графини и Германа. | Слушают, напевают, пластически интонируют и характеризуют оркестровое вступление к пятой картине, выявляют разнообразие его жанровых истоков. Слушают, напевают, пластически интонируют и характеризуют оркестровое вступление к пятой картине, выявляют разнообразие его жанровых истоков. Определяют по музыке обстановку действия, состояние героя. |
26 | Картина 6. На набережной. Завершение развития образа Лизы. Вступление к картине: жанровая основа (траурный марш), интонационные связи с музыкой второй картины. Содержание и построение арии Лизы, интонационные истоки её мелодии. Этапы развития дуэта Лизы и Германа. Крушение мечты Лизы о счастье. |
IV четверть (8 уроков) |
27 | Картина 7. В игорном доме. Хор гостей игорного дома, их отношение к жизни. Заключительная сцена, её построение. Ариозо ослеплённого удачей Германа: синтез и преобразование контрастных лейт-интонаций оперы. Просветление сознания Германа: прощание с Лизой и Елецким. Тема любви как нравственный итог оперы. | Слушают картину до конца, характеризуют необычные исполнительские приёмы в вокальных партиях героев, объясняют их связь со сценическим действием. Размышляют о выборе, который предстоит сделать Герману. |
28 | П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». Обобщение (два разворота) Сюжетные линии, этапы развития конфликта, композиция оперы. Лейт-темы и лейтинтонации оперы, развитие основных тем-образов. Баллада Томского и её роль в музыкальной драматургии оперы. Сравнение конфликтов в операх «Пиковая дама» П. Чайковского и «Иван Сусанин» М. Глинки. | Вспоминают героев оперы и происходящие с ними события. Характеризуют завязку, кульминацию и развязку действия. Анализируют построение оперы, её экспозицию, разработку, репризу. Раскрывают содержание основных сюжетных линий оперы, выявляют отличие конфликта в операх «Пиковая дама» П. Чайковского и «Иван Сусанин» М. Глинки. |
Традиции музыкальной культуры моего народа |
29 | Народная музыка в произведениях русских композиторов (три разворота). Разнообразие жанров народной музыки (гимн, колыбельная, хороводная, былина, историческая, солдатская, корительная, свадебная, лирическая, шуточная, частушка, плясовая, плач). Музыкальный материал: Г. Свиридов. Кантата«Курские песни».Р. Щедрин «Озорные частушки». Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе. | Размышляют над жанровой основой мелодий, дают характеристику каждому жанру народной музыки в соответствии с жизненным предназначением и особенностями музыкального языка. Дополняют перечень музыкальных примеров жанров Слушают первую часть кантаты Г. Свиридова, анализируют композиторскую интерпретацию песни, отмечают особенности звучания симфонического оркестра. |
30 | Образы природы в произведениях русских композиторов (три разворота) Разнообразие образов природы, выразительность и изобразительность их характеристик. Связь образов природы с жизнью героев произведений разных музыкальных жанров. Музыкальный материал: С. Рахманинов. Романс «Здесь хорошо», Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе. | Характеризуют выразительные и изобразительные особенности музыки, выявляют связь образов природы с жизнью героев этих произведений. Слушают, разучивают и характеризуют романс С. Рахманинова «Сирень», наблюдают за развёртыванием в мелодии начальной интонации. |
31 | Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов (два разворота) Многоплановость образов защитников Отечества, интонационное родство их музыкальных характеристик с образами народа. Образы врагов и столкновение противоборствующих сил. | Напевают музыкальные характеристики защитников и врагов народа. Приводят примеры воплощения в музыке столкновения противоборствующих сил, напевают темы, которыми эти силы представлены. |
32 | Государственный гимн России. Музыка А. В. Александрова Слова С. В. Михалкова Гимн – символ государства России | Слушают и разучивают Государственный гимн России, приводят примеры звучания гимна России у нас в стране и за рубежом. |
33 | По страницам произведений русской музыкальной классики Эпический, драматический, лирический характеры отражения жизни в музыке. Включение композитором в свою музыку известных интонаций и тем, написанных другим композитором. Смысл реминисценций в музыке. Музыкальный материал: Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе. | Смотрят видеофрагменты хора «Ой, беда идёт, люди» и рассказа Поярка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Сравнивают отражение одного события в разных сценах оперы. Вспоминают и исполняют начало сцены затмения в опере А. П. Бородина «Князь Игорь». |
34 | Мир музыки моего народа Палитра образов, жанров, стилей музыки русских композиторов. Музыкальный материал: Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе. | Сравнивают музыку начала сцены преображения Большого Китежа из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и эпизода появления княгини Ярославны из интродукции оперы «Князь Игорь». Проводят в классе игру знатоков русской классической музыки. |
Календарно-тематическое планирование
Приме-чание | № п\п | Тема урока | Коли- чество часов | Домашнее задание |
I четверть (9 ч) Художественный мир лирико-эпической оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» |
| 1 | Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». | 1 | Понятие «Опера» |
| 2 | Действие 1. Пустыня (три разворота) | 1 | Разучить ариозо Февронии |
| 3 | Действие 2. Малый Китеж (пять разворотов) | 1 | Слушать песню Медведчика |
| 4 | Действие 3. Картина 1. Большой Китеж (три разворота) | 1 | Разучитьь фрагмент монолога князя Юрия |
| 5 | Действие 3. Картина 2. Берег озера Светлый Яр | 1 | Моделировать драматургию симфонической картины боя |
| 6 | Действие 4. Картина 1. Лесная чаща (два разворота) | 1 | Напевать мелодию пляски |
| 7 | Действие 4. Картина 2. Невидимый град Китеж | 1 | Разучить колыбельную Февронии |
| 8 | Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Обобщение (два разворота) | 1 | Охарактеризовать сюжетные линии оперы |
| 9 | ЗАЩИТА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ | 1 | Повторить музыкальные понятия |
II четверть (7 ч) Художественный мир эпической симфонии. Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина |
| 10 | А. П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская») | 1 | Слушать симфонию |
| 11 | Часть 1. Главная тема | 1 | Слушать и разучивать заключи-тельную тему |
| 12 | Часть 1. Экспозиция (два разворота) | 1 | Слушать коду, сравнивать музыку в начале и завершении первой части. |
| 13 | Часть 1. Разработка | 1 | Слушать и осмысливать характер звучания музыки |
| 14 | Часть 1. Реприза и кода | 1 | Осмысливать характер звучания с интонаций в теме |
| 15 | Часть 1. Графический конспект | 1 | Осмысливать характер звучания с интонаций в теме |
| 16 | Часть 2. Скерцо | 1 | Петь и интонировать основные темы скерцо |
III четверть (10часов) |
| 17 | Часть 3. Анданте | 1 | Характеризуют былинный склад музыкальной речи Баяна |
| 18 | Часть 4. Финал | 1 | Выбирают фрагмент финала симфонии, составляют его исполнительский план |
| 19 | А. П. Бородин. Симфония № 2. Обобщение | 1 | Напевают и характеризуют сходные темы из Второй симфонии и оперы «Князь Игорь» А. П. Бо-родина. |
Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского «Пиковая дама» |
| 20 | П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама» | 1 | Разучивать хор мальчиков |
| 21 | Картина 1. В Летнем саду (четыре разворота) | 1 | Разучивать балладу Томского |
| 22 | Картина 2. В комнате Лизы (два разворота) | 1 | Подобрать тему для неожиданного появления Графини |
| 23 | Картина 3. Бал в доме знатного вельможи (два разворота) повторения офицерами | 1 | Характеризовать отличия музыки интермедии от музыки основного действия оперы. |
| 24 | Картина 4. В покоях графини (два разворота). | 1 | Разучивать и разыграть дуэт Прилепы и Миловзора. |
| 25 | Картина 5. В казарме. Комната Германа | 1 | Подобрать интонации для музыкальной речи призрака Графини. |
| 26 | Картина 6. На набережной | 1 | Импровизировать чтение послания Герману от Лизы |
IV четверь (8 уроков) |
| 27 | Картина 7. В игорном доме | 1 | Слушать и разучивать арию Лизы |
| 28 | П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». Обобщение (два разворота) | 1 | Анализировать балладу Томского, её интонационное содержание |
Традиции музыкальной культуры моего народа |
| 29 | Народная музыка в произведениях русских композиторов (три разворота) | 1 | Читать слова курской народной песни «Зелёный дубок» |
| 30 | Образы природы в произведениях русских композиторов (три разворота) | 1 | Сопоставляют музыку медленной части Второго концерта С. Рахманинова с музыкой медленных частей симфоний Л. Бетховена, П. Чайковского, В. А. Моцарта |
| 31 | Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов (два разворота) | 1 | Исполняют один из фрагментов произведения (по желанию учащихся). |
| 32 | Государственный гимн России. Музыка А. В. Александрова Слова С. В. Михалкова | 1 | Разучивают гимн РФ |
| 33 | По страницам произведений русской музыкальной классики | 1 | Приводят примеры лирических сцен из этой оперы. |
| 34 | Мир музыки моего народа | 1 | Слушать народную музыку |
| СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 заседания методического объединения учителей начальных классов от «30» августа 2018 года Руководитель МО М.А. Камаева |
| СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР М.В. Шулика «30» августа 2018 года |
20