СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке. 4 класс. УМК "Гармония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 4-го класса разработана на основе авторской программы М.С. Красильниковой «Музыка. К вершинам музыкального искусства», 2014 г.; Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. К вершинам музыкального искусства. Программа 1-4 классы. Смоленск. Ассоциация 21 век, 2014, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке. 4 класс. УМК "Гармония"»

Рабочая программа по музыке для 4-го класса разработана на основе авторской программы М.С. Красильниковой «Музыка. К вершинам музыкального искусства», 2014 г.; Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. К вершинам музыкального искусства. Программа 1-4 классы. Смоленск. Ассоциация 21 век, 2014, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом возрастных особенностей обучающихся.



1. Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные результаты:

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

•формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

•формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.



Метапредметные результаты:

Познавательные

Учащиеся научатся:

•логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

•применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

•обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

•понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

•осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

•использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;

•пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

•научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

•удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.



Регулятивные

Учащиеся научатся:

•принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

•договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

•выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

•прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

•мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

•ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

•действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.



Коммуникативные

Учащиеся научатся:

•понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

•слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

•понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

•использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

•опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

•приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

•совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

•создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.



Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

•первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

•основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

•представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

•активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; •слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

•ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);

•наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

•моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

•использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

•воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать свое отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

•планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

•ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

•творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

•организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

•оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).









  1. Содержание учебного предмета



Содержание программного материала

Виды деятельности


I четверть (9 ч)

Художественный мир лирико-эпической оперы Н. Римского-Корсакова

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

1

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Древнерусский эпос (легенды, предания, повествования) как основа либретто оперы. Жанровые особенности эпи- ческой оперы: образы и их развитие, характер музыкального действия, музыкальный язык Завязка лирической линии оперы.

Предполагают характер действия в опере-сказании, особенности её музыкального языка. Читают слова диалога Всеволода и Февронии, разбираются в значении незнакомых слов. По ключевым словам определяют обстановку действия.


2

Действие 1. Пустыня (три разворота)

Выразительность и изобразительность музыкальной характеристики места и времени действия. Экспозиция образов Февронии и Всеволода: отношение к миру, нравственные ценности. Характерные интонации музыкальной речи героев.

Слушают диалог Всеволода и Февронии, характеризуют их музыкальные образы. Определяют певческие голоса героев и характерные интонации музыкальной речи. Слушают вступление к опере, напевают и пластически интонируют его темы. Слушают и разучивают ариозо Февронии.

3

Действие 2. Малый Китеж (пять разворотов)

Жанровая палитра сцены народного гуляния (медвежья потеха, былина гусляра, корительная, свадебная). Музыкальный портрет Гришки Кутерьмы, жанровые истоки и основные интонации его музыкальной характеристики. Столкновение нравственных позиций Февронии и Кутерьмы, интонационно-жанровый контраст их музыкального языка. Завязка героико-патриотической линии оперы, музыкально-образные характеристики русских и татар. Русская историческая песня «Про татарский полон» – одна из характеристик образа татар. Драматические события финала второго действия.

Предвосхищают построение оперной сцены массового гуляния. Слушают и разучивают песню Медведчика, подыскивают «движения» для сценического образа медведя, передают в пантомиме впечатления людей, разыгрывают сцену потехи. Слушают песню гусляра, характеризуют склад его музыкальной речи, размышляют над смыслом предсказаний, разучивают былину гусляра с комментариями народа. Слушают и разучивают реплики Гришки Кутерьмы, выявляют характерные интонации и жанровые основы его музыкальной речи, импровизируют его сценический образ, размышляют о его отношении к жизни, себе и другим людям.

4

Действие 3. Картина 1. Большой Китеж (три разворота)

Рассказ Поярка о событиях в Малом Китеже. Реакции китежан на трагическую весть, интонационно-жанровые истоки их музыкальной речи (молитва китежан, плач отрока, монолог-размышление Юрия, походная дружинников). Чудесное преображение Большого Китежа. Симфоническая картина «Сеча при Керженце» – музыкальные характеристики противоборствующих сил, этапы развёртывания «действия», исход битвы.

Слушают сцену Поярка с китежанами, разучивают реплику народа, расспрашивающего Поярка о случившемся, разучивают мелодию рассказа Поярка. Импровизируют послание китежанам татар на основе их лейттем, слушают этот эпизод в опере, определяют его построение. Моделируют реакции разных групп китежан на страшное известие. Разучивают фрагменты монолога князя Юрия, определяют круг интонаций, характерных для его музыкальной речи. Разучивают молитву китежан.

5

Действие 3. Картина 2. Берег озера Светлый Яр

Развитие образов Февронии и Гришки Плач Февронии и его интонационно жанровая характеристика. Реакция татар на чудесное преображение Большого Китежа.

Слушают сцену волшебного преображения Китежа, характеризуют выразительные и изобразительные средства музыки, определяют смысл включения интонаций из оперы «Князь Игорь» А. Бородина в сцену преображения Китежа. Моделируют драматургию симфонической картины боя, напевают темы для музыкальных характеристик русских и татар. Слушают, воссоздают события боя по музыке.

6

Действие 4. Картина 1. Лесная чаща (два разворота)

Вступление – музыкальная характеристика обстановки действия. Развитие образов Февронии и Гришки (продолжение). Молитва и «свистопляска» Гришки. Трансформация интонаций Кутерьмы в сцене безумия. Этапы чудесного преображения природы. Восхождение Февронии и призрака Всеволода.

Моделируют музыкальную картину лесной чащи. Слушают и сравнивают начало четвёртого действия со вступлением к опере. Слушают диалог Февронии и Гришки, размышляют о влиянии на них свершившегося чуда, анализируют изменения их музыкальной речи. Читают слова молитвы, моделируют её интонационное содержание и сочетание голосов. Слушают сцену молитвы, размышляют о влиянии молитвы на Гришку. Инсценируют фрагмент сцены молитвы. Напевают мелодию пляски, анализируют конструктивное родство темы пляски и темы похвалы пустыне

7

Действие 4. Картина 2. Невидимый град Китеж

Музыкальная характеристика волшебного Китежа. Завершение лирической линии оперы – свадебный обряд. Завершение нравственно-этической линии оперы – письмо Февронии к Гришке. Нравственно-философская идея оперы.

Читают слова молитвы, моделируют её интонационное содержание и сочетание голосов. Слушают сцену молитвы, размышляют о влиянии молитвы на Гришку. Инсценируют фрагмент сцены молитвы. Напевают мелодию пляски, анализируют конструктивное родство темы пляски и темы похвалы пустыне. Слушают и поют колыбельную Февронии, выявляют её жанровые признаки.

8

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Обобщение (два разворота)

Эпическая опера. Многоплановость драматургии: столкновение китежского

и татарского «миров»,

лирическая линия Февронии и Всеволода, нравственный «поединок»

Февронии и Кутерьмы. Лейттемы и лейтинтонации в опере. Разнообразие народно-жанровых истоков музыкального языка оперы. Композиция оперы.

Напевают лейттемы, слушают их варианты и определяют, в какой момент действия звучат эти темы. Характеризуют три сюжетные линии оперы, дают им обобщённое название, выявляют ключевые моменты в развитии каждой линии.

9

ЗАЩИТА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Темы музыкальных проектов: «История создания оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова»; «Легенды и предания о святых Петре и Февронии Муромских»; «Эскизное исполнение фрагмента оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Н. А. Римского-Корсакова»; «Музыкальные характеристики героев оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова» и др.


Приводят примеры пересечения разных сюжетных линий в судьбах героев оперы. Смотрят две интерпретации одного фрагмента оперы и обсуждают особенности сценического воплощения в каждой версии.


II четверть (7 ч)

Художественный мир эпической симфонии. Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина

10

А. П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»)

Симфонический цикл, его строение, характер частей (на примере симфоний).

Предполагаемый круг образов «Богатырской» симфонии А. П. Бородина.

Вспоминают построение симфонического цикла, характер каждой его части. Напевают основные темы частей . Предполагают круг образов и характер частей Богатырской симфонии Бородина. Вспоминают музыку пройденных произведений Бородина и напевают темы для частей «Богатырской» симфонии.

11

Часть 1. Главная тема.

Главная тема в экспозиции, репризе, коде – этапы становления героя симфонии. Увеличение. Предполагаемые варианты преобразования главной темы в разработке.

Предполагают возможные варианты дальнейших преобразований темы. Слушают, характеризуют, пластически интонируют тему второго героя симфонии. Анализируют интонационные связи музыки первого и второго героев.

12

Часть 1. Экспозиция (два разворота).

Композиционные функции основных тем экспозиции. Музыкальные образы экспозиции и их взаимодействие. Народно-жанровые основы тематизма, ритмические, тембровые, динамические особенности. Акцент.

Тенденции развития основных тем-образов.

Слушают разработку, определяют этапы в её развитии, характеризуют преобразования и взаимодействие тем, напевают примеры. Составляют исполнительский план разработки, подбирают жесты для разных проведений тем. Осмысливают характер звучания интонаций главной и побочной в заключительной теме, их преобразование и взаимодействие. Обобщают первую часть симфонии в разных видах музыкальной деятельности, ориентируясь по графическому конспекту

13

Часть 1. Разработка

Композиционные функции разработки. Этапы развития музыкального действия в разработке. Изменение характера тем, способы их преобразования. Мотивно-тема-

тическое развитие. Остинато, маркато, стретта.

14

Часть 1. Реприза и кода

Композиционные функции репризы и коды. Изменения тематизма по сравнению с экспозицией, разработкой. Увеличение, уменьшение, секвенции.

15

Часть 1. Графический конспект

Соотнесение музыкальной истории первой части симфонии А. П. Бородина с её графическим конспектом. Темы-образы и их взаимодействие. Этапы развития музыкальной истории первой части.

Пластически интонируют первую часть симфонии.

16

Часть 2. Скерцо

Картина «богатырских игрищ». Основные темы части, сопоставление

«русских» и «восточных» интонаций. Средства выразительности. Остинато.

Синкопа. Построение скерцо (трёхчастная форма). Интонационно-образные связи с первой частью.

Вспоминают скерцо симфоний Л.Бетховена, П. Чайковского, напевают их темы, предполагают, какую картину из жизни богатырей «нарисует» в скерцо композитор. Моделируют темы для скерцо. Слушают вторую часть целиком, характеризуют выразительные и изобразительные особенности её музыки.


III четверть (10часов)

17

Часть 3. Анданте.

Содержание медленной части симфонии и особенности её построения. Образ сказителя Баяна: музыкальное воплощение традиций былинного распева, звукоподражание переборам гуслей. Интонационные связи тематизма с музыкой предшествующих частей.

Слушают начало третьей части, по музыке определяют образ, созданный композитором. Разучивают основную тему. Слушают третью часть симфонии, разучивают основные темы, дают им название.

18

Часть 4. Финал

Картина народного праздника. Основные темы финала. Обобщение

сфер симфонии. Связи частей симфонии.

Предполагают характер образов финала симфонии А. П. Бородина . Слушают финал симфонии Бородина, разучивают и исполняют основные темы. Выявляют интонационные связи тем финала с музыкой предшествующих частей.

19

А. П. Бородин. Симфония № 2. Обобщение

Своеобразие музыкальных образов и их развёртывания в «Богатырской» симфонии А. П. Бородина. Характер частей и их последовательность в эпической симфонии.

Интонационно-тематические связи между частями симфонии. Интонационно-образные связи «Богатырской» симфонии с оперой «Князь Игорь». Сравнение двух интерпретаций фрагмента симфонии (по выбору).

Особенности стиля А. П. Бородина.

«Конкурс дирижеров».

Напевают, пластически интонируют основные этапы развёртывания музыкальной истории Второй симфонии А. П. Бородина. Вспоминают и напевают сходные темы из Второй симфонии и романса «Спящая княжна» А. П. Бородина. Определяют характерные черты музыки А. П. Бородина.



Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»


20

П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама»

Литературная основа оперы. Интродукция: сопоставление трёх интонационных сфер (повествовательная, драматическая, лирическая). Моделирование идеи оперы по характеру тем интродукции и их последовательности.

Слушают интродукцию к опере «Пиковая дама», напевают её основные темы. Соотносят образы интродукции с похожими образами пройденных произведений П.

Чайковского и характеризуют их. Предполагают основные сюжетные линии и идею оперы, ориентируясь по названию оперы, характерам тем и их последовательности. Составляют композицию сцены и разыгрывают её по ролям. Слушают диалог Сурина и Чекалинского и составляют первоначальное представление об образе Германа.

21

Картина 1. В Летнем саду (четыре разворота)

Музыкальные характеристики места и времени действия, разных групп гуляющих. Музыкальные образы главных героев оперы, разнообразие форм и жанров в характеристике героев (ариозо, дуэт, квинтет, баллада и др.). Завязка лирической (ариозо Германа) и драматической (баллада Томского) линий развития оперы

22

Картина 2. В комнате Лизы (два разворота)

Музыкальная характеристика атмосферы жизни Лизы и её подруг. Вокальные жанры: романс и песня. Сцена Лизы и Германа. Прорастание интонаций темы любви в музыкальной речи Лизы и Германа. Ария Лизы и ариозо Германа: интонационные и жанровые особенности, построение. Драматургическая роль оркестра в опере. Как соотносятся темы оперы? Лейттемы и лейтинтонации оперы. Конструктивное родство контрастных тем.

Слушают и разучивают дуэт Лизы и Полины, романс Полины и песню девушек в опоре наьграфическую запись, выявляют интонационно-образные и жанровые особенности романса и песни. По музыке характеризуют атмосферу девичника, соотносят её с внутренним миром героини. Составляют музыкальную композицию сцены и разыгрывают её в классе. Слушают арию Лизы, напевают её мелодии в опоре на графическую запись, выявляют этапы в развитии состояния героини.

23

Картина 3. Бал в доме знатного вельможи (два разворота)

Сцена великосветского бала: музыкальная характеристика, жанровые атрибуты. Музыкальный портрет Елецкого, его отношение к Лизе. Записка Лизы. Мелодекламация. Пастораль «Искренность пастушки». Соотношение музыкального языка в пасторали и основном действии оперы. Выбор Лизы. Разлад в душе Германа. Характеризовать по музыке обстановку бала, настроение гостей, выявлять жанровые признаки полонеза. Узнавать на слух и напевать мелодию арии Елецкого, сопоставлять тему арии с другими лирическими темами оперы. Узнавать на слух и импровизировать чтение. Германом записки Лизы, характеризовать приём мелодекламации. Объяснять причины повторения офицерами фразы Шутка офицеров. Лейт-темы оперы и смысл их появления в картине.

Слушают начало сцены бала, характеризуют настроение гостей, определяют по музыке танец, который открывает бал, и выявляют его интонационно-жанровые признаки. Передают характер музыки в движении. Слушают арию Елецкого, разучивают её мелодию с ориентацией на нотную запись, сравнивают и напевают характерные интонации музыкальной речи князя, Германа и Лизы.Слушают фрагмент подшучивания офицеров над Германом, выявляют связь шутки с балладой Томского. Анализируют отношение Германа к их словам. Выявляют звучание лейттем оперы и определяют их смысл. Слушают фрагменты интермедии, анализируют её сюжет. Размышляют о сходстве жизненных ситуаций героев интермедии и оперы. Слушают завершение картины,по музыке предугадывают намерения Германа. Размышляют над жизненным содержанием сценического действия.

24

Картина 4. В покоях графини (два разворота).

Музыкальная характеристика места и времени действия, состояния Германа. Выразительность и изобразительность музыки. Остинато струнных инструментов. Монолог Германа. Музыкальный портрет Графини, её окружение (хор приживалок). Монолог и песенка Графини. Диалог-поединок Графини и Германа – трагическая кульминация оперы. Интеграция и переинтонирование лейтинтонаций оперы. Роль оркестра в передаче состояний Графини. Причины отчаяния Германа и Лизы.

25

Картина 5. В казарме. Комната Германа.

Многоплановость музыкальной характеристики действия: жанровые атрибуты военного быта (сигнал трубы и дробь барабана), воспоминания (хорал) и страдания Германа (диалог в оркестре). Речитатив и мелодекламация. Преобразования лейттем в сцене призрака Графини и Германа.

Слушают, напевают, пластически интонируют и характеризуют оркестровое вступление к пятой

картине, выявляют разнообразие его жанровых истоков. Слушают, напевают, пластически

интонируют и характеризуют оркестровое вступление к пятой картине, выявляют разнообразие его жанровых истоков. Определяют по музыке обстановку действия, состояние героя.


26

Картина 6. На набережной.

Завершение развития образа Лизы. Вступление к картине: жанровая основа (траурный марш), интонационные связи с музыкой второй картины. Содержание и построение арии Лизы, интонационные истоки её мелодии. Этапы развития дуэта

Лизы и Германа. Крушение мечты Лизы о счастье.


IV четверть (8 уроков)

27

Картина 7. В игорном доме.

Хор гостей игорного дома, их отношение к жизни. Заключительная сцена, её построение. Ариозо ослеплённого удачей Германа: синтез и преобразование контрастных лейт-интонаций оперы. Просветление сознания Германа: прощание с Лизой и Елецким. Тема любви как нравственный итог оперы.

Слушают картину до конца, характеризуют необычные исполнительские приёмы в вокальных партиях героев, объясняют их связь со сценическим действием. Размышляют о выборе, который предстоит сделать Герману.

28

П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». Обобщение (два разворота)

Сюжетные линии, этапы развития конфликта, композиция оперы. Лейт-темы и лейтинтонации оперы, развитие основных тем-образов. Баллада Томского и её

роль в музыкальной драматургии оперы. Сравнение конфликтов в операх «Пиковая дама» П. Чайковского и «Иван Сусанин» М. Глинки.

Вспоминают героев оперы и происходящие с ними события. Характеризуют завязку, кульминацию и развязку действия. Анализируют построение оперы,

её экспозицию, разработку, репризу. Раскрывают содержание основных сюжетных линий оперы, выявляют отличие конфликта в операх «Пиковая дама» П. Чайковского и «Иван Сусанин» М.

Глинки.


Традиции музыкальной культуры моего народа

29

Народная музыка в произведениях русских композиторов (три разворота).

Разнообразие жанров народной музыки (гимн, колыбельная, хороводная, былина, историческая, солдатская, корительная, свадебная, лирическая, шуточная, частушка, плясовая, плач).

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Кантата«Курские песни».Р. Щедрин «Озорные частушки».

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной

школе.

Размышляют над жанровой основой мелодий,

дают характеристику каждому жанру народной музыки в соответствии с жизненным предназначением и особенностями музыкального языка. Дополняют перечень музыкальных примеров жанров Слушают первую часть кантаты Г. Свиридова, анализируют композиторскую интерпретацию песни, отмечают особенности звучания симфонического оркестра.

30

Образы природы в произведениях русских композиторов (три разворота)

Разнообразие образов природы, выразительность и изобразительность их характеристик. Связь образов природы с жизнью героев произведений разных музыкальных жанров.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов. Романс «Здесь хорошо», Концерт № 2 для фортепиано с оркестром.

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе.

Характеризуют выразительные и изобразительные особенности музыки, выявляют связь образов природы с жизнью героев этих произведений. Слушают, разучивают и характеризуют романс С. Рахманинова «Сирень», наблюдают за развёртыванием в мелодии начальной интонации.

31

Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов (два разворота)

Многоплановость образов защитников Отечества, интонационное родство их музыкальных характеристик с образами народа. Образы врагов и столкновение противоборствующих сил.

Напевают музыкальные характеристики защитников и врагов народа. Приводят примеры воплощения в музыке столкновения противоборствующих сил, напевают темы, которыми эти силы представлены.

32

Государственный гимн России. Музыка А. В. Александрова Слова С. В. Михалкова

Гимн – символ государства России

Слушают и разучивают Государственный гимн России, приводят примеры звучания гимна России у нас в стране и за рубежом.


33

По страницам произведений русской музыкальной классики

Эпический, драматический, лирический характеры отражения жизни в музыке.

Включение композитором в свою музыку известных интонаций и тем, написанных другим композитором. Смысл реминисценций в музыке.

Музыкальный материал:

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе.

Смотрят видеофрагменты хора «Ой, беда идёт, люди» и рассказа Поярка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Сравнивают отражение одного события в разных сценах оперы. Вспоминают и исполняют начало сцены затмения в опере А. П. Бородина «Князь Игорь».

34

Мир музыки моего народа

Палитра образов, жанров, стилей музыки русских композиторов.

Музыкальный материал:

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе.

Сравнивают музыку начала сцены преображения Большого Китежа из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и эпизода появления княгини Ярославны из интродукции оперы «Князь Игорь».

Проводят в классе игру знатоков русской классической музыки.















  1. Календарно-тематическое планирование


Приме-чание

п\п

Тема урока

Коли-

чество

часов

Домашнее задание

I четверть (9 ч)

Художественный мир лирико-эпической оперы Н. Римского-Корсакова

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»


1

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

1

Понятие «Опера»


2

Действие 1. Пустыня (три разворота)

1

Разучить ариозо Февронии


3

Действие 2. Малый Китеж (пять разворотов)

1

Слушать песню Медведчика


4

Действие 3. Картина 1. Большой Китеж (три разворота)

1

Разучитьь фрагмент монолога князя Юрия


5

Действие 3. Картина 2. Берег озера Светлый Яр

1

Моделировать драматургию симфонической картины боя


6

Действие 4. Картина 1. Лесная чаща (два разворота)

1

Напевать мелодию пляски


7

Действие 4. Картина 2. Невидимый град Китеж

1

Разучить колыбельную Февронии


8

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Обобщение (два разворота)

1

Охарактеризовать сюжетные линии оперы


9

ЗАЩИТА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

1

Повторить музыкальные понятия

II четверть (7 ч)

Художественный мир эпической симфонии. Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина


10

А. П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»)

1

Слушать симфонию


11

Часть 1. Главная тема


1

Слушать и разучивать заключи-тельную тему


12

Часть 1. Экспозиция (два разворота)


1

Слушать коду, сравнивать музыку в начале и завершении первой части.


13

Часть 1. Разработка

1

Слушать и осмысливать характер звучания музыки


14

Часть 1. Реприза и кода

1

Осмысливать характер звучания с интонаций в теме


15

Часть 1. Графический конспект


1

Осмысливать характер звучания с интонаций в теме


16

Часть 2. Скерцо


1

Петь и интонировать основные темы скерцо

III четверть (10часов)


17

Часть 3. Анданте


1

Характеризуют былинный склад музыкальной речи Баяна


18

Часть 4. Финал


1

Выбирают фрагмент финала симфонии, составляют его исполнительский план


19

А. П. Бородин. Симфония № 2. Обобщение


1

Напевают и характеризуют сходные темы из Второй симфонии и оперы «Князь Игорь» А. П. Бо-родина.

Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»


20

П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама»

1

Разучивать хор мальчиков


21

Картина 1. В Летнем саду (четыре разворота)

1

Разучивать балладу Томского


22

Картина 2. В комнате Лизы (два разворота)


1

Подобрать тему для неожиданного появления Графини


23

Картина 3. Бал в доме знатного вельможи (два разворота)

повторения офицерами


1

Характеризовать отличия музыки интермедии от музыки основного действия оперы.


24

Картина 4. В покоях графини (два разворота).


1

Разучивать и разыграть дуэт Прилепы и Миловзора.


25

Картина 5. В казарме. Комната Германа


1

Подобрать интонации для музыкальной речи призрака Графини.


26

Картина 6. На набережной


1

Импровизировать чтение послания Герману от Лизы


IV четверь (8 уроков)


27

Картина 7. В игорном доме


1

Слушать и разучивать арию Лизы



28

П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». Обобщение (два разворота)

1

Анализировать балладу Томского, её интонационное содержание


Традиции музыкальной культуры моего народа


29

Народная музыка в произведениях русских композиторов (три разворота)

1

Читать слова курской народной песни «Зелёный дубок»


30

Образы природы в произведениях русских композиторов (три разворота)


1

Сопоставляют музыку медленной части Второго концерта С. Рахманинова с музыкой медленных частей симфоний Л. Бетховена, П. Чайковского, В. А. Моцарта


31

Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов (два разворота)

1

Исполняют один из фрагментов произведения (по желанию учащихся).


32

Государственный гимн России. Музыка А. В. Александрова Слова С. В. Михалкова

1

Разучивают гимн РФ


33

По страницам произведений русской музыкальной классики


1

Приводят примеры лирических сцен из этой оперы.


34

Мир музыки моего народа

1

Слушать народную музыку






СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания методического

объединения учителей начальных классов

от «30» августа 2018 года

Руководитель МО М.А. Камаева


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР М.В. Шулика

«30» августа 2018 года



20