Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Обоянская средняя общеобразовательная школа №3»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО _______________ протокол __ от «__» _____ 2019 г. Руководитель ШМО _______/Н.А. Жугина/ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР _______/Н.В.Катунина/ от «__» _____ 2019 г. | ПРИНЯТО на педсовете протокол №__ от «__»____2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Обоянская СОШ №3» _______/Л.Д. Дмитриева/ Приказ №___ от «__» ______ 2019 г. |
| | | |
Рабочая программа
МУЗЫКА
1 «А» класс
на 2019 -2020 учебный год
Разработана
Жугиной Натальи Александровны,
учителем начальных классов
I квалификационной категории
г. Обоянь
2019 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Учащиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(30 часов; 1 час в неделю)
Музыка вокруг нас
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Хоровод, хор.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Наблюдение народного творчества. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
Музыка и ты
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание урока (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
Музыка вокруг нас (16 часов) |
1 | «И Муза вечная со мной!» | 1 | 06.09 | |
2 | Хоровод муз. | 1 | 13.09 | |
3 | Повсюду музыка слышна | 1 | 20.09 | |
4 | Душа музыки – мелодия | 1 | 27.09 | |
5 | Музыка осени | 1 | 04.10 | |
6 | Сочини мелодию | 1 | 11.10 | |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» | 1 | 18.10 | |
8 | Музыкальная азбука | 1 | 25.10 | |
9 | Музыкальные инструменты. Народные инструменты | 1 | 15.11 | |
10 | «Садко». Из русского былинного сказа | 1 | 22.11 | |
11 | Музыкальные инструменты | 1 | 29.11 | |
12 | Звучащие картины | 1 | 06.12 | |
13 | Разыграй песню | 1 | 13.12 | |
14 | Пришло Рождество, начинается торжество | 1 | 20.12 | |
15 | Родной обычай старины | 1 | 27.12 | |
16 | Добрый праздник среди зимы | 1 | 17.01 | |
Музыка и ты (14 часов) |
17 | Край, в котором ты живешь | 1 | 24.01 | |
18 | Поэт, художник, композитор | 1 | 31.01 | |
19 | Музыка утра. Музыка вечера | 1 | 07.02 | |
20 | Музыкальные портреты | 1 | 14.02 | |
21 | Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка | 1 | 28.02 | |
22 | У каждого свой музыкальный инструмент | 1 | 06.03 | |
23 | Музы не молчали | 1 | 13.03 | |
24 | Музыкальные инструменты | 1 | 20.03 | |
25 | Мамин праздник | 1 | 10.04 | |
26 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент | 1 | 17.04 | |
27 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины | 1 | 24.04 | |
28 | Музыка в цирке | 1 | 08.05 | |
29 | Дом, который звучит. Опера-сказка | 1 | 15.05 | |
30 | «Ничего на свете лучше нету…». Афиша. Программа | 1 | 22.05 | |