Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34» города Магнитогорска
Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»
(5-8 класс)
Нормативный срок освоения — 4 года
| | | Составитель: Кавецкая Е.А. |
Содержание
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» .................……….3
2.Содержание учебного предмета «Музыка» .......................................................………34
3.Тематическое планирование …………………………………………………………... …...49
4. Перечень методических оценочных материалов…………………………………………
Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные планируемые результаты
Критерии сформированности | Личностные результаты | Предметные результаты |
Самоопреде-ление (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России | расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение) |
1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
1.3. Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества |
1.4. Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной |
1.5. Сформированность ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде |
1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Смыслообразование | 2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры |
2.2. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
2.3. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
2.4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни |
Нравственно-этическая ориентация | 3.1. Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира мира | воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса |
3.2. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества |
3.3. Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
3.4. Сформированность основ современной экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях |
3.5. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи |
3.6. Сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия народов родного края, России и мира, творческой деятельности эстетического характера |
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия | Метапредметные результаты | Типовые задачи применения УУД |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Р1 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание) | Р1.1 Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты Р1.2 Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему Р1.3 Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат Р1.4 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей Р1.5 Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности Р1.6 Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов | Постановка и решение учебных задач Учебное сотрудничество Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод |
Р2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование) | Р2.1 Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения Р2.2 Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач Р2.3 Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи Р2.4 Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов) Р2.5 Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели Р2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) Р2.7 Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения Р2.8 Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса Р2.9 Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию | Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод |
Р3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция) | Р3.1 Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности Р3.2 Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности Р3.3 Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований Р3.4 Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата Р3.5 Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата Р3.6 Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата Р3.7 Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта Р3.8 Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Постановка и решение учебных задач Поэтапное формирование умственных действий Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Р4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка) | Р4.1 Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи Р4.2 Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи Р4.3 Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий Р4.4 Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности Р4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов Р4.6 Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов | Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Р5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) | Р5.1 Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки Р5.2 Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы Р5.3 Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность Р5.4 Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха Р5.5 Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности Р5.6 Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности) | Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на формирование рефлексии Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Познавательные универсальные учебные действия |
П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД) | П6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства П6.2 Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов П6.3 Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство П6.4 Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления П6.5 Выделять явление из общего ряда других явлений П6.6 Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений П6.7 Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям П6.8 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки П6.9 Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи П6.10 Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации П6.11 Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником П6.12 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения) П6.13 Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ П6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными | Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Эколого-образовательная деятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Дебаты Кейс-метод |
П7 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование) | П7.1 Обозначать символом и знаком предмет и/или явление П7.2 Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме П7.3 Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления П7.4 Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения П7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией П7.6 Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область П7.7 Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот П7.8 Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм П7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного П7.10 Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата | Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование Поэтапное формирование умственных действий Метод ментальных карт Кейс-метод Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
П8 Смысловое чтение | П8.1 Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); П8.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; П8.3 Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; П8.4 Резюмировать главную идею текста; П8.5 Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); П8.6 Критически оценивать содержание и форму текста. П8.7 Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах П8.8 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов) П8.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты | Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Кейс-метод Дебаты Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
П9 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации | П9.1 Определять свое отношение к природной среде П9.2 Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов П9.3 Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций П9.4 Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора П9.5 Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды П9.6 Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы | Эколого-образовательная деятельность |
П10 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем | П10.1 Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы П10.2 Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями П10.3 Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска П10.4 Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью | Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на, использование Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
К11 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество) | К11.1 Определять возможные роли в совместной деятельности К11.2 Играть определенную роль в совместной деятельности К11.3 Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории К11.4 Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации К11.5 Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности К11.6 Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен) К11.7 Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его К11.8 Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации К11.9 Выделять общую точку зрения в дискуссии К11.10 Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей К11.11 Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) К11.12 Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога | Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Дискуссия Эколого-образовательная деятельность Кейс-метод Метод проектов (групповые) Дебаты |
К12 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация) | К12.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства К12.2 Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.) К12.3 Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности К12.4 Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей К12.5 Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога К12.6 Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником К12.7 Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств К12.8 Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления К12.9 Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя К12.10 Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его | Организация учебного сотрудничества Дискуссия Кейс-метод Дебаты Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на коммуникацию Учебно-исследовательская деятельность |
К13 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) | К13.1 Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ К13.2 Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации К13.3 Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи К13.4 Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. К13.5 Использовать информацию с учетом этических и правовых норм К13.6 Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности | Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на использование ИКТ для обучения Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
1.3. Предметные планируемые результаты
№ | Предметные результаты с учётом НРЭО Челябинской области | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
I | II | I | II | I | II | I | II |
| Выпускник научится: | | | | | | | | |
1 | понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла (в том числе на материале НРЭО) | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад (в том числе на материале НРЭО) | | + | + | + | + | + | + | + |
3 | определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических) | | | + | + | + | | | |
4 | выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки | | + | + | + | + | + | + | + |
5 | понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров (в том числе на материале НРЭО) | | | | + | + | | + | |
6 | различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений | | | + | | + | | | |
7 | различать многообразие музыкальных образов и способов их развития | | | | | + | | | |
8 | производить интонационно-образный анализ музыкального произведения (в том числе на материале НРЭО) | | | | + | + | + | + | + |
9 | понимать основной принцип построения и развития музыки | + | + | + | + | + | + | + | + |
10 | анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов | | + | | + | | | + | + |
11 | размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях | | | | | + | + | + | + |
12 | понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа; | + | | + | | | | | |
13 | определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен (в том числе на материале НРЭО) | | | + | | | | | |
14 | понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов (в том числе на материале НРЭО) | + | | + | | | | | + |
15 | понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества (в том числе на материале НРЭО) | + | | + | | | | | + |
16 | распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии | | + | + | + | + | + | + | + |
17 | определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы | | | + | + | + | + | + | + |
18 | определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке | | | + | + | + | + | + | + |
19 | узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов (в том числе на материале НРЭО) | + | + | + | + | + | + | + | + |
20 | выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях | | | | | | | + | + |
21 | различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки (в том числе на материале НРЭО) | + | | + | + | + | + | | + |
22 | называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.) (в том числе на материале НРЭО) | | + | | + | + | + | + | + |
23 | узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо) | | + | + | + | | | | |
24 | определять тембры музыкальных инструментов | | | + | + | + | + | + | + |
25 | называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных | | + | + | + | | | | |
26 | определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра (в том числе на материале НРЭО) | | + | + | + | | | | |
27 | владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы | + | + | + | + | + | + | + | + |
28 | узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов | + | + | + | + | + | + | + | + |
29 | определять характерные особенности музыкального языка | + | + | + | + | + | + | + | + |
30 | эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения | + | + | + | + | + | + | + | + |
31 | анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности (в том числе на материале НРЭО) | | | | | | | + | + |
32 | анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах | | | + | + | + | + | + | + |
33 | творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений | + | + | + | + | + | + | + | + |
34 | выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов | | | | + | | | + | |
35 | анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора | | | | + | | | + | |
36 | различать интерпретацию классической музыки в современных обработках | | | + | + | | | | + |
37 | определять характерные признаки современной популярной музыки | | + | | | | + | | + |
38 | называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др. | | | | | | + | + | |
39 | анализировать творчество исполнителей авторской песни (в том числе на материале НРЭО) | | | + | | | | | |
40 | выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства | + | + | + | | | | + | |
41 | находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств | + | + | + | | | | + | |
42 | сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений | + | + | | | | | + | |
43 | понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них (в том числе на материале НРЭО) | + | + | | + | | | + | |
44 | находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы (в том числе на материале НРЭО) | + | + | | | | | + | |
45 | понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов | + | | + | + | | | | |
46 | называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса | | | + | | | | | |
47 | определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические; владеть навыками вокально-хорового музицирования | + | | + | | | | | |
48 | применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella) | | | | | | | + | + |
49 | творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении | + | + | + | + | + | + | + | + |
50 | участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования | + | + | + | + | + | + | + | + |
51 | размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения | | | + | + | + | + | + | + |
52 | передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме | + | + | + | + | + | + | + | + |
53 | проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности | + | + | + | + | + | + | + | + |
54 | понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества (в том числе на материале НРЭО) | | | | | | | | + |
55 | эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях | | + | | | + | | + | |
56 | приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов (в том числе на материале НРЭО) | + | + | + | + | + | + | + | + |
57 | применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки | + | + | + | + | + | + | + | + |
58 | обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров | | | | + | + | + | + | + |
59 | использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки | | | | | | | + | + |
60 | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической) | | | | | | + | + | + |
| Выпускник получит возможность научиться: | | | | | | | | |
1 | понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира | | | | | + | | | |
2 | понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема | | | + | | + | | | |
3 | понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта (в том числе на материале НРЭО) | | + | + | | | | | |
4 | определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья | | + | | | | | | |
5 | распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки | | + | | | | | | |
6 | различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов (в том числе на материале НРЭО) | | | | + | | | | |
7 | выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства | + | + | + | + | + | + | + | + |
8 | различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; | + | + | + | + | + | + | + | + |
9 | исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись (в том числе на материале НРЭО) | + | + | + | + | + | + | + | + |
10 | активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.) | + | + | + | + | + | + | + | + |
2. Содержание учебного предмета «Музыка» (с учётом реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Этническая музыка.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного
музыкального искусства. Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки. Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX-XXI вв.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ и XI столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ (импрессионизм) и XI века. Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
3. Тематическое планирование
3.1. 5 класс
Автор / авторский коллектив Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Наименование учебника «Музыка» (5 класс)
Издательство «Просвещение»
№ п/п | Название темы (раздела программы) | Количество часов по программе | Контроль (все виды) | Практическая часть | НРЭО |
1 | Музыка и литература | 17 | Устный ответ (оценивание может проводиться на каждом уроке) Самостоятельная работа - 1 | Практическая работа -2 | 3 |
2 | Музыка и изобразительное искусство | 17 | Устный ответ Самостоятельная работа - 1 | Практическая работа -2 | 5 |
| Итого | 34 | Самостоятельная работа - 2 | Практическая работа -4 | 8 |
3.2. 6 класс
Автор / авторский коллектив Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Наименование учебника «Музыка» (6 класс)
Издательство «Просвещение»
№ п/п | Название темы (раздела программы) | Количество часов по программе | Контроль (все виды) | Практическая часть | НРЭО |
1 | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | Устный ответ (оценивание может проводиться на каждом уроке) Самостоятельная работа - 1 | Практическая работа -2 | 6 |
2 | Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 | Устный ответ Самостоятельная работа - 1 | Практическая работа -2 | 1 |
| Итого | 34 | Самостоятельная работа - 2 | Практическая работа -4 | 7 |
3.3. 7класс
Автор / авторский коллектив Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Наименование учебника «Музыка» (7 класс)
Издательство «Просвещение»
№ п/п | Название темы (раздела программы) | Количество часов по программе | Контроль (все виды) | Практическая часть | НРЭО |
1 | Особенности драматургии сценической музыки | 17 | Устный ответ (оценивание может проводиться на каждом уроке) Самостоятельная работа - 1 | Практическая работа -2 | 2 |
2 | Основные направления музыкальной культуры | 17 | Устный ответ Самостоятельная работа - 1 | Практическая работа -2 | 2 |
| Итого | 34 | Самостоятельная работа - 2 | Практическая работа -4 | 4 |
3.4. 8класс
Автор / авторский коллектив Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Наименование учебника «Музыка» (8 класс)
Издательство «Просвещение»
№ п/п | Название темы (раздела программы) | Количество часов по программе | Контроль (все виды) | Практическая часть | НРЭО |
1 | Классика и современность | 17 | Устный ответ (оценивание может проводиться на каждом уроке) Самостоятельная работа - 1 | Практическая работа -2 | 2 |
2 | Традиции и новаторство в музыке | 17 | Устный ответ Самостоятельная работа - 1 | Практическая работа -2 | 4 |
| Итого | 34 | Самостоятельная работа - 2 | Практическая работа -4 | 6 |
| Приложение к Рабочей программе учебного предмета «Музыка» 5-8 классы |
Календарно-тематическое планирование. 5 класс
№ урока | Сроки прохождения (план) | Сроки прохождения (факт) | Тема урока | Контроль | Практическая часть | НРЭО |
Музыка и литература - 17 ч | |
1-2 | | | Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка | Устный ответ (оценивание может проводиться на каждом уроке) | | |
3-4 | | | Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора… Что за прелесть эти сказки | | | |
5 | | | Жанры инструментальной и вокальной музыки | | | |
6 | | | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества | | | |
7 | | | Обобщение материала I четверти | | Практическая работа №1 | |
8-9 | | | Всю жизнь мою несу Родину в душе… | | | Гимн Челябинской области |
10 | | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | | | |
11-12 | | | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. Опера-былина «Садко» | | | |
13 | | | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик» | | | «Щелкунчик» на сцене ЧГАТОБ им. М. И. Глинки |
14 | | | Музыка в театре, кино, на телевидении | | | |
15 | | | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | | Практическая работа № 2 | |
16 | | | Мир композитора | | | Татьяна Шкербина и Константин Рубинский: Хореографическая притча «Аркаим», опера-розыгрыш «Дюймовочка» |
17 | | | Обобщение материала II четверти. Самостоятельная работа по теме «Музыка и литература» | Самостоятельная работа № 1 | | |
Музыка и изобразительное искусство - 17ч | |
18 | | | Что роднит музыку с изобразительным искусством | | | |
19 | | | Небесное и земное в звуках и красках | | | |
20 | | | Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» | | | |
21-22 | | | Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья… «Фореллен-квинтет». Дыхание русской песенности | | | |
23-24 | | | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко… | | | |
25 | | | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | | | |
26 | | | Волшебная палочка дирижёра. Дирижёры мира. Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне - Бетховен с тобой! Оркестр Бетховена играет | | | Дирижёры оркестров Южного Урала |
27 | | | Обобщение материала III четверти | | Практическая работа № 3 | |
28 | | | Застывшая музыка. Содружество муз в храме | | | Зал органной и камерной музыки «Родина». Органисты Челябинска |
29 | | | Полифония в музыке и живописи. В музыке И.-С. Баха слышатся мелодии космоса | | | Произведения И.-С. Баха в исполнении Владимира Хомякова |
30 | | | Музыка на мольберте. Композитор-художник… Вселенная представляется мне большой симфонией | | | Симфоническая картина «Морской пейзаж» Татьяны Шкербиной |
31 | | | Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе… Звуки и запахи реют в вечернем воздухе… | | | |
32 | | | О подвигах, о доблести, о славе… | | | Музыкальная культура Челябинской области в годы Великой Отечественной войны |
33 | | | В каждой мимолётности вижу я миры. Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете… Музыкальная живопись Мусоргского | | Практическая работа № 4 | |
34 | | | Мир композитора | Самостоятельная работа № 2 | | |
Календарно-тематическое планирование. 6 класс
№ урока | Сроки прохождения (план) | Сроки прохождения (факт) | Тема урока | Контроль | Практическая часть | НРЭО |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки - 17 ч | |
1 | | | Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов | Устный ответ (оценивание может проводиться на каждом уроке) | | |
2 | | | Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье…», «И жизнь, и слёзы, и любовь» | | | |
3 | | | Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | | | |
4 | | | Уноси моё сердце в звенящую даль. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея | | | Вокалисты Южного Урала |
5 | | | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов | | | Аранжировки народных песен: Валерий Ярушин и ВИА «Ариэль» |
6 | | | Искусство прекрасного пения Образы песен зарубежных композиторов | | | |
7 | | | Образы песен и зарубежных композиторов. Песни Франца Шуберта. Баллада «Лесной царь» | | | |
8 | | | Обобщение материала I четверти | | Практическая работа № 1 | |
9 | | | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси | | | Музыкальные инструменты Южного Урала |
10 | | | Русская духовная музыка. Духовный концерт | | | |
11 | | | «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». «Сюжеты и копии фресок» | | | |
12 | | | «Перезвоны». Молитва | | | |
13 | | | Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.-С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал | | | И.-С. Бах в исполнении челябинских музыкантов |
14 | | | Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | | Практическая работа № 2 | |
15 | | | Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. Песни Булата Окуджавы | | | Творчество Олега Митяева |
16 | | | Джаз – искусство XX века | | | Джаз на Южном Урале |
17 | | | Обобщение материала II четверти. Самостоятельная работа по теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | Самостоятельная работа №1 | | |
Мир образов камерной и симфонической музыки - 17ч | |
18-20 | | | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена | | | |
21 | | | Инструментальный концерт. «Времена года». Итальянский концерт | | | |
22 | | | Космический пейзаж. Быть может вся природа – мозаика цветов? | | | |
23-24 | | | Образы симфонической музыки. «Метель» | | | |
25 | | | Симфоническое развитие музыкальных образов. В печали весел, а в веселье печален. Связь времён | | | Симфоническое развитие музыкальных образов в творчестве композиторов Южного Урала |
26 | | | Обобщение материала III четверти | | Практическая работа №3 | |
27-28 | | | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость | | | |
29-30 | | | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | | | |
31 | | | Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта» | | | |
32 | | | Мир музыкального театра. Мюзикл «Вестсайдская история» | | | |
33 | | | Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика». Самостоятельная работа по теме «Мир образов камерной и симфонической музыки» | Самостоятельная работа № 2 | | |
34 | | | Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино | | Практическая работа № 4 | |
Календарно-тематическое планирование. 7 класс
№ урока | Сроки прохождения (план) | Сроки прохождения (факт) | Тема урока | Контроль | Практическая часть | НРЭО |
Особенности драматургии сценической музыки - 17 ч | |
1-2 | | | Классика и современность. Музыкальная драматургия - развитие музыки | Устный ответ (оценивание может проводиться на каждом уроке) | | Музыкальная драматургия в произведениях композиторов Южного Урала |
3 | | | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин» | | | |
4 | | | В концертном зале. Симфония. Симфония № 40 В. А. Моцарта | | | |
5 | | | Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери | | | |
6 | | | Симфония № 5 Л. Бетховена | | | |
7 | | | Героическая тема в музыке | | | |
8 | | | В музыкальном театре. Балет | | | |
9 | | | Обобщение материала I четверти | | Практическая работа №1 | |
10-11 | | | Камерная музыка. Вокальный цикл | | | Камерная музыка в творчестве южно-уральских композиторов |
12 | | | Инструментальная музыка. Этюд | | | |
13 | | | Инструментальная музыка. Транскрипция | | | |
14 | | | Инструментальная музыка. Прелюдия | | | |
15 | | | Инструментальная музыка. Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачятуряна «Concertogrosso» | | | |
16 | | | Инструментальная музыка. А. Шнитке «Сюита» | | Практическая работа № 2 | |
17 | | | Обобщающий урок 2 четверти. Самостоятельная работа по теме «Особенности драматургии сценической музыки» | Самостоятельная работа № 1 | | |
Основные направления музыкальной культуры - 17ч | |
18 | | | Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки | | | Нравственные принципы католических песнопений в творчестве зарубежных и уральских композиторов |
19-20 | | | «Высокая месса» И.-С. Баха. Литературные страницы: «Могила Баха» Д. Гранина | | | |
21-22 | | | «Всенощное бдение» С. В. Рахманинов. Литературные страницы: «Христова Всенощная» И. Шмелёва | | | |
23-25 | | | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | | | |
26 | | | Светская музыка. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена | | | Соната в творчестве композиторов Южного Урала |
27 | | | Светская музыка. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната №11 В. А. Моцарта | | Практическая работа № 3 | |
28 | | | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина | | | |
29 | | | Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси | | | |
30 | | | Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея | | | |
31 | | | Музыка народов мира | | | |
32 | | | Международные хиты. Самостоятельная работа по теме «Основные направления музыкальной культуры» | Самостоятельная работа № 2 | | |
33 | | | Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова | | Практическая работа № 4 | |
34 | | | Обобщающий урок | | | |
Календарно-тематическое планирование. 8 класс
№ урока | Сроки прохождения (план) | Сроки прохождения (факт) | Тема урока | Контроль | Практическая часть | НРЭО |
Классика и современность - 17 ч | |
1 | | | Классика в нашей жизни | | | |
2-3 | | | В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны | Устный ответ (оценивание может проводиться на каждом уроке) | | «Князь Игорь» на сцене ЧГТОБ им. М. И. Глинка |
4 | | | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна» | | | |
5-6 | | | В музыкальном театре. Рок-опера. Рок- опера «Преступление и наказание» | | | |
7 -8 | | | В музыкальном театре. Мюзикл. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви | | Практическая работа №1 | |
9 | | | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра | | | Симфония чисел «Джульетта» 23041891 Алана Кузьмина |
10 | | | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» | | | |
11-12 | | | «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» | | | |
13 | | | Музыка в кино. Музыка к фильму «Властелин колец» | | | |
14 | | | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта | | | |
15 | | | Симфония №5 П. И. Чайковского | | | |
16 | | | Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Музыка – это огромный мир окружающий человека | | Практическая работа № 2 | |
17 | | | Обобщающий урок. Самостоятельная работа по теме «Классика и современность» | Самостоятельная работа № 1 | | |
Традиции и новаторство в музыке - 17ч | |
18 | | | Музыканты – извечные маги | | | Традиции и новаторство в творчестве композитора Алана Кузьмина |
19 | | | И снова в музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. Традиции развития оперного спектакля | | | |
20-21 | | | Ж. Бизе: опера «Кармен». Портреты великих исполнителей: Елена Образцова | | | |
22-24 | | | Р. Щедрин: балет «Кармен-сюита». Портреты великих исполнителей: Майя Плисецкая | | | |
25 | | | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира | | | Мюзикл в творческом наследии композиторов Южного Урала |
26 | | | Современный музыкальный театр. Классика в современной обработке | | Практическая работа № 3 | |
27-29 | | | В концертном зале. Д. Шостакович: симфония №7 («Ленинградская»). Литературные страницы: «Письмо к Богу» неизвестного солдата | | | Кантата «Бессмертный полк» на стихи поэтов-фронтовиков Анатолия Кривошея |
30 | | | Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Стихи русских поэтов | | | Музыка уральских композиторов на стихи русских поэтов |
31-32 | | | Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь - что стремиться в храм…» Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты) | | | |
33 | | | Свет фресок Дионисия – миру (Р. Щедрин:«Фрески Дионисия»). Самостоятельная работа по теме «Традиции и новаторство в музыке | Самостоятельная работа № 2 | | |
34 | | | Музыкальные завещания потомкам. Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена | | Практическая работа № 4 | |