СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.01.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке. 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 5 класса.  Тематическое и календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке. 5 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа представляет собой часть образовательной области Музыка и предназначена для учащихся 5 класса основной школы. Программа разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», на основе ФГОС основного общего образования и Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа». Рабочая программа разработана на основе Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-8 классы», авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Задачи:

-                  развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

-                  освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

-                  воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

• метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

• метод эмоциональной драматургии;

• метод интонационно-стилевого постижения музыки;

• метод художественного контекста;

• метод создания «композиций»;

• метод перспективы и ретроспективы;

• метод создания «композиций»;

• метод игры.

Используемые технологии:

1. Технологии развития процессов восприятия и размышления о музыке.

2. Технологии формирования певческой культуры.

3. Технологии детского музицирования.

4. Технологии использования УМК.

5. Технологии проектно-исследовательской деятельности.

6.Технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся.

7. Технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке.

8. Информационные технологии.

9.Технология здоровьесбережения процессов обучения, развития, воспитания.

10. Технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры обучающихся.

11. Игровые технологии.

12.Проектные технологии.

Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по одному часу в неделю, всего в год 35 часов.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Музыка» для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, – М.: Просвещение, 2020./

Виды и формы контроля:

  • вводный, текущий, итоговый;

  • фронтальный, комбинированный, устный;

  • самостоятельная работа, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита проекта.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения музыки являются:

● формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

● развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

● совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

● овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

● наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;

● приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

● сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


Метапредметными результатами изучения музыки являются:

Познавательные УУД:

● устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;

● усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;

● применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.


Регулятивные УУД:

● владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;

● планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;

● прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;

● осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;

● оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).


Коммуникативные УУД:

● передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;

● совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

● знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

● самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.


Предметными результатами изучения музыки являются:

● общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

● осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

● устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

● понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

● осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

● рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

● применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

● постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

● расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

● освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.


Критерии оценивания

По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:

Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Применение широкого спектра творческих способностей учащегося в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим учащимся (рисунки, поделки и т. д.) Ведение творческой тетради по музыке. Проектная деятельность.

Оценка «5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный; твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

Оценка «4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя; неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

Оценка «3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя; Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.

Оценка «2»

Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике.


  1. Содержание учебного предмета

Музыка и литература -18 ч.

Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Песня, романс, опера. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Всю жизнь мою несу родину в душе… Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Музыка в театре, в кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора.

знать:

- что роднит музыку и литературу;

- основные черты и характеристики авторского и народного творчества.

уметь:

- называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки;

- определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

владеть:

- навыками выразительного исполнения песенного репертуара.


Музыка и изобразительное искусство -17 ч.

Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. Творчество музыкантов импрессионистов. О подвигах, о доблести, о славе… В каждой мимолетности вижу я миры…Мир композитора. С веком наравне.

знать:

- что роднит музыку и изобразительное искусство;

- основные музыкальные жанры.

уметь:

- выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства;

- проводить интонационно-образный анализ музыки.

владеть:

- навыками вокально-хорового исполнения.



III. Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов на

раздел/тему

Планируемые результаты

Региональное содержание (где требуется)

предметные

метапредметные

личностные

1.

Музыка и литература.

18

знают музыкальные и литературные жанры, знают отличия музыкальной речи от речи литературной, умеют называть основные жанры русских народных песен, определяют значение песни в жизни общества; определяют отличие романса от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни, знают произведения отечественных композиторов, умеют анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; знают понятия: вокальная, инструментальная музыка,

умеют называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки; имеют представление об основных чертах и характеристиках авторского и народного музыкального творчества, умеют определять связь между композиторским и народным музыкальным искусством; имеют представление о значении колокольного звона в жизни человека, выявляют родственные средства выразительности музыки и живописи, знают, что благодаря музыке появились многие произведения литературы, знают основные события из жизни и творчества композиторов, имеют представление об истории развития

оперного искусства; определяют понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы; имеют представление о сюжете оперы «Садко», умеют анализировать составляющие средства музыкальной выразительности; имеют представление об истории развития балетного искусства; знают понятия: балет, солист-танцор, кордебалет, умеют определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства, имеют представление о жанре мюзикла, умеют называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов

выявляют многосторонние связи музыки и литературы, позитивно самооценивают свои музыкально-творческие способности, понимают истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью, выражают собственные мысли, настроения речи в пении, владеют навыками контроля и оценки своей деятельности; участвуют в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов, определяют значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, выявляют характерные особенности оперы, подробно знакомятся с особенностями оперного жанра; выявляют характерные особенности балета, приобретают опыт музыкально-творческой деятельности через театр, кино, телепередачи; выявляют характерные особенности мюзикла

передают в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами, наличие эмоционального отношения к вокальному искусству; испытывают чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа; развивают мотивы музыкально-учебной деятельности и реализуют творческий потенциал в процессе коллективного музицирования, высказывают личностно- оценочные суждения о роли и месте песни в жизни; эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражают своё впечатление, развивают музыкально-эстетические чувства, проявляющие себя в эмоционально- ценностном отношении к искусству; выражают собственное отношение к оперному искусству, личностное восприятие музыки и окружающей действительности; структурируют и систематизируют на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности , наблюдают за многообразными явлениями жизни и искусства, выражают своё отношение к искусству, испытывают уважение к различным музыкальным произведениям


1.2

Что роднит музыку с литературой

1

1.3

Вокальная музыка

3

1.4

Фольклор в музыке русских композиторов.

2

1.5

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

1.6

Вторая жизнь песни

2

1.7

«Всю жизнь мою несу родину в душе …»

1

1.8

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

3

1.9

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

1.10

Опера – былина Н.А. Римского – Корсакова «Садко»

1

1.11

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

1.12

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

1.13

Театр путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1


Музыка и изобразительное искусство.

17

умеют выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства, знают в чем выражается общность языка различных видов искусства; умеют выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах, выявляют общие и выразительные возможности музыки и живописи, анализируют составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; знают место и значение колокольных звонов в жизни человека, умеют проводить интонационно образный анализ музыки

имеют представление об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях, умеют сопоставлять скрипичную музыку с живописью; знают понятия: оркестр, дирижер; состав групп инструментов симфонического и народного оркестров, умеют делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй), проводят интонационно-образный анализ музыки; знают отличия католической и православной музыкальной культуры, понятие а капелла, умеют сопоставлять музыку и памятники архитектуры; знают понятия: орган, полифония, фуга; основные события из жизни и творчества И. С. Баха, умеют выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства; знают понятия: импрессионизм, интерпретация; знают понятие реквием, умеют проводить интонационно-образный анализ музыки, имеют представление о понятии - интерпретация, знают, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство, знают основные принципы развития музыки, умеют приводить примеры

выделяют отдельные признаки и объединяют по общим признакам, проявляют творческую инициативу и самостоятельность, осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; работают в группе – устанавливают рабочие отношения, предвосхищают композиторские решения по созданию музыкальных образов, самостоятельно выбирают основания и критерии для указанных логических операций, раскрывают особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, объясняют явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; прогнозируют содержание музыки по её названию и жанру, самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров, раскрывают особенности импрессионизма как художественного стиля, раскрывают историческую память на основе освоения различных видов искусств, осуществляют сравнение; излагают содержание прочитанного текста; обобщают музыкальные представления, проявляют творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

воплощают выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности, адекватно оценивают явления музыкальной культуры, эмоционально выражают свои впечатления о музыке, формируют уважение к истории, культурным и историческим памятникам, формируют уважение к природе; ориентируются в системе моральных норм и ценностей, формируют потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; формируют уважение к личности дирижёра, формируют умения высказывать собственное мнение и позицию, высказывают уважение к различным видам искусства, высказывают уважение к личности композитора, формируют уважение к различным видам искусства, композитору-художнику, формируют гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну



2.1

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

2.3

«Небесное и земное» в звуках и красках

1

2.4

«Звать через прошлое к настоящему»

1

2.5

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

2.6

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве.

1

2.7

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

2.8

Волшебная палочка дирижёра.

1

2.9

Образы борьбы и победы в искусстве

1

2.10

Застывшая музыка

1

2.11

Полифония в музыке и живописи

1

2.12

Музыка на мольберте

1

2.13

Импрессионизм в музыке и живописи

1

2.14

«О подвигах, о доблести, о славе …»

1

2.15

«В каждой мимолетности вижу я миры …»

1

2.16

Музыка и литература. Музыка и изобразительное искусство

1

2.17

Мир композитора

1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Вид контроля

Дата

по плану

фактически

1.

Музыка и литература. Что роднит музыку с литературой

1

Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение



2.

Вокальная музыка

3

Хоровое пение. Устный контроль.

Интонационно – образный анализ прослушанной музыки



3.

Фольклор в музыке русских композиторов.

2

Хоровое пение. Устный контроль.

Интонационно – образный анализ прослушанной музыки



4.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

Слушание музыки. Устный контроль.

Интонационно – образный анализ. Хоровое пение



5.

Вторая жизнь песни

2

Устный и письменный контроль, исполнительский контроль. Хоровое пение



6.

«Всю жизнь мою несу родину в душе …»

1

Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение.

Беседа по теме занятия



7.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

3

Хоровое пение. Беседа.

Интонационно- образное сопоставление музыки и литературных произведений



8.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

Интонационно - образный анализ музыки.

Устный контроль



9.

Опера – былина Н.А. Римского – Корсакова «Садко»

1

Интонационно - образный анализ фрагментов из оперы



10.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

Устный контроль. Интонационно - образный анализ фрагментов из оперы



11.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

Слушание музыки. Хоровое пение.

Беседа по теме занятия



12.

Театр путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

Слушание музыки. Хоровое пение.

Интонационно - образный анализ (Тестирование)



13.

Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

Слушание музыки. Устный контроль.

Хоровое пение



14.

«Небесное и земное» в звуках и красках

1

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль



15.

«Звать через прошлое к настоящему»

1

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль.



16.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений



17.

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве.

1

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль



18.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение



19.

Волшебная палочка дирижёра.

1

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль



20.

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль.



21.

Застывшая музыка

1

Слушание музыки. Рассмотрение иллюстраций.

Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.



22.

Полифония в музыке и живописи

1

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.



23.

Музыка на мольберте

1

Слушание музыки. Устный контроль.

Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций



24.

Импрессионизм в музыке и живописи

1

Устный контроль. Слушание музыки.

Хоровое пение



25.

«О подвигах, о доблести, о славе …»

1

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение



26.

«В каждой мимолетности вижу я миры …»

1

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение



27.

Музыка и литература. Музыка и изобразительное искусство

1

Письменный контроль.

(Тестирование)



28.

Мир композитора

1

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя