Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23
имени Героя Советского Союза Ачкасова С. В.»
Курского района Курской области
Принято на заседании
МО
протокол №1
от «29» августа 2018г.
Руководитель МО
__________В.А.Гришаев
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «30» августа 2018г.
Утверждено и введено
в действие приказом
по школе №01.11-56
от «1» сентября 2018г.
Директор школы
__________И.М.Даирова
Рабочая программа учебного курса
«Музыка»
5 класс
УМК «Т.И. Науменко, В.В. Алеев»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Учебник: Искусство. Музыка. 5 класс. Издательство «Дрофа»
Количество часов по учебному плану: 34 часа, 1 урок в неделю
Составитель: Володина Ю.А., учитель музыки, соответствие.
2018 год
II. Планируемые результаты.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 5 класса обучающиеся должны уметь:
находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: исполненять одноголосные произведения с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, петь a capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание.
применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
продемонстрировать аргументированную точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
использовать разные источники информации для самостоятельного общения с искусством и художественного самообразования;
размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
продемонстрировать овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
знать:
главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
имена композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
имена, портреты, произведения изученных композиторов
III. Содержание программы учебного предмета.
Тема года «Музыка и другие виды искусства»
Содержание 5 класса раскрывается в двух крупных разделах — «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Введение. Музыка рассказывает обо всем. (1 ч.)
Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности ее постижения. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты а нализа и оценки произведений искусства.
«Древний союз» (3 ч.)
Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства. Какие качества необходимы человеку, чтобы
понять смысл искусства.
Музыкальный материал
Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение);
Е. Крылатое, стихи Н. Добронравова.
Где музыка берет начало? (пение)
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание, пение).
П. И. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года»
(слушание);
Р. Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества» (слушание).
И. Гайдн, русский текст П. Синявского. Мы дружим с музыкой
(пение)
Раздел 1. «Музыка и литература» (18 ч.)
Слово и музыка – два великих начала искусства. Песня – верный спутник человека. Русские народные песни. Песни народов мира. Жанр песни без слов. Жанр романса. Выражение внутреннего мира человека в романсе. Хоровая музыка. Народная и церковная хоровая музыка. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Художественные возможности хоровой музыки. Певческие голоса в хоре. Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта
пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах. Крупные жанры: опера, балет, оратория. Великие и русские композиторы, художники, артисты — создатели оперных произведений. Либретто. Художники – декораторы в сценических видах искусства. Увертюра, ария, инструментальные эпизоды. «Русские сезоны» в Париже. Великие создатели «Русских сезонов». Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета Музыкальность литературных произведений. Музыкальные сюжеты в литературе.
Музыкальный материал
М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я помню чудное мгновенье... (слушание);
Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельни-
чиха».
Веселый мельник. Американская народная
песня (пение)
В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть.
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент
(слушание).
Веснянка.
Украинская народная песня (пение)
М. Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» (слушание)
В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание, участие
в исполнении)
Ах ты, степь широкая... Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание,
участие в исполнении);
Вечерний звон. Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова
(слушание);
А. Александров. Уж ты зимушка-зима. Обработка Ю. Тугаринова (пение);
Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева. Если другом стала песня (пение);
Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. Погоня. Из кинофильма «Новые приключе-
ния неуловимых» (пение)
Висла. Польская народная песня, (слушание, пение);
Г. Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокаль-
ного цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание);
Ф. Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание);
В. Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. Песня гардемаринов (пение);
М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок (слушание, пение)
С. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна (слушание)
Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание);
П. Чайковский. Отче наш (слушание);
Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии». IV действие (слушание);
Д. Бортнянский. Многолетие (пение);
Кант VIII века «Музы согласно» (пение)
Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание);
С веселой песней. Музыка и стихи неизвестного автора
М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);
М. Глинка стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (пение)
Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие
(слушание);
Н. Римский-Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание);
С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение)
М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя», и действие. Фрагмент (слушание);
Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4. Фрагмент (слушание);
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально-ритмические движе-
ния)
И. Стравинский Русская; У Петрушки. Из балета «Петрушка» (слушание);
П. Чайковский. Вариация II. Из балета «Щелкунчик» (слушание).
К. В. Глюк Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание)
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» (12 ч.)
Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Передача характера человека в изображении и в музыке. Образы природы творчестве музыкантов. Импрессионизм в искусстве. Выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности. Поэтический пейзаж в музыке. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов. Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в «Богатырской» симфонии А. Бородина и пьесе М. Мусоргского «Богатырские ворота». Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. Проявления музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами. Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Нравственные цели искусства.
Музыкальный материал
С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание);
О. Лассо. Эхо (слушание).
Г. Струве. Веселое эхо (пение)
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание);
М. Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Ю. Тугаринов, стихи В. Орлова. Я рисую море (пение)
М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание);
М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение)
П. Чайковский. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);
И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священная» (слушание);
П. Чайковский, стихи. Г. Иващенко. Неаполитанская песенка (пение);
В. Серебренников, стихи В. Степанова. Семь моих цветных карандашей (пение)
М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание);
К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).
Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение)
К. Дебюсси, стихи П. Верлена Оград бесконечный ряд... (слушание).
Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко» (слушание);
П. Чайковский Па-деде. Из балета «Щелкунчик» (слушание);
С. Никитин, стихи Ю. Мориц. Сказка по лесу идет (пение)
И. Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар-птица» (слушание);
М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба Яга). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);
А. Зацепин, стихи Л. Дербенева. Волшебник (пение)
А. Бородин, Симфония № 2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);
М. Мусоргский. Богатырские ворота (В стольном граде Киеве). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);
Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых (пение)
Ф. Торрес. Danza Alta (слушание)
В. Семенов. Звездная река (пение)
П. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент
В. Высоцкий. Песня о друге (пение);
Б. Окуджава. Пожелание друзьям (пение)
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Введение. Музыка рассказывает обо всем | 1 |
2. | Древний союз | 3 |
3. | Музыка и литература | 18 |
4. | Музыка и изобразительное искусство | 12 |
Итого | 34 |
V. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
по плану | по факту |
Введение (1ч.) |
Первая четверть |
1. | Музыка рассказывает обо всем | | |
Древний союз (3ч.) |
2. | Истоки | | |
3. | Искусство открывает мир | | |
4. | Искусства различны, тема едины | | |
Раздел 1. Музыка и литература (18ч.) |
5. | Два великих начала искусства | | |
6. | «Стань музыкою, слово!» | | |
7. | Музыка «дружит» не только с поэзией | | |
8. | Песня — верный спутник человека | | |
9. | Мир русской песни | | |
Вторая четверть |
10. | Песни народов мира | | |
11. | Романса трепетные звуки | | |
12. | Мир человеческих чувств | | |
13. | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме | | |
14. | Что может изображать хоровая музыка | | |
15. | Кантата Г.Свиридова «Поэма памяти С. Есенина» | | |
16. | Самый значительный жанр вокальной музыки | | |
17. | Из чего состоит опера | | |
Третья четверть |
18. | Единство музыки и танца | | |
19. | «Русские сезоны в Париже» | | |
20. | И. Стравинский «Петрушка» | | |
21. | Музыкальность слова | | |
22. | Музыкальные сюжеты в литературе | | |
Раздел 2. музыка и изобразительное искусство (12ч.) |
23. | Живописность искусства | | |
24. | «Музыка — сестра живописи» | | |
25. | Может ли музыка выразить характер человека? | | |
26. | Образы природы в творчестве музыкантов | | |
27. | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов | | |
28. | М. Равель «Болеро» | | |
29. | Волшебная красочность музыкальных сказок | | |
Четвертая четверть |
30. | Сказочные герои в музыке | | |
31. | Тема богатырей в музыке | | |
32. | Что такое музыкальность в живописи | | |
33. | «Хорошая живопись — это музыка, это мелодия» | | |
34. | Подводим итоги | | |