СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс... (Науменко, Алеев)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23

имени Героя Советского Союза Ачкасова С. В.»

Курского района Курской области



Принято на заседании

МО

протокол №1

от «29» августа 2018г.


Руководитель МО

__________В.А.Гришаев

Принято на заседании

педагогического совета

протокол №1

от «30» августа 2018г.




Утверждено и введено

в действие приказом

по школе №01.11-56

от «1» сентября 2018г.


Директор школы

__________И.М.Даирова







Рабочая программа учебного курса

«Музыка»

5 класс

УМК «Т.И. Науменко, В.В. Алеев»



БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Учебник: Искусство. Музыка. 5 класс. Издательство «Дрофа»

Количество часов по учебному плану: 34 часа, 1 урок в неделю

















Составитель: Володина Ю.А., учитель музыки, соответствие.







2018 год

II. Планируемые результаты.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 5 класса обучающиеся должны уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: исполненять одноголосные произведения с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, петь a capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание.

  • применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • продемонстрировать аргументированную точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

  • использовать разные источники информации для самостоятельного общения с искусством и художественного самообразования;

  • размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • продемонстрировать овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

знать:

  • главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

  • имена композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

  • имена, портреты, произведения изученных композиторов




III. Содержание программы учебного предмета.

Тема года «Музыка и другие виды искусства»

Содержание 5 класса раскрывается в двух крупных разделах — «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».


Введение. Музыка рассказывает обо всем. (1 ч.)

Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности ее постижения. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты а нализа и оценки произведений искусства.


«Древний союз» (3 ч.)

Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства. Какие качества необходимы человеку, чтобы

понять смысл искусства.


Музыкальный материал

Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение);

Е. Крылатое, стихи Н. Добронравова.

Где музыка берет начало? (пение)

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание, пение).

П. И. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года»

(слушание);

Р. Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества» (слушание).

И. Гайдн, русский текст П. Синявского. Мы дружим с музыкой

(пение)



Раздел 1. «Музыка и литература» (18 ч.)

Слово и музыка – два великих начала искусства. Песня – верный спутник человека. Русские народные песни. Песни народов мира. Жанр песни без слов. Жанр романса. Выражение внутреннего мира человека в романсе. Хоровая музыка. Народная и церковная хоровая музыка. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Художественные возможности хоровой музыки. Певческие голоса в хоре. Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта

пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах. Крупные жанры: опера, балет, оратория. Великие и русские композиторы, художники, артисты — создатели оперных произведений. Либретто. Художники – декораторы в сценических видах искусства. Увертюра, ария, инструментальные эпизоды. «Русские сезоны» в Париже. Великие создатели «Русских сезонов». Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета Музыкальность литературных произведений. Музыкальные сюжеты в литературе.


Музыкальный материал

М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я помню чудное мгновенье... (слушание);

Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельни-

чиха».

Веселый мельник. Американская народная

песня (пение)

В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть.

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент

(слушание).

Веснянка.

Украинская народная песня (пение)

М. Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» (слушание)

В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание, участие

в исполнении)

Ах ты, степь широкая... Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание,

участие в исполнении);

Вечерний звон. Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова

(слушание);

А. Александров. Уж ты зимушка-зима. Обработка Ю. Тугаринова (пение);

Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева. Если другом стала песня (пение);

Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. Погоня. Из кинофильма «Новые приключе-

ния неуловимых» (пение)

Висла. Польская народная песня, (слушание, пение);

Г. Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокаль-

ного цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание);

Ф. Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание);

В. Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. Песня гардемаринов (пение);

М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок (слушание, пение)

С. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна (слушание)

Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание);

П. Чайковский. Отче наш (слушание);

Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом

граде Китеже и деве Февронии». IV действие (слушание);

Д. Бортнянский. Многолетие (пение);

Кант VIII века «Музы согласно» (пение)

Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание);

С веселой песней. Музыка и стихи неизвестного автора

М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);

М. Глинка стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (пение)

Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие

(слушание);

Н. Римский-Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом

граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание);

С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение)

М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя», и действие. Фрагмент (слушание);

Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4. Фрагмент (слушание);

Е. Адлер, стихи Л. Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально-ритмические движе-

ния)

И. Стравинский Русская; У Петрушки. Из балета «Петрушка» (слушание);

П. Чайковский. Вариация II. Из балета «Щелкунчик» (слушание).

К. В. Глюк Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание)


Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» (12 ч.)

Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Передача характера человека в изображении и в музыке. Образы природы творчестве музыкантов. Импрессионизм в искусстве. Выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности. Поэтический пейзаж в музыке. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов. Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в «Богатырской» симфонии А. Бородина и пьесе М. Мусоргского «Богатырские ворота». Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. Проявления музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами. Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Нравственные цели искусства.


Музыкальный материал

С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание);

О. Лассо. Эхо (слушание).

Г. Струве. Веселое эхо (пение)

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание);

М. Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Ю. Тугаринов, стихи В. Орлова. Я рисую море (пение)

М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание);

М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение)

П. Чайковский. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священная» (слушание);

П. Чайковский, стихи. Г. Иващенко. Неаполитанская песенка (пение);

В. Серебренников, стихи В. Степанова. Семь моих цветных карандашей (пение)

М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание);

К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).

Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение)

К. Дебюсси, стихи П. Верлена Оград бесконечный ряд... (слушание).

Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко» (слушание);

П. Чайковский Па-деде. Из балета «Щелкунчик» (слушание);

С. Никитин, стихи Ю. Мориц. Сказка по лесу идет (пение)

И. Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар-птица» (слушание);

М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба Яга). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

А. Зацепин, стихи Л. Дербенева. Волшебник (пение)

А. Бородин, Симфония № 2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);

М. Мусоргский. Богатырские ворота (В стольном граде Киеве). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых (пение)

Ф. Торрес. Danza Alta (слушание)

В. Семенов. Звездная река (пение)

П. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент

В. Высоцкий. Песня о друге (пение);

Б. Окуджава. Пожелание друзьям (пение)







IV. Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

1.

Введение. Музыка рассказывает обо всем

1

2.

Древний союз

3

3.

Музыка и литература

18

4.

Музыка и изобразительное искусство

12

Итого

34





V. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

по плану

по факту

Введение (1ч.)

Первая четверть

1.

Музыка рассказывает обо всем



Древний союз (3ч.)

2.

Истоки



3.

Искусство открывает мир



4.

Искусства различны, тема едины



Раздел 1. Музыка и литература (18ч.)

5.

Два великих начала искусства



6.

«Стань музыкою, слово!»



7.

Музыка «дружит» не только с поэзией



8.

Песня — верный спутник человека



9.

Мир русской песни



Вторая четверть

10.

Песни народов мира



11.

Романса трепетные звуки



12.

Мир человеческих чувств



13.

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме



14.

Что может изображать хоровая музыка



15.

Кантата Г.Свиридова «Поэма памяти С. Есенина»



16.

Самый значительный жанр вокальной музыки



17.

Из чего состоит опера



Третья четверть

18.

Единство музыки и танца



19.

«Русские сезоны в Париже»



20.

И. Стравинский «Петрушка»



21.

Музыкальность слова



22.

Музыкальные сюжеты в литературе



Раздел 2. музыка и изобразительное искусство (12ч.)

23.

Живописность искусства



24.

«Музыка — сестра живописи»



25.

Может ли музыка выразить характер человека?



26.

Образы природы в творчестве музыкантов



27.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов



28.

М. Равель «Болеро»



29.

Волшебная красочность музыкальных сказок



Четвертая четверть

30.

Сказочные герои в музыке



31.

Тема богатырей в музыке



32.

Что такое музыкальность в живописи



33.

«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия»



34.

Подводим итоги