Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа»
Раздольненского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей ________________ Протокол №___ от _______ 2018 г. руководитель МО _________ | ПРИНЯТО педагогическим советом Протокол №____ от ________ 2018 г. | УтверждАЮ Директор МБОУ «Чернышевская школа» ___________М.В. Михайлов Приказ №____от ________2018 г |
Рабочая программа
учебного предмета
«Музыка»
5 класс
на 2018/2019 учебный год
с.Чернышево
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Музыке для 5 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии с учебным планом МБОУ «Чернышевская школа» на 2018-2019 учебный год ,на основе примерной программы «Музыка»(авторы Сергеева Г.П.,Критская Е.Д.) 2016 г. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2014г.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Чернышевкая школа»
В данной программе учитывается потребность современного российского общества и возрастные особенности школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности школы, потребности педагога в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплект для 5 класса входят издания авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой.
Учебник «Музыка. 5 класс» - М.: Просвещение, 2016 г.
Цель общего музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры — наиболее полно отражает интересы современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Задачи:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребностей в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремление к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязями с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Изучение музыки в 5 классе направлено на формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация)
Основными видами учебной деятельности школьников для реализации поставленных задач являются:
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведении. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Формы и приемы контроля, используемые в образовательном процессе:
-творческие задания;
-анализ музыкальных произведений;
-музыкальная викторина;
-тестирование;
-проектная деятельность.
системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства и архитектуры, театрального искусства, хореографии, а также сравнительно молодых видов искусств - кино, мультипликации и фотографии. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет « Музыка» изучается в 5 классе 1 час в неделю (34 ч).
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, выделенных на изучение указанного предмета в учебном плане школы на 2018-2019 уч. г., и рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения
запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
Предметные результаты
Музыка как вид искусства
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы раскрывается следующими содержательными линиями: "Музыка как вид искусства", "Музыкальный образ и музыкальная драматургия", "Музыка в современном мире: традиции и инновации" и представлено темами: "Музыка и литература", "Музыка и изобразительное искусство".
1."Музыка и литература" - 18 часов
Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.
Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций.
Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы).
Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие.
Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры.
2. "Музыки и изобразительное искусство" - 17 часов
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган.
Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусства.
Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано).
Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.
Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр.
Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.
Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры.
Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.
Органная музыка. Хор a capella, Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Музыка и литература | 18 | 18 |
2 | Музыка и изобразительное искусство | 16 | 16 |
| Всего часов: | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование 5 класса
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты обучения |
План | Фактически |
Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия |
Музыка и литература (18часов) |
1 | 03.09 | | Что роднит музыку с литературой | Уметь находить сходство и различие между музыкой и литературой; | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
2 | 10.09 | | Жанры вокальной и инструментальной музыки | Воспринимать и понимать музыку разного музыкально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний; | Регулятивные: - воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
3 | 17.09 | | Вокальная музыка (Романс) | Уметь эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных романсов | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: - воспринимать и анализировать музыкальные произведения (романсы) |
4 | 24.09 | | Разнообразие образов в вокальной музыке | Уметь определять значение песни в жизни общества | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев Коммуникативные: - понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; Познавательные: - проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям; |
5 | 01.10 | | Фольклор в музыке русских композиторов(Кикимора) | Понимать, что такое программная музыка | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: - фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ; |
6 | 08.10 | | Фольклор в музыке русских композиторов (Шехерезада) | Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика. | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: - использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально-исполнительских) задач; |
7 | 15.10 | | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Понимать, что такое вокальная, инструментальная музыка. Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки. | Регулятивные: - понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; Коммуникативные: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; Познавательные: - использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; |
8 | 22.10 | | Вторая жизнь песни | Знать основные черты и характеристики авторского и народного творчества. | Регулятивные: - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; Коммуникативные: принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - сравнивать разные части музыкального текста; |
9 | 12.11 | | Вторая жизнь песни (песня Сольвейг) | Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; Познавательные: - строить свои рассуждения о характере музыкального произведения |
10 | 19.11 | | Всю жизнь мою несу Родину в душе | Знать значение колокольного звона в жизни человека | Регулятивные: - принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках; Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства. Познавательные: - передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; |
11 | 26.11 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах (Свиридов «Метель» | Уметь выявлять основные события из жизни и творчества композиторов | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно); Познавательные: - расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры; |
12 | 03.12 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах (Свиридов «Музыкальные образы») | Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы | Регулятивные: - воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно); Познавательные: - расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры; |
13 | 10.12 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; Познавательные: - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); |
14 | 17.12 | 17.12 | Первое путешествие в музыкальный театр | Знать историю развития оперного искусства; Понимать, что такое опера, либретто, увертюра. речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить примеры к понятиям. | Регулятивные: - понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов оперных героев Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; Познавательные: - расширять свои представления о музыке |
15 | 24.12 | 24.12. | Опера-былина Н.Римского-Корсакова «Садко» | Знать сюжет (либретто) оперы "Садко". Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству Познавательные: - строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности; |
16 | 14.01 | 14.01 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Знать историю балетного искусства. Понимать, что такое балет, солист-танцор, кардебалет. Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности. | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев в балете. Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ); Познавательные: - строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности; |
17 | 21.01 | | Музыка в театре, кино, на телевидении | Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства | Регулятивные: принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках; Коммуникативные: - исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); Познавательные: - осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых...»); |
18 | 28.01 | | Мюзикл | Знать историю возникновения мюзикла. Уметь называть известные мюзиклы и их композиторов | Регулятивные: - воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых Коммуникативные: воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; |
Музыка и изобразительное искусство (17) |
19 | 04.02 | | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
20 | 11.02 | | «Небесное и земное» в звуках и красках | Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства | Регулятивные: - осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; Коммуникативные: - открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
21 | 18.02 | | Звать через прошлое к настоящему | Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах, определять на слух основные части кантаты. | Регулятивные: - понимать смысл предложенных в учебнике заданий Коммуникативные: - продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе обсуждения Познавательные: строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
22 | 25.02 | | Музыкальная живопись | Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
23 | 04.03 | | Музыкальная живопись и живописная музыка | Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
24 | 11.03 | | Колокольные звоны | Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека | Регулятивные: - понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; Коммуникативные: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; Познавательные: - использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; |
25 | 18.03 | | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Знать об истории создания скрипки, её мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь сопоставлять скрипичную музыку с живописью | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; Познавательные: строить свои рассуждения о характере музыки |
26 | 01.04 | | Волшебная палочка дирижера | Понимать, что такое оркестр, дирижер, состав групп инструментов оркестра | Регулятивные: - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности Коммуникативные: - принимать участие в импровизациях, в обсуждении музыкальных впечатлений; Познавательные: читать простое схематическое изображение |
27 | 08.04 | | Образы борьбы и победы в искусстве | Уметь делать предложения о том, что предстоит услышать (образный строй), проводить интонационно-образный анализ музыки | Регулятивные: воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные: соотносить различные произведения по настроению и форме |
28 | 15.04 | | Застывшая музыка | Знать отличия католической и православной музыкальной культуры. Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры | Регулятивные: - понимать смысл предложенных в учебнике заданий Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе Познавательные: - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; |
29 | 22.04 | | Полифония в музыке и живописи | Понимать, что такое орган, полифония, фуга, основные события из жизни и творчества И.С. Баха | Регулятивные: - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; Коммуникативные: - открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
30 | 29.04 | | Музыка на мольберте | Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
31 | 06.05 | | Импрессионизм в музыке и живописи | Понимать, что такое импрессионизм, интерпретация, джаз | Регулятивные: - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности Коммуникативные: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; Познавательные: - передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; |
32 | 13.05 | | «О подвигах, о доблести, о славе» | Понимать, что такое реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Регулятивные: - понимать смысл исполнительских и творческих заданий Коммуникативные: - понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека Познавательные: - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями |
33 | 16..05 | | В каждой мимолетности вижу я миры | Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
34 | 20.05 | | Заключительный урок-концерт | Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
| | | | | |
| | | | | |
| План | Фактически | | |
| | | | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия |
Музыка и литература (18часов) |
1 | 01.09 | | Что роднит музыку с литературой | Уметь находить сходство и различие между музыкой и литературой; | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
2 | 08.09 | | Жанры вокальной и инструментальной музыки | Воспринимать и понимать музыку разного музыкально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний; | Регулятивные: - воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
3 | 15.09 | | Вокальная музыка (Романс) | Уметь эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных романсов | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: - воспринимать и анализировать музыкальные произведения (романсы) |
4 | 22.09 | | Разнообразие образов в вокальной музыке | Уметь определять значение песни в жизни общества | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев Коммуникативные: - понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; Познавательные: - проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям; |
5 | 29.09 | | Фольклор в музыке русских композиторов(Кикимора) | Понимать, что такое программная музыка | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: - фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ; |
6 | 06.10 | | Фольклор в музыке русских композиторов (Шехерезада) | Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика. | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: - использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально-исполнительских) задач; |
7 | 13.10 | | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Понимать, что такое вокальная, инструментальная музыка. Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки. | Регулятивные: - понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; Коммуникативные: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; Познавательные: - использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; |
8 | 20.10 | | Вторая жизнь песни | Знать основные черты и характеристики авторского и народного творчества. | Регулятивные: - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; Коммуникативные: принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - сравнивать разные части музыкального текста; |
9 | 27.10 | | Вторая жизнь песни (песня Сольвейг) | Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; Познавательные: - строить свои рассуждения о характере музыкального произведения |
10 | 10.11 | | Всю жизнь мою несу Родину в душе | Знать значение колокольного звона в жизни человека | Регулятивные: - принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках; Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства. Познавательные: - передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; |
11 | 17.11 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах (Свиридов «Метель» | Уметь выявлять основные события из жизни и творчества композиторов | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно); Познавательные: - расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры; |
12 | 24.11 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах (Свиридов «Музыкальные образы») | Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы | Регулятивные: - воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно); Познавательные: - расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры; |
13 | 01.12 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; Познавательные: - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); |
14 | 08.12 | | Первое путешествие в музыкальный театр | Знать историю развития оперного искусства; Понимать, что такое опера, либретто, увертюра. речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить примеры к понятиям. | Регулятивные: - понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов оперных героев Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; Познавательные: - расширять свои представления о музыке |
15 | 15.12 | | Опера-былина Н.Римского-Корсакова «Садко» | Знать сюжет (либретто) оперы "Садко". Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству Познавательные: - строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности; |
16 | 22.12 | | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Знать историю балетного искусства. Понимать, что такое балет, солист-танцор, кардебалет. Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности. | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев в балете. Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ); Познавательные: - строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности; |
17 | 12.01 | | Музыка в театре, кино, на телевидении | Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства | Регулятивные: принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках; Коммуникативные: - исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); Познавательные: - осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых...»); |
18 | 19.01 | | Мюзикл | Знать историю возникновения мюзикла. Уметь называть известные мюзиклы и их композиторов | Регулятивные: - воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых Коммуникативные: воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; |
Музыка и изобразительное искусство (17) |
19 | 26.01 | | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
20 | 02.02 | | «Небесное и земное» в звуках и красках | Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства | Регулятивные: - осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; Коммуникативные: - открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
21 | 09.02 | | Звать через прошлое к настоящему | Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах, определять на слух основные части кантаты. | Регулятивные: - понимать смысл предложенных в учебнике заданий Коммуникативные: - продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе обсуждения Познавательные: строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
22 | 16.02 | | Музыкальная живопись | Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
23 | 01.03 | | Музыкальная живопись и живописная музыка | Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
24 | 15.03 | | Колокольные звоны | Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека | Регулятивные: - понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; Коммуникативные: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; Познавательные: - использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; |
25 | 29.03 | | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Знать об истории создания скрипки, её мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь сопоставлять скрипичную музыку с живописью | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; Познавательные: строить свои рассуждения о характере музыки |
26 | 05.04 | | Волшебная палочка дирижера | Понимать, что такое оркестр, дирижер, состав групп инструментов оркестра | Регулятивные: - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности Коммуникативные: - принимать участие в импровизациях, в обсуждении музыкальных впечатлений; Познавательные: читать простое схематическое изображение |
27 | 12.04 | | Образы борьбы и победы в искусстве | Уметь делать предложения о том, что предстоит услышать (образный строй), проводить интонационно-образный анализ музыки | Регулятивные: воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные: соотносить различные произведения по настроению и форме |
28 | 19.04 | | Застывшая музыка | Знать отличия католической и православной музыкальной культуры. Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры | Регулятивные: - понимать смысл предложенных в учебнике заданий Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе Познавательные: - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; |
29 | 26.04 | | Полифония в музыке и живописи | Понимать, что такое орган, полифония, фуга, основные события из жизни и творчества И.С. Баха | Регулятивные: - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; Коммуникативные: - открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
30 | 03.05 | | Музыка на мольберте | Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
31 | 10.05 | | Импрессионизм в музыке и живописи | Понимать, что такое импрессионизм, интерпретация, джаз | Регулятивные: - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности Коммуникативные: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; Познавательные: - передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; |
32 | 17.05 | | «О подвигах, о доблести, о славе» | Понимать, что такое реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Регулятивные: - понимать смысл исполнительских и творческих заданий Коммуникативные: - понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека Познавательные: - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями |
33 | 24.05 | | В каждой мимолетности вижу я миры | Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
34 | 31.05 | | Мир композитора | Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
35 | 01.06 | | Заключительный урок-концерт | | Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; Коммуникативные: - исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); Познавательные: - выбирать способы решения исполнительской задачи; |
| | | ИТОГО: 35 | | |
Календарно-тематическое планирование 5в класса
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты обучения |
План | Фактически |
| | | | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия |
Музыка и литература (18часов) |
1 | 02.09 | | Что роднит музыку с литературой | Уметь находить сходство и различие между музыкой и литературой; | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
2 | 09.09 | | Жанры вокальной и инструментальной музыки | Воспринимать и понимать музыку разного музыкально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний; | Регулятивные: - воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
3 | 16.09 | | Вокальная музыка (Романс) | Уметь эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных романсов | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: - воспринимать и анализировать музыкальные произведения (романсы) |
4 | 23.09 | | Разнообразие образов в вокальной музыке | Уметь определять значение песни в жизни общества | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев Коммуникативные: - понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; Познавательные: - проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям; |
5 | 30.09 | | Фольклор в музыке русских композиторов(Кикимора) | Понимать, что такое программная музыка | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: - фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ; |
6 | 07.10 | | Фольклор в музыке русских композиторов (Шехерезада) | Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика. | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: - использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально-исполнительских) задач; |
7 | 14.10 | | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Понимать, что такое вокальная, инструментальная музыка. Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки. | Регулятивные: - понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; Коммуникативные: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; Познавательные: - использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; |
8 | 21.10 | | Вторая жизнь песни | Знать основные черты и характеристики авторского и народного творчества. | Регулятивные: - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; Коммуникативные: принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - сравнивать разные части музыкального текста; |
9 | 28.10 | | Вторая жизнь песни (песня Сольвейг) | Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; Познавательные: - строить свои рассуждения о характере музыкального произведения |
10 | 11.11 | | Всю жизнь мою несу Родину в душе | Знать значение колокольного звона в жизни человека | Регулятивные: - принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках; Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства. Познавательные: - передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; |
11 | 18.11 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах (Свиридов «Метель» | Уметь выявлять основные события из жизни и творчества композиторов | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно); Познавательные: - расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры; |
12 | 25.11 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах (Свиридов «Музыкальные образы») | Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы | Регулятивные: - воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно); Познавательные: - расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры; |
13 | 02.12 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; Познавательные: - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); |
14 | 09.12 | | Первое путешествие в музыкальный театр | Знать историю развития оперного искусства; Понимать, что такое опера, либретто, увертюра. речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить примеры к понятиям. | Регулятивные: - понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов оперных героев Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; Познавательные: - расширять свои представления о музыке |
15 | 16.12 | | Опера-былина Н.Римского-Корсакова «Садко» | Знать сюжет (либретто) оперы "Садко". Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству Познавательные: - строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности; |
16 | 23.12 | | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Знать историю балетного искусства. Понимать, что такое балет, солист-танцор, кардебалет. Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности. | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев в балете. Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ); Познавательные: - строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности; |
17 | 13.01 | | Музыка в театре, кино, на телевидении | Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства | Регулятивные: принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках; Коммуникативные: - исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); Познавательные: - осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых...»); |
18 | 20.01 | | Мюзикл | Знать историю возникновения мюзикла. Уметь называть известные мюзиклы и их композиторов | Регулятивные: - воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых Коммуникативные: воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; |
Музыка и изобразительное искусство (17) |
19 | 27.01 | | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
20 | 03.02 | | «Небесное и земное» в звуках и красках | Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства | Регулятивные: - осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; Коммуникативные: - открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
21 | 10.02 | | Звать через прошлое к настоящему | Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах, определять на слух основные части кантаты. | Регулятивные: - понимать смысл предложенных в учебнике заданий Коммуникативные: - продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе обсуждения Познавательные: строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
22 | 17.02 | | Музыкальная живопись | Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
23 | 24.02 | | Музыкальная живопись и живописная музыка | Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
24 | 02.03 | | Колокольные звоны | Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека | Регулятивные: - понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; Коммуникативные: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; Познавательные: - использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; |
25 | 09.03 | | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Знать об истории создания скрипки, её мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь сопоставлять скрипичную музыку с живописью | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; Познавательные: строить свои рассуждения о характере музыки |
26 | 16.03 | | Волшебная палочка дирижера | Понимать, что такое оркестр, дирижер, состав групп инструментов оркестра | Регулятивные: - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности Коммуникативные: - принимать участие в импровизациях, в обсуждении музыкальных впечатлений; Познавательные: читать простое схематическое изображение |
27 | 30.03 | | Образы борьбы и победы в искусстве | Уметь делать предложения о том, что предстоит услышать (образный строй), проводить интонационно-образный анализ музыки | Регулятивные: воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные: соотносить различные произведения по настроению и форме |
28 | 06.04 | | Застывшая музыка | Знать отличия католической и православной музыкальной культуры. Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры | Регулятивные: - понимать смысл предложенных в учебнике заданий Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе Познавательные: - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; |
29 | 03.04 | | Полифония в музыке и живописи | Понимать, что такое орган, полифония, фуга, основные события из жизни и творчества И.С. Баха | Регулятивные: - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; Коммуникативные: - открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
30 | 20.04 | | Музыка на мольберте | Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
31 | 27.04 | | Импрессионизм в музыке и живописи | Понимать, что такое импрессионизм, интерпретация, джаз | Регулятивные: - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности Коммуникативные: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; Познавательные: - передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; |
32 | 04.05 | | «О подвигах, о доблести, о славе» | Понимать, что такое реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Регулятивные: - понимать смысл исполнительских и творческих заданий Коммуникативные: - понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека Познавательные: - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями |
33 | 11.05 | | В каждой мимолетности вижу я миры | Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
34 | 18.05 | | Мир композитора | Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
35 | 25.05 | | Заключительный урок-концерт | | Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; Коммуникативные: - исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); Познавательные: - выбирать способы решения исполнительской задачи; |
| | | ИТОГО: 35 | | |
Календарно-тематическое планирование 5г класса
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты обучения |
План | Фактически |
| | | | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия |
Музыка и литература (18часов) |
1 | 05.09 | | Что роднит музыку с литературой | Уметь находить сходство и различие между музыкой и литературой; | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
2 | 12.09 | | Жанры вокальной и инструментальной музыки | Воспринимать и понимать музыку разного музыкально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний; | Регулятивные: - воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
3 | 19.09 | | Вокальная музыка (Романс) | Уметь эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных романсов | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: - воспринимать и анализировать музыкальные произведения (романсы) |
4 | 26.09 | | Разнообразие образов в вокальной музыке | Уметь определять значение песни в жизни общества | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев Коммуникативные: - понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; Познавательные: - проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям; |
5 | 03.10 | | Фольклор в музыке русских композиторов(Кикимора) | Понимать, что такое программная музыка | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: - фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ; |
6 | 10.10 | | Фольклор в музыке русских композиторов (Шехерезада) | Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика. | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: - использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально-исполнительских) задач; |
7 | 17.10 | | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Понимать, что такое вокальная, инструментальная музыка. Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки. | Регулятивные: - понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; Коммуникативные: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; Познавательные: - использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; |
8 | 24.10 | | Вторая жизнь песни | Знать основные черты и характеристики авторского и народного творчества. | Регулятивные: - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; Коммуникативные: принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - сравнивать разные части музыкального текста; |
9 | 31.10 | | Вторая жизнь песни (песня Сольвейг) | Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; Познавательные: - строить свои рассуждения о характере музыкального произведения |
10 | 14.11 | | Всю жизнь мою несу Родину в душе | Знать значение колокольного звона в жизни человека | Регулятивные: - принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках; Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства. Познавательные: - передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; |
11 | 21.11 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах (Свиридов «Метель» | Уметь выявлять основные события из жизни и творчества композиторов | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно); Познавательные: - расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры; |
12 | 28.11 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах (Свиридов «Музыкальные образы») | Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы | Регулятивные: - воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно); Познавательные: - расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры; |
13 | 05.12 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; Познавательные: - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); |
14 | 12.12 | | Первое путешествие в музыкальный театр | Знать историю развития оперного искусства; Понимать, что такое опера, либретто, увертюра. речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить примеры к понятиям. | Регулятивные: - понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов оперных героев Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; Познавательные: - расширять свои представления о музыке |
15 | 19.12 | | Опера-былина Н.Римского-Корсакова «Садко» | Знать сюжет (либретто) оперы "Садко". Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности | Регулятивные: - высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; Коммуникативные: - открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству Познавательные: - строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности; |
16 | 26.12 | | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Знать историю балетного искусства. Понимать, что такое балет, солист-танцор, кардебалет. Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности. | Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев в балете. Коммуникативные: - выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ); Познавательные: - строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности; |
17 | 16.01 | | Музыка в театре, кино, на телевидении | Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства | Регулятивные: принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках; Коммуникативные: - исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); Познавательные: - осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых...»); |
18 | 23.01 | | Мюзикл | Знать историю возникновения мюзикла. Уметь называть известные мюзиклы и их композиторов | Регулятивные: - воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых Коммуникативные: воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; Познавательные: строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; |
Музыка и изобразительное искусство (17) |
19 | 30.01 | | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
20 | 06.02 | | «Небесное и земное» в звуках и красках | Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства | Регулятивные: - осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; Коммуникативные: - открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
21 | 13.02 | | Звать через прошлое к настоящему | Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах, определять на слух основные части кантаты. | Регулятивные: - понимать смысл предложенных в учебнике заданий Коммуникативные: - продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе обсуждения Познавательные: строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
22 | 20.02 | | Музыкальная живопись | Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
23 | 27.02 | | Музыкальная живопись и живописная музыка | Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; |
24 | 05.03 | | Колокольные звоны | Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека | Регулятивные: - понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; Коммуникативные: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; Познавательные: - использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; |
25 | 12.03 | | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Знать об истории создания скрипки, её мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь сопоставлять скрипичную музыку с живописью | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; Познавательные: строить свои рассуждения о характере музыки |
26 | 19.03 | | Волшебная палочка дирижера | Понимать, что такое оркестр, дирижер, состав групп инструментов оркестра | Регулятивные: - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности Коммуникативные: - принимать участие в импровизациях, в обсуждении музыкальных впечатлений; Познавательные: читать простое схематическое изображение |
27 | 02.04 | | Образы борьбы и победы в искусстве | Уметь делать предложения о том, что предстоит услышать (образный строй), проводить интонационно-образный анализ музыки | Регулятивные: воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные: соотносить различные произведения по настроению и форме |
28 | 09.04 | | Застывшая музыка | Знать отличия католической и православной музыкальной культуры. Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры | Регулятивные: - понимать смысл предложенных в учебнике заданий Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе Познавательные: - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; |
29 | 16.04 | | Полифония в музыке и живописи | Понимать, что такое орган, полифония, фуга, основные события из жизни и творчества И.С. Баха | Регулятивные: - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; Коммуникативные: - открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
30 | 23.04 | | Музыка на мольберте | Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
31 | 30.04 | | Импрессионизм в музыке и живописи | Понимать, что такое импрессионизм, интерпретация, джаз | Регулятивные: - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности Коммуникативные: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; Познавательные: - передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; |
32 | 07.05 | | «О подвигах, о доблести, о славе» | Понимать, что такое реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Регулятивные: - понимать смысл исполнительских и творческих заданий Коммуникативные: - понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека Познавательные: - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями |
33 | 14.05 | | В каждой мимолетности вижу я миры | Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
34 | 21.05 | | Мир композитора | Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. | Регулятивные: - воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Коммуникативные: - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; Познавательные: - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; |
35 | 28.05 | | Заключительный урок-концерт | | Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; Коммуникативные: - исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); Познавательные: - выбирать способы решения исполнительской задачи; |
| | | ИТОГО: 35 | | |
Объяснительная записка
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------