СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5 класс на 2022 - 2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке 5 класс на 2022 - 2023 учебный год ФГОС 3 составлена на основе конструктора, тематического классификатора и программ коллег в интернете. Темы произведений можете взять свои из классификатора.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5 класс на 2022 - 2023 учебный год»

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Абатская средняя общеобразовательная школа №2

Тушнолобовская средняя общеобразовательная школа

«ПРИНЯТО»

на заседании

педагогического совета

протокол №­­­_1____

от «31» августа_2022г.


«СОГЛАСОВАНО»

«31» августа 2022 г.

________ методист Н.С. Скоробогатова

«УТВЕРЖДАЮ»

«31» августа 2022 г.

приказ №129

Заведующая ФМАОУ Абатская СОШ№2

Тушнолобовская СОШ

________________Н.А.Оленькова




Рабочая программа

учебного предмета

МУЗЫКА

для 5 класса основного общего образования

на 2022 – 2023 учебный год



Составитель:

Е.А. Мастерских,

учитель музыки



с.Тушнолобово, 2022 год



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»

Фольклор — народное творчество

Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).

Календарный фольклор

Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя).

Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Национальные истоки классической музыки

Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.

Музыкант и публика

Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.

Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Образы родной земли

Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).

Русская исполнительская школа

Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского

Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»

Музыка и литература

Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.

Музыка и живопись

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиковВыразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.).



2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

Совместная деятельность (сотрудничество):

развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;

использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.

Эмоциональный интеллект:

чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

—  осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

—  воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

—  сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

Модуль «Музыка моего края»:

знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

Модуль «Европейская классическая музыка»:

различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Русская классическая музыка»:

различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;

характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:

определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;

импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;

высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Репертуар

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

для слушания

для пения

для музицирования

Модуль 1. Музыка моего края

1.1.

Фольклор — народное творчество

4

Р.Н.П.: "Во поле береза стояла", "Солдатушки, бравы ребятушки", Славны были наши деды", "Вспомним, братцы, Русь и славу", "Светит месяц", "Калинка", "Бояре, а мы к вам пришли", "Милый мой, хоровод", "Я на камушке сижу", "Уж ты речка, реченька"

Р.Н.П.: "Во поле береза стояла", "Солдатушки, бравы ребятушки", Славны были наши деды", "Вспомним, братцы, Русь и славу", "Светит месяц", "Калинка", "Бояре, а мы к вам пришли", "Милый мой, хоровод", "Я на камушке сижу", "Уж ты речка, реченька"

Светит месяц", "Калинка", "Бояре, а мы к вам пришли", О. Козловский.Гром победы, раздавайся! «Полянка», «Во кузниц», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»,

Знакомствосозвучаниемфольклорныхобразцовваудио-ивидеозаписи.Определениенаслух:

  • принадлежностикнароднойиликомпозиторскоймузыке;

  • исполнительскогосостава(вокального,инструментального,смешанного); жанра,основногонастроения,характерамузыки.Разучиваниеиисполнениенародныхпесен,танцев,инструментальныхнаигрышей,фольклорныхигр.

Знакомствоссимволикойкалендарныхобрядов,поискинформацииосоответствующихфольклорныхтрадициях.

Разучиваниеиисполнениенародныхпесен,танцев.

Навыборилифакультативно

Реконструкцияфольклорногообрядаилиегофрагмента.Участие в народном гулянии, празднике наулицахсвоегогорода,посёлка.

Музыкальная викторина;Устный опрос;
Практическая работа;
Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/start/314766/

1.2.

Календарный фольклор

4

"Светит месяц", "Калинка", "Бояре, а мы к вам пришли", "Милый мой, хоровод",«Масленая погорела», «Ой, масленая недалечка», «Ой, жаворонки, жаворонушки», «Тонкая рябина», «Колядаходя, бродя», «Римский –корсаков» «Снегурочка» сцена «Масленого гулянья», «Приходила коляда накануне Рождества»,Ф. Грубер.Тихая ночь.Ф. Синатра.

"Светит месяц", "Калинка", "Бояре, а мы к вам пришли", "Милый мой, хоровод", «Масленая погорела», «Ой, масленая недалечка», «Ой, жаворонки, жаворонушки», «Тонкая рябина», «Колядаходя, бродя», «Римский –корсаков» «Снегурочка» сцена «Масленого гулянья», «Приходила коляда накануне Рождества»,Ф. Грубер.Тихая ночь.Ф. Синатра.

Щедрик, украинская народная песня, Риу, риу, чиу, европейская колядка.

Устный опрос;
Практическая работа;
Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7420/start/298442/

Итого по модулю

8

 

Модуль 2. Русская классическая музыка

2.1.

Образы родной земли

5

П.И.Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года».М.И.Глинка «Венецианская ночь».П.И.Чайковский «Симфония № 4», финал. Варламов Горные вершины».А.Рубинштейн «Горные вершины». С.В.Рахманинов «Вокализ», В.Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» (по прочтении В.Шукшина): «Весело на душе», «Молитва».

Г.Струве, Н.Соловьева «Моя Россия».М.И.Глинка «Жаворонок».Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля». Г.В.Свиридов «Снег идет».

Г.В.Свиридов «Снег идет».

Повторение, обобщение опыта слушания, проживания,анализамузыкирусскихкомпозиторов,полученногов начальных классах. Выявление мелодичности, широтыдыхания,интонационнойблизостирусскомуфольклору.

Разучивание,исполнениенеменееодноговокальногопроизведения,сочинённогорусскимкомпозитором-классиком.

Музыкальнаявикторинаназнаниемузыки,названийи авторов изученных произведений.

Навыборилифакультативно

Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.

Посещениеконцертаклассическоймузыки,впрограмму,котороговходятпроизведениярусскихкомпозиторов

Слушаниеоднихитехжепроизведенийвисполненииразныхмузыкантов,оценка особенностей интерпретации.Созданиедомашнейфоно-ивидеотекиизпонравившихсяпроизведений.

Дискуссиянатему«Исполнитель—соавтор композитора».

Навыборилифакультативно

Исследовательскиепроекты,посвящённыебиографиямизвестныхотечественныхисполнителейклассическоймузыки


Устный опрос;
Практическая работа;
Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

Урок3 4 класс «Хранитель музыкальных традиций. Валерий Гаврилин» РЭШ Урок3 5 класс «Жанры инструментальной и вокальной музыки» РЭШ, Урок 5 1 класс «О чем могут рассказать русские народные песни» РЭШ

2.2.

Русская исполнительская школа

2

П.И.Чайковский. Фрагменты из балета-феерии «Щелкунчик»: «Вальс снежных хлопьев» и «Вальс цветов»; сцена битвы Щелкунчика с мышами. П.И.Чайковский Фрагменты из балета-феерии «Щелкунчик»: танцы гостей на балу в сказочном городе сладостей (по возможности).Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы-былины «Садко»: «Песня Садко» и «Колыбельная Волховы», песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя, песня Веденецкого гостя. Рахманинов С.В. «Островок», «Весенние воды», «Прелюдии» соль мажор, соль-диез минор.

«Песня Садко» и «Колыбельная Волховы». Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, О. Митяева

П.И.Чайковский. Фрагменты из балета-феерии «Щелкунчик»: «Вальс снежных хлопьев» и «Вальс цветов»

Устный опрос;
Тестирование.
Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

Урок 2 5 класс «Фольклор в музыке русских композиторов» РЭШ Урок й6 4 класс «Замечательные исполнители классической и современной музыки» РЭШ, Урок 2 6 класс «Портрет в музыке и живописи. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. РЭШ

Итого по модулю

7

 

Модуль 3. Европейская классическая музыка

3.1.

Национальные истоки классической музыки

5

Э.Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».«Песня Сольвейг» в трактовке джазовых музыкантов.

Сл. Куклина А. «Песенка о песенке».

Э.Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».

Знакомствособразцамимузыкиразныхжанров,типичныхдлярассматриваемыхнациональныхстилей,творчестваизучаемыхкомпозиторов.

Определениенаслуххарактерныхинтонаций,ритмов,элементовмузыкальногоязыка,умение напеть наиболееяркиеинтонации,прохлопатьритмические примерыизчислаизучаемыхклассическихпроизведений.

Разучивание,исполнениенеменееодноговокальногопроизведения, сочинённого композитором-классиком(изчислаизучаемыхвданномразделе).

Музыкальнаявикторинаназнаниемузыки,названийи авторов изученных произведений.

Навыборилифакультативно

Исследовательскиепроектыотворчествеевропейскихкомпозиторов-классиков, представителей национальных школ.

Просмотрхудожественныхи документальныхфильмовотворчествевыдающихевропейскихкомпозиторовс последующим обсуждением в классе.

Посещениеконцертаклассическоймузыки,балета, драматическогоспектакля.

Знакомство с образцами виртуозной музыки.Размышлениенадфактамибиографийвеликихмузыкантов—каклюбимцевпублики,такинепóнятыхсовременниками.

Определениенаслухмелодий,интонаций,ритмов,элементовмузыкальногоязыкаизучаемыхклассическихпроизведений,умениенапетьихнаиболееяркиеритмоинтонации.

Музыкальнаявикторинаназнаниемузыки,названий и авторов изученных произведений.

Знаниеисоблюдениеобщепринятыхнормслушаниямузыки,правилповедениявконцертномзале,театреоперыибалета.

Навыборилифакультативно

Работасинтерактивнойкартой(географияпутешествий,гастролей),лентойвремени(имена,факты,явления,музыкальныепроизведения).

Посещениеконцертаклассическоймузыкиспоследующимобсуждениемвклассе.

Созданиетематическойподборкимузыкальныхпроизведенийдлядомашнегопрослушивания

Устный опрос;
Практическая работа;
Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

Урок 2 6 класс «Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада, ноктюрн как музыкальные жанры» РЭШ, Урок №16 2 класс «Эдвард Григ: композитор, завоевавший наши сердца» РЭШ

3.2.

Музыкант и публика

5

В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада».В.А.Моцарт. Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».В.А.Моцарт. Фрагменты из «Реквиема»: «Lakrimosa», «Diesirae» Паганини «Каприс №24».Рахманинов С.В. «Вариации на тему Паганини», В Лютославский «Вариации на тему Паганини», рок-обработки В. Зинчука.Э.-Л.Уэббер. Фрагменты из мюзикла «Кошки»: ария «Память», песни, финальный хор «Как приручить кошек». Р.Роджерс Музыка к кинофильму «Звуки музыки».

В. А. Моцарт. Канон «Donanobispacem». Р.Роджерсмузыка к кинофильму «Звуки музыки».Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке».

В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада».

Устный опрос;
Практическая работа;
Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

Урок №15 2 класс «Паганини. Разве не восторг» РЭШ

Итого по модулю

10

 

Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства

4.1.

Музыка и литература

3

Э.Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля». Рахманинов С.В. Фрагменты сюиты-фантазии - «Светлый праздник» и «Слезы», В.Кикта «Фрески Софии Киевской».А. Г.В.Свиридов «Романс», В.Гаврилин «Вечерняя музыка».Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера». П.И.Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года». А.К.Лядов «Кикимора».М.И.Глинка «Венецианская ночь».Ф.Шуберт «Баркарола». Н.А.Римский-Корсаков. сюита «Шехеразада»: 1 и 4 части.

С.Старобинский, сл.В.Вайнина «Песенка о словах».Муз. С.Старобинского, сл. В.Вайнина «Песенка о словах».Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей»

Э.Григ. Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт «Танец Анитры»

Знакомствособразцамивокальнойиинструментальноймузыки.

Импровизация,сочинениемелодийнаосновестихотворныхстрок,сравнениесвоихвариантовсмелодиями,сочинённымикомпозиторами(метод«Сочинениесочинённого»).

Сочинениерассказа,стихотворенияпод впечатлениемотвосприятияинструментальногомузыкальногопроизведения.

Рисование образов программной музыки.Музыкальнаявикторина на знание музыки, названийиавторовизученныхпроизведений

Знакомствосмузыкальнымипроизведениямипрограммноймузыки.Выявлениеинтонацийизобразительногохарактера.

Музыкальнаявикторина на знание музыки, названийиавторовизученныхпроизведений.

Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности.Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительногоэффекта.

Навыборилифакультативно

Рисованиеподвпечатлениемотвосприятиямузыкипрограммно-изобразительногохарактера.

Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картинхудожников

Укажите вид деятельности

Устный опрос;
Практическая работа;
Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

Урок 1 «Что роднит музыку с литературой?» РЭШ

4.2.

Музыка и живопись

6

М.И.Глинка «Жаворонок», М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И.Чайковский «Времена года» С.В.Рахманинов. Концерт №3 для ф-но с оркестром, 1 часть. Знаменный распев. Рахманинов С.В., Чайковский П.И. «Богородице Дево, радуйся» Г.Свиридов «Любовь святая» из музыки к драме А.Толстого «Царь Федор Иоаннович» Гуно Ш., Каччини Д., Шуберт Ф. «Аве, Мария» «Ледовое побоище» «Мертвое поле», Фнал кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.Ф.Шуберт «Форель» , «Фореллен-квинтет», «Баркаролла», «Аве Мария»Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее»К.Дебюсси «Диалог ветра с морем», «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «Лунный свет», «Кукольный кэк-уок».

Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей».


Устный опрос;
Практическая работа;
Тестирование;
Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

Урок 11 «Живописная музыка и музыкальная живопись», РЭШ Урок 12 «Колокольносьт в музыке и изобразительном искусстве» РЭШ, Урок 15 Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и изобразительном искусстве» РЭШ

Итого по модулю

9

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

 



4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС



Тема

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Модуль 1. Музыка моего края (8 часов)

1.1Фольклор — народное творчество(7 часов)

Музыка — отражение жизни народа

1



Богатство и разнообразие фольклорных традиций. Музыкальные произведения по выбору: народные музыкальные произведения России, народов РФ

1



Фольклор в музыке русских композиторов. Музыкальные произведения по выбору: А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра); М. И. Глинка. Камаринская

1



Песня как жанр музыкально-литературного творчества. Музыкальные произведения по выбору: Русская народная песня «Бородино», сл. М. Лермонтова, обработка М. Иорданского

1



Как рождается народная песня. Певческие голоса. Музыкальные произведения по выбору: В. Кикта. «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой); Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» («Проводы Масленицы)

1



Народный хор. Музыкальные произведения по выбору: Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (хороводная песня «А мы просо сеяли»); Кубанский казачий хор. «Распрягайте, хлопцы, коней»; детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого. «Вдоль по улице широкой»

1



Образ Родины в музыкальных произведениях. Музыкальные произведения по выбору: В. Гаврилин. «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных); Г. Свиридов. Кантата «Снег идет»; К. Волков. Кантата «Тихая моя Родина…»

1



1.2 Календарный фольклор (1 час)

Календарный фольклор. Осенние песни

1



Модуль 2. Русская классическая музыка (7 часов)

2.1.Образы родной земли

Образы родной земли. Писатели и поэты о русской музыке. Г. Свиридов. «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»)

1



Отвага и героизм, воспетые в искусстве. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами); А. Бородин. Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.)

1



Традиции и новаторство в творчестве русских композиторов. Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок)

1



Колокольность. Вариации колокольного звона. С. В. Рахманинов.

1



Вокальная музыка отечественных композиторов. С. Рахманинов. «Вокализ»

1



2.2 Русская исполнительская школа

Поэтическое звучание романса. Н. Римский-Корсаков. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова); А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова)

1



Композитор, исполнитель, слушатель. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова)

1



Модуль 3. "Европейская классическая музыка

3.1.Национальные истоки классической музыки

Национальные истоки классической музыки. Творчество Ф. Шопена. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели

1



Национальные истоки классической музыки. Творчество Э. Грига. Две сюиты к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», Концерт для фортепиано с оркестром

1



Писатели и поэты о западноевропейской музыке. Фрагменты из оперы «Волшебная флейта»; Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор); И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского); Л. Бетховен. Соната № 14 («Лунная»)

1



Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки

1



Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка

1



3.2.Музыкант и публика

Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта)

1



Кумиры публики (на примере творчества Н. Паганини, Ф. Листа)

1



Понятие виртуозного исполнения. Музыкальный талант

1



Музыкант и публика. Миссия композитора и исполнителя

1



Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня

1



Модуль 4. «Связь музыки с другими видами искусства"

4.1. Музыка и литература

Единство слова и музыки в вокальных жанрах. Музыкальные произведения по выбору: С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище);

1



Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке

1



Картины исторических событий в музыке. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами); А. Бородин. Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.); К. Волков. Кантата "Слово"

1



4.2. Музыка и живопись

Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. П. И. Чайковский. "Вальс цветов"; М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»; Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» ("Утро"); А. Вивальди.

1



Небесное и земное в звуках и красках. Ave Maria (сл. В. Скотта); В. Моцарт.

1



Интерпретации в музыке и изобразительном искусстве. С. Прокофьев. Фортепианные миниатюры «Мимолетности»

1



Импрессионизм в музыке и живописи. Цветовая гамма и звуковая палитра. К. Дебюсси. «Бергамасская сюита» («Лунный свет»); А. Н. Скрябин. "Прометей"; А. К. Лядов "Волшебное озеро"

1



Гармония и синтез: скульптура, архитектура, музыка. С. В. Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”; П. И. Чайковский. «Богородице Дево, радуйся!»

1



Урок-викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений

1



Участие в итоговом концерте класса на промежуточной аттестации

1











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!