МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СШ №23»
протокол №___ ________________Н. П. Старухина ____________М. П. Хуртина
от «___»___2020г. «____»____________2020 г. «____»____________2020 г.
_________________Е.Н. Андреева
Приложение к Основной образовательной программе НОО
Рабочая программа
УМК «Школа России»
Наименование курса: музыка
Класс: 4А
Уровень общего образования: начальное общее образование
Учитель начальных классов: Салтыкова Татьяна Витальевна
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: в неделю 1 час
Планирование составлено на основе программы Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина]. — 5-е изд.– М.: Просвещение, 2014.
Учебник: Критская Е.Д. Музыка. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Рабочую программу составила ___________ Салтыкова Татьяна Витальевна
подпись
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Календарно - тематическое планирование
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих, музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской).
Предметные результаты:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
2. Содержание учебного предмета
«Россия – Родина моя» (5 ч.)
Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С. Рахманинов «Концерт №3», В. Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С. Рахманинова, М. Мусоргского, П. Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С. В. Рахманинов «Вокализ»).
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М. Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К. Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Обобщение. Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М. Глинка).
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира («Богатырские ворота» М. П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А. Бородин).
Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Родной обычай старины. Светлый праздник. Обобщение. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов (сюита для двух фортепиано). Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
«День, полный событий» (5 ч.)
Зимнее утро. Зимний вечер. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А. Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В. Шебалина «Зимняя дорога»).
Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Музыкально-поэтические образы в сказке А. С. Пушкина и в опере Н. А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле (Хор из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П. Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский).
Приют, сияньем муз одетый. Обобщение. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А. С. Пушкина, в музыке русских композиторов (Г. Свиридов, П. Чайковский) и в изобразительном искусстве (В. Попков «Осенние дожди»).
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч.)
Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Народные праздники. «Троица». Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Обобщение. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
«В концертном зале » (5 ч)
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А. Бородин («Ноктюрн»), П. Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром)
Счастье в сирени живет… Знакомство с жанром романса на примере творчества С. Рахманинова (романс «Сирень» С. Рахманинов).
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Интонации народных танцев в музыке Ф. Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
«Патетическая» соната. Царит гармония оркестра. Обобщение. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен). Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«В музыкальном театре» (5 ч.)
Опера «Иван Сусанин». Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М. Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Исходила младешенька. Русский восток. Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».
Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии. Обобщение. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И. Ф. Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч)
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С. В. Рахманинов, «Революционный этюд» Ф. Шопен). Развитие музыкального образа.
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И. Бах, «Патетическая соната» Л. Бетховен, «Утро» Э. Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б. Окуджава, «Песня о друге» В. Высоцкий).
В интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л. Бетховена «Патетическая соната», Э. Грига «Песня Сольвейг», М. Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?».
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И. Бах, «Патетическая соната» Л. Бетховен, «Утро» Э. Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б. Окуджава, «Песня о друге» В. Высоцкий).
Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н. Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
«Рассвет на Москве-реке» Обобщение.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М. П. Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
3. Календарно-тематическое планирование
№ урока | сроки проведения | тема урока | количество часов |
план | факт |
Россия — Родина моя (5 ч) |
1 | | | Мелодия. Ты запой мне ту песню... | 1 |
2 | | | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | 1 |
3 | | | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 |
4 | | | «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Я пойду по полю белому... | 1 |
5 | | | На великий праздник собралася Русь! | 1 |
О России петь — что стремиться в храм (4 ч) |
6 | | | Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. | 1 |
7 | | | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 |
8 | | | Ангел вопияше. Родной обычай старины | 1 |
9 | | | Светлый праздник. | 1 |
День, полный событий (5 ч) |
10 | | | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…. | 1 |
11 | | | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 |
12 | | | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | 1 |
13 | | | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 |
14 | | | Приют, сияньем муз одетый. | 1 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 ч) |
15 | | | Композитор - имя ему народ. | 1 |
16 | | | Музыкальные инструменты России. | 1 |
17 | | | Оркестр русских народных инструментов. | 1 |
18 | | | Музыкант-чародей | 1 |
19 | | | Народные праздники. «Троица». | 1 |
В концертном зале (5 ч) |
20 | | | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | 1 |
21 | | | Старый замок. Счастье в сирени живет… | 1 |
22 | | | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы… | 1 |
23 | | | «Патетическая» соната. | 1 |
24 | | | Годы странствий. Царит гармония оркестра. | 1 |
В музыкальном театре (5 ч) |
25 | | | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
26 | | | Исходила младешенька. | 1 |
27 | | | Русский восток. | 1 |
28 | | | Балет «Петрушка» | 1 |
29 | | | Театр музыкальной комедии. | 1 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч) |
30 | | | Прелюдия. Исповедь души. | 1 |
31 | | | Революционный этюд. | 1 |
32 | | | Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. | 1 |
33 | | | Музыкальные инструменты - гитара. Музыкальный сказочник | 1 |
34 | | | «Рассвет на Москве-реке» | 1 |