ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования Базовой общеобразовательной школы Филиала СГПИ в г.Железноводске, примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Музыка», программы по музыке для 5-7 классов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской (М.: Просвещение, 2014г.).
Программа рассчитана на 35 часов (1 учебный час в неделю в течение 35 учебных недель).
Содержание учебного предмета
Раздел 1.«Особенности драматургии сценической музыки» (17 ч.)
Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.
Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».
Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.
Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.
Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.
Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».
В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.
Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.
Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.
Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.
Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.
Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».
Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 ч.)
Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.
Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.
Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.
Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.
Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
собенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.
Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.
Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.
Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.
Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.
Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.
Планируемые результаты освоения музыки в 7 классе
В результате изучения музыки в 7 классе программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
предметные;
личностные;
метапредметные.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
различать и характеризовать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и её отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и её значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей, и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
Л1-российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России);
Л2-осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой);
Л3-уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям народов России и мира;
Л4-готовность и способность к саморазвитию и самообразование на основе мотивации к обучению и познанию;
Л5-нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
Л6-уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре, готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Л7-основы эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к ориентации в художественном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями).
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.
Метапредметными результатами изучения музыки является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
Р1-самостоятельно ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
Р2-ставить и формулировать новые задачи деятельности, планировать пути их осуществления, в том числе альтернативные;
Р3-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Р4-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Р5-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
Р6-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
Р7-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований и оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Р8-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
Р9-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
находить альтернативные способы достижения целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
преодолению трудностей и препятствий на пути достижения целей.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
П1-сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
П2-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; определять логические связи между явлениями;
П3-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между музыкальными явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
П4-строить рассуждение от общих закономерностей музыки к частным явлениям и от частных явлений в музыке к общим закономерностям;
П5-излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
П6-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.
Обучающийся получит возможность научиться:
ставить проблему;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях музыкальных событий, объектов;
делать умозаключения о музыке (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
К1-определять возможные роли в совместной деятельности и играть определённую роль в совместной деятельности;
К2- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты;
К3-определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
К4-строить позитивные отношения в процессе творческой деятельности;
К5-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
К6-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы;
понимать относительность мнений и разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников творческой деятельности;
брать на себя инициативу в организации творческой деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении задач творческой деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами творческой группы;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей.
2. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока Содержание учебного предмета | Планируемые результаты | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
| | Предметные | Метапредметные УУД (Р - регулятивные, П - познавательные, К -коммуникативные) | Личностные УУД |
Раздел 1. «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17 ч.) |
1. | | Классика и современность. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. | Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Понимать основные признаки классической и современной музыки; владеть навыками вокально-хорового музицирования. | Р1; Р2; Р3; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование |
2. | | В музыкальном театре. Опера. Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. | Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена). Уметь: приводить примеры оперных жанров; называть имена известных певцов, дирижёров, режиссёров; определять роль оркестра в опере. | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование и музыкально-ритмические движения |
3. | | Опера M.Глинки «Иван Сусанин» Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев. | Знать: драматургию развития оперы; то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; владеть навыками вокально-хорового музицирования. | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование |
4-5. | | Опера А.Бородина «Князь Игорь» Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. | Уметь называть полные имена композиторов: А.Бородина, М.Глинки. Знать и называть их произведения. Уметь применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella). | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Уроки рефлексии | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
6. | | В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль. | Знать понятия: балет, составляющие балета (пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио). Уметь производить интонационно-образный анализ музыкального произведения; анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
7-8. | | Балет Тищенко «Ярославна» Знакомство с балетом Б.Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров. | Знать драматургию развития балета. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов; творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений. | Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; инсценирование песен; ритмические импровизации |
9. | | Героическая тема в русской музыке. Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и на родного патриотизма. | Уметь: приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема; рассуждать на поставленные проблемные вопросы; проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений | Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л1; Л2; Л5; Л6; Л7 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; рисование |
10-11. | | В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера | Знать: жизнь и творчество Дж.Гершвина; драматургию развития оперы; музыкальных жизненных событий. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; владеть навыками вокально-хорового музицирования. | Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; инструментальное интонирование и музыкально-ритмические движения |
12-13. | | Опера Ж. Бизе «Кармен» Продолжение знакомства с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев. | Знать: драматургию развития оперы; то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ Музыки, называть полное имя композитора Ж.Бизе. | Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое пение; слушание и анализ музыки |
14. | | Балет Р.Щедрина «Кармен-сюита» Знакомство с балетом Р.Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж.Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета. | Знать: драматургию развития балета; понятие транскрипция. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; называть полные имена композитора Р.Щедрина и балерины М.Плисецкой; выявлять средства музыкальной выразительности. | Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л1; Л2; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
15. | | Сюжеты и образы духовной музыки. Музыка И. Баха -язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. | Знать понятия месса, всенощная. Уметь называть полные имена композиторов-создателей духовной музыки; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. | Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
16. | | Рок-опера Л.Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» Знакомство с творчеством Л.Уэббера, содержанием рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда» | Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; сравнительный анализ музыки; называть полное имя композитора; размышлять о музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях. | Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; инструментальное интонирование |
17. | | Музыка к драматическому спектаклю Д. Кабалевского «Ромео и Джульетта» Музыкальные образы оперных героев «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты. | Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; сравнительный анализ музыки; называть полное имя композитора. Д. Кабалевского; анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов. | Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л1; Л2; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; простые музыкальные импровизации |
Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 ч.) |
18. | | «Гоголь-сюита» из музыки А.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» Знакомство с музыкой А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика | Знать понятия: сюита, полистилистика. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов, музыкальные жанры; выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов; называть полное имя композитора А.Шнитке. | Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л1; Л2; Л5; Л6; Л7 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
19. | | Музыкальная драматургия развитие музыки. Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. | Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры развития. | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
20. | | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка. | Знать понятие духовная и светская музыка. Уметь понимать стилевые черты светской и духовной музыки; петь нефорсированным звуком с мягкой атакой. | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; рисование |
21. | | Камерная и инструментальная музыка: этюд. Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа. | Знать понятие этюд. Уметь анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах. | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
22. | | Транскрипция. Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений. | Знать понятие транскрипция. Уметь: выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений; -называть полные имена композиторов Ф.Листа, М.Балакирева, Ф.Бузони. | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
23. | | Циклические формы инструментальной музыки. Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А.Шнитке. | Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь: приводить музыкальные примеры; определять тембры музыкальных инструментов; | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование |
24-25. | | Соната. Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов. | Знать понятия: соната, сонатная форма. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; применять навыки вокально-хоровой работы при пении. | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; рисование |
26. | | Симфоническая музыка. Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.Моцарта, C.Прокофьева, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, В.Калинникова, П.Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать понятие симфония; особенности строения симфонии. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ; определять тембры музыкальных инструментов; определять приемы музыкального развития и жанры; называть полные имена композиторов-симфонистов; выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
27. | | Симфоническая музыка. Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.Моцарта. | Знать понятие симфония; особенности строения симфонии. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ; определять тембры музыкальных инструментов; определять приемы музыкального развития и жанры; называть полные имена композиторов-симфонистов; выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
28-30. | | Симфоническая музыка. Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.Моцарта, C.Прокофьева, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, В.Калинникова, П.Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки. | Знать понятие симфония; особенности строения симфонии. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ; определять тембры музыкальных инструментов; определять приемы музыкального развития и жанры; называть полные имена композиторов-симфонистов; выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
31. | | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К.Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. | Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина. Уметь: анализировать составляющие средств выразительности; определять форму пьесы; проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи; называть полное имя композитора К. Дебюсси. | Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
32. | | Инструментальный концерт. Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А.Хачатуряна | Знать понятие инструментальный концерт; строение инструментального концерта. Уметь: проводить интонационно-образный анализ; определять принципы музыкального развития; называть полное имя композитора А.Хачатуряна. | Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки |
33. | | Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» Углубление знакомства с творчеством американского композитора Д.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз. | Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты. Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении. | Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6 | Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Урок рефлексии | Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; вокальные и ритмические импровизации |
34-35. | | «Пусть музыка звучит!» Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять жанровую принадлежность. Знать понятия: фольклор, этно-музыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь: определять тембры музыкальных инструментов; приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов | Р1; Р3; Р7; Р8; Р9; П5; П6; К3; К4 | Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7 | Уроки рефлексии | Хоровое, ансамблевое, сольное пение; импровизации (ритмические, вокальные, пластические) |
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Музыка: 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. С online приложением. ФГОС.М: Просвещение, 2017Фонохрестоматия. 7 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2017. | Музыка: программа. 5-7 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2017. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Сборники песен и хоров.
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
Книги о музыке и музыкантах.
Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
Портреты композиторов.
Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Википедия. Свободная энциклопедия-Режим доступа: http://ru.wikipedia/org.wik
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Классическая музыка-Режим доступа: http://classic.сhubrik.ru
Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Технические средства обучения
Экран, проектор.
Ноутбук.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.