МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
имени Николая Викторовича Кордюкова
ОБСУЖДЕНО на заседании МО протокол № от августа 2015 г. | ПРИНЯТО на педсовете протокол № от августа 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от августа 2015 г. Директор ________________ Ларюшкина Н.И. |
Рабочая программа
по музыке
7 класс 35 часов (1 час в неделю) |
|
учитель: Земисева Ассоль Юрьевна
г. Кимовск
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка 7 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: "Просвещение", 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
В соответствии с Базисным учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия - связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно- эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цели изучения учебного курса.
Знать / понимать:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; ,
многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
особенности различия вокальной и инструментальной музыки (ваганты, романс, баллада,
авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
основные стили музыки (полифония, гомофония);
известные театры мира и исполнители,
особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
строение сонатно- симфонического цикла;
особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
Задачи:
Образовательные: Сформировать понятия, отмеченные в обязательном минимуме.
Развивающие: развивать абстрактное мышление, учить проводить аналогии
Воспитательные: воспитание внимательности, наблюдательности, умения выдвигать гипотезы, умение делать самоанализ, проводить самоконтроль
Образовательные технологии.
Личностно-ориентированное развивающее обучение на основе деятельностного подхода к обучению
Модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя |
| | | | Авторы программы: | | Критская Е.Д., |
| 1 | | | Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007. | Учебник, тетрадь «Музыка 7 класс» | Сергеева Г.П., Методическое пособие. |
| | | | | | |
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса
понимать роль музыки в жизни человека;
понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
сопоставлять стилевые, интонационно - жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;
ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
Дата | № урока | Наименование разделов и тем | Примечание |
| 1 | Стиль как отражение эпохи, национального характера. Бах. «Токката и фуга» ре минор | Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. |
| 2 | Особенности сложных жанров. Опера. • Мусоргский «Борис Годунов» | Уметь: узнавать произведения определенного композитора |
| 3 | Опера. Увертюра, речитатив, хор, сцена, ария. • Глинка.Опера «Иван Сусанин» (фрагменты) | Уметь: узнавать произведения определенного композитора |
| 4-5 | Особенности построения музыкально- драматического спектакля • БородинОпера «Князь Игорь» (сцена затмения, ария Князя, Половецкие пляски) | Уметь: определять форму музыкального произведения |
| 6 | Особенности сложных жанров. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы. • Чайковский «Спящая красавица» | Уметь: узнавать произведения определенного композитора |
| 7 | Приемы раскрытия симфонических образов в балете. Героическая тема в русской музыке. • Б. Тищенко. Балет «Ярославна» | Уметь: определять форму музыкального произведения |
| 8-9 | Выдающиеся композиторы и исполнители. Дж. Гершвин. «Порги и Бесс» Колыбельная Клары | Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз; спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. |
| 10 | Сравнительная интерпретация музыкальных сочинений. Составление словаря. • Бизе «Кармен» | Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения |
| 11 | Сравнительная интерпретация музыкальных сочинений. Составление словаря. • Р. Щедрин .Балет «Кармен-сюита» | Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. |
| 12 | Сюжеты и образы духовной музыки Бах. Высокая месса Бах .Сюита №2 Бах.Фуга №2 | .Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная. |
| 13 | Духовная музыка в развитии музыкальной культуры разных народов. | Знать жанры церковного пения: тропарь стихира; величание; молитва |
| 14 | Роль музыки в кино и на телевидении. | Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения. |
| 15-16 | Музыка в драматическом спектакле. | Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, |
| | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | |
| 17 | Драматургия музыкальных образов. Народная песня Тульского края. Чичков «Россия, Россия» РНП «Со вьюном я хожу» | Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов. |
| 18 | Духовная музыка одно из направлений музыкальной культуры. Особенности светской музыки. • Березовский «Не отвержи мене во старости» | Знать/понимать: особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки |
| 19 | Представление о жанровом многообразии: камерно инструментальная музыка. Шопен Этюд №12 Свиридов «Тройка» | Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки |
| 20 | Транскрипция как жанр классической музыки. Поганини Каприс №24 Ким. Нечаянно-негаданно. | Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразова н ия, высказывать собственную точку зрения. |
| 21 | Циклические формы инструментальной музыки. Инструментальный концерт. Сюита. | Уметь: узнавать произведения определенного композитора |
| 22 | Жанр камерной музыки: соната. Компьютерная графика. • Бетховен Соната №8 | Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки |
| 23 | Жанр Камерной музыки: соната. Построение схемы сонатного аллегро. Вариационная форма сонаты. Моцарт Соната №11 | Уметь: совершенствоват умения и навыки самообразо ва н ия, высказывать собственну! точку зрения. |
| 24 | Жанр оркестровой музыки : симфония. Главная и побочные темы. • Гайдн Симфония № 103 | Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки |
| 25 | Сопоставление драматургии в симфонии. Кукин «За туманом» | Уметь: совершенствоват умения и навыки самообразования, прово, интонационно-образный г лиз музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и прие/ развития музыки |
| 26 | Традиции и новаторство в симфонии. Дирижирование. • Прокофьев Симфония N21 | Уметь: совершенствова умения и навыки самообразования, высказывать собствен ну! точку зрения, |
| 27 | Драматургия музыкальных образов в симфонии. Миляев Весеннее танго | Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки |
| 28 | Стилистические особенности симфонии. • Шуберт Симфония №8 | Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки |
| 29 | Воплощение художественных образов в симфонии. Пение основных тем. • Калинников Симфония № l | Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития. |
| 30 | Приемы драматургического развития в симфонии Сравнение и сходство с симфонией Бетховена. • Чайковский Симфония № 5 | Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа |
| 31 | Особенности драматургии в музыке Шостаковича. Высоцкий «Сыновья уходят в бой» | Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения. |
| 32 | Стилистические особенности музыки Дебюсси. Жанр инструментального концерта. | Уметь: узнавать произведения определенного композитора |
| 33 | Джазовые интонации в музыке Гершвина. • Рапсодия в блюзовых тонах | Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения. |
| 34 | Музыка народов мира. Стилизация как вид творческого воплощения. «Песняры» «Иван Купала» Д. Гаспарян Музыка Тульского края | Знать/понимать: жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров.Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. |
| 35 | Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер. Защита исследовательских проектов. | Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. |