1раздел. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 7 класса разработана на основе нормативных документов:
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовании»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
-
Государственная программа Российской федерации «Российское образования» на 2013-2020 годы
-
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
-
Федеральная программа развития образования на 2016-2020 годы
-
Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Крит¬ской : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сер¬геева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017. — 127 с. — ISBN 978-5-09-050923-7. (электронная версия)
-
Уроки музыки. Поурочные разработки 7 и 8 класс —Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – 3-е издание, М. :Просвещение, 2017 (электронная версия)
-
Образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ№514 г. Санкт-Петербурга
Соответствие рабочей программы примерной, авторской программам.
Программа по музыке для 7 класса разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка. 5-8 классы» (издательство «Просвещение» 2018г.) и в соответствии с
основной образовательной программой основного общего образования, учебным планом, годовым календарным графиком ГБОУ СОШ №514 г. Санкт-Петербурга. Используется учебник Музыка: 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2015. А также учебник Музыка: 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 3-е изд. – М.: Просвещение,2019.(электронная версия)
.Программа по предмету Музыка для учащихся 7 класса рассчитана на 1 час в неделю, что предусмотрено основной образовательной программой и учебным планом ГБОУ СОШ №514 г. Санкт-Петербурга и является продолжением изучения данного предмета 6 класса. Программа по предмету Музыка позволяет изучать данный предмет на базовом уровне.
Рабочая программа по музыке реализует авторское содержание в полном объеме. В авторскую программу внесены следующие изменения: сокращается количество часов (1 час) за счет уплотнения тем в первом разделе «Особенности драматургии сценической музыки».
УМК построен с учетом требований , а также в соответствии с Примерной основой образовательной программой основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 8 апреля 2015 г. /№1/15)
Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и включены в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год. Программа предусматривает изучение предмета на основной общей ступени образования
. 2 раздел. Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета «музыка» в учебном плане
Широкое культурологическое пространство программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.
Предмет «Музыка» изучается на ступени общего образования в качестве обязательного предмета в 7 классах в о объеме 34 ч. 1 час в неделю
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод художественного контекста;
-метод создания «композиций»;
-метод междисциплинарных взаимодействий;
-метод проблемного обучения;
-метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты; выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах; хоровое и сольное пение, восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музицирование; музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств; проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства; применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы; перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
-вводный
-текущий
-итоговый
-индивидуальный
-письменный
-контроль учителя
Формы промежуточной аттестации: Входная, Промежуточная и Итоговая диагностика (тест)
Планируемые результаты
Личностные УУД: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе; осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
-
Основы российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального наследия России.
-
Формирование целостного мировоззрения , охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
-
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и мира
-
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира, творческой деятельности эстетического характера
-
Формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной общественно-полезной учебно-исследовательской и других видов деятельности.
Познавательные УУД: познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы; проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности; выявление в проектно-исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона; понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений; идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности; проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании); формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального портфолио для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.
Учащиеся научатся: логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач; обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения; осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей; использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность: научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные УУД: самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования; устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; устойчивое умение работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Учащиеся научатся :принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями, прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах; действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные УУД: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.
Учащиеся научатся: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи; приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи; создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Информационные УУД: умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач; использование информационно-коммуникационных технологий при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов; владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов; проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов; умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда; умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (дискета, CD, DVD, flash-память, айпад, айфон); развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач; оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.
МетапредметныеУУД: Учащиеся научатся: - Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений; - Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике); - Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении; - Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей; - Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; - Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов; - Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания; - Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания; - Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1. сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
2. сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
3. развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; 4. сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.).
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия; моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»; использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности; планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок
музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства: ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;
Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно однодвухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм);
Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Учащиеся получат возможность научиться:
Анализировать и обобщать жанровостилистические особенности музыкальных произведений; знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности; организовывать культурный досуг,самостоятельную музыкально-творческуюдеятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)
Понимать устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений профессиональной музыки.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Содержание программы на учебный год ( Музыка, 7 класс, 34 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
1. | Особенности драматургии сценической музыки | 16 ч |
2. | Основные направления музыкальной культуры | 18 ч |
| Итого | 34 ч |
В 7 классе содержание формируется из 7 направлений по 2 разделам
Особенности драматургии сценической музыки (16 ч)
Тема 1. Классика и современность. Музыкальная драматургия — развитие музыки (2 ч). Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный). Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация
Тема 2. В музыкальном театре. Опера. Опера ≪Иван Сусанин≫. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Судьба человеческая — судьба народная. Родина моя! Русская земля (3ч). Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере.Родина моя! Русская земля!- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Тема 3. В концертном зале. Симфония. Симфония № 40 В. А. Моцарта. Литературные страницы. ≪Улыбка≫ Р. Брэдбери. Симфония № 5 Л. Бетховена (3 ч). Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений.
Обобщение материала I четверти
Тема 4. Героическая тема в музыке (1 ч). Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Тема 5. В музыкальном театре. Балет (1 ч). Актуализация знаний учащихся о балете. Обобщение знаний о музыкально-сценической интерпретации литературных произведений в жанре балета на материале двух балетов: «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, «Анюта» В. Гаврилина. Анализ особенностей драматургии, развития образов на основе контраста, сопоставления, повтора. Осознание роли взаимопроникновения видов искусства. Воспитание любви к искусству, слушательской и зрительской культуры восприятия.
Тема 6. Камерная музыка. Вокальный цикл (1 ч). Продолжение знакомства с шедеврами музыкальной классики, с жанром вокальной музыки. Формирование представления учащихся о «романтизме» на основе осмысления образного содержания и особенностей развития музыки. Знакомство с вокальными циклами «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Ф. Шуберта. Песня – ведущий жанр композитора. Важная роль фортепиано. Сквозная сюжетная линия музыкального развития главного героя.
Тема 7. Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. ≪Concerto grosso≫ А. Шнитке. Сюита (4 ч ). Формирование представлений учащихся о существенных чертах эпохи Романтизма. Особенности развития инструментальной музыки в камерных жанрах. Формирование умения осознанно слышать развития чувства и мысли в музыкальных произведениях, не связанных со сценическим действием. Раскрытие понятий: «транскрипция», «интерпретация». Сравнительный анализ транскрипции и оригинала. Сообщение о музыке композиторов-романтиков. История создания жанра концерта. Определение образного строя и колорита концерта для скрипки и фортепиано А. И. Хачатуряна. Освоение духовно-нравственных ценностей современной академической музыки. Обобщение представлений учащихся об особенностях формы и драматургического развития инструментального концерта, сюиты. Освоение черт стиля композиторов. Закрепление представлений учащихся о «полистилистике».
Обобщение материала раздела (1 час) Подготовленная учащимися дискуссия/беседа/проект/презентация на темы: «Моя музыка», «Моя видеотека». Музыкальная викторина по темам I полугодия; опрос-тестирование.
Раздел 2. Основные направления музыкальной культуры (18 ч)
Тема 9. Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. ≪Высокая месса≫ И. С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. ≪Могила Баха≫ Д. Гранина. ≪Всенощное бдение≫ С. Рахманинова. Образы ≪Вечерни≫ и ≪Утрени≫. Литературные страницы. ≪Христова Всенощная≫ И. Шмелёва (4 ч). « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени». Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов (на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Тема 10. Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные темы. Главные образы (1 ч). Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.
Тема 11. Светская музыка. Соната. Соната № 8 (≪Патетическая≫) Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В. А. Моцарта (3 ч). Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»; особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева
Обобщение материала 3 четверти
Тема 12. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина(1 ч). Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Тема 13. Симфоническая картина. ≪Празднества≫ К. Дебюсси. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея (2 ч). Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкальнослуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии.
Тема 14. Музыка народов мира (1 ч). Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
Тема 15. Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова (2 ч). Продолжение знакомства учащихся с жанром «рок-опера». Музыкальная характеристика главных действующих лиц рок-оперы «Юнона и Авось» Характеристика особенностей современно музыкального языка в драматургии сценического действия. Исполнение/упрощенная постановка фрагментов.
Тема 16. Международные хиты (1 ч) Расширение знаний о роли легкой и серьезной музыки в развитии музыкальной культуры разных стран. Диалог/дискуссия об исполнителях, постановках популярных мюзиклов и рок-опер. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Тема 17. Исследовательский проект (вне сетки часов). Обобщающий урок
Календарно-тематическое планирование музыка 7 класс
№ | Раздел | Тема урока | Тип урока | Использование учебного и компьютерного оборудования | Домашнее задание | Дата проведения |
план | | | |
1 | Особенности музыкальной драматургии | Классика и современность. | вводный | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Составить плейлист из 10 примеров классической музыки | | | | |
2 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | комбинирован. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Запомнить термины «секвенция», «вариация», «канон» | | | | |
3 | В музыкальном театре – опера. | комбинирован. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Записать в тетради оркестровые номера оперы «Иван Сусанин» | | | | |
4 | Опера "Иван Сусанин» - новая эпоха в русском музыкальном искусстве. | комбинирован. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Записать в тетради вокальные номера оперы «Иван Сусанин» | | | | |
5 | «Родина моя – русская земля!» | комбинирован. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Песня «Родина моя» Тухманова 1 куплет наизусть | | | | |
6 | В концертном зале -симфония | комбинирован. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Знать строение сонатно-симфонического цикла | | | | |
7 | Симфонния №40 Моцарта | комбинирован. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Прочитать «Улыбка» Р. Брэдбери | | | | |
8 | Литературные страницы. «Улыбка» Брэдбери Симфония №5 Бетховена | контрольная работа | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Творческий путь Л.Бетховена (по желанию) | | | | |
9 | Героическая тема в музыке | итоговый | Звуковая аппаратура | Найти картины, посвященные героической теме истории России | | | | |
10 | В музыкальном театре – балет. Балет «Анюта» Гаврилина | вводный | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Биография Гаврилина, 2 вариант - составить собственное либретто балета | | | | |
11 | Камерная музыка. Вокальный цикл. «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Ф. Шуберта | комбинированный | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Сравнить интерпретации песен цикла на немецком и на русском языке | | | | |
12 | Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия | комбинирован. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Написать вступительное слово к любому полюбившемуся произведению урока | | | | |
13 | Концерт. Концерт для скрипки с оркестром Хачатурян. | комбинирован. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Записать жанровые особенности концерта. | | | | |
14 | «Кончерто гроссо» Шнитке | комбинирован. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Запишите графически мелодию любой части «Кончерто гроссо» | | | | |
15 | Сюита. «Сюита в старинном стиле» Шнитке | диагностич. работа | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Повторить пройденные понятия, темы, термины | | | | |
16 | Обобщающий урок по разделу «Особенности музыкальной драматургии» | итоговый | Звуковая аппаратура, проектор | | | | | |
| Основные направления музыкальной культуры | 2 полугодие (18 часов) | | | | план | | | |
17 | Два направления музыкальной культуры. Музыка светская и религиозная. | вводный | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Выписать в тетрадь слова песни «Будь со мной» Крылатова | | | | |
18 | Религиозная музыка. Сюжеты и образы. | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Послушать произведения Баха в современной интерпретации | | | | |
19 | Религиозная музыка. «Высокая месса» И.С.Бах | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Подготовиться к дискуссии «В чем современность музыки Баха?» | | | | |
20 | Религиозная музыка. «Всенощное бдение» Рахманинов | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Найти стихи русских поэтов, созвучные музыке | | | | |
21 | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Найти определения «хард-рок», «регтайм». «фокстрот», «чарльстон» | | | | |
22 | Светская музыка. Соната Бетховена №8 | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Знать разделы сонатной формы – экспозиция, разработка , реприза | | | | |
23 | Светская музыка Соната Моцарта №11 | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Сравните 1-вые части сонат Бетховена и Моцарта | | | | |
24 | Светская музыка. Соната Прокофьева №2 | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Выпишите высказывания людей искусства о музыке Прокофьева | | | | |
25 | Обобщение по теме: «Основные направления музыкальной культуры» | контрольная работа | Звуковая аппаратура, проектор | Повторение пройденных тем, терминов | | | | |
26 | Заключительный концерт. | итоговый | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | | | | | |
27 | Симфония №1 Калинникова | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Найти картины русских художников, подходящие музыке симфонии | | | | |
28 | Симфоническая картина «Праздненства» Дебюсси | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Песня «День Победы» выучить наизусть | | | | |
29 | Рапсодия в стиле блюз Гершвина | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Выписать состав оркестра рапсодии | | | | |
30 | Музыка народов мира | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | исполнить любую народную песню | | | | |
31 | Рок-опера «Юнона и Авось» | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Выпишите исполнителей Резанова, Кончиты и Фернандо | | | | |
32 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | комбинирован | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Создать собственный топ-5 из русских или зарубежных рок-опер | | | | |
33 | Обобщение по теме: «Основные направления музыкальной культуры». | контрольная работа | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения | Повторение пройденных тем, терминов | | | | |
34 | Заключительный концерт | итоговый | Звуковая аппаратура | | | | | |
Темы, прорабатываемые в классах, находящихся на очно-заочном, дистанционном обучении, в спортивных классах в виде самостоятельных письменных работ:
1 полугодие – Опера М.Глинки «Иван Сусанин»» ; «Симфония», «Симфонический цикл» , Балет «Анюта» Гаврилина, «Концерт», «Кончерто гроссо» Шнитке
2 полугодие – «Высокая месса» Баха, рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Уэббера, «Соната», «Строение сонатной формы», Рапсодия в стиле блюз Гершвина, Рок-опера «Юнона и Авось» Рыбникова, биография С. Прокофьева
Учебно-методический комплекс
-
Музыка: 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2018 (электронная версия).
-
Музыка: 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2015
-
Фонохрестоматия «Музыка 7 класс» (СD)
-
Нотная хрестоматия
Методические пособия, входящие в учебно-методический комплект:
1. Уроки музыки. Поурочные разработки 7 и 8 класс —Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – 3-е издание, М. :Просвещение, 2017
2. Примерная программа по музыке 5-7 классов. Искусство 8-9 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской :. – М.: Просвещение, 2016-2017г. (электронная версия)
Технические средства обучения:
1.Проектор
2.Компьютер, колонки
3.Экран.
Ресурсы Интернет
1. Музыка | Электронные образовательные ресурсы
2. https://www.mariinsky.ru/kids/playbill - Мариинский – детям: видео, билеты, конкурсы....
3. Культура - Информационный портал
4. http://www.school.edu.ru/ - Федеральный Российский образовательный портал
5. http://catalog.prosv.ru/item/15330 - сайт издательство « Просвещение» (ссылка на рабочие программы)
6. Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру: http://www.proshkolu.ru/ Электронная версия газеты 7.«Искусство» (приложение к газете «Первое сентября»): http://1september.ru/
8.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/
9. Российская электронная школа раздел предмета «Музыка» -https://resh.edu.ru/subject/6/