Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Архангельская средняя школа»
РАССМОТРЕНО. На заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 31 августа 2020 г. Рук. МО _________(Е.В.Кустова) | СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по УВР _______________ /Н. В. Кондакова/ ______________________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ. И.о.директора МОУ « Архангельская СШ» ________________ /Е.Ю.Сидорова/ __________________ 2020 г. |
Рабочая программа учебного курса
«Музыка» 4 класса
УМК «Школа России»
Составитель: учитель начальных классов Кустова Елена Владимировна первая квалификационная категория |
д. Шелоховская 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка 4 класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Музыка 1-4» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, (М.: Просвещение, 2011 г.) и ориентирована на работу по УМК «Школа России».
Цели учебного курса « Музыка 4 класс»:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке.
Задачи учебного предмета:
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;
развитие активного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; первоначальных знаний о музыке.
Материально - техническое обеспечение учебного предмета
1. Критская, Е. Д. Музыка. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2017 г.
2. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
3. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке 4 класс, Москва «ВАКО», 2013 г.
Место курса в учебном плане « Музыка 4 класс».
В соответствии с Базисным учебным планом в 4 классе на учебный предмет « Музыка» отводится 34 часа (из расчёта 1 час в неделю). Изменения в рабочую программу не внесены.
РК – региональный компонент – 4 ч.
Содержание курса «Музыка 4 класс»
№ п/п | Раздел | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Россия – Родина моя. | 3ч | 3ч |
2 | О России петь – что стремиться в храм. | 4ч | 4ч |
3 | День, полный событий. | 6ч | 6ч |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3ч | 3ч |
5 | В концертном зале. | 5ч | 5ч |
6 | В музыкальном театре. | 6ч | 6ч |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 7ч | 7ч |
| ИТОГО | 34ч | 34ч |
Раздел 1. «Россия — Родина моя» Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий». «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре» Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале» Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
РК – региональный компонент – 4 часа
№ урока | Тема урока | Тема РК |
2 | Как сложили песню. | Разучивание: русские народные песни. |
7 | Ярмарочное гулянье. | Разучивание: частушки. |
11 | Оркестр русских народных инструментов. | Разучивание: обрядовые песни. |
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | Исполнение: русские народные песни. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы и темы | Содержание программного материала | Кол-во часов | Дата |
| Россия — Родина моя | 3 | |
1 | Мелодия. | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»). | 1 | |
2 | Как сложили песню. РК | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. | 1 | |
3 | Патриотическая музыка. | Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества. | 1 | |
| «О России петь — что стремиться в храм» | 1 | |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира («Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). | 1 | |
| День, полный событий | 5 | |
5 | Лирика в музыке и поэзии. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). | 1 | |
6 | «Что за прелесть эти сказки!» | Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». | 1 | |
7 | Ярмарочное гулянье. РК | Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский). | 1 | |
8 | Музыкальные интонации. | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). | 1 | |
9 | Обобщающий урок I четверти. | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. | 1 | |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 2 | |
10 | Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. | 1 | |
11 | Оркестр русских народных инструментов. РК | Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. | 1 | |
| В концертном зале | 5 | |
12 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему Рококо. | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром). | 1 | |
13 | Музыкальные жанры. М.П.Мусоргский «Старый замок». С.Рахманинов «Сирень». | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке. | 1 | |
14 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух- и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»). | 1 | |
15 | Л.В.Бетховен. «Патетическая соната. Годы странствий». | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен). | 1 | |
16 | Обобщающий урок-концерт. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | 1 | |
| День, полный событий | 1 | |
17 | Зимнее утро. Зимний вечер. | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»). | 1 | |
| В музыкальном театре | 6 | |
18 | М.Глинка. Опера «Иван Сусанин». | Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). | 1 | |
19 | М.Глинка. Опера «Иван Сусанин», «Сцена в лесу». | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развития в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. | 1 | |
20 | Оперы М.Мусоргского. | Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). | 1 | |
21 | Восточные мотивы в музыке русских композиторов. | Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика. | 1 | |
22 | Балет Игоря Стравинского «Петрушка». | Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле. | 1 | |
23 | Театр музыкальной комедии. | Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. | 1 | |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 3 | |
24 | Музыкальная речь С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор» Ф.Шопен «Прелюдия № 7». | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. | 1 | |
25 | Музыкальные инструменты. Гитара. | Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий). | 1 | |
26 | Обобщающий урок 3 четверти. | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | 1 | |
| «О России петь — что стремиться в храм» | 3 | |
27 | Праздники Русской православной церкви. | Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва). | 1 | |
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. РК | Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов). | 1 | |
29 | Кирилл и Мефодий. | Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. | 1 | |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 1 | |
30 | Народные праздники. «Троица». | Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день. | | |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 4 | |
31 | Музыкальные интонации. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ЗА курс 4 класса | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?» | 1 | |
32 | Музыкальный сказочник. | Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). | 1 | |
33 | Выразительность и изобразительность в музыке. | Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). | 1 | |
34 | Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. | 1 | |
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 4 классе:
В результате изучения курса «Музыка 4 класс» должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты:
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
формирование личностного смысла постижения искусства;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
развитие эмоциональной отзывчивости, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире.
Метапредметные результаты:
наблюдение за явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества;
контроль, планирование и оценка собственных учебных действий.
Предметные результаты:
устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах деятельности;
знание основных закономерностей музыкального искусства;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности в организации культурного досуга.
Основные требования к уровню знаний и умений обучающихся в 4 классе.
В течение учебного года обучающиеся должны знать/понимать:
Специфику музыки как вида искусства;
Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах искусства;
Основные жанры народной и профессиональной музыки;
Многообразие музыкальных образов и способов их развития;
Основные формы музыки;
Характерные образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
Виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
Имена выдающихся композиторов и исполнителей – музыкантов.
Уметь:
Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
Узнавать на слух изученные произведения;
Выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
Исполнять свою партию в хоре в простейших 2-голосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений;
Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
Различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусств.