Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Обучающиеся научатся:
-воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
-воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений;
-вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
-реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
-понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
-наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
-реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
-владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.);
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета «Музыка»
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (5 ч.)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике на примере музыкальных произведений С. В. Рахманинова, М. И. Глинки, С. С. Прокофьева.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (4 ч.)
Нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание и восхваление. Праздники Русской православной церкви: Пасха. Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого христова Воскресения в музыке русских композиторов. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «День, полный событий» (6ч.)
Музыка в творчестве и жизни А. С. Пушкина. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков). Святогорский монастырь,:колокольные звоны. Тригорское: музыкально-литературные вечера, домашнее музицирование.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч.)
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.
Раздел 5. «В концертном зале» (5 ч.)
Различные жанры и образные сферы вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Знакомство со стилем рококо. Интонации народных танцев в творчестве Ф. Шопена и М. И. Глинки. Музыкальная драматургия сонаты (на примере Патетической сонаты Л. в. Бетховена). Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре» (6 ч.)
События отечественной истории в операх М. И. Глинки «Иван Сусанин» и М. П. Мусоргского «Хованщина». Музыкальная тема — характеристика действующих лиц. Основные приемы драматургии, линии драматургического развития действия. Балет. Русский восток в балете А. И. Хачатуряна «Гаянэ». Особенности развития музыкальных образов в балете И. Ф. Стравинского «Петрушка». Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (7 ч.)
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей (С. Т. Рихтер, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, М. Растропович и др.). Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Музыкальный инструмент — гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки. Авторская песня
Тематическое планирование учебного предмета «Музыка»
4 А класс (1 час в неделю / 34 часов в год)
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | «Россия – Родина моя» | 3 ч. |
2 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4ч. |
3 | «День, полный событий» | 4ч. |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3ч. |
5 | «В концертном зале» | 5ч. |
6 | «В музыкальном театре» | 6ч. |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 9ч. |
| | |
| | |
| Итого | 34часа |
Календарно – тематическое планирование уроков музыки
в 4 А классе на 2019 – 2020 учебный год.
Всего 34 часа.
№ п/п | Дата по плану | Дата факти чески | Тема урока | Количество часов |
«Россия – Родина моя» (3 ч) |
1. | сентябрь | | Мелодия. Что не выразишь словами, звуком на душу навей | 1 |
2. | | Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда., русская, зародилась музыка? | 1 |
3. | | Я пойду по полю белому…На великий праздник собралася Русь! | 1 |
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч) |
4. | сентябрь | | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 |
5 | | | Святые земли Русской Кирилл и Мефодий | |
6 | | | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше | 1 |
7 | | | Родной обычай старины | 1 |
«День, полный событий» (4 ч) |
8. | октябрь | | В краю великих вдохновений. | 1 |
9. | | | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 |
10. | | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 |
11. | | | Приют, сияньем муз одетый | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч) |
12. | ноябрь | | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 |
13. | | Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). | 1 |
14 | | | Народные праздники. Троица | |
«В концертном зале» (5 ч) |
15. | декабрь | | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. | 1 |
16. | | «Старый замок». « Счастье в сирени живет…» | 1 |
17. | | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы | 1 |
18. | январь | | «Патетическая» соната. Годы странствий. | 1 |
19. | | Царит гармония оркестра | |
«В музыкальном театре» (6 ч.) |
20. | февраль | | Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…). | 1 |
21. | | Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). | 1 |
22. | | «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). | 1 |
23. | | Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. | 1 |
24. | март | | Балет «Петрушка». | 1 |
25. | | Театр музыкальной комедии. | 1 |
«Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье» (9ч) |
26. | апрель | | «Служенье муз не терпит суеты». Прелюдия. | 1 |
27 | | «Исповедь души». «Революционный» этюд. | 1 |
28. | | Мастерство исполнителя. | 1 |
29. | апрель | | Музыкальные инструменты (гитара). | 1 |
30 | | | Промежуточная аттестация | 1 |
31. | май | | В интонации спрятан человек. | 1 |
32. | | Музыкальный сказочник. | 1 |
33. | | «Рассвет на Москве-реке». | 1 |
34. | | Заключительный урок – концерт. | 1 |
Учитель Кожухова Ольга Яковлевна