СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке. 8 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке. 8 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования Базовой общеобразовательной школы Филиала СГПИ в г.Железноводске, примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Музыка», программы по музыке для 5-7 классов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, «Искусство 8 - 9 класс » (М.: Просвещение, 2014 г.).

Программа рассчитана на 35 часов (1 учебный час в неделю в течение 35 учебных недель).


  1. Содержание учебного предмета

«Классика и современность» (17 ч.)

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыка. Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.

Музыкальные образы героев балета.

Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

«Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.

Современные жанры музыки. Традиции и новаторство. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.

«Ромео и Джульетта» -зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Постановки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

Зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка».Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика.

Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.

Музыка к кинофильму «Властелин колец».

Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева.

«Традиции и новаторство в музыке» (18 ч.)

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж. Гершвина (США), Ж. Бизе (Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.

Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.

Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально - драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально - драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов.


  1. Планируемые результаты освоения музыки в 8 классе

В результате изучения музыки в 8 классе программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

  1. предметные;

  2. личностные;

  3. метапредметные.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • различать и характеризовать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

  • понимать основной принцип построения и развития музыки;

  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • определять характерные особенности музыкального языка;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

  • определять характерные признаки современной популярной музыки;

  • называть стили рок-музыки и её отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

  • понимать специфику музыки как вида искусства и её значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей, и исполнительских коллективов;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

Л1­ – чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

Л2 – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Л3 – ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Л4 – уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

Л5 – компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

Л6 – коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Л7 – участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

Л8 – признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Л9 - эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.

Метапредметными результатами изучения музыки является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

Р1 – самостоятельно ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

Р2 – ставить и формулировать новые задачи деятельности, планировать пути их осуществления, в том числе альтернативные;

Р3 – осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Р4 – составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

Р5 – описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

Р6 – систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

Р7 – отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований и оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Р8 – находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

Р9 – оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

Р10 – компетентно использовать ИКТ для подготовки и защиты проектов по музыке.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • находить альтернативные способы достижения целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  • преодолению трудностей и препятствий на пути достижения целей.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

П1-сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

П2-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; определять логические связи между явлениями;

П3-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между музыкальными явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

П4-строить рассуждение от общих закономерностей музыки к частным явлениям и от частных явлений в музыке к общим закономерностям;

П5-излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

П6-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить проблему;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях музыкальных событий, объектов;

  • делать умозаключения о музыке (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

К1-определять возможные роли в совместной деятельности и играть определённую роль в совместной деятельности;

К2- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты;

К3-определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

К4-строить позитивные отношения в процессе творческой деятельности;

К5-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

К6-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы;

  • понимать относительность мнений и разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников творческой деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации творческой деятельности;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию;

  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении задач творческой деятельности;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами творческой группы;

  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей.

  1. Календарно – тематическое планирование


Дата

Тема урока

Содержание учебного предмета

Муз. Материал

Планируемые результаты

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности




Предметные

Метапредметные УУД

(Р - регулятивные, П - познавательные, К -коммуникативные)

Личностные УУД

«Классика и современность» (17 ч.)


1.



Введение. Искусство в жизни современного человека

Значение искусства в жизни современных людей.

П..И. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1; Т. Нарита. Восход солнца; «Россия» Д. Тухманова; «Песня о земной красоте» Я. Дубравина

Знать понятия: искусство, современное искусство.

Понимать основные признаки современного искусства.

Различать: худ. Образ, стиль, язык.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки



2.



Наука и искусство

Внедрение достижений науки в искусство. Электронная музыка.

Произведения в исполнении терменвокса, А.С. Зацепин, Л.Дербенёв «Есть только миг»


Знать понятия: интерпретация, обработка, ремикс.

Понимать: использование электрогитары, терменвокса, сущность аранжировки.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование и музыкально-ритмические движения

3.



Знание научное и знание художественное. Расширение представлений о драматургии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера).

В.Калинников Симфония №1; А.Дербенко « Топотуха» Сл. Л. Завальнюк, муз. Ю. Саульский «Желаю тебе, земля моя»

Знать понятия: интерпретация, обработка, ремикс.

Понимать: терапевтические возможности музыки.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование

4.



Искусство открывает новые грани мира

Драматургия сценических жанров.

В. Калинников Симфония №1;

А. Дербенко « Топотуха» Сл. Л.Завальнюк, муз. Ю. Саульский «Желаю тебе, земля моя»

Знать понятия: опера, балет, мюзикл, рок-опера.

Уметь применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

5.



Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись.

Зримая музыка.

Интеграция разных видов искусства.

А. Вивальди. «Времена года»;

П.И. Чайковский «Времена года»; «Что такое осень?» ».муз. И сл. Ю. Шевчука; «Под музыку Вивальди» С. Никитина.


Знать об особенностях музыки в кино, в драматическом спектакле на основе интеграции разных видов искусства.

Уметь производить интонационно-образный анализ музыкального произведения; анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

6-7.



Портреты великих наших соотечественников.

Интеграция разных видов искусства.

А. Бородин. Струнный квартет № 2 « Ноктюрн»; А. Бородин. Экспозиция симфонии №2 («Богатырская» фрагмент); С. Прокофьев вальс из оперы «Война и мир». «Под музыку Вивальди» С. Никитина.

Знать особенности симфонии, квартета, оперы.

Уметь: проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений в процессе их восприятия и исполнения.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; ритмические импровизации

8.



Музыкальный портрет.

Жанровая и стилевая схожесть и различие произведений В. Моцарта и С. Прокофьева.

С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (фрагменты); В.А. Моцарт ария Керубино; В.А. Моцарт ария Фигаро; песни

по выбору учащихся

Уметь: проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений в процессе их восприятия и исполнения.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; ритмические импровизации

9.



Александр Невский.

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и на родного патриотизма.

С. Прокофьев кантата «Александр Невский» (фрагменты);

Эпизоды из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»; муз. А. Александрова сл. С. Михалкова

Гимн РФ

Уметь: проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений в процессе их восприятия и исполнения.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; рисование

10-11.



Героические образы. Мюзикл «Норд-Ост». Рок-опера «Юнона и Авось»

Знакомство с воплощением литературных произведений в музыке.

«Норд-Ост» мюзикл по роману Вениамина Каверина «Два капитана», А. Иващенко и Г. Васильев; А. Рыбников, А. Вознесенский «Юнона и Авось» рок – опера (фрагменты); А. Иващенко, Г. Васильев «Там, где кончается земля»

Знать: содержание рок-опер «Норд-Ост», «Юнона и Авось», драматургию развития опер; музыкальных жизненных событий.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ

музыки; владеть навыками вокально-хорового музицирования.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; инструментальное интонирование и музыкально-ритмические движения

12.



Портрет композитора в литературе и кино

Углубление представлений о современности шедевров музыкальной классики русских и зарубежных композиторов. Инструментальное музицирование

М.Форман фильм «Амадей» (фрагменты); В.Моцарт «Марш в турецком стиле»

Знать: литературные страницы о творчестве В.А. Моцарта.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ

музыки, называть полное имя
композитора В. Моцарта.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое пение; слушание и анализ музыки

13.



Искусство как универсальный способ общения.

Знакомство с выдающимися композиторами, исполнителями и исполнительскими коллективами.

Музыкальные произведения в исполнении победителей международных конкурсов, проектов. Песни по выбору учащихся

Расширять: музыкальные интересы в процессе самообразования, разработки и защиты исследовательских проектов.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; инструментальное интонирование и музыкально-ритмические движения

14.



Роль искусства в сближении народов. Конкурсы, фестивали, проекты

Знакомство с выдающимися композиторами, исполнителями и исполнительскими коллективами.

Музыкальные произведения в исполнении победителей международных конкурсов, проектов. Песни по выбору учащихся

Расширять: музыкальные интересы в процессе самообразования, разработки и защиты исследовательских проектов.
Уметь: проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ музыки

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

15.



Искусство художественного перевода.

Накопление практических способов пропаганды опыта исполнения музыки.

Д. Кабалевский Сонет Шекспира №90 ; А. Пугачёва Сонет Шекспира №90; Т. Хренников Сонет №40 С.Никитин «Сонет»




Знать: понятие сонет, его воплощение в литературе и в музыке.

Понимать: искусство – проводник духовной энергии.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

16.



Заключительный концерт.

Инструментально – песенный репертуар, изученный в течение полугодия

Уметь использовать интонационные особенности, художественные средства выразительности при исполнении вокально-хоровых произведений.

Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного).

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, ансамблевое, сольное пение; импровизации (ритмические, вокальные, пластические)

17.



Обобщение по теме: «Классика и современность»

Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа.

Р1; Р3; Р7; Р8; Р9; П5; П6; К3; К4

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий

Музыкальная викторина.

«Новаторство в музыке» (18 ч.)

18.



Знаки и символы музыкального искусства.

Как происходит передача сообщения в искусстве.

Франческо да Милано «Канцона»;

Н. Паганини «Вечное движение»;

И. Штраус Скерцо "Вечное движение"; Н. Римский –Корсаков

«Полёт шмеля»; П.И. Чайковский романс «Средь шумного бала»;

Л. Бетховен Симфония №5 (фрагмент); К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». Ф.да Милано

Б.Гребенщиков «Город золотой»

Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного).

Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

19.



Художественные послания предков.

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Н.Римский - Корсаков

Опера «Снегурочка», ария Снегурочки; П.И.Чайковский музыка к спектаклю « Снегурочка» А. Варламов «Красный сарафан» Г.Свиридов «Снег идёт»




Знать основные прин­ципы развития музыки.

Уметь приводить при­меры развития.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

20-21.



Разговор с современником

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии различных современных направлений музыки.

С.Рахманинов «Богородице дево, радуйся» из литургии «Всенощное бдение»;Дж. Россини; Г.Вилла – Лобос Ария из «Бразильской бахианы»; В.Чуевский, П.Булахов Романс «Гори ,гори, моя звезда»;

Фрески Софии Киевской (Музыкант). Концертная симфония для арфы с оркестром. В. Кикта. Перезвоны (Вечерняя). По прочтении В. Шукшина.; Хоровая симфония-действо. В. Гаврилин. Симфония № 2 (Андрей Рублёв) (фрагмент). О. Янченко. Концерт-симфония (фрагмент). Т. Смирнова. Симфония- сюита № 2 (Из русской старины) (фрагмент). Ю. Буцко.

Использовать информационно­коммуникационные технологии (вести поиск информации о сим­фониях и их создателях в Интер­нете, переписывать (скачивать) полюбившиеся фрагменты с це­лью пополнения домашней фоно­теки и подготовки проекта «Есть ли у симфонии будущее?»).

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Уроки рефлексии

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; рисование

22.



Символы в жизни и искусстве Подготовка проекта «Есть ли у симфонии будущее?»

«Попутная песня» М.Глинка; П.И.Чайковкий «На тройке» из цикла «Времена года»; Г.Свиридов «Зимняя дорога», «Тройка» из люстраций к повести А.Пушкина «Метель» А.Новиков, Л. Ошанин «Эх, дороги»





Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке и музыкантах. Уметь анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

23.



Музыкально – поэтическая символика огня

А.Н. Скрябин « Поэма огня».

Мануэль де Фалья «Танец Огня»; А. Рыбников «Романс» из рок – оперы «Юнона и Авось»







Участвовать в дискуссиях, раз­мышлениях о музыке и музыкан­тах, выражать своё отношение в письменных высказываниях.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование

24.



Электронная музыка.

Углубленное знакомство с музыкальным жанром электронной музыки.

Э. Артемьев «Прощание с Родиной»; песни по выбору учащихся

Знать понятия: электронная музыка

Уметь: проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ музыки; применять навыки вокально-хоровой работы при пении.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; рисование

25-26.



Красота в искусстве и жизни.

Произведения в исполнении творческих коллективов Ставропольского края; В.Калинников, А.Пушкин «Элегия»

Раскрывать драматургию разви­тия музыкальных образов симфо­нической музыки на основе фор­мы сонатного allegro.

Воспринимать контраст образ­ных сфер как принцип драматур­гического развития в симфонии.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

27.



Откровение вечной красоты.

П.И. Чайковский «Богородице, дева, радуйся» «Всенощная» (фрагмент) Г.Свиридов «Неизреченное чудо» Ж. Качинни «Ave, Maria»; Ж. Качинни «Ave, Maria»

Раскрывать драматургию разви­тия музыкальных образов симфо­нической музыки на основе фор­мы сонатного allegro.

Воспринимать контраст образ­ных сфер как принцип драматур­гического развития в симфонии.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

28.



Есть ли у красоты свои законы.

Исследовательские проекты «Полна чудес могучая природа», «Весенняя сказка «Снегурочка». Песни: повторение пройденного репертуара

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;

определять тембры музыкальных инструментов; определять приемы

музыкального развития и жанры; выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

29.



Преступление и наказание. Рок-опера по одноимённому роману Ф. Достоевского Преступление и наказание. Э. Артемьев.

Преступление и наказание. Рок-опера по одноимённому роману Ф. Достоевского (Интродукция. Баллада Шарманщика. Толпа и очередь к старухе-процентщице. Соня у старухи-процентщицы. Раскольников: «Не все на свете люди — муравьи!» Монолог Раскольникова. Соня: «Бедный ты мой...» Родион: «Что со мной?..» Притча о Лазаре и комментарий шарманщиков.

Раскрывать драматургию развития музыкальных образов симфонической музыки на основе формы сонатного allegro. Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургического развития в симфонии.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Слушание и анализ музыки

30-31.



Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Память. Из мюзикла «Кошки». Э. Л. Уэббер. Дуэт Призрака и Кристины. Из мюзикла «Призрак оперы». Э. Л. Уэббер; Мария. Песня Тони из мюзикла «Вестсайдская история». Л. Бернстайн. Belle (Красавица). Из мюзикла «Собор Парижской Богоматери». Р. Коччианте. Мой верный лучший друг. Из мюзикла «Чикаго». Дж. Кандер. Память. Из мюзикла «Кошки». Э. Л. Уэббер

Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л4; Л5; Л6; Л7

Уроки рефлексии

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

32.



Прекрасное пробуждает доброе.

Властелин колец. Музыка к одноимённому фильму (Величие. Это может быть). Г. Шор. Исполнение бардовских песен

«Люди идут по свету» Н. Ченборисов, слова И. Сидоровой, «О Грине и Григе» слова и музыка А. Загот.

Знать понятие бардовская песня.

Уметь: проводить интонаци­онно-образный анализ; определять принципы музыкального развития.

Сравнивать драматургию фильма и музыки.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

33.



Балет по мотивам повести « Анна на шее» А.Чехова.

Балет по мотивам повести «Анна на шее» а Чехова (фрагменты). Повторение песенного и инструментального репертуара.

Воспринимать контраст образ­ных сфер как принцип драматур­гического развития.

Рассуждать о содержании произведений литературного и музыкального жанра, воплощающих одно содержание.





Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; вокальные и ритмические импровизации

34.



Обобщение по теме: «Традиции и новаторство в музыке».

Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа.

Р1; Р3; Р7; Р8; Р9; П5; П6; К3; К4

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Музыкальная викторина

35.



Урок-концерт

Инструментальный и песенный репертуар по выбору учащихся

Уметь использовать интонационные особенности, художественные средства выразительности при исполнении вокально-хоровых произведений.

Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного).

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; П6; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии

Хоровое, ансамблевое, сольное пение; импровизации (ритмические, вокальные, пластические)





  1. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

«Искусство 8 – 9 классы» Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.,Кашековой И.Э., М.: «Просвещение»,2017. ФГОС.М: Просвещение, 2017. Фонохрестоматия. 8 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2017.

Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017.


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Сборники песен и хоров.

  2. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

  3. Книги о музыке и музыкантах.

  4. Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия

  1. Портреты композиторов.

  2. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

  3. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Википедия. Свободная энциклопедия-Режим доступа: http://ru.wikipedia/org.wik

  2. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

  3. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  4. Классическая музыка-Режим доступа: http://classic.сhubrik.ru

  5. Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru

  6. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

  7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Технические средства обучения

  1. Экран, проектор.

  2. Ноутбук.

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

  2. Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

  3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов.

  4. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

  5. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.