СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 8 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка безусловно воспитывает морально-эстетические качества. Вся школьная программа нацелена на это.

Этот предмет синтезирует в себе историю, литературу, живопись. Касаясь одной темы,  юная душа непроизвольно вовлекается в интереснейшее приключение, развивает воображение и фантазию.

Курс школьной программы расчитан на 7 лет. С 1 по 7 классы происходит основное духовно-нравственное формирование, когда дети еще восприимчивы ко всему светлому и доброму.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 8 класс»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №14 х.Ильинов


«Утверждаю»

Директор МБОУ-ООШ № 14

Приказ от__31.08.2021__ № _149_

___________Т.В. Колесникова


Рабочая программа

по музыке

основного общего образования

для 8 класса

_35__ часов

Учитель: Т.В. Колесникова


Программа разработана на основе программы «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (Дрофа, 2017);


2021-2022 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по музыке для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (Дрофа, 2017);

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021. № 287;

  • Примерные программы по учебным предметам.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы №14 х.Ильинов Мартыновского района Ростовской области.

  • Учебный план МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.

  • Расписание МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.

Составлена на основе программы В.В.Алеев, Т.И.Науменко для общеобразовательных учреждений

«Искусство. Музыка», / Дрофа, 2017г./


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Для реализации рабочей программы используется следующий учебно – методический комплекс:

1.Искусство. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2019г.

2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 8 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019г.

3. Музыка 8 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2019.


Целью обучения предмета «Музыка» в 8 классе является:

•формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

• развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса;

• освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

• воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся;потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Основными задачами обучения предмету «Музыка» в 8 классе являются:


    • Научитьшкольниковвосприниматьмузыкукакнеотъемлемуючастьжизникаждогочеловека;

    • Содействоватьразвитиювнимательного и доброгоотношения к людям и окружающемумиру;

    • Воспитыватьэмоциональнуюотзывчивость к музыкальнымявлениям, потребность в музыкальныхпереживаниях;

    • Способствоватьформированиюслушательскойкультурышкольниковнаосновеприобщения к вершиннымдостиженияммузыкальногоискусства;

    • Научитьнаходитьвзаимодействиямеждумузыкой и другимивидамихудожественнойдеятельностинаосновевновьприобретённыхзнаний;

    • Сформироватьсистемузнаний, нацеленныхнаосмысленноевосприятиемузыкальныхпроизведений;

    • Развиватьинтерес к музыкечерезтворческоесамовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственномтворчестве;

    • Воспитыватькультурумышления и речи.


Цель и задачи обучения предмету «Музыка» в 8 классе соответствуют следующим планируемым результатам:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


  • Обогащениедуховногомиранаосновеприсвоенияхудожественногоопытачеловечества;

  • Обобщенноепредставление о художественныхценностяхпроизведенийразныхвидовискусства;

  • Наличиепредпочтений, художественно-эстетическоговкуса, эмпатии, эмоциональнойотзывчивости и заинтересованногоотношения к искусству;

  • инициативность и самостоятельность в решенииразноуровневыхучебно-творческихзадач;

  • соответствующийвозрастууровенькультурывосприятияискусства;

  • наличиеопределенногоуровняразвитияобщиххудожественныхспособностей, включаяобразное и ассоциативноемышление, творческоевоображение;

  • участие в учебномсотрудничестве и творческойдеятельностинаосновеуважения к художественныминтересамсверстников.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


  • пониманиеролиискусства в становлениидуховногомирачеловека; культурно-историческомразвитиисовременногосоциума;

  • общеепредставлениеобэтическойсоставляющейискусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

  • развитиеустойчивойпотребности в общении с миромискусства в собственнойвнеурочной и внешкольнойдеятельности;

  • соответствующийвозраст уровень духовнойкультуры;

  • творческийподход к решениюразличныхучебных и реальныхжизненныхпроблем;

  • расширениесферыпознавательныхинтересов, гармоничноеинтеллектуально-творческоеразвитие;

  • усвоениекультурныхтрадиций, нравственныхэталонов и нормсоциальногоповедения;

  • эстетическоеотношение к окружающемумиру (преобразованиедействительности, привнесениекрасоты в человеческиеотношения).



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


Ученик научится:

  • ориентироваться в историческисложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определятьстилевоесвоеобразиеклассической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

  • применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формымузыкальныхпроизведений в процессе музицированиянаэлектронныхмузыкальныхинструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Ученик получит возможность научиться:

  • высказыватьличностно-оценочныесуждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.


2.Содержание учебного предмета

Тема года: «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»

Музыка ≪старая≫ и ≪новая≫ (вместо введения).

Настоящая музыка не бывает старой.

О традиции в музыке -1 час

Живая сила традиции.

Вечные темы в музыке

Сказочно-мифологические темы-6 часов

Искусство начинается с мифа.

Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова≪Снегурочка≫.

Языческая Русь в ≪Весне священной≫ И. Стравинского.

≪Благословляю вас, леса...≫.

Вечные темы в музыке.

Мир человеческих чувств – 10 часов

Образы радости в музыке.

≪Мелодией одной звучат печаль и радость≫.

≪Слезы людские, о слезы людские...≫

Бессмертные звуки ≪Лунной≫ сонаты.

Два пушкинских образа в музыке.

Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. ≪Ромео и

Джульетта≫.

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра ≪Эгмонт≫.

Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

В поисках истины и красоты-5 часов

Мир духовной музыки.

Колокольный звон на Руси.

Рождественская звезда.

От Рождества до Крещения.

≪Светлый Праздник≫. Православная музыка сегодня.

О современности в музыке- 9 часов

Как мы понимаем современность.

Вечные сюжеты.

Философские образы XX века: ≪Турангалила-симфония≫

О. Мессиана.

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных сов-

ременных композиторов.

Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка).

Лирические страницы советской музыки.

Диалог времен в музыке А. Шнитке.

≪Любовь никогда не перестанет≫.

Подводим итоги.


3. Календарно-тематическое планирование.


п/п



Дата проведения



Тема урока

Вид контроля



Использование ИКТ


Примечание

План


Факт


1

02.09.

2021



Музыка «старая» и «новая» РК Музыкальные традиции народов Дона. Фольклор и его способность отражать жизнь человека.Воззрение и идеалы.

Исходный

*


2

9.09



Настоящая музыка не бывает «старой».

Текущий

*


3

16.09


Живая сила традиции.РК Старинные

обрядовые праздники народов, проживаю-

щихна Дону и их роль в жизни человека.

Итоговый

*


Сказочно-мифологические темы (6 часов)

4

23.09


Искусство начинается с мифа.

Исходный

*


5


30.09


Мир сказочной мифологии: опера Н. А. Ри

мского-Корсакова «Снегурочка».

Текущий

-


6

07.10.

2021


Языческая Русь в«Весне священной» И. И.Стравинского.

Текущий

*


7

14.10


Поэма радости и света:Клод Дебюсси си «Послеполуденный отдых фавна».

Текущий

-


8

21.10


«Благословляю вас, леса».

Текущий

*


9

28.10


Обобщающий урок. РКГосударствен-

ные символы. Гимн, флаг и герб Ростов-

ской области.

Итоговый

*


Мир человеческих чувств (10 часов)

10

11.11.

2021


Образы радости в музыке.РК Компози-

торы Дона. Творчество уникальных

коллективов области.

Исходный

*


11

12

18.11

25.11


Мелодией одной звучат печаль и

радость.РК Музыкальные произведения

известных композиторов в исполнении

современных коллективов области.

Текущий

*


13

02 .12.

2021


«Слёзы людские, о слёзы людские».РК

Музыкальные произведения известных

композиторов в исполнении современ-

ных коллективов области.

Текущий

*


14

9.12


Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

Текущий

*


15

16.12


Тема любви в музыке. П. Чайковский

«Евгений Онегин».РК Композиторы Дона

Творчество уникальных

коллективов области.

Текущий

*


16

23.12.

2020


«В крови горит огонь желанья».

РК Становление музыкальной культуры и музыкального образования Дона

Текущий

*

30.12.2020-10.01.2021

каникулы

17

13.01.

2022


Трагедия любви в музыке. Симфонический оркестр, оркестр народных инструментов

Текущий

*


18

20.01


Подвиг во имя свободы.

Л. Бетховен увертюра «Эгмонт».

Текущий

*


19

27.01


Заключительный урок «Мотивы пути

и дороги в русском искусстве».

Итоговый

-


В поисках истины и красоты (5 часов)

20

03.02.

2022


Мир духовной музыки.

Текущий

-


21

10.02


Колокольные звоны на Руси.РК

Музыкальные традиции народов Дона.

Текущий

*


22

17.02


Рождественская звезда.

Текущий

*


23

24.02


От Рождества до Крещения.РК Духов-

ная храмовая музыка

Текущий

*


24

03.03.

2022


«Светлый праздник».

Православная музыка сегодня.РК

Духовная храмовая музыка

Итоговый

*


О современности в музыке (9 часов)

25

10.03


Как мы понимаем современность.РК

Джаз-клуб Дона

Исходный

*


26

17.03


Вечные сюжеты.

Текущий

*


27

31.03


Философские образы XX века.

«Турангалила-симфония» О. Мессиана

Текущий

*

20.03-28.03

каникулы

28

07.04


Новые области в музыке XX века

(джазовая и эстрадная музыка).

Джаз-клуб Дона

Текущий

*


29

14.04


Лирические страницы советской

музыки.РКФилармония –центр музы-

кальной жизни Дона

Текущий

*


30

21.04


Диалог времён в музыке А. Шнитке.

Текущий

*


31

28.04


«Любовь никогда не перестанет».РК

Творчество уникальных коллективов об-

ласти

Текущий

*


32

05.05


Музыка всегда остаётся.РКИнструмен-

тальныеи хоровые коллективы филармо-

нии

Текущий

*


33

12.05


Заключительный урок по теме

«О современности в музыке».

Итоговый

-


34

19.05


Обобщающий урок по теме года

Тематический

*


35

26.05.

2022


Урок- концерт

Итоговый

*


Итого: 35 уроков

Критерии оценивания.

По предмету «Музыка» учебные достижения учащихся проводятся по итогам учебных триместров и учебного года, что отражает качественный уровень освоения рабочей учебной программы.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, кроссворды, терминологические диктанты, защита проектов, рефератов, презентаций.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизации, коллективного музицирования.


Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

  • степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

  • самостоятельность в разборе музыкального произведения;

  • умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;

Отметка «4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя;

Отметка «3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;

Отметка «2»

Оответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;

Отметка «4»

Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;

Отметка «3»

Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное;

Отметка «2»

Исполнение неуверенное, фальшивое.


Музыкальная терминология

Критерии оценки:

Отметка «5»

Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

Отметка «4»

Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

Отметка «3»

Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.

Отметка «2»

Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике.

Отметка «1»

Отказ от ответа.


Критерии оценивания устного ответа:

Отметка «5»

  1. Учащиеся правильно излагают изученный материал;

  2. Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;

  3. Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;

  4. Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

Отметка «4»

  1. Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

Отметка «3»

  1. Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом;

  2. Допускает неточности в изложении изученного материала.

Отметка «2»

  1. Учащийся допускает грубые ошибки в ответе

  2. Не справляется с поставленной целью урока.


Музыкальная викторина

Критерии оценки:

Отметка «5»

Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно;

Отметка «4»

Два музыкальных произведения отгаданы не верно;

Отметка «3»

Четыре музыкальных номера не отгаданы;

Отметка «2»

Пять и более музыкальных номеров не отгаданы учащимся.



Оценка тестовой работы.

Отметка «5»

При выполнении 100-90% объёма работы

Отметка «4»

При выполнении 89 - 76% объёма работы

Отметка «3»

При выполнении 75 - 50% объёма работы

Отметка «2»

При выполнении 49 - 0 % объёма работы


Оценка реферата.

Отметка «5»

  1. Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме.

  2. Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию.

  3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.

  4. Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора.

  5. Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно.

Отметка «4»

  1. Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно.

  2. Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности.

  3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать
    ей критическую оценку.

  4. Работа оформлена в соответствии с планом, но не соблюдены все
    требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии).

Отметка «3»

  1. Тема реферата раскрыта поверхностно.

  2. Изложение материала непоследовательно.

  3. Слабая аргументация выдвинутых тезисов.

  4. Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо).

Отметка «2»

  1. Тема реферата не раскрыта.

  2. Работа оформлена с грубыми нарушениями требований к реферату.


Оценка проектной работы.

Отметка «5»

        1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

        2. Соблюдена технология исполнения проекта.

        3. Проявлены творчество, инициатива.

        4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «4»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

3. Проявлено творчество.

4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «3»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.

3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.

Отметка «2»

1. Проект не выполнен или не завершен.


Темы проектов.

1. Сказка и миф как вечные источники искусства (на непрограммном материале).

2. Выдающиеся джазовые исполнители.

3. Итоговый урок-обобщение ≪Традиция и современностьв музыке≫.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/

Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/

Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru/

Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.predanie.ru/music/

Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86









26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!