СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Музыке"8 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Музыке"8 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа для 8 класса учебного курса «Искусство (Музыка)» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы ОУ, с учетом примерной программы ООО по музыке, на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы», учебного плана МКОУ «Коровяковская СОШ»

Изучение учебного предмета «Музыка» в 8 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Цели и задачи.

Целью рабочей программы по музыке в 8 классе является установление взаимосвязи между произведениями композиторов классиков и событиями, происходящими в современном обществе.

Задачи:

- научить находить взаимосвязь между музыкальными произведениями композиторов классиков и событиями происходящими в современном обществе;

- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Главная тема 8 класса - «Традиции и современность в музыке» - обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и

настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального

искусства.

Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XXвеком. Таким образом, представляетсявозможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие представляют собой проявление моды или злободневных течений.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной выразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество; особенности музыки различных эпох; отечественная музыкальная культура ХIХ в.; стилевое многообразие музыки XX столетия; взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.

Основными видами учебной деятельности учащихся являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.

Рабочая программа по музыке для 8 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:

- с литературой (А. Н. Островский. «Снегурочка», «Былина о Садко»; А. С. Пушкин. «Борис Годунов», «Повести Белкина. Метель», «Евгений Онегин» и другие произведения);

-изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

-мировой художественной культурой (особенности таких художественных направлений, как романтизм, импрессионизм, классицизм, реализм);

-русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

-башкирской культурой народов Башкортостана

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком школы на 2017-2018 учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).





























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


По окончании 8 класса школьники научатся:

- понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру других народов;

- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать место в ней отечественного искусства;

- интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;

- описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

- воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой, исполнительской деятельности;

- осуществлять самооценку художественно-творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;

- структурировать изученный материал, полученный из разных источников, в том числе из Интернета; применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства;

- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

- использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;

- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; заниматься художественным самообразованием.


Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

- сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

- степень усвоения художественного опыта человечества всего органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, который способствует обогащению собственного духовного мира;

-  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира в процессе творческой деятельности;

-  ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовности способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории учётом устойчивых познавательных интересов;

-  уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

-  готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-  наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

- освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учётом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

-  коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

-  навыки проектирования индивидуальной художественно творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважении як художественным интересам сверстников.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

- самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

-  адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-  осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

- устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; определять и классифицировать понятия, обобщать, устанавливать ассоциации, аналогии;

-  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;

-  осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-  пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ – компетентности);

-  понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры, роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;

- эстетически воспринимать окружающий мир (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.


Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

- присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всём их многообразии;

- общее представление о природе искусства и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;

- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;

- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;

- умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

- осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;

- формирование личностно-оценочных суждений о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

- использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.




































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение в тему года: «Традиции и современность в музыке» (4ч)

Музыка «старая» и «новая». Настоящая музыка не бывает «старой»


«О традиции в музыке» 13 часов

Музыкальная картина современного мира. Особенности музыкального языка (средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальный фольклор. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке. Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки. Музыка Средневековья в России и в Западной Европе. Музыка эпохи Возрождения и барокко в Западной Европе. Своеобразие музыкальной культуры России во второй половине XVII и в ХУШ-ХЕХ вв. Стилевое многообразие музыки XX столетия.


Мир человеческих чувств (18ч)

Традиции русской классической музыкальной школы. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры.

Музыкальная культура своего региона. Музыка в семье искусств. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы.


































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п


Тема урока


Кол – во часов

Дата


Примечание

по

плану

по

факту

«Традиции и современность вмузыке» (4 ч.)

1

Музыка «старая» и «новая».


1

2.09



2

Настоящая музыка не бывает

« старой».

1

9.09



3

Живая сила традиций.

1

16.09



4

Искусство начинается с мифа.


1

23.09



Музыка «старая» и «новая». Настоящая музыка не бывает «старой». «О традиции в музыке» (13ч.)

5

Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

1

30.09



6

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.

1

7.10



7

Поэма радости и света К. Дебюсси «Полуденный отдых фавна».

1

14.10



8

Заключительный урок по теме: «О традиции в музыке».



21.10



9

«Благословляю вас, леса».

1

11.11



10

Образы радости в музыке


1

18.11



11

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

1

25.11



12

«Слёзы людские, о слёзы людские...».

1

2.12



13

Бессмертные звуки «Лунной сонаты».


9.12



14

Творчество Л.В.Бетховена.

1

16.12



15

П.И.Чайковский Тема любви.

1

23.12



16

Обобщающий урок по творчеству П.И.Чайковского.

1

30.12



17

Тема любви в музыке П.И. Чайковского «Евгений Онегин».


1

20.01



Мир человеческих чувств» (18ч.)

18

«В крови горит огонь желаний» Музыка башкирских композиторов о любви.

1

27.01



19

Трагедия любви в музыке.

1

3.02




20

Мир духовной музыки.

1

10.02



21

Колокольный звон на Руси.


1

17.02



22

Рождественская звезда.

1

24.02



23

От Рождества до Крещения.

1

2.03



24

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.

1

9.03



25

Как мы понимаем современность.

1

16.03



26

Вечные сюжеты.

1

6.04



27

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов.

1

13.04



28

Виды музыки в современном мире.

1

20.04



29

Новые области в музыке XX века (джазовая музыка).

1

27.04



30

«Джаз в XXI веке».

1

4.05



31

Авторская песня.

1

11.05



32

Герой авторской песни.


1

18.05



33

Рок-музыка.

1

25.05



34

Герой рок - песни.

Стилевые взаимодействия

1

29.05