Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;
Образовательной программы МБОУ СОШ№4 г.Гусиноозерска имени Героя социалистического труда Г.Д.Тучинова;.
Рабочая программа для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
авторской программы по музыке для 8 классов ( Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская )– Москва: «Просвещение» 2017.
Учебный план школы 2019-2020 г.
В музыке, как и во всяком искусстве, мы различаем не только количество, но и качество. Поэтому, как бы много человек не знал музыки, это ещё не свидетельствует о том, что он не умеет отличить настоящее большое искусство от лёгкого развлечения и даже просто от плохой музыки. Темы этого года: «Жанровое многообразие музыки» «Музыкальный стиль – камерон эпохи» помогают разобраться в данных вопросах и ответить на них. Обучающийся должен понять смысл словосочетания «Музыкальный стиль» «Стиль – это человек» (Ж.Л.Бюффон). Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в конспекте культуры разных эпох.
В программе ставится задача помочь учащимся научиться разбираться в окружающей их музыке, оценивать её эстетические и нравственные качества. Приобретение на музыкальных занятиях опыт, формирующий их собственный духовный мир – отношение к людям, к самим себе, к искусству.
Учащимся должен стать понятен смысл словосочетания «современная музыка», которое нередко можно услышать как обозначение лишь новейшей легкой, развлекательной музыки серьезной. Выражение «современная музыка» может быть употреблено в двух значениях: в более узком и поверхностном – как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком – как музыка, отвечающая общечеловеческим ценностям. Именно поэтому музыка прошлых и даже очень далеких времен не тускнеет от времени, а напротив, входит в единую сокровищницу мирового искусства, живя одной жизнью вместе с искусством наших дней, участия в нашей жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом предмет «Музыка» в 8 классе изучается 1 час в неделю, в год – 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
ЦЕЛЬ предмета – ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в них музыкальную культуру как часть духовной культуры.
Задачи предмета:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- научить ориентироваться в многожанровости и направлениях музыкального искусства;
- познакомить с биографией и творчеством великих композиторов;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к музыкальному искусству;
- сформировать систему знаний, направленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, творческие домашние задания. Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
Планируемые результаты предмета.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются: Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира; Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Предметные результаты Выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем: Общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; Устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности; Понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности; Осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; Рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом; Применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира; Расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; Освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Содержание предмета.
Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (16 ч)
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений.
Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости, как основ воплощения разного эмоционально-образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, праздничный, церемониальный и др.). Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Примерный перечень музыкального материала
Народные песни, церковные песнопения, романсы;
Песня Марфы. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Песня Галицкого. Из оперы «Князь Игорь». А. Бородин.
Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С Бах.
Всенощное бдение (фрагмент) С. Рахманинов.
Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э. Уэббер.
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Колыбельная. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Ария из оркестровой сюиты № 3. И.-С. Бах.
Бразильская бахиана № 5 (фрагменты). Э. Вила Лобос
Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Уж если ты разлюбишь. Д. Кабалевский, слова У. Шекспира (Сонет № 90 в переводе С. Маршака).Ария Орфея; Баллада Харона. Из рок-оперы «Орфей и Эвридика». А. Журбин.
Музы согласно. Кант неизвестного автора XVIII в.
Славься! Хор из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.
Солнцу красному слава! Хор из оперы «Князь Игорь». А. Бородин.
Ода к радости. Из финала Симфонии № 9. Л. Бетховен, слова Ф. Шиллера.
Песни. Серенады. Баллады. Ф. Шуберт.
День ли царит. П. Чайковский, слова А. Апухтина.
Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов:
Песни без слов. Ф. Мендельсон.
Вокализ. С. Рахманинов.
Концерт для голоса с оркестром (фрагменты). Р. Глиэр.
Менуэты. Г. Перселл, А. Корелли, Д. Скарлатти.
Менуэты из сюит. И.-С. Бах. Менуэты. Из фортепианных сонат. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен.
Симфония № 40 (3-я часть). В.-А. Моцарт.
Вальс-фантазия. М. Глинка.
Вальсы. Из опер и балетов. П. Чайковский. С. Прокофьев.
Вальс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина
«Метель». Г, Свиридов.
Вальсы. Ф. Шопен. И. Штраус.
Краковяк. Польский. Мазурка. Вальс. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.
Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Танец огня. Из балета «Любовь-волшебница». М. де Фалья.
Соната № 2 для фортепиано си-бемоль минор (2-я часть , траурный марш). Ф. Шопен.
Свадебный марш. Из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Ф. Мендельсон.
Марши. Из опер и балетов. М. Глинка. Н. Римский-Корсаков. П. Чайковский. Ж. Бизе.
Симфония № 5 (финал). Л. Бетховен.
Симфония № 6 (3-я часть). П. Чайковский.
Симфония № 7 («Ленинградская») (1-я часть). Д. Шостакович.
Военный марш из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Март. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». А. Шнитке.
Сонаты. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен. С. Прокофьев. А. Шнитке.
Прелюдии. И.-С. Бах. Ф. Шопен. С. Рахманинов. А. Скрябин.
Д. Кабалевский. С. Губайдулина.
Карнавал. Фортепианная сюита. Р. .Шуман.
Комедианты. Сюита для малого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).
Раздел 2. Музыкальный стиль — камертон эпохи (18 ч)
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание (В. Медушевский). Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания (Д. Лихачев). Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей ХХ — XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм; неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк-рок, этническая музыка, хэви-метал, рэп, эстрада, авторская песня). Известные композиторы и исполнители-интерпретаторы. Стилизация и полистилистика в музыке XX — XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.
Примерный перечень музыкального материала
Симфония — от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка» для V—VIII классов — по выбору учителя)
Прощальная симфония. Й. Гайдн.
Симфония № 1 («Классическая»). С. Прокофьев,
Симфония № 4. А. Шнитке.
Опера — оперетта — мюзикл — рок-опера (из программы «Музыка для V— VIII классов — по выбору учителя) Моя прекрасная леди (фрагменты). Ф. Лоу.
Белая акация (фрагменты). И. Дунаевский.
Принцесса цирка (фрагменты). И. Кальман.
«Юнона и Авось». А. Рыбников, либретто А. Вознесенского.
Метро. Я. Стоклас (русская версия текстов Ю. Рященцева и Г. Полвди).
Норд-Ост. Музыка и либретто А. Иващенко и Г. Васильева.
Собор Парижской Богоматери. Р. Коччиант, либретто Л. Пламондона (русская версия текста Ю. Кима).
Ромео и Джульетта. Ж. Пресгурвик.
Иисус Христос — суперзвезда. Призрак оперы. Кошки. Э.-Л. Уэббер.
Чикаго. Дж. Кандер.
Золушка, Р. Роджерс.
Золушка. К. Меладзе и др.
Балет (из программы «Музыка» для V— VIII классов — по выбору учителя)
Спартак (фрагменты). А. Хачатурян.
Кармен-сюита (фрагменты). Р. Щедрин.
Собор Парижской Богоматери (фрагменты). М. Жарр.
Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка» для V—VIII классов — по выбору учителя)
Прелюдии и фуги. И.-С. Бах (классические и современные интерпретации).
Соната № 14 («Лунная»). Л. Бетховен (классические и современные интерпретации).
Прелюдии. Ф. Шопен (классические и современные интерпретации).
Картинки с выставки. Фортепианная сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации).
Нет, только тот, кто знал. П. Чайковский, слова В. Гёте (классические и современные интерпретации).
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).
Методы и формы обучения:
Методы: анализ, сравнение, творческий, наглядно-слуховой, словесный, поисковый, нравственно-эстетическое познание музыки.
Формы: вокально-хоровая деятельность, слушание музыки, изучение нотной грамоты, работа с учебником, работа с презентациями.
Формы контроля уровня достижений учащихся:
- творческие задания (классные и домашние);
- устный опрос;
- беседа (размышления о музыке);
- освоение навыков правильного пения;
- музыкальная викторина;
- тестирование.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучение музыкальному искусству в VIII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
- знание и умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека, о важности и значение классической и другой музыки;
- умение обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений;
- умение проанализировать свою творческую работу;
- осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимание их неразрывной связи;
- умение использовать свои певческие навыки во внеклассной коллективной работе, умение владеть своим голосом и дыханием при распевках, в период мутации;
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования;
- выполнять творческие задания;
- участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.
Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством использовать звуковые и музыкальные редакторы; Использовать программы звукозаписи и микрофоны. Организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер; Использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки; Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации. Коммуникация и социальное взаимодействие Выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио, презентаций); Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Поиск и организация хранения информации. Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. Выпускник получит возможность научиться: Создавать и заполнять различные определители; Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности. Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 классов: эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы; осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений); воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности; личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни; перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др. Критерии и нормы оценивания результатов По пятибалльной системе оценки знаний оценивается: Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях. Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся: Работа по карточкам (знание музыкального словаря). Кроссворды. Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося. Блиц-ответы (письменно и устно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы. Угадай мелодию (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных). Применение широкого спектра творческих способностей учащегося в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим учащмся (рисунки, поделки и т. д.) Ведение творческой тетради по музыке. Проектная деятельность.
Тематическое планирование по музыке в 8 классе.
Учебник: 8 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская- Просвещение 2017г.
Количество часов: 1 час в неделю, всего:34 часа
№ урока | Наименование разделов | Кол-во часов | |
|
| Раздел 1. Жанровое многообразие музыки. | 16 | |
1 | Жанровое многообразие музыки | 1 | |
2 | Песня – самый демократичный жанр музыкального искусства | 1 | |
3 | Особенности песенной музыки | 1 | |
4 | Многообразие жанров народного песенного искусства | 1 | |
5 | Духовное и светское песенное искусство | 1 | |
6 | Песня вчера, сегодня, завтра | 1 | |
7 | Танец сквозь века | 1 | |
8 | Танцевальная музыка прошлого и настоящего | 1 | |
9 | Развитие танцевальной музыки | 1 | |
10 | Танец, его значение в жизни человека | 1 | |
11 | Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров | 1 | |
12-14 | Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры | 3 | |
15 | Марш, его значение в жизни человека | 1 | |
16 | Жанровое многообразие музыки. Обобщающий урок | 1 | |
| Раздел 2. Музыкальный стиль — камертон эпохи. | 18 | |
17 | Музыкальный стиль | 1 | |
18 | Музыка эпохи Возрождения | 1 | |
19 | Барокко | 1 | |
20 | Классицизм | 1 | |
21 | Романтизм | 1 | |
22 | Реализм | 1 | |
23 | Импрессионизм | 1 | |
24 | Неоклассицизм и классический авангард | 1 | |
25 | Джаз | 1 | |
26 | Рок-н-ролл | 1 | |
27 | Кантри и фолк-рок, этническая музыка | 1 | |
28 | Арт-рок | 1 | |
29 | Хард-рок и хеви-метал | 1 | |
30 | Рэп. Эстрада | 1 | |
31 | Авторская песня | 1 | |
32 | Стилизация и полистилистика | 1 | |
33 | Музыкальный ринг | 1 | |
34 | Традиции и новаторство в музыке | 1 | |
| Всего: | 34 | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Печатные пособия.
Комплект портретов композиторов.
Демонстрационный материал
2. Интернет-ресурсы.
Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка. - Режим доступа :http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа :http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь. - Режим доступа :http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music
3.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
4.Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Учебно-методический комплект
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений Искусство М., Просвещение,2011
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Пособие для учителя Искусство 8-9 класс М., Просвещение 2011
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Хрестоматия музыкального материала Искусство 8-9 класс М., Просвещение2011
Литература
Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.
Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002