Результаты освоения предмета.
Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
накопление опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
Регулятивные результаты:
умение определять цели и задачи учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
развитие регуляции учебной деятельности;
умение работать по плану, сверяясь с целью;
развитие опыта сотрудничества в совместном решении задач;
приобретение и развитие опыта рефлексии
Познавательные результаты:
умение находить нужную информацию в различных источниках;
выявление причинно-следственных связей;
владение смысловым чтением;
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
поиск аналогов в искусстве;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
умение представлять информацию в различных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема) в том числе с использованием ИКТ (презентация, видеофильм, слайд-шоу)
Коммуникативные результаты:
формирование умения излагать своё мнение;
умение понимать позицию другого человека;
умение различать в речи другого человека мнения, доказательства, факты;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
умение создавать устные и письменные тексты;
применение различных способов преодолевать конфликты;
использование ИКТ как инструмент для достижения своих целей;
осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения.
Предметные результаты изучения искусства включают:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
Воспитательный компонент: на всех видах, типах уроках присутствует воспитательный компонент (в первую очередь с обучающимися спецконтенгента нашей школы, находящейся на территории ИК №6), включающий экологическое, патриотическое, валеологическое, профориентационное направления учебно-воспитательной деятельности учителя. В преподавании разных дисциплин на первое место может выдвигаться какое-то одно направления, а все остальные – сопутствующие, что делает образовательный процесс гармоничным и целостным.
Содержание предмета.
Тема 1. Синтетические искусства: их виды и особенности (6 ч.).
Искусство оперы. Из истории оперного искусства. Рождение оперы как особого вида искусства. Италия — родина оперного искусства. «Дафна» и «Эвридика» Я. Пери— пролог к дальнейшему развитию оперного искусства. От dramapermusica к опере-сериа и опере-буффа. Основные оперные жанры. Опера-буффа и ее национальные разновидности. Лирическая опера. Складывание национальных оперных школ. Выдающиеся реформаторы оперной сцены. Достижения отечественного и зарубежного оперного искусства. Характерные особенности современного оперного искусства (обогащение выразительных средств, изменение роли оркестра, балета и хора, новые подходы к классическому наследию, манере исполнения, смелые эксперименты в подборе репертуара, декораций и реквизита). Опера— союз музыки и театра. Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств. Опера как комплексный вокально-инструментальный и музыкально-драматический жанр театрального искусства. Театральная условность в оперном и драматическом театре: общность и различия. Выразительные средства оперного искусства. Драматические функции сольных вокальных форм (арии, романса, песни, речитатива). Роль хоровых и массовых сцен в опере. Роль оркестра в воплощении авторского замысла. Увертюра. Лейтмотив.
В мире танца. Из истории возникновения и развития танца. Танец — древнейший вид искусства, его роль в жизни человека. Религиозные верования как одна из причин возникновения танца. Танец в искусстве древних цивилизаций. Экспрессия танца в изобразительном искусстве. Эволюция танца в различные культурно-исторические эпохи. Взаимосвязь танцевального искусства с духовной жизнью народа и историей. Искусство хореографии и его выразительные средства. Место танца среди других искусств. Почему художественный язык танца понятен всем без перевода? Хореография. Танец и пляска, их основные различия. Условный характер искусства хореографии. ≪Живая пластика≫ человеческого тела как основной материал для создания танцевального образа. Жест и ритм — важнейшие элементы танца. Многообразие искусства хореографии. Основные виды танца. Классический танец и его разновидности. Эстрадный танец и танец модерн. Бальные и характерные танцы. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей.
Страна волшебная — балет. Из истории балетного искусства. Возникновение балета в эпоху Возрождения, следование традициям итальянской комедии дель арте. Первые балеты и исполнители. Причины расхождения танцевального и балетного искусства. Смена стилей и направлений в истории балета. Ж. Новер — выдающийся реформатор балетного искусства. Развитие национальных традиций в искусстве балета. Из истории русского балета. От дивертисмента к современному балетному спектаклю. Пути развития современного балетного искусства. Выдающиеся деятели балетного искусства. Выразительные возможности балета. Балет как вид музыкально-театрального искусства, воплощенного в хореографических образах. Что и как можно выразить на языке балета? Единство танца и пантомимы, музыки и поэзии, скульптуры и пластики движений, живописных построений кордебалета и элементов декоративности. Классический танец— основа балетного искусства. Сочетание танцевальных движений Античности, элементов придворногоэтикета, народных танцевальных движений, пластических мотивов живой природы. Адажио и аллегро — основные формы классического танца. Роль поэтической метафоры и обобщения в создании художественного образа классического танца.
Тема 2. «Под сенью дружных муз» (10 ч.).
Музыка в семье муз. Музыка и изобразительные искусства. Музыка и живопись. Искусство «видеть» музыку и «слышать» живопись. Музыка, звучащая с полотен художников. «Музыкальность» живописи (на примере интерпретации музыки изобразительными средствами). Колорит и ритм — музыкальное начало живописи. Изобразительные и музыкальные эксперименты в творчестве известных художников. Передача лирического чувства колористическими и ритмическими средствами. «Живописная» музыка. Музыка — душа танца. Музыка — «невидимый танец», танец — «немая музыка». Особенности восприятия музыки и танца в искусстве древних цивилизаций. Своеобразие национальных традиций в танцевальной музыке народов мира. Роль ритмического рисунка танца в формировании танцевальных музыкальных жанров. Специфика инструментального звучания и особенности ее воздействия на музыкальный облик танца. Музыка и хореография в балетном и оперном спектакле.
Композитор в театре и кино. Задачи композитора в театральном спектакле. Роль композитора в создании сценического и кинематографического образов. Музыка как средство создания эмоциональной атмосферы театрального спектакля и кинофильма. Музыкальная тема как лейтмотив или фон драматического спектакля и кинофильма, важнейшее средство раскрытия внутреннего мира героев. Единство драматического действия и музыки. Создание комического или трагического эффекта средствами музыки. Любимые мелодии театральных спектаклей (по выбору). Зачем нужна музыка в фильме. Музыка кинофильма — ключ к раскрытию его художественного содержания и авторского замысла Иллюстративный характер киномузыки на ранних этапах становления и развития кинематографа. Музыка как элемент кинематографической полифонии. Содружество ре-жиссера и композитора. Мастера отечественной музыкальной комедии. Жанр киномюзикла в отечественном и зарубежном кинематографе. Любимые мелодии отечественного кино и их создатели. Саундтреки к популярным отечественным и зарубежным фильмам.
Когда опера превращается в спектакль. Творцы оперного спектакля. Синтез в оперном спектакле. Содружество композитора и дирижера, режиссера и актеров-исполнителей, писателя и художника, хормейстера, балетмейстера и концертмейстера в создании оперного спектакля. Роль композитора, создающего музыку по законам театральной драматургии. Специфика и природа оперной музыки, ее отличие от концертной музыки. Требования к написанию либретто. Опера и ее литературный первоисточник. Обращение к шедеврам мировой литературной классики. Исторический роман и опера (на примере творчества М. П. Мусоргского). Органическое слияние музыки, пения и танца в оперном спектакле. Роль художника в оформлении оперного спектакля: от знакомства с либретто — к эскизам, изготовлению макетов и декораций. Специфика декораций в оперном спектакле. Сценография современной оперы. Основные функции дирижера и организация его работы с оркестром. Роль режиссера и актера в опере. Музыкальная драматургия оперного спектакля. Музыкальный драматург (режиссер) и его роль в организации сценического действия (анализ оперной партитуры, создание концепции оперного спектакля, сочинение мизансцен, определение стилистики, назначение актеров- исполнителей и работа с ними, обсуждение эскизов декораций с художником-оформителем, организация репетиций). Оперный и драматический актер, черты сходства и отличия. Певческий голос актера — инструмент, воспроизводящий музыку. Роль пластики и дикции в актерском исполнении. Выдающиеся оперные певцы.
Создание балетного спектакля. И рождается чудо спектакля… Балетный спектакль — содружество танца и пантомимы, музыки и драмы, актерского мастерства, литературы, скульптуры и живописи. Драматургия балетного спектакля. Балет и литература. Либретто — словесный эскиз будущего спектакля, его роль в определении главной идеи, сюжета и характеров героев. Шедевры мировой литератур- ной классики в балете. Музыка — душа танца, важнейшее средство создания балетного образа. Балет и изобразительное искусство. «Жизнь в танце» исполнителей балета. Музыка красок в балетном спектакле. Выдающиеся хореографы современности. Роль актера (танцовщика) в воплощении сценического замысла. «Петрушка» — шедевр балетного искусства, пример синтеза искусств. Специфика балета: отсутствие литературного, живописного и музыкального первоисточника. Идея авторского замысла и ее оригинальное воплощение в русских народных традициях (С. П. Дягилев). Характерные особенности музыки и хореографии спектакля и их новаторский характер (И. Ф. Стравинский и М. М. Фокин). Создание живописного образа спектакля (А. Н. Бенуа). Актерское мастерство главных исполнителей (Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, А. А. Орлов). «Петрушка» — признанная классика мирового балетного искусства.
Итоговая контрольная работа № 1 за курс «Музыка, 9 класс»
Заключительные уроки (1 ч.).
Итоговое повторение.
9 класс. Музыка.
2022-2023 учебный год
учебник «Искусство», 9 класс, Г.И. Данилова – М.: Дрофа, 2022 г.
Количество аудиторных часов в неделю – 0,5;
количество аудиторных часов в учебном году – 17 (в первом полугодии – 8, во втором полугодии – 9).
№ п/п | Тема урока | Дата (по плану) | Коррекция | Кол-во ауд.часов | Кол-во часов с/р | Д /З |
| |
| Тема 1. Синтетические искусства: их виды и особенности | | | 6 | - | |
| Искусство оперы | | | 1 | - | |
| Опера – союз музыки и театра | | | 1 | - | |
| В мире танца | | | 1 | - | |
| Искусство хореографии | | | 1 | - | |
| Страна волшебная — балет | | | 1 | - | |
| Выразительные возможности балета | | | 1 | - | |
| Тема 2. Под сенью дружных муз | | | 10 | - | |
| Музыка в семье муз | | | 1 | - | |
| Музыка – душа танца | | | 1 | - | |
| Композитор в театре и кино | | | 1 | - | |
| Зачем нужна музыка в фильме | | | 1 | - | |
| Когда опера превращается в спектакль | | | 1 | - | |
| Роль режиссера и актера в опере | | | 1 | - | |
| Создание балетного спектакля | | | 1 | - | |
| Шедевры балетного искусства | | | 1 | - | |
| Повторительно-обобщающий урок | | | 1 | - | |
| Итоговая контрольная работа № 1 за курс «Музыка, 9 класс» | | | 1 | - | |
| Заключительные уроки | | | 1 | - | |
| Итоговое повторение за курс «Музыка, 9 класс» | | | 1 | - | |