Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3»
муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ № 3»
____________Р.И.Сотник
Приказ № ____ от _______2017 г.
Рабочая программа
по музыке
для 2 класса на 2017-2018 учебный год
Макушкиной Елены Фархатовны,
учителя начальных классов
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано
Руководитель ШМО Зам. директора ____________Г.Н.Криворотова
учителей начальных классов Принято педсоветом
__________ С.А.Басаримова Протокол № ______ от ___.08.2017 г.
Протокол № _____ от ___ .08.2017 г.
Десногорск
2017
Пояснительная записка
Во втором классе на изучение предмета «Музыка» отведено 34 часа в год, 1 час в неделю
Рабочая программа по музыке для 2 класса разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Программу обеспечивает:
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2класс Москва, Учебник /Академкнига, 2012 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения музыки являются:
• наличие нравственных и эстетических чувств: любови к Родине, гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов;
• сформированность основ музыкальной культуры через активное эмоциональное восприятие;
•наличие у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к искусству;
• развитость художественного вкуса;
• наличие основ образного и ассоциативного мышления и воображения;
• позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
•понимание роли музыки в жизни человека;
•развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
• ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
•участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
•приятие позиции другого человека, умение вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
• наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
•представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.
Предметными результатами изучения музыки являются:
•устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
•способность воспринимать музыку и размышлять о ней;
•знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
• умение открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения;
• начальное развитие музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
• элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности: при воплощении музыкальных
образов в процессе создания театрализованных и музыкально-пластических композиций, в ходе разучивания и исполнения вокально-хоровых произведений;
•способность импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
• умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
• умение реализовать собственный творческий потенциал, применять музыкальные знания и представления о музыкальном
искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения программы по предмету «Музыка» во 2 классе
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять характер музыкального произведения, его образ;
соотносить выразительные и изобразительные интонации;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов
и распознавать художественный смысл различных построений (форм) музыки;
различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских,
женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара;
деятельности на основе полученных знаний;
но-творческой деятельности;
определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях;
использовать базовые предметные и метапредметные понятия и термины;
общаться и взаимодействовать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач в процессе
коллективного воплощения различных художественных образов;
сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуковой материал, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Содержание программы и основные виды учебной деятельности учащихся
«Музыка как вид искусства»
1-я четверть - «Три кита» в музыке: песня, танец и марш» (9 часов)
Темы: Главный «кит» - песня. Мелодия - душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе.
Выявлять разницу в характере марша, танца и песни.
Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат.
Определять мелодию как душу музыки.
Находить интонационные особенности музыкального отражения жизненных ситуаций в песнях, танцах и маршах.
Высказывать свое мнение о музыке с использованием специальных терминов, размещенных на страницах учебника.
Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
Выявлять мелодические и жанровые особенности музыки отечественных и зарубежных композиторов-классиков.
Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, пластические движения, инсценировка песен, драматизация и пр.)
Находить ассоциативные связи музыки, поэзии и изобразительного искусства.
Работать со словарем музыкальных терминов, со словарем эстетических эмоций ≪Как может звучать музыка?≫ (в конце учебника).
2-я четверть — «О чем говорит музыка» (7 часов)
Темы: Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности песен и произведений отечественных и зарубежных композиторов (М. Глинка, С. Прокофьев, Г. Свиридов, Д. Кабалевский, В. Салманов, Л. ван Бетховен, Р. Шуман).
Определять различные по смыслу музыкальные интонации, ощущать интонацию.
Осуществлять, в опоре на полученные знания, самостоятельный поиск решения проблемных ситуаций.
Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, музыкально-пластическом движении).
Общаться и взаимодействовать с одноклассниками в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.
Высказывать свое мнение о музыке с использованием специальных терминов, размещенных на страницах учебника.
Осуществлять работу со словарем терминов.
Находить ассоциативные связи музыки, поэзии и изобразительного искусства.
Участвовать в коллективной подготовке к школьному новогоднему празднику.
3-я четверть - «Куда ведут нас «три кита» (10 часов)
Темы: «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт?
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в ходе исполнительской деятельности.
Разучивать и исполнять песни соло или хором с одноклассниками.
Соотносить простейшие жанры (песня, танец, марш) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах.
Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт.
Находить ассоциативные связи музыки, поэзии и изобразительного искусства.
Передавать в собственном исполнении (в пении, в музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.
Создавать на основе полученных знаний музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение).
Использовать специальную терминологию в высказываниях о музыке.
Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий.
Проводить работу с источниками информации.
Выполнять самостоятельно творческий проект.
Осуществлять индивидуальный поиск в рамках коллективных творческих проектов.
Осуществлять подготовку к участию в классных и/или школьных весенних праздниках.
4-я четверть - «Что такое музыкальная речь?»(8 часов)
Темы: Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.
Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
Называть и объяснять известные средства музыкальной выразительности.
Находить в музыкальном словаре объяснение новых теоретических понятий.
Использовать специальную терминологию в высказываниях о музыке.
Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием.
Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
Разучивать и исполнять песни.
Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, пластические движения, инсценировка песен.).
Находить ассоциативные связи музыки, устного народного творчества и поэзии.
Узнавать и определять состав симфонического оркестра.
Участвовать в хоровом исполнении Государственного гимна Российской Федерации.
Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий.
Участвовать в коллективной подготовке к заключительному уроку-концерту.
В программу включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича, С.С Прокофьева, И.О. Дунаевского, Г.В. Свиридова, Д.Б. Кабалевского, М.В. Коваля, В. Салманова, С Чернецкого, М. Блантера, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, Ж. Визе, И.С Баха, Р. Шумана, Ф. Шуберта.
В ней представлены 23 песни (7 народных и 16 композиторских). Среди авторов: Я. Дубравин, Г. Струве, В. Шаин-ский, Т. Попатенко, Ю. Чичков, С. Соснин, А. Филиппенко, А. Жаров, Б. Савельев, Д. Львов-Компанейц, В. И Ванников, А. Спадавеккиа, В. Кикта.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Дата |
1 | 1 четверть «Три кита» в музыке: песня, танец и марш» (9 ч) Главный «кит» — песня. «Во поле берёза стояла». Русская народная песня. Камаринская». Русская народная плясовая песня. | 1 | |
2 | Главный «кит» — песня. «Каравай». Русская народная песня. Обработка Т. Попатенко. «Песня жаворонка». П.И. Чайковский. | 1 | |
3 | Мелодия — душа музыки. «Моя Россия» Музыка Г. Струве. Стихи Н. Соловьевой «В сказочном лесу» (музыкальные картинки). Музыка Д.Б. Кабалевского, слова В. Викторова: «Учитель», «Доктор», «Монтер», | 1 | |
4 | Мелодия — душа музыки. «Здравствуй, Родина моя!». Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева. «В сказочном лесу» (музыкальные картинки). Музыка Д.Б. Кабалевского, слова В. Викторова: «Артистка», «Дровосек». | 1 | |
5 | Каким бывает танец? «Здравствуй, Родина моя!». Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева. Менуэт» из сонаты № 20. Л. ван Бетховен. «Итальянская полька». С.В. Рахманинов. «Вальс» из балета «Спящая красавица». П.И. Чайковский. | 1 | |
6 | Каким бывает танец? «Начинаем перепляс». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского. «Вальс-шутка». Д.Д. Шостакович. «Танец молодого Бегемота». Д.Б. Кабалевский. | 1 | |
7 | Мы танцоры хоть куда «Начинаем перепляс». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского. «Шествие гномов». Э. Григ. | 1 | |
8 | Маршируют все «Не плачь, девчонка!». Музыка В. Шаинского, слова В. Харитонова. «Марш деревянных солдатиков». П.И. Чайковский. «Встречный марш». С. Чернецкий. «Футбольный марш». М. Блантер. | 1 | |
9 | «Музыкальные киты» встречаются вместе «Веселый музыкант». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. «Марш мальчишек» из оперы «Кармен». Ж. Визе. «Выходной марш» из к/ф «Цирк». И.О. Дунаевский. | 1 | |
10 | 2 четверть «О чем.говорит музыка» (7 ч) Маша и Миша узнают, что умеет музыка. «Перепелочка». Белорусская народная песня. «Веселая. Грустная». Л. ван Бетховен. | 1 | |
11 | Маша и Миша узнают, что умеет музыка. «Мы шагаем». Попевка. «Прогулка». С. Прокофьев. «Кукушка в глубине леса» из цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс. | 1 | |
12 | Музыкальные портреты. «Разные ребята». Попевка. «Веселый крестьянин». Р. Шуман. | 1 | |
13 | Музыкальные портреты. «Монтер» Музыка Д.Б. Кабалевского, слова В. Викторова. «Три подружки». Д.Б. Кабалевский | 1 | |
14 | Подражание голосам «Попутная песня». Музыка М.И. Глинки, слова Н. Кукольника. «Труба и барабан». Д.Б. Кабалевский. | 1 | |
15 | Как музыка изображает движение? «Четыре ветра». Английская народная песня-игра. «Кавалерийская». Д.Б. Кабалевский. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о Царе-Салтане». Н.А. Римский-Корсаков. | 1 | |
16 | Музыкальные пейзажи «Снежная песенка». Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова. «Вариации Феи Зимы» из балета «Золушка».С.С. Прокофьев. «Утро в лесу», «Вечер». В. Салманов. | 1 | |
17 | 3 четверть «Куда ведут нас «три кита» (10 ч) Сезам, откройся!» «Во саду ли, в огороде». Русская народная песня. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» | 1 | |
18 | Сезам, откройся!» «Во саду ли, в огороде». Русская народная песня. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна Лебедь»). Н.А. Римский-Корсаков | 1 | |
19 | Опера. Музыка М. Коваля, слова Е. Манучаровой. «Семеро козлят» (заключительный хор). Тема Мамы-Козы. Темы козлят - Всезнайки, Бодайки, Топтушки, Болтушки, Мазилки, Дразнилки, Малыша. | 1 | |
20 | Опера. Музыка М. Коваля, слова Е. Манучаровой. «Семеро козлят» «Целый день поем, играем» (хор козлят). Сцена из 2-го действия оперы (Игры козлят, Воинственный марш, Нападение Волка, Финал). | 1 | |
21 | «Путешествие по музыкальным странам». «Самая хорошая». Музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой. | 1 | |
22 | «Путешествие по музыкальным странам». «Солнечная капель». Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой. | 1 | |
23 | Что такое балет? «Марш Тореодора» из оперы «Кармен». Ж. Бизе. «Марш» из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский. | 1 | |
24 | «Страна симфония». «Вальс» из балета «Золушка»: С.С. Прокофьев. «Добрый жук». Музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца. «Вальс и Полночь» (фрагмент из балета «Золушка»). С.С. Прокофьев. | 1 | |
25 | Каким бывает концерт? «Гавот» из «Классической симфонии». С.С. Прокофьев. Симфония № 4 (фрагмент финала). | 1 | |
26 | Каким бывает концерт? П.И. Чайковский. Концерта №3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент II части).Д.Б.Кабалевский. Обобщение по теме: «Куда ведут нас «три кита» | 1 | |
27 | 4 четверть «Что такое музыкальная речь?» (8 ч) Маша и Миша изучают музыкальный язык. «Волынка». И.-С. Бах. «Вальс». Ф. Шуберт. «Крокодил и Чебурашка» (песня, вальс, полька, марш). Музыка И.Арсеева. | 1 | |
28 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро». П.И.Чайковский. | 1 | |
29 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. «Калинка». Русская народная песня. | 1 | |
30 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. «Веселый колокольчик». Музыка В. Кикты, слова В. Татаринова. | 1 | |
31 | Занятная музыкальная сказка. Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (фрагменты). С.С. Прокофьев. Тема Пети. Тема птички. Тема кошки. Тема дедушки. | 1 | |
32 | Занятная музыкальная сказка. Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (фрагменты). С.С. Прокофьев. Тема волка. Тема охотников. Заключительное шествие. | 1 | |
33 | Главная песня страны «Государственный гимн Российской Федерации». Музыка A. Александрова, слова С. Михалкова. | 1 | |
34 | Обобщение темы года. | 1 | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3»
муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ № 3»
____________Р.И.Сотник
Приказ № ____ от _______2017 г.
Рабочая программа
по музыке
для 2 класса на 2017-2018 учебный год
Макушкиной Елены Фархатовны,
учителя начальных классов
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано
Руководитель ШМО Зам. директора____________Г.Н.Криворотова
учителей начальных классов Принято педсоветом
__________ С.А.Басаримова Протокол № ______ от ___.08.2017 г.
Протокол № _____ от ___ .08.2017 г.
Десногорск
2017