Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3»
муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ № 3»
____________Р.И.Сотник
Приказ № ____ от _______2017 г.
Рабочая программа
по музыке
для 3 класса на 2017-2018 учебный год
Прохоровой Натальи Васильевны,
учителя начальных классов
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано
Руководитель ШМО Зам. директора ____________Г.Н.Криворотова
учителей начальных классов Принято педсоветом
__________ С.А.Басаримова Протокол № ______ от ___.08.2017 г.
Протокол № _____ от ___ .08.2017 г.
Десногорск
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС и на основе авторской программы по музыке Челышевой Т.В. «Музыка».
Программу обеспечивает:
Челышева Т.В. Музыка. 3 класс: Учебник. - Москва: Академкнига/Учебник,2014 г.
В третьем классе на изучение предмета «Музыка» отведено 34 часа в год, 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения музыки являются:
• наличие нравственных и эстетических чувств: любови к Родине, гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов;
•сформированность основ музыкальной культуры через активное эмоциональное восприятие;
• наличие у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к искусству;
•развитость художественного вкуса;
•наличие основ образного и ассоциативного мышления и воображения;
• реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
• позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
• понимание роли музыки в жизни человека;
•развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
• ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
•участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
•приятие позиции другого человека, умение вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
• наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;
• представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.
Предметными результатами изучения музыки являются:
• устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
• способность воспринимать музыку и размышлять о ней;
• знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
• умение открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения;
• начальное развитие музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
• элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности: при воплощении музыкальных образов в процессе создания театрализованных и музыкально- пластических композиций, в ходе разучивания и исполнения вокально-хоровых произведений;
•способность импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
• умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
•умение реализовать собственный творческий потенциал, применять музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения разделов учебной программы по предмету «Музыка» к концу 3-го года обучения
•узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
•определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка;
••соотносить выразительные и изобразительные интонации;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных построений (форм) музыки;
• узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
• использовать основы музыкальной грамоты в работе с музыкальным произведением в процессе разных видов музыкально-творческой деятельности;
• использовать знаково-символические средства представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;
•различать типы развития музыки (повтор, контраст); определять выразительные возможности и особенности музыкальных форм;
• определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях;
•использовать базовые предметные и метапредметные понятия и термины;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;
• грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения;
• использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуника-
тивными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуковой материал, готовить свое выступление и выступать с аудио- сопровождением;
• оценивать произведения разных видов искусства, сравнивать, анализировать, обобщать;
•устанавливать аналогии в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;
•определять жанровую основу в пройденных и незнакомых музыкальных произведениях;
•узнавать инструменты разных видов оркестров, оркестра русских народных инструментов; распознавать особенности звучания оркестров и отдельных инструментов;
•реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и музыкально-пластическом движении и импровизации);
•использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Содержание программы и основные виды деятельности учащихся
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» (9 часов)
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
- Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).
- Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности.
2-я четверть – «Интонация» (7 часов)
Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.
Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Импровизировать на заданную и свободную темы.
- Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
- Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
- Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.
- Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
- Исполнять совместно с одноклассниками песни, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
3-я четверть – «Развитие музыки» (10 часов)
Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.
- Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
- Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.
- Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.
- Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
- Воплощать в исполнении (в пении, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие.
4-я четверть – «Построение (формы) музыки» (8 часов)
Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи. Структурные элементы музыкального произведения. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.
- Перечислять простые музыкальные формы.
- Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки.
- Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.
- Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
-
| Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость | 1 | |
-
| Открываем для себя новые качества музыки. | 1 | |
-
| Мелодичность – значит песенность? | 1 | |
-
| Танцевальность бывает не только в танцах. | 1 | |
-
| Где слышится маршевость? | 1 | |
-
| Что значит танцевальность, песенность, маршевость? | 1 | |
-
| Встречи с песенно-танцевальной музыкой. | 1 | |
-
| Встречи с песенно-маршевой музыкой. | 1 | |
-
| Обобщение темы четверти «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость». | 1 | |
-
| Интонация | 1 | |
-
| Сравниваем разговорную и музыкальную речь. | 1 | |
-
| Зерно-интонация в музыке. | 1 | |
-
| Выразительные интонации. | 1 | |
-
| Изобразительные интонации. | 1 | |
-
| Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? | 1 | |
-
| Обобщение темы четверти «Интонация» | 1 | |
-
| Развитие музыки | 1 | |
-
| Почему развивается музыка? | 1 | |
-
| Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | 1 | |
-
| Что такое исполнительское развитие? | 1 | |
-
| Виды развития музыки: повтор и контраст. | 1 | |
-
| Развитие, заложенное в самой музыке. | 1 | |
-
| Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк». | 1 | |
-
| Тембровое развитие в музыкальной сказке «Петя и волк». | 1 | |
-
| Музыкальные инструменты в музыкальной сказке «Петя и волк». | 1 | |
-
| Обобщение темы четверти «Интонация». | 1 | |
-
| Построение (формы) музыки | 1 | |
-
| Почему музыкальные произведения бывают одночастными? | 1 | |
-
| Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | 1 | |
-
| Рондо – интересная музыкальная форма. | 1 | |
-
| Как строятся вариации? | 1 | |
-
| О важнейших средствах построения музыки. | 1 | |
-
| Куплетная музыкальная форма. | 1 | |
-
| Обобщение тем четверти и года «Музыка – искусство интонируемого смысла». | 1 | |