СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 4 класса на 2021 - 2022 учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 4 класса на 2021-2022 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 4 класса на 2021 - 2022 учебный год.»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шипиловская основная общеобразовательная школа



Утверждаю:

Директор школы: _________/Орлова Т.В./

Приказ № _______от _______2021 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2021 – 2022 учебный год

учебного курса «Музыка»

в 4 классе



Составитель: Учитель начальных классов Беспоясова Л.М.

Предметная линия УМК «Школа России» по учебни­ку «Музыка»

(автор: Е.Д.Критская)




2021 г.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса «Музыка» в 4 классе разработана на основе:

1. требований ФГОС НОО к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса музыки,

2. авторской программы («Музыка» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина М. «Просвещение» 2012 г.),

3. примерных программ по учебным предметам начального общего образования, руководитель проекта Н.Ф.Виноградова,

4. положения о составлении рабочих программ Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Шипиловской ООШ

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В авторскую программу изменения не внесены.

Используемый учебно-методический комплект.

1.Е.Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка. 4 класс», учебник для общеобразовательных учреждений М: «Просвещение»,2017 г.

2. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина: пособие для учащихся «Музыка. Рабочая тетрадь.4 класс», М: Просвещение,2011 г.

3. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 кл.», М: Просвещение,2011г .

4. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина: «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 4 кл» (МР3) М: Просвещение,2011г .

5. Е.Д.Критская «Уроки музыки. 1 – 4 классы.» М: Просвещение,2011г .

6. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина « Музыка» Рабочие программы 3-е изд. М. «Просвещение» 2012 г.

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества и развития духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;

  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных

  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 3 классе 1 час в неделю (34 недели)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.



Содержание программного материала

I четверть (8 часов)

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

Урок 1. Мелодия. Ты запой мне ту песню… «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Урок 3. Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»(4 ч.)

Урок 4. Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Урок 5. Кирилл и Мефодий. Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.

Урок 6. Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Урок 7. Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов).

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

Урок 8. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Обобщающий урок 1 четверти.

II четверть (8 часов)

Урок 9. Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Урок 10. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Урок 11-12. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Урок 13. «Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 15. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

Урок 16. Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

III четверть (10 часов)

Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)

Урок 17. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара.) Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Урок 18. Старый замок. Счастье в сирени живет… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 19. Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Урок 20. Патетическая соната. Годы странствий. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Урок 21. Царит гармония оркестра. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)

Урок 22. Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…). Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Урок 23. Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Урок 24. Исходила младешенька. (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

Урок 25. Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Урок 26. Балет «Петрушка». Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

IV четверть (8 часов)

Урок 27. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.)

Урок 28. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Урок 29. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.О Окуджава.)

Урок 30. В интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Урок 31. Музыкальные инструменты (гитара). Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Мастерство известных исполнителей ( «Песня о друге» В.Высоцкий).

Урок 32. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 33. Рассвет на Москве-реке. Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).

Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.



КАЛЕНДАРНО - Тематическое планирование учебного курса «Музыка» в 4 классе



№ п/п



Тема урока



Дата



Тип урока



Содержание деятельности



Планируемые результаты



Вид контроля

Предметные УУД

Метапредметные и личностные УУД

Раздел 1. Россия – Родина моя (3 часа)

Характеристика деятельности обучающихся: размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

1/1

Мелодия. Ты запой мне ту песню… «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

3.09

Изучение нового материала

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. - Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.ч1 С.Рахманинов. - «Ты, река ль, моя – реченька» - «Песня о России» В.Локтев - «Вокализ» С.Рахманинов.

Уметь: – проникаться эмоциональным содержанием музыки; – внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений; – правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам

расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров

Входной

Устный опрос

2/2

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного твор-чества. Музыка-льный и поэти-ческий фольклор России: песни.

10.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. - «Ты, река ль, моя – реченька» - Солдатушки, бравы ребятушки,- Милый мой хоровод, - А мы просо сеяли.


Знать певческие голоса, произведения С. Рахманинова.

Уметь: размышлять о музыке; применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно

развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей

Устный опрос

3/3

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

17.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. - Кантата С.Прокофьева «Александр Невский»

- Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка -«Родные места» Ю.Антонов

Знать жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности. Уметь применять вокально-хоровые навыки в пении, ясно, грамотно произносить текст. – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – петь легко, свободно, не форсируя звук, уметь правильно дышать (цепное дыхание)

расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы

Устный опрос

Раздел 2. о России петь – что стремиться в храм (5 часов)

Характеристика деятельности обучающихся: Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

4/1

Святые земли Русской. Илья Муромец. Народная и профессио-нальная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. -«Земля русская». Стихира русским святым. -«Богатырская симфония»

24.09

Комбинирован-ный

Святые земли Русской. Народная и профессио-нальная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. -«Земля русская». Стихира русским святым – напев Киево-Печорской Лавры.(песнопения) -«Богатырская симфония» А.Бородина (фрагмент) -«Богатырские ворота» М.Мусоргского. (фрагмент).

Знать русских святых, традиции родного края. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – ясно, грамотно произносить текст, осознанно употреблять твердую атаку, округленно формировать гласные

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования

Устный опрос

5/2

Кирилл и Мефо-дий. Святые земли Русской. Народные музыкальные тради-ции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. - «Гимн Кириллу и Мефодию».

1.10

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. - «Гимн Кириллу и Мефодию». П.Пипков, сл.С.Михайловский - Величание Мефодию и Кириллу.

Уметь: – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; – петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования

Устный опрос

6/3

Праздник празд-ников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Музы-кальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечест-ва. Духовная музыка в творчестве композиторов.

8.10

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. -«Ангел вопияше» П.Чесноков – - «Христос воскресе! (тропарь) - «Богородице Дево, радуйся!» - С.В. Рахманинов

Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; – петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией

расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров

Устный опрос

7/4

Родной обычай старины. Светлый праздник. Народные музыкальные тра-диции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. «Не шум шумит» - пасхальная народная песня. - Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.

15.10

Кобинирован-ный

Праздники Русской право-славной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. - «Не шум шумит» - пасхальная народная песня. - Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.

Знать/понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: определять, оцени-вать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров

Устный опрос

Раздел 3. день, полный событий (6 часов)

Характеристика деятельности обучающихся: выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.Пушкина.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.

Распознавать их художественный смысл.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Интонационно-осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

8/1

«Приют спокой-ствия, трудов и вдохновенья…» Обобщающий урок 1 четверти.

Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении. Тест.

22.10

Урок контроля и коррекции знаний

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. - «Осенняя песня» П. Чайковский;- «Пастораль» Г. Свиридов; --Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. -«Осень» Г. Свиридов.

Уметь: – сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использо-ванными в нем выразитель-ными средствами; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять на легато, нон легато, правильно распределять дыхание по фразе Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов.

развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей

Тест

9/2

Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов.

12.11

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы.Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковский; «Зимняя дорога» В.Шебалин; «У камелька» из «Времен года» П.Чайковский. -«Зимний вечер» М.Яковлев, А.Пушкин.- «Зимний вечер» - р.н.п.

Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь определять и срав-нивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях Уметь: – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; – петь легко, звонко, не форсируя звук

развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы

Устный опрос

10/3

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальность поэзии А.Пушкина. «Три чуда». Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римский-Корсаков.

19.11

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выразительность и изобразительность в музыке. - «Три чуда». Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римский-Корсаков.

Знать названия музыкальных инструментов. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах

развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей

Устный опрос

11/4

Ярмарочное гуля-нье. Народная и профессиональная музыка. Музыкаль-ность поэзии А.Пушкина. «Девицы, красави-цы», хор из оперы «Евгений Онегин», «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин», П. И. Чайковский.

26.11

Урок повторения

Народная и профессио-нальная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. – «Девицы, красавицы», хор из оперы «Евгений Онегин», П. Чайковский; – «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин», П. И. Чайковский; - «Детский альбом» П. Чайковского. «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

Знать народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Уметь:

– определять на слух основные жанры музыки;

– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы

Устный опрос

12/5

Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. – Вступление к опере «Борис Годунов», М. П. Мусоргский; – «Венецианская ночь», М. Глинка, сл. И. Козлова.

3.12

Изучение нового материала

Народная и профессио-нальная музыка. Выра-зительность и изобра-зительность в музыке. – Вступление к опере «Борис Годунов», М. П. Мусоргский; – «Венецианская ночь», М. Глинка, сл. И. Козлова

Уметь: – внимательно слушать музыку, размышлять о ней; – петь напевно, легко, с хорошей дикцией, на цепном дыхании – проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают

развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы

Устный опрос

13/6

Приют, сиянием муз одетый. Музыкально-поэтические образы.Венецианская ночь» М. Глинка. – Великий колокольный звон.

10.12

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы.Венецианская ночь» М. Глинка. – Великий колокольный звон.



Устный опрос

Раздел 4. гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)

Характеристика деятельности обучающихся: различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты.

Овладевать приёмами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.

Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.

Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.

Интонационно-осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

14/1

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох.

17.12

Изучение нового материала

Народная и профессио-нальная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты. - «Ты, река ли моя реченька» - р.н.п. -«Реченька» - белорусская нар.песня - «Солнце, в дом войди» - грузинская песня, -«Вишня» - японская песня - «Аисты» - узбекская песня - Концерт №1 П.Чайковский; - «Ты воспой, жавороночек» Г.Свиридов.

Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей

Устный опрос

15/2

Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей». Народное музыкальное творчество разных стран мира. - Русские народные наигрыши.

22.12

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира. - Русские народные наигрыши; - Светит месяц – р.н.п. - Камаринская – П.Чайковский. - Пляска скоморохов Н.Римский-Корсаков. - «Волшебный смычок» - норвежская народная песня.


Знать название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров. Уметь: – передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; – правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией

развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей

Устный опрос

16/3

Народные праздники. Троица. Обобщающий урок 2 четверти. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении. Тест.

24.12

Контрольный

Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. -«Во поле береза стояла» - р.н.п. Симфония№4 П.Чайковский - Троицкие песни. -Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 2 четверть.

Знать народные песни, музыкальные традиции русского края (праздники и обряды). Уметь: – сочинять простенькие мелодии на заданный текст; – определять на слух основные жанры музыки; – петь, не форсируя звук, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам, определять характер разучиваемого произведения

развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы

Тест

Раздел 5. в концертном зале (5 часов)

Характеристика деятельности обучающихся: определять и соотносить различные по смыслу и интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

Корректировать собственное исполнение.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Интонационно-осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

17/1

Музыкальные инструменты (скрипка, виолон-чель, гитара). Вари-ации на тему роко-ко. Формы построе-ния музыки как обобщенное выра-жение художест-венно-образного содержания произведений.

14.01

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний З

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. - «Ноктюрн» А.Бородин; П.Чайковский «Вариации на тему рококо»

Знать названия музыкальных инструментов. Уметь: – размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе уроков музыки; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

 развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Устный опрос

18/2

«Старый замок» «Счастье в сирени живет». Знакомство с различными видами музыки: вокальной, инст-рументальной. -«Старый замок» М.Мусоргский;-«Сирень» С.Рахманинов. «Вокализ».

21.01

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. -«Старый замок» М.Мусоргский;-«Сирень» С.Рахманинов. «Вокализ».


Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров.

развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Устный опрос

19/3

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы. Знакомство с формами построе-ния музыки как обобщенном выражении художественно-образного содер-жания произве-дений. Формы: одночастные, двух и трехчастные.

28.01

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Различные виды музыки: вокальная, инструмен-тальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух и трехчастные. - Шопен. Полонез №3, вальс №10, Мазурка.

Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь: – передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; – петь легко, свободно, не форсируя звук

 развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Устный опрос

20/4

Знакомство с творчеством Л. Бетховена, М.И.Глинки. «Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен. « Годы странствий» М. И. Глинка.

4.02

Изучение нового материала

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. - Патетическая соната – Л.Бетховен; - Венецианская ночь.; - Арагонская хота М.Глинка.

Знать, понимать творчество Л. Бетховена, его характерные особенности. Уметь: – проникаться эмоциональным содержанием музыки; – ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам


Устный опрос

21/5

Царит гармония оркестра. Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра. «Три чуда», вступление ко 2-й картине 4-го действия из оперы «Сказка о царе Салтане», Н. А. Римский-Корсаков

11.02

Урок повторения, контрольный урок

Различные виды музыки: вокальная, инструмен-тальная, оркестровая. – «Три чуда», вступление ко 2-й картине 4-го действия из оперы «Сказка о царе Салтане», Н. А. Римский-Корсаков; -Баркарола (Июнь) П.Чайковский

Знать виды оркестров, музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования

Тест

Раздел 6. в музыкальном театре (6 часов)

Характеристика деятельности обучающихся: оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.

Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.

Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

22/1

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов в опере «Иван Сусанин», М. Глинки. Бал в замке польского короля (2-е действие) «За Русь мы все стеной стоим…»

18.02

Изучение нового материала

Песенность, танцеваль-ность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. -опера «Иван Сусанин». М.Глинка. (интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – определять на слух основные жанры музыки; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы

Устный опрос

23/2

Драматургическое развитие в опере «Иван Сусанин». М.Глинки. Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин».

25.02

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Песенность, танцеваль-ность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. -опера «Иван Сусанин». М.Глинка. (сцена из 4 действия).

Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье

Устный опрос

24/3

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина», М. П. Мусоргский

4.03

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Народная и профессио-нальная музыка. Интона-ционно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. - «Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского.

Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности музыкальных произведений; – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье

Устный опрос

25/4

Восточные мотивы в творчестве русских компо-зиторов. Русский Восток. «Сезам, откройся!». «Восточные мотивы»

11.03

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Народная и профессио-нальная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. - «Пляска персидок» Мусоргский; - «Персидский хор» М.Глинка; - «Танец с саблями».


Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам

развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Устный опрос

26/5

Народные музы-кальные традиции Отечества. И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка». Обобщающий урок 3 четверти. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении.

18.03

Контрольный урок-концерт

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессио-нальная музыка. Балет. - Ярмарка («Петрушка») И.Стравинский. -Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.

Знать и понимать творчество И. Ф. Стравинского и его особенности; народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники). Уметь: – внимательно слушать, сравнивать, делать разбор музыкального произведения

развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Тест

27/6

Театр музыкальной комедии. Знакомство с жанром оперетты, мюзикла. «Вальс» И.Штраус; «Я танцевать могу» Ф.Лоу. «Звуки музыки» Р.Роджерс.

1.04

Закрепление знаний

Песенность, танцеваль-ность. Мюзикл, оперетта. -«Вальс» И.Штраус; «Я танцевать могу» Ф.Лоу. - «Звуки музыки» Р.Роджерс;


Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов; – определять на слух основные жанры музыки; – петь легко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье

Устный опрос

Раздел 7. «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 часов)

Характеристика деятельности обучающихся: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе).

Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы.

Аргументировать своё отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Оценивать свою творческую деятельность.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.

Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.

28/1

Интонация как внутреннее озвученное состо-яние, выражение эмоций и отра-жение мыслей. Прелюдия. Исповедь души. Ф. Шопен «Революционный этюд».

8.04

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. -«Прелюдия№7» С.Рахманинов; -«Прелюдия» Ф.Шопен. -«Этюд№12» Ф.Шопен;

Знать виды оркестров, музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования

Устный опрос

29/2

Мастерство исполнителя. Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальные инструменты. Сходство и различие музы-кального языка разных эпох, композиторов, народов.

15.04

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальные инструменты. - «Шутка» И.Бах - «Патетическая соната» Л.Бетховен. - «Утро» Э.Григ. - «Пожелание друзьям» Б.Окуджава

Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание. Уметь петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования

Устный опрос

30/3

В интонации спрятан человек. Знакомство с интонационным богатством мира. - «Патетическая соната» Л.Бетховен. - Песня Сольвейг. Э.Григ. - Песня Марфы.М.Мусоргский.

22.04

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выразительность и изо-бразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. - «Патетическая соната» Л.Бетховен. - Песня Сольвейг. Э.Григ. - Песня Марфы. М.Мусоргский. - «Пастушка» - франц.нар.песня.

Знать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования

Устный опрос

31/4

Музыкальные инструменты (гитара). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки. Обработка. Переложение. Импровизация. «Песня о друге» В.Высоцкий


29.04

Комбинирован-ный

Интонационная вырази-тельность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки. Обработка. Переложение. Импровизация.

- «Песня о друге» В.Высоцкий.

Знать/ понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; музыкальные инструменты (гитара). Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмо-ционально-образное воспри-ятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным груп-пам музыкальных инстру-ментов; продемонстри-ровать понимание интона-ционно-образной природы музыкаль-ного искусства, многозначности музыка-льной речи в ситуации сравнения произ-ведений разных видов искусств.

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования

Устный опрос

32/5

Музыкальный сказочник. Знакомство с жанром оперы, сюиты. Н. А. Римский-Корсаков «Шахерезада»

6.05

Закрепление знаний

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. - «Шахерезада» Римский-Корсаков; - «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». - вступление к опере «Садко».


Знать и понимать: – творчество Н. А. Римского-Корсакова, его особенности; – названия изученных музыкальных произведений и их авторов. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Устный опрос

33/6

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. «Рассвет на Москве-реке». М. П. Мусоргский. Итоговое тестирование.

13.05

Урок-повторения

Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. - «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргский.

Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музы-кальных произведений; – петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией; – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье

Устный опрос Итоговый тест

34/7

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Обобщающий урок 4 четверти.

Заключительный урок – концерт. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении.

20.05

Урок контро-ля, оценки и коррекции знаний учащихся. Урок – концерт.


Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. -Исполнение разученных произведений участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; Уметь: узна-вать изученные музыкаль-ные произведения и назы-вать имена их авторов; пере-давать собственные музы-кальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятель-ность и корректировать ее; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкаль-ными занятиями и музыка-льно-творческой деятельно-стью; исполнять музыкаль-ные произведения отдельных форм и жанров.

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье

Итоговый



Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка».

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Примерная программа основного общего образования по музыке. М. Изд. «Просвещение» 2011 г.

Д


2. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина «Музыка» Рабочие программы 1-4 классы. М. Изд. «Просвещение» 2012 г.

Д


3. Хрестоматии с нотным материалом.

Д


4. Сборники песен и хоров.

Д


5. Методическое пособие (рекомендации к проведению уроков музыки).

Д


6. Е.Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка. 4 класс», учебник для общеобразовательных учреждений М: «Просвещение», 2011 г.

К


7. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина: пособие для учащихся «Музыка. Рабочая тетрадь.4 класс», М: Просвещение, 2011 г.

К


8. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.

П


Печатные пособия.

1. Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности.

Д

На электронных носителях

2. Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных оркестрах, расположение партий в хоре, графические партитуры.

Д

На электронных носителях

3. Транспарант: поэтический текст гимна России.

Д


4. Портреты композиторов и исполнителей.

Д


Экранно-звуковые пособия.

1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

Д


2. Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Д

На электронных носителях

Учебно-практическое оборудование.

1. Ноутбук.

Д


2. Проектор.

Д


3. Интерактивная доска.

Д







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!