МОУ Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ Удельнинская гимназия _____________________/Н.А. Арюлина/ Приказ № _____от «___» ______2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
5 – 7 классы
на 2018– 2019 учебный год
Составитель:
Тошева Ирина Викторовна,
учитель высшей категории
2018– 2019 учебный год
2.Пояснительная записка
Программа по музыке составлена на основе нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Авторская программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой «Музыка» 5 – 7 классы. «Искусство» 8 – 9 классы Москва, Просвещение,2014г.;
Основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации МОУ Удельнинская гимназия;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях на 2018 – 2019 учебный год.
Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на три года обучения: в 5, 6 и 7 классах. В соответствии учебным планом в 5 – 7 классах на учебный предмет «Музыка» отводится 102 часа (по 34 часа в каждом классе, из расчета 1 час в неделю).
Главная цель изучения музыки в современной школе – развитие музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части духовной культуры, т.е. образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов и умению использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок обучающихся.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом: учебником «Музыка» для каждого из классов, нотной хрестоматией, фонохрестоматией, методические рекомендации, поурочным планированием, творческими тетрадями.
3. Содержание учебного предмета
Музыка как вид искусства.
Народное музыкальное творчество.
Русская музыка отXI– XII веков до рубежаXIX– XX веков.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX века.
Современная музыкальная жизнь.
Значение музыки в жизни человека.
5 класс
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА (16 ЧАСОВ)
Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка (3 ЧАСА)
Россия, Россия, нет слова красивей…Вся Россия просится в песню. Звучащие картины.Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.
Фольклор в музыке русских композиторов (2 ЧАСА)
Стучит, гремит Кикимора…Фольклор в музыке русских композиторов
А.Лядов, симфоническая миниатюра «Кикимора»
Что за прелесть, эти сказки…
Жанры инструментальной и вокальной музыки (1 ЧАС)
Мелодией одной звучат печаль и радость…Песня моя летит с мольбой…
Вторая жизнь песни(2 ЧАСА)
Живительный родник творчества. Обработка. Переложение. Интерпретация. Веснянка, украинская народная песня. « Пер Гюнт». Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ
Всю жизнь мою несу родину в душе… (1 ЧАС)
«Перезвоны» Звучащие картины. «Скажи, откуда ты приходишь, красота».
Писатели и поэты о музыке и музыкантах(2 ЧАСА)
«Гармонии задумчивый поэт» Ф. Шопен. «Ты, Моцарт. бог и сам того не знаешь..» . «Был он весь окутан тайной – чёрный гость»
Первое путешествие в музыкальный театр(1 ЧАС)
Опера. Н.А. Римский-Корсаков, опера-былина «Садко»
Второе путешествие в музыкальный театр (1 ЧАС)
Балет. Балетная музыка. Балет-сказка «Щелкунчик».
Музыка в театре, в кино, на телевидении (1 ЧАС)
Музыкальные фильмы-сказки. Знакомьтесь с Алисами
Третье путешествие в музыкальный театр (1 ЧАС)
Мюзикл.
Мир композитора (1 ЧАС)
Песенка о песенке. Птица-музыка. Повторение и обобщение изученного в первом полугодии.
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (17 ЧАСОВ)
Что роднит музыку с изобразительным искусством (1 ЧАС)
Небесное и земное в звуках и красках (1 ЧАС)
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…
Звать через прошлое к настоящему (2 ЧАСА)
Александр Невский. За отчий дом, за русский край. Ледовое побоище. Выразительность и изобразительность в музыке и изобразительном искусстве
Музыкальная живопись и живописная музыка (2 ЧАСА)
Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…Дыхание русской песенности.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (2 ЧАСА)
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко…
Портрет в музыке и изобразительном искусстве (2 ЧАСА)
Звуки скрипки так дивно звучали… Неукротимым духом своим он побеждал зло.
Волшебная палочка дирижера (1 ЧАС)
Дирижёры мира.
Образы борьбы и победы в искусстве (1 ЧАС)
Оркестр Бетховена играет.
Застывшая музыка (1 ЧАС)
Содружество муз в храме.
Полифония в музыке и живописи (1 ЧАС)
В музыке Баха слышатся мелодии космоса.
Музыка на мольберте (1 ЧАС)
Композитор – художник. Вселенная представляется мне симфонией.
Импрессионизм в музыке и живописи (1 ЧАС)
Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.
О подвигах, о доблести, о славе… (1 ЧАС)
О тех, кто уже не придёт никогда, – помните!
В каждой мимолётности вижу я миры (1 ЧАС)
Музыка и молодость в расцвете.
Резерв. МИР КОМПОЗИТОРА. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ (1 ЧАС)
6 класс
МИР ОБРАЗОВ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
(17 часов)
Удивительный мир музыкальных образов(1 час).
Образы романсов и песен(1 час).
Два музыкальных посвящения(1 час).
Портрет в музыке и живописи(1 час).
«Уноси мое сердце в звенящую даль…»(1 час).
Музыкальный образ и мастерство исполнителя(1 час).
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов (1 час).
Образы песен зарубежных композиторов (1 час).
Мир старинной песни (1 час).
Народное искусство Древней Руси (1 час).
Русская духовная музыка (1 час)..
В.Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» (1 час).
Гаврилин симфония «Перезвоны». Молитва (1 час).
«Небесное и земное» в музыке И.С. Баха (1 час).
Образы скорби и печали (1 час).
«Фортуна правит миром» (1 час).
Авторская песня: прошлое и настоящее (1 час).
Джаз –искусство ХХ века (1 час).
МИР ОБРАЗОВ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
(17 часов)
Вечные темы искусства и жизни (1 час).
Могучее царство Ф. Шопена (1 час).
Ночной пейзаж (1 час).
Инструментальный концерт (1 час).
Космический пейзаж (1 час).
Образы симфонической музыки (3 часа).
Симфоническое развитие музыкальных образов (1 час).
Программная увертюра Бетховена «Эгмонт» (1 час).
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта П.И. Чайковского (2часа).
Мир музыкального театра балет (3часа).
Образы киномузыки (1 час).
7 класс
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
(17 часов)
Классика и современность(1 час).
В музыкальном театре. Опера (1 час).
М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» (1 час).
А.П. Бородин опера «Князь Игорь» (2часа).
В музыкальном театре. Балет (1 час).
Б.И. Тищенко балет « Ярославна» (2часа).
Героическая тема в русской музыке(1 час).
В музыкальном театре. «Порги и Бесс» Гершвин (2часа).
Ж. Бизе опера «Кармен» (2часа).
Р. Щедрин «Кармен-сюита» (1 час).
Сюжеты и образы духовной музыки (1 час).
Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» (1 час).
«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке «Ревизская сказка» (1 час).
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ
КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
(17 часов)
Музыкальная драматургия – развитие музыки (1 час).
Два направления: светская и духовная музыка (1 час).
Камерная инструментальная музыка. Этюды (1 час).
Транскрипция (1 час).
Циклические формы инструментальной музыки (1 час).
Соната (2часа).
Симфоническая музыка (5часов).
К. Дебюсси «Празднества» (1 час).
Инструментальный концерт (1 час).
Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» (1 час).
Пусть музыка звучит!. (1 час).
4. Формы организации учебной деятельности
Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга. В современной школе основная форма обучения – урок. Урок-путешествие, урок-концерт, урок-игра, урок «Угадай-ка», урок пластического интонирования, «Я – дирижер» и т. д..
5. Основные виды учебной деятельности
На уроках музыки виды деятельности делятся на несколько подвидов.Всё зависит от цели урока.
В организации процесса слушания музыки выделяются следующие виды учебной деятельности, способствующие активизации музыкального восприятия произведения:
вокализация доступных мелодий инструментальных произведений;
ритмопластика (промаршировать, пластически выразить музыку движением кистей или корпуса);
сравнение или контрастное сопоставление музыки;
графическое изображение мелодии;
составление музыкальной коллекции;
использование содружества различных видов искусства;
музыкально-познавательные задания;
воспроизведение слушаемой музыки на детских музыкальных инструментах.
Обязательно проводится распевание (пение попевок, упражнений, работа над интонированием, дикцией, текстом и т. д.)
6. Предметные результаты учебного курса
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
— степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Обучающиеся научатся:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса и школы (концерты, музыкальные вечера, фестивали, конкурсы);
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки ;
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
различать простые и сложные жары вокальной, инструментальной, сценической музыки;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
участвовать в коллективной исполнительской деятельности;
мыслить образно и ассоциативно, фантазировать и творчески воображать, эмоционально относиться к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
критически воспринимать музыкальную информацию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
— раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
— понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
— осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;
— разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
— применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет;
формировать потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развивать творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
расширять музыкальный и общий культурный кругозор.
7. Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме) | Сроки прохождения |
План | Факт |
Предметные умения | Метапредметные УУД | Личностные УУД | 5а | 5б | 5в | 5г |
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА (16 ЧАСОВ) |
IЧЕТВЕРТЬ |
Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка (3 ЧАСА) |
1 | Россия, Россия, нет слова красивей… | Научатся понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Узнавать на слух изученные произведения. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: умение оценивать произведения разных видов искусства. Коммуникативные: проявлять активность в диалоге. | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 03.09 07.09 2018 | | | | |
2 | Вся Россия просится в песню. Звучащие картины. | Научатся слушать и анализировать музыкальные произведения Пахмутовойи Добронравова Г .Струве «Песня о России», М. Глинка. Кукольник «Жаворонок» | Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике. Познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, пользуются справочной литературой, рассуждают.. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения. | Оценивать результаты деятельности Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 10.09 14.09. 2018 | | | | |
3 | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно. | Понимать основные жанры народных песен, ее особенности Календарные песни: трудовые, обрядовые, игровые, хороводные, лирические. Русские народные песни:«А мы просо сеяли», «Бояре, а мы…», «Уж ты, поле мое». | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов. Коммуникативные: выразительно исполнять музыкальные произведения. | Принимать позицию слушателя, исполнителя, давать оценку и самооценку музыкальной деятельности | 17.09 21.09. 2018 | | | | |
Фольклор в музыке русских композиторов (2 ЧАСА) |
4 | Стучит, гремит Кикимора…Фольклор в музыке русских композиторов А.Лядов симфоническая миниатюра «Кикимора» | Знать/ понимать основные жанры профессиональной музыки - романс, камерная музыка.Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника; сравнивать музыкальные образы разных композиторов(Мусоргский, Чайковский) с образами народной музыки Коммуникативные:рассказывать о содержании прослушанного произведения | Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям | 24.09 28.09. 2018 | | | | |
5 | Что за прелесть, эти сказки… | Знать/понимать как музыка и слово идут к созданию сказочных образов | Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя;выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации; внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы Коммуникативные:рассказывать о содержании прослушанного произведения | Понимать чувства других людей и сопереживать им.Оценивать результаты деятельности | 01.10 05.10. 2018 | | | | |
Жанры инструментальной и вокальной музыки (1 ЧАС) |
6 | Мелодией одной звучат печаль и радость… Песня моя летит с мольбой… | /понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений | 08.10 13.12. 2018 | | | | |
Вторая жизнь песни(2 ЧАСА) |
7 | Живительный родник творчества. Обработка. Переложение. Интерпретация. Веснянка, украинская народная песня. | Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. | Регулятивные: формулировать и удерживать задачу, планировать свои действия Познавательные: различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам, по жанрам. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 15.10 20.10. 2018 | | | | |
8 | « Пер Гюнт». Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ | Знать / понимать музыку Э. Грига | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные и художественные образы. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 22.10 26.10. 2018 | | | | |
II ЧЕТВЕРТЬ |
Всю жизнь мою несу родину в душе… (1 ЧАС) |
9 | «Перезвоны» Звучащие картины. «Скажи, откуда ты приходишь, красота» | Знать стилевое многообразие музыки хх столетия, находить связь между художественными образами музыки и других видов искусства. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные:осваивать диалоговую форму общения | Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 05.11 09.11. 2018 | | | | |
Писатели и поэты о музыке и музыкантах(2 ЧАСА) |
10 | «Гармонии задумчивый поэт» Ф.Шопен | Знать/понимать: взаимодействие музыки Ф.Шопена с другими видами искусства. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные:формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 12.11 16.11. 2018 | | | | |
11 | «Ты, Моцарт.бог и сам того не знаешь..» «Был он весь окутан тайной – чёрный гость» | Знать/ понимать: стилистические особенности музыки В.А.Моцарта | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 19.11 23.11. 2018 | | | | |
Первое путешествие в музыкальный театр(1 ЧАС) |
12 | Опера. Н.А. Римский-Корсаков, опера-былина «Садко» | Знать особенности оперного жанра; жанров внутри оперы : увертюра, ария , речитатив, хор, ансамбль. Определять музыкальные портреты каждого гостя. | Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей Познавательные: :формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: задавать вопросы , формулировать собственное мнение. | Оценивать результаты деятельности Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 26.11 30.11. 2018 | | | | |
Второе путешествие в музыкальный театр (1 ЧАС) |
13 | Балет. Балетная музыка. Балет-сказка «Щелкунчик». | Знать имена отечественных хореографов, особенности балетного жанра. | Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей Познавательные самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений. | 03.12 07.12. 2018 | | | | |
Музыка в театре, в кино, на телевидении (1 ЧАС) |
14 | Музыкальные фильмы-сказки. Знакомьтесь с Алисами | Знать понятия: музыкальный фильм, литературный сценарий,роль литературного сценария и значение музыки в театре, кино, ТВ. | Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей. Познавательные: сравнивать музыкальные и художественные образы, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Демонстрировать позицию активного слушателя | 10.12 14.12. 2018 | | | | |
Третье путешествие в музыкальный театр (1 ЧАС) | |
15 | Мюзикл. | Знать: особенности жанра мюзикл, связь с другими видами искусства, историей, жизнью. | Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей Познавательные: :формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 17.12 21.12. 2018 | | | | |
Мир композитора (1 ЧАС) |
16 | Песенка о песенке. | Знать имена русских и зарубежных композиторов и исполнителей (дирижёров, музыкантов, певцов) | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений, видеофильмов Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения, делиться впечатлениями о концертах, спектаклях… | Демонстрировать позицию активного слушателя | 24.12 28.12. 2018 | | | | |
III ЧЕТВЕРТЬ |
17 | Птица-музыка. Повторение и обобщение изученного в первом полугодии. | Знать имена русских и зарубежных композиторов и исполнителей (дирижёров, музыкантов, певцов) | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений, видеофильмов Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения, делиться впечатлениями о концертах, спектаклях… | Демонстрировать позицию активного слушателя | 09.01 11.01.2019 | | | | |
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (17 ЧАСОВ) |
Что роднит музыку с изобразительным искусством(1 ЧАС) |
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Знать: соотнесение выразительных средств музыки и живописи. Мелодия – линия, аккорд – пятно, форма – композиция, тембр – цвет, фактура – штрих | Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Познавательные:самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: задавать вопросы , формулировать собственное мнение. | Понимать чувства других людей и сопереживать им | 14.01 18.01. 2019 | | | | |
Небесное и земное в звуках и красках(1 ЧАС) |
19 | Три вечные струны: молитва, песнь, любовь… | Знать/понимать интонационно-образную природу духовной музыки, её жанровое и стилевое многообразие. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Оценивать результаты деятельности | 21.01 25.01. 2019 | | | | |
Звать через прошлое к настоящему (2 ЧАСА) | | |
20 | Александр Невский. За отчий дом, за русский край. | Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические, эпические), кантата. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: поиск необходимой информации Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Представлять образ Родины, её прошлое, культурное наследие. | 28.01 01.02. 2019 | | | | |
21 | Ледовое побоище. Выразительность и изобразитель-ность в музыке и изобразительном искусстве | Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические, эпические), кантата. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: поиск необходимой информации Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Представлять образ Родины, её прошлое, культурное наследие. | 04.02 08.02. 2019 | | | | |
Музыкальная живопись и живописная музыка (2 ЧАСА) |
22 | Мои помыслы – краски, мои краски – напевы… | Знать /понимать творчество русских и зарубежных композиторов С. Рахманинова, Ф.Шуберта. | Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей Познавательные:самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 11.02 15.02. 2019 | | | | |
23 | Дыхание русской песенности. | Знать/понимать : мелодия-линия, ритм в музыке- ритм в картине, лад- цветовая гамма, форма музыки -композиция картины. «Форель», «Фореллен - квинтет» | Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей Познавательные: Осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 18.02 22.02. 2019 | | | | |
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (2 ЧАСА) |
24 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | Знать: колокольность важный момент национального мировосприятия; колокольные звоны: благовест, трезвон, перезвон, будничный , праздничный , малиновый, погребальный. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы , формулировать собственное мнение. | Оценивать результаты деятельности | 25.02 01.03.2019 | | | | |
25 | Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко… | Знать: колокольность важный момент национального мировосприятия; колокольные звоны: благовест, трезвон, перезвон, будничный , праздничный , малиновый, погребальный. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы , формулировать собственное мнение. | Оценивать результаты деятельности | 04.03 07.03. 2019 | | | | |
Портрет в музыке и изобразительном искусстве (2 ЧАСА) |
26 | Звуки скрипки так дивно звучали… Неукротимым духом своим он побеждал зло. | Знать имена великих скрипачей.сопоставлять произведения скрипичной музыки с полотнами художников разных стран. | Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей Познавательные: :формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: задавать вопросы , формулировать собственное мнение. | Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений | 11.03 15.03. 2019 | | | | |
Волшебная палочка дирижера(1 ЧАС) |
27 | Дирижёры мира. | Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: формируют ииспользуют замысел в пластическом интонировании. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Понимать чувства других людей и сопереживать им | 18.03 22.03. 2019 | | | | |
IV ЧЕТВЕРТЬ |
Образы борьбы и победы в искусстве(1 ЧАС) |
28 | Оркестр Бетховена играет | Знать: образный строй «Симфонии№5» Л. Бетховена, творческий процесс сочинения музыки. | Регулятивные: вноситьнеобходимые дополнения и изменения Познавательные: формулироватьпознавательную цель Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение | Оценивать результаты деятельности | 01.04 05.04. 2019 | | | | |
Застывшая музыка(1 ЧАС) |
29 | Содружество муз в храме. | Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства. | Регулятивные :выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: задавать вопросы , формулировать собственное мнение | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 08.04 12.04. 2019 | | | | |
Полифония в музыке и живописи(1 ЧАС) |
30 | В музыке Баха слышатся мелодии космоса | знать/понимать: значение слов полифония, фуга, органная музыка. | Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей Познавательные: передавать свои впечатления о воспринимаемых впечатлениях Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Демонстрировать позицию активного слушателя | 15.04 19.04. 2019 | | | | |
Музыка на мольберте(1 ЧАС) |
31 | Композитор – художник. Вселенная представляется мне симфонией. | Знать/понимать: связь музыки с изобразительным искусством на примере литовского художника, композитора М. Чюрлёниса. | Регулятивные:осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах деятельности. Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 22.04 26.04. 2019 | | | | |
Импрессионизм в музыке и живописи(1 ЧАС) |
32 | Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. | Знать/понимать особенности импрессионизма как художественного стиля Клода Дебюсси и Клода Моне. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Понимать чувства других людей и сопереживать им | 29.04 03.05. 2019 | | | | |
О подвигах, о доблести, о славе…(1 ЧАС) |
33 | О тех, кто уже не придёт никогда, – помните! | Знать разницу между жанром реквиема и произведениями других видов искусства. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника Коммуникативные: задавать вопросы , формулировать собственное мнение. | Оценивать результаты деятельности | 06.05 10.05. 2019 | | | | |
В каждой мимолётности вижу я миры(1 ЧАС) |
34 | Музыка и молодость в расцвете. | Уметь сравнивать музыкальные зарисовки С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: ставить иформулировать проблему. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 13.05 20.05. 2019 | | | | |
МИР КОМПОЗИТОРА. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ (1 ЧАС) |
35 резерв | Мир композитора. С веком наравне. | Знать имена русских и зарубежных композиторов и художников и их произведения. | Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей Познавательные :вносят необходимые дополнения в ходе работы по группам. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 20.05 27.05. 2019 | | | | |
ИТОГО: 34ЧАСА |
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме) | Сроки прохождения |
План | Факт |
Предметные умения | Метапредметные УУД | Личностные УУД | 6а | 6б | 6в |
I ЧЕТВЕРТЬ |
МИР ОБРАЗОВ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ(18ЧАСОВ) |
Удивительный мир музыкальных образов (5 ЧАСОВ) |
1 | Образы романсов и песен русских композиторов. | Знать, что роднит музыку и разговорную речь; научиться классифицировать музыкальные жанры, научиться приводить примеры различных музыкальных образов | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: уметь оценивать произведения разных видов искусства Коммуникативные: проявлять активность в диалоге | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 03.09 07.09 2018 | | | |
2 | Песня-романс. Мир чарующих звуков. | Узнать, что называется романсом; каковы способы создания различных образов; научиться определять, в чём проявляется взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций | Познавательные: внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы, пользоваться справочной литературой, рассуждать о прослушанном Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике | Оценивать результаты деятельности Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 10.09 14.09. 2018 | | | |
3 | Два музыкальных посвящения | Научиться проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять приемы развития, форму музыкальных произведений | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов Коммуникативные: выразительно исполнять музыкальные произведения. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя | Принимать позицию слушателя, исполнителя, давать оценку и самооценку музыкальной деятельности | 17.09 21.09. 2018 | | | |
4 | Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. | Уметь объяснять, как формы и приемы развития музыки могут раскрывать образы сочинений, выявлять своеобразие почерка композитора М.И. Глинки | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации на странице учебника Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного произведения Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя | Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям произведениям | 24.09 28.09. 2018 | | | |
5 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. | Научиться определять особенности народной музыки и жанры народной песни, приёмы развития музыкальных произведений; чисто интонировать мелодию русских свадебных песен. | Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя музыкального произведения | 01.10 05.10. 2018 | | | |
Образы песен зарубежных композиторов (2 ЧАСА) |
6 | Искусство прекрасного пения. | Научиться определять понятие бельканто, знать имена великих оперных певцов мира | Познавательные: различать, сравнивать голоса оперных певцов произведения по видам, по жанрам Регулятивные: формулировать и удерживать задачу, планировать свои действия Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 08.10 13.12. 2018 | | | |
7 | Мир старинной песни. Баллада. | Узнать основные моменты из жизни и творчества Ф. Шуберта; научиться применять понятие баллада, научиться выявлять средства музыкальной выразительности и изобразительности, сравнивать интонации живописного, музыкального и литературного произведений | Познавательные: проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные и художественные образы. Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 15.10 20.10. 2018 | | | |
Образы русской народной и духовной музыки (4ЧАСА) |
8 | Народное искусство Древней Руси. | Научиться определять особенности развития музыки Древней Руси, знать, кто такие скоморохи; уметь называть исполнителей народной музыки, называть инструменты | Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 22.10 26.10. 2018 | | | |
II ЧЕТВЕРТЬ |
9 | Русская духовная музыка. Духовный концерт. | Уметь определять основные этапы развития духовной музыки; понятия: знаменный распев, партесное пение, а капелла, унисон, духовный концерт | Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Оценивать результаты деятельности | 05.11 09.11. 2018 | | | |
10 | Фрески Софии Киевской. Орнамент. Сюжеты и образы фресок. | Уметь определять понятия фрески, орнамент, научиться узнавать инструменты, исполняющие основные темы | Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 12.11 16.11. 2018 | | | |
11 | Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва. | Уметь определять понятия хор, солист, симфония , ударные инструменты; научиться выявлять средства музыкальной выразительности, особенности музыкального языка жанра молитвы | Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 19.11 23.11. 2018 | | | |
Образы духовной музыки Западной Европы ( 3 ЧАСА) |
12 | Небесное и земное в музыке И.С. Баха. | Узнать особенности творчества И.С.Баха, определять понятия стиль барокко, токката, фуга, хорал, полифония | Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение | Оценивать результаты деятельности | 26.11 30.11. 2018 | | | |
13 | Образы скорби и печали | Узнать основные факты из жизни и творчества В. А. Моцарта и Дж. Перголези; уметь определять понятия кантата, реквием, полифония | Познавательные: сравнивать музыкальные и художественные образы Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей | Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 03.12 07.12. 2018 | | | |
14 | «Небесное и земное в музыке И.С. Баха | Узнать особенности творчества И.С.Баха, определять понятия стиль барокко, токката, фуга, хорал , полифония | Познавательные:формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение | Оценивать результаты деятельности | 10.12 14.12. 2018 | | | |
15 | Образы скорби и печали | Узнать основные факты из жизни и творчества В. А. Моцарта и Дж. Перголези; уметь определять понятия кантата, реквием, полифония | Познавательные: сравнивать музыкальные и художественные образы Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей | Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 17.12 21.12. 2018 | | | |
16 | Фортуна правит миром… | Узнать об особенностях творчества К. Орфа, уметь определять понятия: фортуна, ваганты; уметь проводить интонационный анализ музыки; применять дирижерский жест для музыкальных образов. | Познавательные самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений. | 24.12 28.12. 2018 | | | |
III ЧЕТВЕРТЬ |
Авторская песня: прошлое и настоящее (1 ЧАС) |
17 | Авторская песня сегодня. | Узнать историю развития авторской песни, исполнителей авторской песни, научиться определять особенности и жанры авторской песни | Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 09.01 11.01.2019 | | | |
Джаз – искусство ХХ века (1 ЧАС) |
18 | Джаз – музыка лёгкая или серьёзная? | Узнать историю развития джаза, джазовых исполнителей; научиться определять особенности блюза и спиричуэла, определять понятия импровизация, обработка. | Познавательные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Демонстрировать позицию активного слушателя | 14.01 18.01. 2019 | | | |
МИР ОБРАЗОВ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ(16ЧАСОВ) |
Вечные темы искусства и жизни(1 ЧАС) |
19 | Рождаются великие творенья. | Научиться определять понятия вокальная и инструментальная музыка, камерная и симфоническая музыка; определять основные принципы развития музыкального произведения | Познавательные:самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности | Понимать чувства других людей и сопереживать им | 21.01 25.01. 2019 | | | |
Образы камерной музыки (4 ЧАСА) |
20 | Могучее царство Ф.Шопена | Узнать основные моменты творчества Ф.Шопена; научиться различать жанры фортепианной миниатюры | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу | Оценивать результаты деятельности | 28.01 01.02. 2019 | | | |
21 | Ночной пейзаж. Ноктюрн. | Научиться определять понятие ноктюрн, проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности | Познавательные: искать необходимую информацию Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Представлять образ Родины, её прошлое, культурное наследие | 04.02 08.02. 2019 | | | |
22 | Инструментальный концерт. | Научиться определять понятие инструментальный концерт; определять особенности стиля барокко, научиться называть полные имена композиторов; определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения | Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей | Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 11.02 15.02. 2019 | | | |
23 | Космический пейзаж. | Научиться определять понятие синтезатор; уметь назвать полные имена композиторов – Ч. Айвз и Э.Н Артемьев; определять тембры музыкальных инструментов, рассказывать о возможностях синтезатора | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации Коммуникативные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 18.02 22.02. 2019 | | | |
Образы симфонической музыки (2 ЧАСА) |
24 | Музыкальные иллюстрации к повестям А.С. Пушкина. | Уметь называть полное имя Г.В. Свиридова, научиться определять форму, приемы развития, тембры, выявлять средства выразительности музыкальных инструментов и возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения А.С.Пушкина «Метель», стиль композитора Г.В. Свиридова | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | Оценивать результаты деятельности | 25.02 01.03.2019 | | | |
25 | Образы симфонической музыки | Научиться применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов | Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Коммуникативные: задавать вопросы , формулировать собственное мнение. Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей | Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений | 04.03 07.03. 2019 | | | |
Симфоническое развитие музыкальных образов (2 ЧАСА) |
26 | В печали весел, а в веселье печален. Связь времён. | Научиться называть полные имена В.А. Моцарта, П.И.Чайковского, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять тембры музыкальных инструментов | Познавательные: формулироватьпознавательную цель Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение Регулятивные: вноситьнеобходимые дополнения и изменения | Оценивать результаты деятельности | 11.03 15.03. 2019 | | | |
27 | Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. | Научиться называть полные имена В.А. Моцарта, П.И.Чайковского, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять тембры музыкальных инструментов | Познавательные: формулироватьпознавательную цель Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение Регулятивные: вноситьнеобходимые дополнения и изменения | Оценивать результаты деятельности | 18.03 22.03. 2019 | | | |
IV ЧЕТВЕРТЬ |
Программная увертюра (2 ЧАСА) |
28 | Л.В.Бетховена «Эгмонт» | Научиться определять понятия увертюра, программная музыка; Показывать строение сонатной формы; проводить интонационно0образный анализ музыкального произведения | Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 01.04 05.04. 2019 | | | |
29 | Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта» | Научиться определять жанр программной увертюры на примере увертюры-фантазии П.И.Чайковского | Познавательные: передавать свои впечатления о воспринимаемых впечатлениях Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей | Демонстрировать позицию активного слушателя | 08.04 12.04. 2019 | | | |
Мир музыкального театра (3 ЧАСА) |
30 | Балет «Ромео и Джульетта» | Научиться определять понятия опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль солисты | Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Понимать чувства других людей и сопереживать им | 15.04 19.04. 2019 | | | |
31 | Мюзикл «Вестсайдская история» | Научиться определять понятия опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль солисты | Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Понимать чувства других людей и сопереживать им | 22.04 26.04. 2019 | | | |
32 | Опера и рок-опера «Орфей и Эвридика» | Научиться называть полные имена композиторов С.С. Прокофьева, Л. Бернстайна, К.В.Глюка, А.Б.Журбина | Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Оценивать результаты деятельности | 29.04 03.05. 2019 | | | |
Образы киномузыки (1 ЧАС) |
33 | «Ромео и Джульетта» в кино ХХ века. Музыка в отечественном кино. | Узнать авторов, написавших музыку к кинофильмам на сюжет трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» Л.Бернстайна, Н.Рота | Познавательные: ставить иформулировать проблему Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 06.05 10.05. 2019 | | | |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СЮЖЕТА. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ (1 ЧАС) |
34 | Современная трактовка классических сюжетов. | Научиться проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять форму, приёмы развития и средства выразительности музыки | Познавательные: вносить необходимые дополнения в ходе работы по группам Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 13.05 20.05. 2019 | | | |
35 резерв | .Современная трактовка классических сюжетов. | Знать имена русских и зарубежных композиторов и художников и их произведения. | Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей Познавательные :вносят необходимые дополнения в ходе работы по группам. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 20.05 27.05. 2019 | | | |
ИТОГО: 34 ЧАСА |
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме) | Сроки прохождения |
Предметные умения | Метапредметные УУД | Личностные УУД | План | Факт |
7а | 7б | 7в | 7г |
I ЧЕТВЕРТЬ |
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ (16 ЧАСОВ) |
Классика и современность (1 ЧАС) |
1 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | Знать, что роднит музыку и разговорную речь; научиться классифицировать музыкальные жанры, научиться приводить примеры различных музыкальных образов | Познавательные: уметь оценивать произведения разных видов искусства Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Коммуникативные: проявлять активность в диалоге | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 03.09 07.09 2018 | | | | |
В музыкальном театре. Опера (4 ЧАСА) |
2 | М.И. Глинка «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. | Узнать, что называется оперой, научиться различать оперные произведения Узнать содержание оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», композицию, характеры главных героев | Познавательные: внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы, пользоваться справочной литературой, рассуждать о прослушанном Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Принимать позицию слушателя, исполнителя, давать оценку и самооценку музыкальной деятельности | 10.09 14.09. 2018 | | | | |
3 | М.И. Глинка «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. | Узнать, что называется оперой, научиться различать оперные произведения Узнать содержание оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», композицию, характеры главных героев | Познавательные: внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы, пользоваться справочной литературой, рассуждать о прослушанном Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Принимать позицию слушателя, исполнителя, давать оценку и самооценку музыкальной деятельности | 17.09 21.09. 2018 | | | | |
4 | А.П. Бородин «Князь Игорь» – русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. | Узнать, что называется оперой, научиться различать оперные произведения Узнать содержание оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», композицию, характеры главных героев | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя Коммуникативные: выразительно исполнять музыкальные произведения. | Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям и произведениям | 24.09 28.09. 2018 | | | | |
5 | А.П. Бородин «Князь Игорь». Плач Ярославны. | Узнать, что называется оперой, научиться различать оперные произведения Узнать содержание оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», композицию, характеры главных героев | Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании, осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: выразительно исполнять музыкальные произведения, осваивают диалоговую форму общения | Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям и произведениям | 01.10 05.10. 2018 | | | | |
В музыкальном театре. Балет (2 ЧАСА) |
6 | Б.И. Тищенко «Ярославна». Освоение особенностей балетного жанра. | Узнать, что называется балетом, научиться различать балетные произведения | Познавательные: сравнивать музыкальные образы разных композиторов (Бородин, Тищенко) Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям и произведениям | 08.10 13.12. 2018 | | | | |
7 | Б.И. Тищенко «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва. | Узнать, что называется балетом, научиться различать балетные произведения. Узнать содержание оперы Б.И. Тищенко «Ярославна», композицию, характеры главных героев | Познавательные: сравнивать музыкальные образы разных композиторов (Бородин, Тищенко) Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям и произведениям | 15.10 20.10. 2018 | | | | |
Героическая тема в русской музыке (1 ЧАС) |
8 | Галерея героических образов | Знать особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического и эпического характера | Познавательные: сравнивать музыкальные образы разных композиторов, расширять интонационный тезаурус в процессе подбора музыкального и литературного рядов к произведениям изобразительного искусства. Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | | 22.10 26.10. 2018 | | | | |
II ЧЕТВЕРТЬ |
В музыкальном театре. Опера (2 ЧАСА) |
9 | В музыкальном театре. Первая американская национальная операГершвин «Порги и Бесс» | Узнать содержание оперы Гершвина «Порги и Бесс»», композицию, характеры главных героев | Познавательные: уметь оценивать произведения разных видов искусства Коммуникативные: проявлять активность в диалоге Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя | Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 05.11 09.11. 2018 | | | | |
10 | Развитие традиций оперного спектакля Гершвин «Порги и Бесс» | Узнать содержание оперы Гершвина «Порги и Бесс»», композицию, характеры главных героев | Познавательные: внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы, пользоваться справочной литературой, рассуждать о прослушанном Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике | Оценивать результаты деятельности | 12.11 16.11. 2018 | | | | |
Самая популярная опера в мире (3 ЧАСА) |
11 | Жорж Бизе. «Кармен». Образ Кармен | Узнать содержание оперы Ж.Бизе «Кармен», композицию, характеры главных героев | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя Коммуникативные: выразительно исполнять музыкальные произведения. | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 19.11 23.11. 2018 | | | | |
12 | Жорж Бизе. «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо. | Узнать содержание оперы Ж.Бизе «Кармен», композицию, характеры главных героев | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации на странице учебника Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного произведения | Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 26.11 30.11. 2018 | | | | |
13 | Р. Щедрин «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образы «масок» и Тореадора. | Узнать содержание «Кармен-сюиты» Р. Щедрина, композицию, характеры главных героев | Познавательные: сравнивать музыкальные образы разных композиторов (Мусоргский, Чайковский, Глинка) Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Оценивать результаты деятельности | 03.12 07.12. 2018 | | | | |
Сюжеты и образы духовной музыки (3 ЧАС) |
14 | «Высокая месса». «Всенощное бдение». | Узнать сюжеты и образы духовной музыки | Познавательные: внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения. | Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 10.12 14.12. 2018 | | | | |
15 | Рок-опера Э.Л Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» | Узнать содержание рок-оперы Э.Л Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» , композицию, характеры главных героев | Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения | Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений. | 17.12 21.12. 2018 | | | | |
16 | Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита» из музыки А.Г. Шнитке «Ревизская сказка» | Узнать содержание драматического спектакля Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта», композицию, характеры главных героев Узнать содержание «Гоголь-сюиты» из музыки А.Г. Шнитке «Ревизская сказка», композицию, характеры главных героев | Познавательные: различать, сравнивать голоса оперных певцов произведения по видам, по жанрам Регулятивные: формулировать и удерживать задачу, планировать свои действия Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 24.12 28.12. 2018 | | | | |
III ЧЕТВЕРТЬ |
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ (18 ЧАСОВ) |
Основные направления музыкальной культуры. Религиозная музыка (1 ЧАС) |
17 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | Узнать, что называется музыкальной драматургией Узнать, какие направления существуют в музыке, научиться различать два направления: светскую и духовную музыку | Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, передавать свои впечатления о воспринимаемых впечатлениях Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение, осваивать диалоговую форму общения | Понимать чувства других людей и сопереживать им | 09.01 11.01. 2019 | | | | |
Камерная инструментальная музыка (6 ЧАСОВ) |
18 | Камерная инструментальная музыка. Этюды | Узнать, что называется камерной инструментальной музыкой, этюдами, научиться определять камерную инструментальную музыку | Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах деятельности Коммуникативные :осваивать диалоговую форму общения | Представлять образ Родины, её прошлое, культурное наследие | 14.01 18.01. 2019 | | | | |
19 | Камерная инструментальная музыка. Транскрипция | Узнать, что называется транскрипцией, уметь читать транскрипцию | Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки | 21.01 25.01. 2019 | | | | |
20 | Циклические формы инструментальной музыки. Сочинения А. Шнитке | Узнать, что называется циклическими формами инструментальной музыки | Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение. | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 28.01 01.02. 2019 | | | | |
21 | «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке | Узнать, что называется циклическими формами инструментальной музыки | Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение. | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 04.02 08.02. 2019 | | | | |
22 | Соната. Соната № 8 «Патетическая» Л. Бетховена | Узнать, что называется сонатой, научиться отличать сонату от других музыкальных произведений | Познавательные: ставить и формулировать проблему Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Оценивать результаты деятельности | 11.02 15.02. 2019 | | | | |
23 | Соната № 2 С. Прокофьева, соната № 11 Моцарта | Узнать, что называется сонатой, научиться отличать сонату от других музыкальных произведений | Познавательные: ставить и формулировать проблему Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Оценивать результаты деятельности | 18.02 22.02. 2019 | | | | |
В концертном зале. Симфония (7 ЧАСОВ) |
24 | Освоение особенностей симфонического жанра. Гайдн, симфония № 103. В.А. Моцарт, симфония № 40. | Узнать, что называется симфонией, научиться различать симфонические произведения: интонационно-образные и жанрово-стилевые особенности, приёмы симфонического развития образов. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя Коммуникативные: выразительно исполнять музыкальные произведения. | Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям и произведениям | 25.02 01.03. 2019 | | | | |
25 | Освоение особенностей симфонического жанра. Симфония № 1 С. Прокофьева | Узнать, что называется симфонией, научиться различать симфонические произведения: интонационно-образные и жанрово-стилевые особенности, приёмы симфонического развития образов. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя Коммуникативные: выразительно исполнять музыкальные произведения. | Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям и произведениям | 04.03 07.03. 2019 | | | | |
26 | Освоение особенностей симфонического жанра. Л. Бетховен, симфония № 5. | Узнать, что называется симфонической музыкой, научиться слушать симфоническую музыку | Познавательные: вносить необходимые дополнения в ходе работы по группам Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Понимать чувства других людей и сопереживать им | 11.03 15.03. 2019 | | | | |
27 | Симфоническая музыка Симфония № 8 Ф. Шуберта, | Узнать, что называется симфонической музыкой, научиться слушать симфоническую музыку | Познавательные: вносить необходимые дополнения в ходе работы по группам Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Оценивать результаты деятельности | 18.03 22.03. 2019 | | | | |
IV ЧЕТВЕРТЬ |
28 | Симфоническая музыка симфония № 1 В.Калинникова | Узнать, что называется симфонической музыкой, научиться слушать симфоническую музыку | Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 01.04 05.04. 2019 | | | | |
29 | Симфоническая музыка Симфония № 5 П.Чайковского, | Узнать, что называется симфонической музыкой, научиться слушать симфоническую музыку | Познавательные: передавать свои впечатления о воспринимаемых впечатлениях Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Демонстрировать позицию активного слушателя | 08.04 12.04. 2019 | | | | |
30 | Симфоническая музыка Симфония № 7 Д.Шостаковича | Узнать, что называется симфонической музыкой, научиться слушать симфоническую музыку | Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах деятельности Коммуникативные :осваивать диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 15.04 19.04. 2019 | | | | |
Симфоническая картина (1 ЧАС) |
31 | К. Дебюсси «Празднества» | Узнать содержание ноктюрна К. Дебюсси «Празднества» , композицию, характеры главных героев | Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Понимать чувства других людей и сопереживать им | 22.04 26.04. 2019 | | | | |
Инструментальный концерт (2 ЧАСА) |
32 | Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна | Узнать, что называется инструментальным концертом, научиться слушать инструментальную музыку | Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение. | Оценивать результаты деятельности | 29.04 03.05. 2019 | | | | |
33 | Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» | Узнать содержание «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина, композицию, характеры главных героев | Познавательные: ставить и формулировать проблему Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 06.05 10.05. 2019 | | | | |
Музыка народов мира (1 ЧАС) |
34 | Пусть музыка звучит! | Повторить полученные в курсе изучения предмета знания | Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей Познавательные: вносить необходимые дополнения в ходе работы по группам Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 13.05 20.05. 2019 | | | | |
КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ (1 ЧАС) |
35 резерв | Современная трактовка классических сюжетов. | Научиться проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять форму, приёмы развития и средства выразительности музыки | Познавательные: вносить необходимые дополнения в ходе работы по группам Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения | Проявлять эмоциональную отзывчивость | 22.05 27.05 2019 | | | | |
ИТОГО: 34 ЧАСА |
СОГЛАСОВАНО
Протокол №___ заседания кафедры
учителей русского языка и литературы
от «___» _______________2018 года
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УМР________________
от «___» _______________2018 года