Рабочая программа разработана на основе Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Минобрнауки (М.: Просвещение, 2011). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта, включающего: учебник, творческую тетрадь, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости: последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 7 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).
Рабочая программа по музыке для 7 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Литература», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура».
Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.
Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся. Мы живем на казачьей земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 7 класса введен региональный (казачий)компонент в занятие «Героическая тема в русской музыке». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Изучение музыки как вида искусства в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое, ансамблевое, сольное пение, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.) и музыкально- драматическая театрализация (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства).
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой.
-самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
(Л. Моцарт, П. И, Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев);
(характерные особенности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига).
№ | Дата | Наименование раздела | Всего часов | В том числе | Региональ-ный компонент | Виды учебной деятельности | Форма контроля | Домашнее задание |
Теоретичес-кие | Практичес-кие |
1 | | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки. Классика и современность | 1 | Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого | | | Знать понятия: классика, классическая музыка.классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить примеры | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | Подобрать классические произведения в современной обработке |
2 | | В музыкальном театре. Опера | 1 | Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере | | | Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена).Уметь: приводить примеры оперных жанров; называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров; определять роль оркестра в опере | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки | Выписать названия опер и музыкальных жанров, характеризующих действующих лиц, по разным темам |
3 | | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве, более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин ». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев | | | Знать: драматургию развития оперы; что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ | Прочитать «Слово о полку Игореве» |
4 | | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 1 | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь И гор ь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и ноловецкой). Музыкальные образы оперных героев | | | Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин. М. И. Глинка. Знать их произведения | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование | Выполнить эскизы костюмов героев или декораций |
5 | | В музыкальном театре. Балет | 1 | Балет и его составляющие. Принципы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль | | | Знать понятия: балет, типы балетного танца: составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио.Уметь: определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле; приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование | Выписать имена известных композиторов, артистов, балетмейстеров |
6 | | Балет Б. И. Тищенко «Ярославна» | 1 | Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра | | | Знать драматургию развития балета. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов - называть полное имя композитора: Б. И. Тищенко | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | Выполнить эскизы костюмов и декораций |
7 | | Героическая тема в русской музыке | 1 | Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма | | | Уметь: приводить примеры музыкальных произведений.в которых отражена героическая тема: рассуждать на поставленные проблемные вопросы; проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений; называть полные имена композиторов, в творчестве которых отразилась героическая тема | Беседа. Устный, письменный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Сравнение музыкальных и художественных произведений | Записать названия художественных произведений, в которых отражены образы героических защитников Отечества |
8-9 | | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 2 | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин - создатель американской национальной классики XX века, первооткрыватель симфо- джаза. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера | | | Знать: жизнь и творчество Дж. Гершвина; драматургию развития оперы; что музыкальные образы могут стать воплощением каких- либо жизненных событий. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение. Определение средств музыкальной выразительности | Общие и различные черты образов в операх М. И. Глинки и Дж. Гершвина |
10 | | Опера Ж. Бизе «Кармен» | 1 | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев | | | Знать: драматургию развития оперы; что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; называть полное имя композитора: Ж. Бизе | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение | Словесное описание образа Кармен |
11 | | Балет Р. К. Щедрина «Кармен- сюита» | 1 | Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кар- мен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета | | | Знать: драматургию развития балета; понятие транскрипция. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; называть полные имена: композитора- p. К. Щедрин и балерины - М. М. Плисецкая; выявлять средства музыкальной выразительности | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально-хоровое интонирование | Сочинение на тему: «Мои впечатления от музыки балета» |
12 | | Сюжеты и образы духовной музыки | 1 | Музыка И.С. Баха- язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. «Высокая месса» - вокально-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России. «Всенощное бдение» | | | Знать понятия: месса, всенощная. Уметь: называть полные имена композиторов: И.-С. Бах, С. В. Рахманинов; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительности | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Выявление средств музыкальной выразительности | Письменное рассуждение о словах Л. ван Бетховена об И.С. Бахе: «Не ручей - море ему имя» |
13 | | «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова | 1 | Расширение и углубление знаний | | | Повторение изученного материала |
14-15 | | Рок-опера Л.-Э. Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда» | 2 | Углубление знакомства с рок-оперой Л.Э. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рок- оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев | | | Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов; выявлять средства музыкальной выразительности; называть полное имя композитора: Ллойд Эндрю Уэббер | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение | Сопоставление направлений современной музыки. |
16 | | Музыка Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | 1 | Знакомство с музыкой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты | | | Знать понятие сюита. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; называть полное имя композитора: Д. Б. Кабалевский | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение | Выполнить эскизы костюмов для театральной постановки |
17-18 | | «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | 2 | Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. | | | Знать понятия: сюита, полистилистика. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки: определять тембры музыкальных инструментов, музыкальные жанры: выявлять способы и приемы развития музыкальных образов: называть полное имя композитора: Альфред Г арриевичШнитке | Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный Мини сочинение «Мой любимый герой в произведениях Н. В. Гоголя»анализ | Мини сочинение «Мой любимый герой в произведениях Н. В. Гоголя» |
19 | | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки Музыкальная драматургия - развитие музыки | 1 | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор.варьирование, разработка, секвенция, имитация | | | Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | Подобрать иллюстрации к одному из полюбившихся музыкальных произведений |
20 | | Светская и духовная музыка | 1 | Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. | | | Знать понятия: духовная, светская музыка, вокальная, инструментальная, камерная музыка: что лежит в основе музыки православной и католической церквей. Уметь приводить музыкальные примеры | Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение | Составить вступление для ведущего концерта камерной музыки |
21 | | Камерная инструментальная музыка: этюд | 1 | Углубление знаний о музыкальном жанре - этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф. Шопена и Ф. Листа | | | Знать понятие этюд. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; называть имена композиторов: Ф. Шопен, Ф. Лист | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение | Выполнить рисунки к одному из полюбившихся музыкальных сочинений |
22 | | Транскрипция. Ф. Лист | 1 | Транскрипция — переложение музыкальных произведений. Транскрипция - наиболее популярный жанр концерта - виртуозных произведений | | | Знать понятие транскрипция. Уметь: выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений; называть полные имена композиторов: Ф. Лист, М. А. Балакирев, Ф. Бузони | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение | Выписать имена известных музыкантов- исполните- лей: пианистов, скрипачей |
23 | | «Кончерто гроссо», «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке | 1 | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом, сюитой на примере творчества А. Шнитке | | | Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь: приводить музыкальные примеры; определять тембры музыкальных инструментов | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | Сольное исполнение любимого произведения (по выбору) |
24-25 | | Соната «Патетическая» Л. Бетховена, Соната № 2 С. Прокофьева, Соната №11 В.А. Моцарта | 2 | Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л. ван Бетховена. С. С. Прокофьева, В.А. Моцарта | | | Знать понятия: соната, сонатная форма. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; -определять приемы музыкального развития; называть полные имена композиторов: Л. ван Бетховен, С. С. Прокофьев, В.А. Моцарт | Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение приемов музыкального развития. Хоровое пение | Составить устный рассказ «Мир чувств человека и его воплощение в музыке» |
26-29 | | Симфоническая музыка | 4 | Углублённое знакомство с музыкальным жанром симфония. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, В.А.Моцарта. С. Прокофьева, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | | | Знать: понятие симфония: особенности строения симфонии. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ; определять тембры музыкальных инструментов; определять приемы музыкального развития и жанры; называть полные имена композиторов-симфонистов; выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение | Подготовить сообщение на тему «Знаменитые оркестры мира» |
30 | | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси | 1 | Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины | | | Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина. Уметь: анализировать составляющие средств выразительности; определять форму пьесы; проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять связи в средствах выразительности мушки и живописи; называть полное имя композитора: Клод Дебюсси | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение формы, средств музыкальной выразительности. Выявление связей между музыкой и живописью. Хоровое пение | Подобрать иллюстрации на тему: «Творчество французских художников- импрессионистов» |
31 | | Концерт для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна | 1 | Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна | | | Знать: понятие инструментальный концерт. Строение инструментального концерта. Уметь: проводить интонационно-образный анализ; определять принципы музыкального развития: называть полное имя композитора: А. И. Хачатурян | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение принципов развития музыки. Хоровое пение | Письменное рассуждение о словах композитора Б. Асафьева: «...В музыке концерта... есть что-то от театра, дискуссии» |
32 | | Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». | | | Знать понятия: Блюз симфоджаз; и их отличительные черты. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки: выявлять жанровую принадлежность | Беседа. Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной музыки. Определение жанра. Хоровое пение | Послушать «Колыбельную» из оперы «Порти и Бесс» |
33 | | Музыка народов мира | 1 | Многообразие жанров музыкального фольклора как отражение жизни разных народов. Особенности музыкального языка | | | Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять жанровую принадлежность | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение | Подобрать музыкальные иллюстрации на тему «Современный фольклор» |
34 | | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | 1 | Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии | | | Знать: названия известных мюзиклов и рок-опер; имена композиторов и популярных исполнителей хитов из мюзиклов и рок-опер | Беседа. Устный контроль. Определение средств музыкальной выразительности | Составить программу концерта «Музыкальные хиты современности» |
35 | | «Пусть музыка звучит!» | 1 | Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. | | | Знать понятия: фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера, их отличительные особенности. Уметь: определять тембры музыкальных инструментов; приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов | Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов | |
кадетская школа имени генерала Ермолова А.П. г.Ставрополя
г. Ставрополь 2018