СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке в 5 классе. (ФГОС)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке в 5 классе. (ФГОС) Рассчитана на 34 часа. Программа составлена для обучающихся с задержкой психического развития.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке в 5 классе. (ФГОС)»



Рассмотрено :на заседании

методического совета

Протокол №1

от «___» ________ 2021г.

Руководитель методического совета

___________ Н.В.Осипова

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

________________Е.А. Щукина

«___»________ 2021 г.

«Утверждено»

директор школы – интерната№2

________________Т.В. Шутилова

приказ №__________

от «___»_________ 2021 г.



ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №2»


Рабочая программа по предмету

«Музыка»


в 5 классе (для обучающихся с ЗПР)

(ступень образования, класс)


на 2021– 2022 учебный год

(срок реализации программы)


Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Министерством Образования РФ.


Адаптирована учителем: Щелкуновой Натальей Евгеньевной.





г. Вышний Волочек

2021

Содержание учебного курса «Музыка» 5 класса


Раздел: “Музыка и литература” (17 часов)


Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная музыка (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная музыка. н.р.к ( 1ч)

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие  тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.

Урок 4. Вокальная музыка.

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор музыке русских композиторов (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. н.р.к.(1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки верского края.

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Урок 9. Вторая жизнь песни (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Урок 10. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной емли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание чащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф. Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В. Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза итературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития инообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство мюзиклом Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

Урок 17. Мир композитора. н.р.к. Музыка профессиональных композиторов Твери. (1ч) Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.


Раздел: Музыка и изобразительное искусство (17 часов)

Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 27. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 29. Полифония в музыке живописи. (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 31. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 33. В каждой мимолетности вижу я мир… (1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 34. Любимый репертуар. Заключительный урок – обобщение. (1ч)

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.


Календарно-тематическое планирование


урока

Тема

Раздел

Элементы содержания

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия

Дата

В году

В теме

Музыка и литература (17 часов)

1

1

Что роднит музыку с литературой

Что стало бы с муз, если бы не было литер? Связь музыки и литературы.

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

Регулятивные: Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество.

Познавательные: высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения.

Коммуникативные: выявлять связь музыки с литературой.


Вокальная музыка.


2

2

Жанры народных песен

Песня-самый распространённый жанр муз-литер творчества. Песня-душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс- лирическое стихотворение, положенное на музыку.

Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Регулятивные: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

Познавательные: узнавать музыкальные жанры.

Коммуникативные: понимать смысл терминов.

3

3

Романс.

Песня-самый распространённый жанр муз-литер творчества. Песня-душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс- лирическое стихотворение, положенное на музыку.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их
сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

Регулятивные: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям.

Познавательные: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки.

Коммуникативные: творческое задание.


4

4

Дуэт. Музыкальная форма.

Песня-самый распространённый жанр муз-литер творчества. Песня-душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс- лирическое стихотворение, положенное на музыку.

Знать/понимать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. 

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов

Регулятивные: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

Познавательные: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов.

Коммуникативные: выполнение творческого задания.


Фольклор в музыке русских композиторов

5

5

Народные сказания. Симфоническая миниатюра.

Связи муз с литер: произвед программной инструмен муз и вокал сочинения, созданные на основе различных литер источников.

Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения.

Регулятивные: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

Познавательные: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов.

Коммуникативные: выполнение творческого задания.


6

6

Программная музыка. Симфоническая сюита.

Связи муз с литер: произвед программной инструмен муз и вокал сочинения, созданные на основе различных литер источников.

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

Регулятивные: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи.

Познавательные: отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: понимать формы построения музыкальных и литературных произведений.



7

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Вокал и инструмен муз. Особеннос жанра. Жанровое многообраз: вокализ, песни без слов, вокал и инструмен баркарола.

Знать: определения: Романс, Дуэт, Музыкальная форма, этюд, ноктюрн, прелюдии, Программная симфония, Симфония-действо, Кантата, Вокализ, песня без слов, баркарола.

Уметь: определять музыкальное произведение, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

Регулятивные: самостоятельно определять звучание музыкальных произведений, их жанр и название.

Познавательные: ориентироваться в музыкальных терминах.

Коммуникативные: различать и понимать жанры муз. произведения.


Вторая жизнь песни.


8

8

Интерпретация.

Широкое отражение народ песни в русской проф-ной музыке. Связи между музык-ным искусством.

Знать: определения: Реквием.

Уметь: определять музыкальное произведение, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью

Регулятивные: понимать значение этой музыки.

Познавательные: понимать смысл музыки Моцарта.

Коммуникативные: творческое задание.


9

9

Обработка. Трактовка.

Широкое отражение народ песни в русской проф-ной музыке. Связи между музык-ным искусством.

Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Регулятивные: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

Познавательные: рассказывать либретто муз. произведения.

Коммуникативные: выявлять особенности развития образов.



10

10

Всю жизнь мою несу Родину в душу…

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины.

Знать/понимать: имена лучших отече-ственных хореографов, танцоров, особен-ности балетного жанра, его специфику.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

Регулятивные: самостоятельно

определять тембры муз. инструментов симф. оркестра.

Познавательные: логически анализировать и выявлять жанровую линию.

Коммуникативные: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.



Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

11

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Хор. Оркестр. Лирическое стихотворение.

Значимость муз в творчестве писателей и поэтов; национал своеобразие муз в творчестве русского (Свиридов) и западноевропейских (Шопен, Моцарт) композиторов

Знать: определения: Опера, Балет, Увертюра, Мюзикл, Ария..

Уметь: определять музыкальное произведение, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения

Регулятивные: самостоятельно определять звучание музыкальных произведений, их жанр и название.

Познавательные: ориентироваться в музыкальных терминах.

Коммуникативные: различать и понимать жанры муз. произведения.


12

12

Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Контраст интонаций.

Значимость муз в творчестве писателей и поэтов; национал своеобразие муз в творчестве русского (Свиридов) и западноевропейских (Шопен, Моцарт) композиторов

Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, плас-тическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

Регулятивные: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

Познавательные: узнавать музыкальные произведения.



13

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

История развития оперного искус. Основные понятия жанра. Синтез искусств в опере. Основа – литератур произведение (либретто)

Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.
Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

Регулятивные: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и живописи, и их связи.

Познавательные: отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: понимать формы построения музыкальных и живописных произведений.


14

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

История развития балетн искус. Основные понятия жанра. Основа балета – литерат произвед. Балет Чайковского «Щелкунчик»

Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие; понятия Знаменный распев, Песнопение, Унисон, Пение а капелла, Хор, Солист.
Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности

Регулятивные: самостоятельно определять жанры церковной музыки.

Познавательные: иметь представление о традициях православных праздников.

Коммуникативные: выполнение творческого задания.



15

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

Роль литерат сценар и значен муз в синтетич-х видах искусства: театра, кино, телевидение.

Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.
Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Регулятивные: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество.

Познавательные: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой.

Коммуникативные: высказывать свое мнение о содержании произведения.


16

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Расширение представлен о жанре мюзикла. История возник жанра. Основные его отличия от оперы.

Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. 
Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Регулятивные: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

Познавательные: узнавать музыкальные произведения.



17

17

Мир композитора

Расширенное представление о творчестве и деятельности композиторов мира.

Знать/понимать: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;

Регулятивные: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

Познавательные: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки.

Коммуникативные: творческое задание.


Музыка и изобразительное искусство (17 часов)

18

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Связь муз и изобразит-го искусства. Живописная муз и муз-ая живопись. Общее в средствах выраз-сти муз и изобраз искусства.


Регулятивные: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

Познавательные: узнавать музыкальные произведения.

Коммуникативные: понимать смысл терминов.


19

2

Небесное и земное в звуках и красках.

Отношение композ-в и худ-в к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.

Знать/понимать: понятия оркестра, дирижёра, симфонии; состав симфонического оркестра и роль дирижёра в оркестре; 4 группы инструментов.

Регулятивные: самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов.

Познавательные: овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения.

Коммуникативные: рассуждать о значении преобразующей силы в музыке.


Звать через прошлое к настоящему.

20

3

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст.

Глубокое изучение кантаты Прокофьева «Александр Невский: сопоставление героических образов изобразит искусства

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации.

Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

Регулятивные: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

Познавательные: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки.

Коммуникативные: творческое задание.


21

4

Набат. Хор: тенор, бас, сопрано, альт. Песня – плач.

Глубокое изучение кантаты Прокофьева «Александр Невский: сопоставление героических образов изобразит искусства

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.
Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Регулятивные: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

.



Музыкальная живопись и живописная музыка.

22

5

Мелодия. Ритм. Колорит. Ритм. Композиция. Линия.

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.

Регулятивные: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и живописи, и их связи.

Познавательные: отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: понимать формы построения музыкальных и живописных произведений.


23

6

Палитра чувств. Гармония красок. Изобразительность.

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

Регулятивные: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

Познавательные: отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: понимать формы построения музыкальных и живописных произведений.


24

7

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

В основу профес-ой муз лежат народ истоки (Рахманинов-Кикта)

Знать/понимать: установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.
Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Регулятивные: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество.

Познавательные: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой.

Коммуникативные: высказывать свое мнение о содержании произведения.


25

8

Портрет в музыке.

Выразит возможности скрипки, её создат и исполн. Муз и живоп. Портрет Паганини в муз и изобр искус

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инстру-ментальных и вокальных жанров.

Регулятивные: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

Познавательные: узнавать музыкальные произведения.

Коммуникативные: понимать смысл терминов.


26

9

Волшебная палочка дирижёра

Симфонич оркестр. Значен дирижёра в исполни симфонич муз оркестром. Группы инструмен оркестра, их выразроль. Дирижёры.

Знать/понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Регулятивные: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

Познавательные: узнавать музыкальные произведения.



27

10

Образы борьбы и победы в искусстве.

Жизнь и творчест Бетховена. Образный строй симф №5. Творческий процесс сочинения муз композитором.

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

Регулятивные: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи.

Познавательные: отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: понимать формы построения музыкальных и литературных произведений.



28

11

Застывшая музыка

Гармония в синтезе искусттв: архитек, муз, изобраз искус. Архитектур-застывшая муз.

Знать: определения: Романс, Дуэт, Музыкальная форма, этюд, ноктюрн, прелюдии, Программная симфония, Симфония-действо, Кантата, Вокализ, песня без слов, баркарола.

Уметь: определять музыкальное произведение, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

Регулятивные: самостоятельно определять звучание музыкальных произведений, их жанр и название.

Познавательные: ориентироваться в музыкальных терминах.

Коммуникативные: различать и понимать жанры муз. произведения.


29

12

Полифония в музыке и живописи.

Продолжен знакомст с творчест Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Орган.




30

13

Музыка на мольберте.

Знакомст с творчеств литовск худож и композитор Чюрлениса. Расшерение представлен о взаимосвязи и взаимодейст муз, изобразит искус и литературы.

Знать: определения: Реквием.

Уметь: определять музыкальное произведение, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью

Регулятивные: понимать значение этой музыки.

Познавательные: понимать смысл музыки Моцарта.

Коммуникативные: творческое задание.


31

14

Импрессионизм в музыке и живописи.

Особен-ти импрессионизма как худож-го стиля, взаимодейс и взаимообусловлен в муз и живописи.

Знать: определения: Реквием.

Уметь: определять музыкальное произведение, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью

Регулятивные: понимать значение этой музыки.

Познавательные: понимать смысл музыки Моцарта.

Коммуникативные: творческое задание.


32

15

О подвигах, о доблести, о славе…

Тема защиты Родины в произвед раздлич видов искус. Продолжен знакомство с жанром реквием.

Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Регулятивные: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

Познавательные: рассказывать либретто муз. произведения.

Коммуникативные: выявлять особенности развития образов.



33

16

В каждой мимолётности вижу я миры…

Образный мир произвед Прокофьева и Мусргского. Своеобразие их творчесвта

Знать/понимать: имена лучших отече-ственных хореографов, танцоров, особен-ности балетного жанра, его специфику.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

Регулятивные: самостоятельно

определять тембры муз. инструментов симф. оркестра.

Познавательные: логически анализировать и выявлять жанровую линию.

Коммуникативные: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.



34

17

Любимый репертуар.


Знать: определения: Опера, Балет, Увертюра, Мюзикл, Ария..

Уметь: определять музыкальное произведение, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения

Регулятивные: самостоятельно определять звучание музыкальных произведений, их жанр и название.

Познавательные: ориентироваться в музыкальных терминах.

Коммуникативные: различать и понимать жанры муз. произведения.


Всего: 34 ч.


Критерии оценивания.

Текущий контроль:

Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка):

Адекватность действий:

Оценка «5» – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе целенаправлен, решает поставленные задачи адекватным способом;

Оценка «4» – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе может уходить от задания, решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные проявления удалось скорректировать;

Оценка «3» – затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать. Поведение в парной и подгрупповой работе не способствует выполнению задания;

Оценка «2» – задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение в парной и подгрупповой работе препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию.

Правильность действий:

Оценка «5» – выполняет задание правильно или нужна небольшая (стимулирующая, организующая) помощь;

Оценка «4» – выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь;

Оценка «3» – выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая помощь;

Оценка «2» – задание не выполняет, помощь не принимает.

Вербальное оформление ответов:

Оценка «5» – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальными недочетами;

Оценка «4» – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание;

Оценка «3» – неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный ответ, копирование ответа предшественника;

Оценка «2» – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова.

Качество выполнения работы:

Оценка «5»– работа выполнена аккуратно, точно, внесены творческие эстетические преобразования, соответствующие общему замыслу;

Оценка «4» – работа выполнена аккуратно, с небольшими неточностями, без творческих эстетических преобразований;

Оценка «3» – работа выполнена неаккуратно с большими недочетами;

Оценка «2» – работа не выполнена.

Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей:

18-20 баллов – «отлично»;

13-17 баллов – «хорошо»;

10-12 баллов - «удовлетворительно»;

8-9 баллов – «неудовлетворительно».

Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим.

Тест

Оценка «5» – верно выполнено все задания.

Оценка «4» – верно выполнено более 60% заданий.

Оценка «3» – верно выполнено от 30% до 60% заданий.

Оценка «2» – верно выполнено менее 30% заданий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!