Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена для 2-4 классов (по 34 часа) на основе Федерального государственного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Т.И.Баклановой «Музыка».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ
к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к культуре своего народа;
эмоционально - ценностного отношения к Государственному гимну России;
понимания разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека;
положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты;
мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;
эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы);
различать основные жанры народной песни (календарные, колыбельные, трудовые, солдатские, шуточные, плясовые и хороводные песни);
определять куплетную форму и вариации;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
вносить коррективы в свою работу;
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;
сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
читать нотные знаки;
сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;
характеризовать персонажей музыкальных произведений;
группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;
высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
К концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
эмоционально-ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки;
понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к культуре своего народа;
понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;
положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;
ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции;
уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России;
положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;
мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;
эмоционально-ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;
называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;
исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
различать виды музыкально-исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);
называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);
использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;
понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;
устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;
выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
определять на слух основные жанры музыки;
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять особенности оперетты и мюзикла как видов музыкально-сценического искусства;
различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;
называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;
передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;
использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);
вносить коррективы в свою работу;
различать и соотносить замысел и результат работы;
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческих заданий;
определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;
включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность музыкально-исполнительскую, музыкально-пластическую, сочинительскую);
применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
Познавательные
Учащиеся научатся:
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (народное, классическое, современное), по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), по создателям музыки (композиторы);
различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;
характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;
группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);
различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);
устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов;
характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова.
Учащиеся получат возможность научиться:
применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства;
объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах;
выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам;
участвовать в коллективном обсуждении;
высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе;
слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;
выражать эмоционально-ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.
К концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;
уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Учащиеся получат возможность для формирования:
основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;
понимания причин успеха в творческой деятельности;
готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
готовности и способности к самооценке, к саморазвитию
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
воспринимать музыку различных жанров;
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
находить и передавать информацию:
– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
– о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
– о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально-выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
– о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;
– об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
– о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
– о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;
– об авторской песне;
определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном уровне;
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения;
определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях(фрагментах);
определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);
различать танцевальную музыку по особенностям её музыкально-выразительных средств, рассказывать о её происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
соотносить выразительные и изобразительные интонации;
характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально-поэтической и музыкально-пластической импровизации;
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;
использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в
пении, слове, движении, играх, действах и др.);
раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);
использовать доступные методы арт-терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);
основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
следовать при выполнении музыкально-творческой работы инструкциям учителя;
руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы;
определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;
определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить цели и задачи в проблемно-творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;
осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально-исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально-творческих задач;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих работ;
анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы с учётом разных критериев;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;
выделять художественный смысл различных форм построения музыки;
различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;
устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;
выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально-творческой деятельности;
выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; выражать своё отношение к искусству;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
учебного курса «Музыка» 2-4 классы
2 класс (34 часа)
«В сокровищнице Волшебницы музыки». (16 часов).
Музыкальное зеркало. Музыкальные часы. Музыкальный календарь. Музыкальная машина времени. Музыкальный глобус. Волшебная музыкальная палочка. Музыкальная аптечка. Золотой ключик в школе скрипичного ключа.
«Встреча с великими композиторами» (10 часов).
На родине М.И. Глинки. В родительском доме П.И. Чайковского. Морские плавания с Римским – Корсаковым. В школе скрипичного ключа: урок композиции.
«В стране музыкальных инструментов». «В певческой стране» (8 часов).
Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство струнных инструментов. Инструментальный ансамбль. Оркестр. В школе скрипичного ключа: мастерская музыкальных инструментов. У кого какой голос. Вокальный ансамбль. Хор. В школе скрипичного ключа: урок вокала.
3 класс (34 часа)
«В концертном зале» (9 часов).
Концерт хоровой музыки. Концерт камерной музыки. Концерт симфонической музыки.
В музыкальном театре (17 часов).
Опера. Оперетта. Балет. Мюзикл.
«В музыкальном музее» (8 часов).
Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Музыка и другие виды искусства. Музыка и книги.
4 класс (34 часа)
По миру старинной европейской музыки (8 часов)
«Встречи со знаменитыми композиторами», «В рыцарских замках», «На балах», «На карнавалах».
От Руси до России (10часов)
«Русь изначальная», «Русь православная», «Русь скоморошья», «Русь сказочная», «Русь былинная», «Русь героическая».
По России ХХ века (10 часов)
«Музыка революции», «У пионерского костра», «Музыка о войне и на войне», «Музыка на защите мира», «На космодроме», «На стадионе», «На фестивале авторской песни».
В гости к народам России (6 часов)
«У колыбели», «На свадьбе», «На фольклорном фестивале».