4
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе нормативно – правовой базы по ФГОС:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования (руководители проекта: член-корресподент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина, 4-е издание, перераб.-М.: Просвещение, 2012); Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры народов России, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: [сборник]. —М.: Астрель, 2013. — 476, [4] с. — (Планета знаний).ISBN 978-5-271-45627-5 (OOO «Издательство Астрель»)
4. Авторской программы курса «Музыка» 1-4 классы. Т.И. Баклановой И.В. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4; классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2012.)
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2018-2019 учебный год;
6. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ "Авиловская СОШ", приказ № от 154 от 29.06 2016года.
7. Учебного плана МБОУ «Авиловская СОШ» на 2018-2019 учебный год
8. Календарного графика МБОУ «Авиловская СОШ» на 2018/2019 учебный год.
Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки. Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений.
Главная цель музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности
Музыкальное образование должно способствовать повышению культуры личности обучающихся на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей.
Достижение данной цели предусматривает:
• формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта
Музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в
восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных
произведений, их художественно-образного содержания,выразительных средств и др.;
• формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными
детскими и народными музыкальными инструментами предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;
• формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально- инструментальным, музыкально- танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;
• формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познава
тельных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических
знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ,
мультимедиа, Интернета и т.д.);
• формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально- терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).
Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на её основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально-образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого- педагогическом, семантическом, культурно_историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевтическом.
Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на её основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально-образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арттерапевтическом. Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно-игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):
1.«Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1класс).
2.«Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).
3.«Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс).
4.«Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс). В программе «Музыка» для 1-4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные ФГОС для начальной школы: «Музыка в жизни человека»; «Основные закономерности музыкального искусства»; «Музыкальная картина мира» .
УМК «Планета Знаний». Музыка. Т.И.Бакланова. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2013г.Учебники и учебные пособия: Т.И.Бакланова «Музыка».- М.: АСТ, «Астрель». 2012-2014г.Методические пособия для учителя: Т.И.Бакланова. Обучение в 4 классе по учебнику «Музыка». - М.: АСТ, «Астрель». 2010г
*Рабочая программа по предмету может изменяться с учетом специфики класса.
Сроки реализации Рабочей программы: 1 год с 03.09. 2018- 27.05. 2019. На изучение музыки в 4 классе отводится 1ч в неделю, по программе – 34 ч. Согласно учебному плану, действующему расписанию и календарному графику МБОУ «Авиловская СОШ» рабочая программа по музыке будет реализована за 35 ч, за счет добавления 1 часа на раздел «Музыкальное путешествие по России 20 века».
2.Планируемые результаты учебного предмета «Музыка»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно- бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности,
к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;
• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• основ общей культуры личности в контексте высших духовно - нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;
• эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;
• понимания причин успеха в творческой деятельности;
• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально - поэтического творчества народов мира;
• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• воспринимать музыку различных жанров;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
• находить и передавать информацию:
– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов - виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
– о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
– о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально - выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
– о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально - выразительных средствах и художественно –образном содержании;
– об обиходных церковных песнопениях, духовных стихах и колокольных звонах;
– о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского - Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинскогои др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
– о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;
– об авторской песне;
• определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном уровне;
• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
Уметь:
• называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально -пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально - хоровые произведения;
• определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;
• определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании
различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно - бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);
• различать танцевальную музыку по особенностям её музыкально - выразительных средств, рассказывать о еe происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
• соотносить выразительные и изобразительные интонации;
• характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;
• воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально - поэтической и музыкально - пластической импровизации;
• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально - поэтических и музыкально - пластических импровизациях;
• раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);
• использовать доступные методы арт - терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного10
самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
• представлять широкой публике результаты собственной Музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
• собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);
• основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
• планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий;
• следовать при выполнении музыкально - творческой работы инструкциям учителя;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально – творческой работы;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы;
• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить цели и задачи в проблемно-творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;
• осуществлять самостоятельную музыкально – творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально -исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально- движении и импровизации);
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально - творческих задач;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально - творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнении музыкально - творческих работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы с учётом разных критериев;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно - массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем образов), делать выводы;
• выделять художественный смысл различных форм построения музыки;
• различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
• различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;
• устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• выступать с аудио - , видео - и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
• составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;
• выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально –творческой деятельности;
• выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; выражать своё отношение к искусству;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Виды и формы контроля.
Виды: вводный, тематический, промежуточный, итоговый.
Формы: Проекты, творческие работы, игровые формы, устный опрос, фронтальный опрос, беседа, тест.
Оценочные и методические материалы по предмету находятся в учебнике по музыке 3 класс Т.И. Баклановой. Каждый раздел завершается творческим проектом и проверочными заданиями «Путь к Вершине творчества»
С целью создания условий для реализации ФГОС НОО, индивидуализации и дифференциации деятельности обучения, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации и в соответствии с положением о Портфеле достижений учащихся, осваивающих ООП НОО, индивидуальные накопительные оценки, ориентированные на демонстрацию динамики образовательных достижений учащихся по предмету, динамики продвижения в различных видах деятельности, оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования фиксируются в Портфеле достижений учащегося начальной школы и являются обязательным компонентом при итоговом оценивании учащихся.
Основной формой организации учебной деятельности является классно-урочная система.
Эффективная учебная деятельность учащихся на уроках построена на индивидуальных формах обучения. На таких занятиях создаются оптимальные условия не только для усвоения учебного материала, выработки умений и навыков, но и для развития и формирования личности учащихся. Информационный поиск — задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету. Дифференцированные задания — предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Интеллектуальный марафон — задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Творческие задания — направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность. Работа в паре — задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая». Проекты. В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта обучающегося. Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
Тематика творческих проектов: «Звук и цвет», «Сказочные герои», «Наш праздник», «Полет над музыкальным миром», «Музыка и окружающий мир», «Композиторы», «Музыканты - исполнители, «Европейская музыка и музыканты», «Музыкальная история России».
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования:
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4 балльной системой
Овладение опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Нормы оценивания знаний по музыке
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «5» ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 4 ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями, но при этом допускаются некоторые неточности.
Отметка 3 ставится:
проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции); или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 2 ставится:
нет интереса, эмоционального отклика;
неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
3.Содержание учебного предмета
В 4 классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим образовательным маршрутам:
—по миру старинной европейской музыки (темы:«Встречи со знаменитыми композиторами», «В рыцарских замках», «На балах», «На карнавалах»);
—от Руси до России (темы «Русь изначальная», «Русь православная», «Русь скоморошья», «Русь сказочная»,«Русь былинная», «Русь героическая»);
—по России ХХ века (темы «У пионерского костра»,«Музыка о войне и на войне», «Музыка на защите мира»,«На космодроме», «На стадионе», «На фестивале авторской песни»);
— в гости к народам России (темы «У колыбели», «На свадьбе», «На фольклорном фестивале»).
Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем — К простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно-информационном пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально-культурным традициям и др.). Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия по миру.
Таким образом, в программе «Музыка» для 1–4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:
• «Музыка в жизни человека»;
• «Основные закономерности музыкального искусства»;
• «Музыкальная картина мира».
При раскрытии первой содержательной линии основное внимание в программе уделено обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.
При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно-образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе общения между людьми, её эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении художественно-образного содержания произведений.
Третья содержательная линия реализуется в программе через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио и телепередачах, видеофильмах, звукозаписях (CD, DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально-поэтических традиций. Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся на основе данной программы смогут осуществлять все предусмотренные Государственным образовательным стандартом и Программой по музыке виды деятельности (пение, слушание и интерпретация музыки, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения, драматизации). Кроме того, в каждый из четырёх образовательных маршрутов включён дополнительный (вариативный) маршрут «В школе Скрипичного ключа». Он даёт возможность познакомить детей с основами нотной грамоты, игры на музыкальных инструментах (например, «Урок игры на гитаре» в4 классе), изучения народной музыки (например, «Урок фольклора» в 4 классе) и др.
Также в качестве вариативного компонента в программу включены арт-терапевтические задания и упражнения, разработанные и адаптированные специалистами для использования в общеобразовательной школе.
Приложение . 4. Календарно- тематическое планирование «Музыка» 4 класс, 35 ч
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
| «Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки» | 9 ч | план | факт |
1 | 1 | Встреча со знаменитыми композиторами: Иоганн Себастьян Бах | 1 | 03.09 | |
2 | 2 | Встречи со знаменитыми композиторами: Вольфганг Амадей Моцарт. | 1 | 10.09 | |
3 | 3 | В рыцарских замках | 1 | 17.09 | |
4 | 4 | На балах. | 1 | 24.09 | |
5 | 5 | На балах: полонез | 1 | 01.10 | |
6 | 6 | На балах: вальс и его «король» - композитор Иоган Штраус. | 1 | 08.10 | |
7 | 7 | На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька | 1 | 15.10 | |
8 | 8 | На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал. | 1 | 22.10 | |
9 | 9 | С чего начинается Родина? Твои творческие достижения «Путь к вершине творчества» №1 | 1 | 29.10 | |
| | «Музыкальное путешествие от Руси до Руси» | 9ч | | |
10 | 1 | Русь изначальная: И. Стравинский. Балет «Весна священная» | 1 | 12.11 | |
11 | 2 | Русь изначальная: М Балакирев Симфоническая поэма «Русь» | 1 | 19.11 | |
12 | 3 | Русь православная: церковные песнопения. | 1 | 26.11 | |
13 | 4 | Русь скоморошья. | 1 | 03.12 | |
14 | 5 | Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица» | 1 | 10.12 | |
15 | 6 | Русь сказочная: Н. Римский –Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане» | 1 | 17.12 | |
16 | 7 | Русь былинная: Н. Римский –Корсаков. Опера- былина «Садко» | 1 | 24.12 | |
17 | 8 | Русь героическая: А Бородин. Опера «Князь Игорь» | 1 | 14.01 | |
18 | 9 | Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Твои творческие достижения «Путь к вершине творчества» №2 | 1 | 21.01 | |
| «В гостях у народов России» | 8ч |
19 | 1 | Музыка революции. | 1 | 28.01 | |
20 | 2 | У пионерского костра. | 1 | 04.02 | |
21 | 3 | В кинотеатрах и у телевизора. | 1 | 11.02 | |
22 | 4 | Музыка о войне и на войне: песни советских композиторов. | 1 | 18.02 | |
23 | 5 | Музыка о войне и на войне: Д.Шостакович.Симфония №7 (Ленинградская) | 1 | 25.02 | |
24 | 6 | Музыка на защите мира: Д. Кабалевский. Кантана «Песня утра, весны и мира». | 1 | 04.03 | |
25 | 7 | На космодроме. | 1 | 11.03 | |
26 | 8 | На стадионе. Твои творческие достижения «Путь к вершине творчества» №3 | 1 | 18.03 | |
| «Музыкальное путешествие по России 20 века» | 9 | | |
27 | 1 | На фестивале авторской песни. | 1 | 01.04 | |
28 | 2 | У колыбели. | 1 | 08.04 | |
29 | 3 | На свадьбе. | 1 | 15.04 | |
30 | 4 | На фольклорном фестивале: выступают фольклорные ансамбли. | 1 | 22.05 | |
31 32 | 5 6 | На фольклорном фестивале: кто на чем играет? Урок фольклора | 1 1 | 29.04 06.05 | |
3334 35 | 7. 8 9 | На фольклорном фестивале: Выступают ансамбли народного танца. Твои творческие достижения «Путь к вершине творчества» №4 | 2 1 | 13.05 20.05 27.05 | |
Лист корректировки рабочей программы
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |