Изучение музыки во 2 классе направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию Цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол. час. | Основные термины и понятия | Музыкальные произведения | Д/з |
план | факт |
1 четверть (9 ч) |
Россия – Родина моя (3 ч) |
1 | | | Музыкальные образы родного края | 1 | Жанры музыки (песня, танец, марш); выразительность и изобразительность, слушание, вокализация темы, интонационно - образный анализ | Исполнение песен о Родине. Здравствуй, Родина моя!” муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. “Мой Ставропольский край” муз. Г. Мовсесяна, сл. И. Шаферана. “Мой Буденновск” муз. Н. Войлоковой, сл. Н. Хмелевой Р.н.п. “Калинка”. “Гимн России”, муз. Б. Александрова, сл. С. Михалкова. | Повторить жанры музыки. Заучить гимн России Закрепление музыкальных понятий |
2 | | | Песенность как отличительная черта русской музыки | 1 | Понятия «мелодия-аккомпанемент», «запев-припев» Определение динамики как средства развития музыки. |
3 | | | Мелодия – душа музыки | 1 | Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн. Закрепление понятий: мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев. |
| День, полный событий (6 ч) |
4 | | | Мир ребенка в музыкальных образах | 1 | Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики «фортепиано». | “Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш” Прокофьева. “Полька” из “Детского альбома” Чайковского.“Тарантелла” С.Прокофьева. | Заучить новые термины. |
5 | | | Природа и музыка | 1 | Знакомство с нотной грамотой Определение регистра Средства музыкальной выразительности - интонация, мелодия, ритм, динамика, темп, регистр. | “Дождик, дождик”, “Заинька, зайка!”, “Жук, жук, где твой дом?” Пьесы из “Детской музыки” С. Прокофьева: “Утро” и “Вечер”. “Вечерняя песня А. Тома (ст. К. Ушинского) | Рисунок на тему «Осень» |
6 | | | Танцы, танцы, танцы | 1 | Песенность, танцевальность, маршевость. | “Вечерняя песня А. Тома (ст. К. Ушинского). “Полька” из “Детского альбома” Чайковского. Фрагменты двух вальсов - Чайковского и Прокофьева. “Начинаем перепляс” (ст. П. Синявского) | Повторить попевки. |
7 | | | Эти разные марши | 1 | Характерные особенности маршевости: интонация шага, ритм марша. | “Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш” Прокофьева. “Похороны куклы” Чайковского, “Шествие кузнечиков” | Гимн Дагестана. |
8 | | | Расскажи сказку | 1 | Понятие музыкальной фразы Характерные интонации колыбельных песен. | Л.н.п.“Ай-я, жу-жу, медвежонок”. “Сонная песенка” Р. Паулса, “Спят усталые игрушки” А. Островского, “Колыбельная медведицы”, “Сказочка” С. Прокофьева. “Мама” П. Чайковского. | Написать свою песню, сказку. |
9 | | | Обобщающий урок | 1 | | Конкурс на лучшее исполнение песен по командам. Русская народная песня - пляска “Светит месяц”. | Повторить изученный материал. |
2 четверть (7 ч) |
О России петь -что стремиться в храм (7 ч) |
10 | | | Колокольные звоны России | 1 | Тембры колоколов. Названия колокольных звонов. Знакомство с понятием музыкального пейзажа | “Праздничный трезвон” в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры. “Вечерняя музыка” В. Гаврилина. Р.н.п. “Вечерний звон”. “Бубенчики” американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец Яков”. | Нарисовать колокол. |
11 | | | Святые земли русской. Александр Невский | 1 | Определение жанра кантаты. Рассказ об Александре Невском. | “Песни об Александре Невском” (№ 2) и хора “Вставайте, люди русские”(№ 4) | Иллюстрация. |
12 | | | Святые земли русской. Сергий Радонежский | 1 | Определение народных песнопений Рассказ о жизни Сергия Радонежского. | Картины М. Нестерова “Видение отроку Варфоломею” и “Юность Сергия Радонежского”. “Народные песнопения о Сергии Радонежском”. “Народные песнопения о Сергии Радонежском”. Пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского – “Утренняя молитва” и “В церкви” | Повторить песню. |
13 | | | Жанр молитвы | 1 | Интонационно - образный анализ пьес Чайковского. Определение плана развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо. |
14 | | | Рождественские праздники | 1 | Рождество | “Рождество Христово” (колядка). Сказка Т. Гофмана и музыка балета П. Чайковского “Щелкунчик”: “Марш” детей у новогодней елки, “Вальс снежных хлопьев”, “Рождественская песенка” (слова и музыка П. Синявского). Подготовка к новогоднему балу. | Разучить колядки. Нарисовать Рождество. |
15 | | | Рождественские праздники | 1 | |
16 | | | Урок - концерт | 1 | |
3 четверть (10 ч) |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 ч) |
17 | | | Оркестр русских народных инструментов | 1 | Тембры русских музыкальных инструментов. | “Во поле береза стояла”, “Дон-дон”, “Андрей-воробей, не гоняй голубей”, “Солнышко, солнышко”, “Дождик”, “Заинька””, “Жук”, “Скок, поскок”, “Светит месяц”, “Камаринская”. Игра “Разыграй песню”: игровые русские народные песни - “Выходили красны девицы”, “Бояре, а мы к вам пришли” | Тембры музыкальных инструментов Повторить русские народные песни. |
18 | | | Фольклорнародная мудрость | 1 | Фольклор |
19 | | | Музыка в народном стиле | 1 | Определение формы вариаций. | С. Прокофьев “Ходит месяц над лугами”, “Вечерняя песня” А. Тома, сл. К. Ушинского, “Реченька” А. Абрамова, сл.Е. Карасева, “Прибаутки” В. Комракова, сл. народные, “Камаринская” из “Детского альбома” П. Чайковского, “Сочини песенку”. | Подготовить песню или стих на родном языке. |
20 | | | Праздники русского народа. Масленица | 1 | Определение песни - диалога. Напев, наигрыш. | Инструментальное исполнение народных наигрышей “Светит месяц”, “Калинка”. Разучивание масленичных песенок “А мы масленицу дожидаем”, “Едет масленица дорогая”. | Подготовить рисунок. |
21 | | | Праздники русского народа. Встреча весны | 1 | Песни - заклички. | Исполнение песен, игр, чтение стихов о весне, прослушивание музыкальных записей с пением птиц. “Горелки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Ворота”, “Блины”, а также песенки - веснянки. Народные обряды, связанные с Масленицей и встречей Весны. | Рисунок «Встреча весны». |
В музыкальном театре (4 ч) |
22 | | | Детский музыкальный театр | 1 | Определения оперы, хора, солистов. | Опера М. Коваля “Волк и семеро козлят”. Играем в музыкальный театр. Инсценировка - импровизация русской народной сказки “Теремок”. Разучивание песни “Семеро козлят”. Фрагмент из балета “Золушка” С. Прокофьева. | Разучивание песни «7 козлят». |
23 | | | Балет на сказочный сюжет | 1 | Определение балета, балерина, танцор. |
24 | | | Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов | 1 | Симфонический оркестр, дирижер Пластический этюд. | “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского. “Колыбельная Волховы” из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова. “Марш” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского, “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М. Глинки. Г. Гладков “Песня-спор Игра “Играем в дирижера”. | Повторить термины. |
25 | | | Опера “Руслан и Людмила” | 1 | Увертюра, финал. | “Песня Баяна”. Картина В. Васнецова “Гусляры”. Свадебный хор “Лель таинственный”. Сцена похищения Людмилы злым волшебником Черномором. Увертюра к опере “Руслан и Людмила” М. Глинки и заключительный хор из финала оперы “Слава великим богам!” | Знать термины увертюра, финал. |
В концертном зале (3 ч.) |
26 | | | Жанр симфонической сказки | 1 | Определение тембра. Тембровые характеристики. | Симфоническая сказка С. Прокофьева “Петя и волк”. Темы Пети, Птички, Утки, Кошки, Дедушки, охотников, Волка. | Нарисовать актеров сказки. |
4 четверть (8 ч) |
27 | | | Музыкальные образы сюиты “Картинки с выставки” | 1 | Сравнение по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности. | Пьесы из фортепианной сюиты М. Мусоргского “Картинки с выставки”. “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”). “Богатырские ворота”. “Балет невылупившихся птенцов” и “Лиможский рынок”. | Нарисовать одну из картин выставки. |
28 | | | Мир музыки Моцарта | 1 | Жанр симфонии. Форма рондо. Симфоническая партитура. | Моцарт “Колыбельная”. Фрагменты двух увертюр: русского композитора М. Глинки из оперы “Руслан и Людмила” и В.-А. Моцарта из оперы “Свадьба Фигаро”. Ролевая игра “Играем в дирижера”. Выразительное чтение и рассказ о детстве Моцарта. | Повторить рассказ о детстве Моцарта. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч.) |
29 | | | Интонация | 1 | Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр. | Моцарт “Колыбельная”. Бах “За рекою старый дом” (русский текст Д. Тонского). | Повторить термины. |
30 | | | Выразительность и изобразительность в музыке | 1 | Орган. Менуэт. Понятие выразительности и изобразительности. Контраст. | Бах: “Менуэт” и “Волынка” из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”. Бах “За рекою старый дом”. “Тройка” Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” А. Пушкина) | Иллюстрация, к повести А.С.Пушкина «Метель» |
31 | | | Песня, танец и марш в музыке Кабалевского | 1 | Ладовые сопоставления мажора -минора. | Марш “Кавалерийская”. Танец “Клоуны”. Песня “Карусель” (слова И. Рахилло). Песня Д. Кабалевского “Наш край” (сл. А. Пришельца). | Заучить песни. |
32 | | | Жанр инструменталь ного концерта | 1 | | Песня Д. Кабалевского “Наш край”, сл. А. Пришельца. П.Чайковский “Концерт” для фортепиано с оркестром. “Играем в композитора”. | Выучить текст песни наш край |
33 | | | Мир музыки Прокофьева и Чайковского | 1 | Определение стиля композитора. | Мир детских игр и увлечений (“Игра в пятнашки” – “Игра в лошадки”, “Марш”, “Прогулка” – “Марш деревянных солдатиков”). Народные мотивы (“Камаринская” – “Мужик на гармонике играет”). Сказка в музыке (“Сказочка” – “Нянина сказка”). | Повторить детские игры. |
34 | | | Обобщающий урок | 1 | | Песни по выбору. | Повторить песни. |
Итого:34ч.