Директор _________Н.В. Карасева
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Коррекционный курс «Логопедические занятия» занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации.
Нарушения речи у большинства обучающихся, носит характер системного недоразвития, т е страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У обучающихся отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у обучащихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
Несформированность фонетико-фонематической и лексико- грамматических сторон речи, а также фонематического слуха приводит к тому, что обучающиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Так, некоторые обучающиеся не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. При письме наблюдаются следующие ошибки:
Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень форсированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы с обучающимися является максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятиях необходимо включать упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики.
В связи с вышесказанным логопедическая работа с обучающимися, занимает важное место в процессе коррекции нарушений их развития.
В процессе коррекционных занятий обучающиеся учатся правильно строить высказывания, развивают письменную речь, учатся применять правила на практике, обогащают словарный запас, расширяют кругозор, тактильное, слуховое и зрительное восприятие.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» относится к вариативной части учебного плана. На изучение коррекционного курса «Логопедические занятия» отводится 136 часов в год,(4 часа в неделю). В соответствии с годовым календарным графиком ГКОУ РО «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья», производственным календарем РФ на 2019-2020г, количество часов для обучающихся 2 класса, отведенных на изучение коррекционного курса «Логопедические занятия» составляет 131 час. Информация о практическом наполнении программы представлена в разделе «Календарно – тематическое планирование». Программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.
Качество речевого развития обучающихся определяются мониторингом, состоящим из диагностики следующих параметров:
Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
№ урока | Тема урока (тип) | Кален-дарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) | О (оборудование) / Р (расходные материалы) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Обследование( 9 часов) |
1 | Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. | 02.09 | Провести первичную диагностику. | | Демонстрационный материал |
2 | Обследование импрессивной речи. | 03.09. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложения, грамматических форм, текст. | | Демонстрационный материал |
3 | Обследование экспрессивной речи. | 04.09 | Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания. | | Демонстрационный материал |
4 | Обследование связной речи. | 06.09. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. | | Демонстрационный материал |
5 | Обследование словарного запаса. | 09.09. | Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. | | Демонстрационный материал |
6 | Обследование слоговой структуры слов. | 10.09. | Выявить степень владения слоговой структурой. | | Демонстрационный материал |
7 | Обследование произносительной стороны речи. | 11.09. | Выявить способность дифференциации звуков близких по акустическим признакам. | | Демонстрационный материал |
8 | Обследование чтения. | 13.09. | Выявить наличие нарушений чтения. | | Демонстрационный материал |
9 | Обследование письма. | 16.09. | Выявить наличие нарушений письма. | | Демонстрационный материал |
Звуковой анализ (10 часов) |
10 | Органы речи | 17.09. | Сравнить речевые и неречевые звуки. Познакомить со строением речевого аппарата. | Презентация «Гласные и согласные буквы». | Таблица с изображением органов речи. |
11 | Образование звуков речи. | 18.09. | Показать, как образуются звуки речи. | | Картинный материал. |
12 | Гласные звуки. | 20.09. | Познакомить учеников с образованием гласных 1-го ряда. | Презентация «Занимательная грамматика». | Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал. |
13 | Узнавание гласного звука на слух | 23.09. | Развивать фонематический слух. | | Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал. |
14 | Слова, отличающиеся одним гласным звуком. | 24.09. | Формировать понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка. | Презентация «Гласные и согласные буквы»; | Схемы звукового анализа .Наглядный раздаточный материал. |
15 | Согласные звуки. | 25.09. | Показать различие в образовании гласных и согласных звуков. | | Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал |
16 | Слова, отличающиеся одним согласным звуком. | 27.09. | Закрепить понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка. | Презентация «Занимательная грамматика». | Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. . |
17 | Звуковой анализ односложных слов. | 30.10. | Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове. | | Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. |
18 | Звуковой анализ двусложных слов. | 01.10. | Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове. | | Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. |
19 | Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд. | 02.10. | Развивать фонематический слух. | | Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. |
Дифференциация звонких и глухих парных согласных(19 часов) | | | | |
20 | Дифференциация Б – П изолированно и в слогах. | 04.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв |
21 | Дифференциация Б – П в словах. | 07.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв |
22 | Дифференциация Б – П в предложении. | 08.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | Презентация «Занимательная грамматика». | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. |
23 | Дифференциация В - Ф изолированно и в слогах. | 09.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. |
24 | Дифференциация В - Ф в словах. | 11.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
25 | Дифференциация В -Ф в предложении. | 14.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | Презентация «Занимательная грамматика». | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. |
26 | Дифференциация Г - К изолированно и в слогах. | 15.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
27 | Дифференциация Г – К в словах. | 16.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
28 | Дифференциация Г – К в предложении. | 18.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
29 | Дифференциация Д – Т изолированно и в слогах. | 21.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | Презентация «Занимательная грамматика». | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
30 | Дифференциация Д – Т в словах. | 22.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
31 | Дифференциация Д - Т в предложении | 23.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | Презентация «Занимательная грамматика». | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
32 | Дифференциация Ж - Ш изолированно и в слогах. | 25.10. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
33 | Дифференциация Ж - Ш в словах. | 05.11. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
34 | Дифференциация Ж - Ш в предложении | 06.11. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. |
35 | Дифференциация З – С изолированно и в слогах. | 08.11. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | Презентация «Занимательная грамматика». | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. |
36 | Дифференциация З - С в словах. | 11.11. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
37 | Дифференциация З - С в предложении. | 12.11. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Дидактический материал. |
38 | Итоговое занятие по теме « Звонкие и глухие согласные». | 13.11. | Проверить уровень знаний обучаю щихся. | | Дидактический материал. |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными (13 часов). | | | | |
39 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах. | 15.11. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | Презентация «Занимательная грамматика». | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
40 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в словах. | 18.11. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
41 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах. | 19.11. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | | Кассы букв. Слоговые таблицы |
42 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в словах. | 20.11. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. |
43 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах. | 22.11. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв . |
44 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в словах. | 25.11. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв . Дидактический материал |
45 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах. | 26.11. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв |
46 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в словах. | 27.11. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | Презентация «Занимательная грамматика». | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
47 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах. | 29.11. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. |
48 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в словах. | 02.12. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
49 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. | 03.12. | Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. | | Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. |
50 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. | 04.12. | Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. | | Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. |
51 | Итоговое занятие по теме « Твёрдые и мягкие согласные». | 06.12. | Закрепить умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные». | | Дидактический материал. |
Дифференциация сонорных согласных (3 часа). | | | |
52 | Дифференциация согласных Р – Л в слогах. | 09.12. | Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. | Презентация «Занимательная грамматика». | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв |
53 | Дифференциация согласных Р – Л в словах. | 10.12. | Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. | | Кроссворд, веера букв, карточки с заданиями. |
54 | Дифференциация согласных Р – Л в предложении. | 11.12. | Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. | | Веера букв, карточки с заданиями |
Дифференциация свистящих и шипящих согласных (10 часов). | | | | |
55 | Дифференциация С – Ш в слогах. | 13.12. | Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. |
56 | Дифференциация С – Ш в словах. | 16.12. | Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | » | Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. |
57 | Дифференциация С – Ш в предложении. | 17.12. | Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | Презентация «Занимательная грамматика». | Стихотворный текст, веера букв, мяч, карточки с заданиями |
58 | Дифференциация З - Ж в слогах. | 18.12. | Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. |
59 | Дифференциация З - Ж в словах. | 20.12. | Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | | Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. |
60 | Дифференциация З - Ж в предложении. | 23.12. | Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | Презентация «Занимательная грамматика». | Стихотворный текст, веера букв, мяч, карточки с заданиями. |
61 | Дифференциация С - Щ в слогах. | 24.12. | Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. |
62 | Дифференциация С - Щ в словах. | 25.12. | Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | | Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. |
63 | Дифференциация С - Щ в предложении. | 27.12. | Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | | Карточки с заданиями. |
64 | Занимательная логопедия | 13.01. | | | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. |
Дифференциация согласных (13 часов) |
65 | Дифференциация С – Ц в слогах. | 14.01. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | Презентация «Занимательная грамматика». | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. |
66 | Дифференциация С - Ц в словах. | 15.01. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | | Картинный материал, Веера букв, мяч, карточки с заданиями. |
67 | Дифференциация С - Ц в предложении. | 17.01. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. |
68 | Дифференциация Ч – Ц в слогах. | 20.01. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | Презентация «Занимательная грамматика». | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. |
69 | Дифференциация Ч - Ц в словах. | 21.01. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. |
70 | Дифференциация Ч - Ц в предложении. | 22.01. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. |
71 | Дифференциация Ч – Щ в слогах. | 24.01. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. |
72 | Дифференциация Ч - Щ в словах. | 27.01. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | Презентация «Занимательная грамматика». | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. |
73 | Дифференциация Ч - Щ в предложении. | 28.01. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. |
74 | Дифференциация Ш – Щ в слогах. | 29.01. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. |
75 | Дифференциация Ш - Щ в словах. | 31.01. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. |
76 | Дифференциация Ш - Щ в предложении. | 03.02. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. |
77 | Дифференциация И – Й изолированно и в словах. | 04.02. | Показать различие в образовании данных звуков. | | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. |
Слоговая структура слова (9 часов). |
78 | Анализ односложных слов. | 05.02. | Развивать умение анализировать слоговую структуру слова. | Презентация «Занимательная грамматика». | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. |
79 | Анализ двусложных слов. | 07.02. | Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова. | | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. |
80 | Анализ трёхсложных слов. | 10.02. | Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова. | Презентация «Состав слова» | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. |
81 | Анализ трёхсложных слов. | 11.02. | Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова. | | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. |
82 | Деление на слоги слов со стечением согласных. | 12.02. | Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове. | Презентация «Занимательная грамматика». | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. |
83 | Деление на слоги слов со стечением согласных. | 14.02. | Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове. | | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами. |
84 | Определение ударного слога в словах. | 17.02. | Учить определять ударный слог. | Презентация «Занимательная грамматика». | Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. |
85 | Определение ударного слога в словах. | 18.02. | Учить определять ударный слог. | | Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. |
86 | Определение ударного слога в словах. | 19.02. | Учить определять ударный слог. | | Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. |
Слова, обозначающие предметы (5 часов). |
87 | Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. | 21.02. | Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?», | Презентация «Занимательная грамматика». | Индивидуальный раздаточный картинный материал, карточки со словами, набор предметных картинок. |
88 | Слова, обозначающие один и много предметов. | 25.02. | Учить образовывать множественное число имени существительного. | | Набор предметных картинок |
89 | Определение предмета по названию его составных частей. | 26.02. | Учить определять предмет по его составным частям. | | Картинный материал, карточки со словами. |
90 | Сравнение двух предметов. | 28.02. | Учить сравнивать два похожих предмета и определять признаки сходства и различия. | | Картинный материал. |
91 | Различение слов, обозначающих обобщённые понятия. | 02.03. | Закрепить умение различать слова по их отношению к родовым категориям. | | Картинный материал, раздаточный наглядный материал. |
Слова, обозначающие действия предметов ( 6 часов) |
92 | Различение животных по их действиям. | 03.03. | Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности ( кто как передвигается, кто как голос подаёт). | | Картинный материал. |
93 | Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов. | 04.03. | Учить образовывать множественное число глаголов. | Презентация «Деформированный текст» | Карточки с заданиями. |
94 | Различение профессии людей по их действиям. | 06.03. | Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют. | | Раздаточные предметные картинки, карточки с заданиями. |
95 | Определение действий в режиме дня. | 10.03. | Учить правильно определять действия, которые дети выполняют в разное время суток. | | Картинный материал. |
96 | Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия. | 11.03. | Учить подбирать слова – действия к словам – предметам. | | Карточки с заданиями. |
97 | Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия. | 13.03. | Учить подбирать слова – действия к словам – предметам. | | Карточки с заданиями. |
Работа с предлогами (17 часов). |
98 | Различение предложений и словосочетаний. | 16.03. | Предупредить использование ошибочных словосочетаний в речи. | | Схемы предложений. Карточки с заданиями. |
99 | Применение предлогов в речи. | 17.03. | Познакомить детей с предлогами на практическом уровне. | Презентация «Деформированный текст» | Карточки с деформированными предложениями, картинки для составления предложений. |
100 | Предложения с предлогом на. | 18.03. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. |
101 | Предложения с предлогом в. | 20.03. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | Презентация «Занимательная грамматика». | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. |
102 | Дифференциация предлогов на – в. | 31.03. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | | Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами В-НА, карточки с предложениями |
103 | Предложения с предлогом с. | 01.04. | Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения | Презентация «Деформированный текст» | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. |
104 | Занимательная логопедия. | 03.04. | Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения | | Демонстрационные материал. |
105 | Предложения с предлогом из. | 06.04. | Учить выделять предлоги в предложении, используя схему .предложения | | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. |
106 | Дифференциация предлогов с - из. | 07.04. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | Презентация «Занимательная грамматика». | Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами С-ИЗ, карточки с предложениями |
107 | Предложения с предлогом от. | 08.04. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. |
108 | Предложения с предлогом к. | 10.04. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений |
109 | Дифференциация предлогов от - к. | 13.04. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | Презентация «Деформированный текст» | Демонстрационный материал |
110 | Предложения с предлогом над. | 14.04. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. |
111 | Предложения с предлогом под. | 15.04. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. |
112 | Дифференциация предлогов под – над. | 17.04. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | Презентация «Занимательная грамматика». | Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами ПОД-НАД, карточки с |
113 | Закрепление понятия о предлогах. | 20.04. | Закрепить умение выделять предлоги в предложении. | | Карточки с предлогами, Карточки с деформированными предложениями |
114 | Диктант по теме «Предлоги». | 21.04. | Проверить знания по теме «Предлоги». | | Дидактический материал |
Предложение (7 часов). |
115 | Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста. | 22.04. | Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста. | Презентация «Предложение» | Карточки с заданиями. |
116 | Дополнение предложений с помощью вопросов и слов для справок. | 24.04. | Формировать умение распространять простое двусоставное предложение. | | Карточки с заданиями. |
117 | Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. | 27.04. | Учить составлять грамматически верное предложение. | | Карточки с заданиями для индивидуальной работы. |
118 | Сложное предложение. | 28.04. | Познакомить детей со сложносочинённым предложением( с союзом «а»). | Презентация «Написание предложений». | Картинный материал, Карточки с заданиями. |
119 | Интонационная законченность предложения. Повествовательное предложение. | 29.04. | Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений. | | Карточки с загадками, Карточки со сплошным текстом. |
120 | Интонационная законченность предложения. Вопросительное предложение. | 06.05. | Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений. | | Карточки с загадками, Карточки со сплошным текстом. |
121 | Интонационная законченность предложения. Восклицательное предложение. | 08.05. | Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений. | | Карточки со сплошным текстом. |
Текст (7 часов). |
122 | Ознакомление с признаками текста. | 12.05. | Формировать умение отличать текст от группы предложений. | | Карточки с текстом. |
123 | Восстановление деформированного текста. | 13.05. | Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте. | Презентация «Текст». | Карточки с деформированным текстом. |
124 | Пересказ текста по вопросам. | 15.05. | Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте. | | Карточки с вопросами к тексту |
125 | Пересказ текста по вопросам. | 18.05. | Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте. | | Карточки с вопросами к тексту. |
126 | Пересказ текста по вопросам. | 19.05. | Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте. | | Карточки с вопросами к тексту. |
127 | Составление рассказа по серии картинок. | 20.05. | Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. | | Серия картинок. |
128 | Составление рассказа по серии картинок. | 22.05. | Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. | | Серия картинок. |
Обследование (3 часа) |
129 | Фронтальное обследование. | 25.05. | Обследование звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи. | | Демонстрационный материал |
130 | Фронтальное обследование. | 26.05. | Обследование звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи. | | Демонстрационный материал |
131 | Фронтальное обследование. | 27.05. | Обследование звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи. | | Демонстрационный материал |