1. Язык и речевая практика
1.1. Речь и альтернативная коммуникация.
Пояснительная записка
(3 часа в неделю)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Планируемые предметные результаты учебного предмета
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
-
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
-
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
-
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
· Узнавание и различение образов графем (букв).
· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
· Начальные навыки чтения и письма.
Жизненные компетенции: индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Учащийся должен овладеть следующими базовыми учебными действиями
на конец учебного года.
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
-
называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками;
-
откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, воспитателя, имена одноклассников и ближайших родственников.
-
различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх;
-
подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о производимых действиях.
Учащиеся должны знать:
Личностные учебные действия
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
пользоваться учебной мебелью
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
читать, писать
устанавливать видо-родовые отношения предметов.
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
№ | Наименование темы, разделы, блоки, модули | кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 | -
Формирование эмоционального контакта, с учителем, знакомство с детьми, имена детей в речи учителя. Знакомство с классом и школой, режимом дня. -
Представление о предметах на основе тактильно-зрительного восприятия. Учить выбирать, брать в руки предметы по инструкции учителя. Беседа на темы «Сад», «Огород». -
Развитие речевого слуха. Учить прислушиваться к голосу взрослого, речевым звукам, адекватно реагировать на интонацию, узнавать знакомые голоса. Беседа на темы «Семья», «Утро школьника», «Режим дня школьника». -
Различение звуков окружающей действительности: стук, звон, гудение, шуршание, скрежет, жужжание и т.д. Работа по содержанию русских народных сказок «Репка», «Колобок». -
Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх. Пересказ русских народных сказок. -
Подражание действиям учителя, повторение за учителем предложений о производимых действиях. Понятие предложение. Работа по содержанию русских народных сказок -
Правильное и отчетливое повторение (по мере возможности) за учителем звуки, звукоподражания, слова, короткие фразы (2-3 слова). Работа по содержанию русских народных сказок -
Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками (узнавание, называние). -
Игрушки. Обобщающее слово «игрушки». Работа над понятием «слово». -
Школьные вещи: названия, предназначение. Работа над понятием «слово». -
Послоговое проговаривание слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руками.). Понятие «часть слова». -
Практическое знакомство с предложением: повторение предложений за педагогом с правильным интонированием с опорой на сюжетные картинки. -
Составление предложений по наблюдаемому действию по сюжетным картинкам с опорой на личный опыт. -
Деление коротких предложений (2-3 слова) на слова («О ком предложение? Что делает?») -
Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов (2-3). 16. Звук и буква А, а. Выделение звука «А» и знакомство с буквой. Узнавание и различение образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). 17. Слова, которые начинаются со звука «А». Чтение буквы. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Копирование с образца буквы. -
Составление рассказа по картинке на заданную учителем тему. -
Звук и буква У, у. Выделение звука «У» и знакомство с буквой. Чтение. Узнавание и различение образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). -
Беседа на тему «В лесу». Слова, которые начинаются со звука У. Чтение буквы. Копирование с образца буквы. -
. Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу». Игра «Чего не стало». -
. Слова ау, уа. Слияние двух звуков. Слог и слово АУ. Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). -
Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца букв. -
Звук и буква «М». Выделение звука. Знакомство с буквой «М». Узнавание и различение образов графем (букв). Составление рассказа на заданную тему. -
Чтение по букварю. Узнавание и различение образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). -
Обратные слоги ам, ум. Звукобуквенный анализ слогов. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца букв. -
Составление и чтение прямых и открытых слогов «ма, му». Сравнительный звукобуквенный анализ. Копирование с образца букв. -
Деление простого предложения на слова. Чтение слова «МАМА». Узнавание и различение образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). -
Составление рассказа на заданную тему. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). -
Заучивание стихотворения Саконская «Где мой пальчик». -
Заучивание стихотворения А.Барто «Мячик». -
Чтение открытых и закрытых слогов, слов: ма-ма, Му-Му. Работа по картинке. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). -
Составление слогов и слов из разрезной кассы. Копирование с образца букв, слогов, слов. -
Составление рассказа на заданную тему. Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. -
. Чтение и пересказ сказки «Курочка ряба». Деление предложений на слова. -
Деление предложений на слова, слов на слоги. Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. -
Повторение изученного за год. | 6 6 5 5 5 4 3 4 4 4 3 2 2 3 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 1 |
Итого | | 99 | |