СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по образовательному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (вариант 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по образовательному предмету Речь и альтернативная коммуникация 1 класс для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по образовательному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (вариант 2)»

1. Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация.

Пояснительная записка

(3 часа в неделю)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Планируемые предметные результаты учебного предмета

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

· Узнавание и различение образов графем (букв).

· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

· Начальные навыки чтения и письма.

Жизненные компетенции: индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.


Учащийся должен овладеть следующими базовыми учебными действиями

на конец учебного года.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;

  • называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками;

  • откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, воспитателя, имена одноклассников и ближайших родственников.

  • различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх;

  • подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о производимых действиях.

Учащиеся должны знать:

  • названия и предназначения школьных вещей;

  • обобщающее слово «игрушки»;

  • понятие «слово»;

  • понятие «часть слова».

Личностные учебные действия

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

пользоваться учебной мебелью

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

читать, писать

устанавливать видо-родовые отношения предметов.

наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)


СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов

1


2



3



4



5


6



7



8


9

10

11


12


13


14


15


16



17


18

19



20


21

22



23


24


25



26


27


28



29


30

31

32



33


34


35

36


37

  1. Формирование эмоционального контакта, с учителем, знакомство с детьми, имена детей в речи учителя. Знакомство с классом и школой, режимом дня.

  2. Представление о предметах на основе тактильно-зрительного восприятия. Учить выбирать, брать в руки предметы по инструкции учителя. Беседа на темы «Сад», «Огород».

  3. Развитие речевого слуха. Учить прислушиваться к голосу взрослого, речевым звукам, адекватно реагировать на интонацию, узнавать знакомые голоса. Беседа на темы «Семья», «Утро школьника», «Режим дня школьника».

  4. Различение звуков окружающей действительности: стук, звон, гудение, шуршание, скрежет, жужжание и т.д. Работа по содержанию русских народных сказок «Репка», «Колобок».

  5. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх. Пересказ русских народных сказок.

  6. Подражание действиям учителя, повторение за учителем предложений о производимых действиях. Понятие предложение. Работа по содержанию русских народных сказок

  7. Правильное и отчетливое повторение (по мере возможности) за учителем звуки, звукоподражания, слова, короткие фразы (2-3 слова). Работа по содержанию русских народных сказок

  8. Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками (узнавание, называние).

  9. Игрушки. Обобщающее слово «игрушки». Работа над понятием «слово».

  10. Школьные вещи: названия, предназначение. Работа над понятием «слово».

  11. Послоговое проговаривание слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руками.). Понятие «часть слова».

  12. Практическое знакомство с предложением: повторение предложений за педагогом с правильным интонированием с опорой на сюжетные картинки.

  13. Составление предложений по наблюдаемому действию по сюжетным картинкам с опорой на личный опыт.

  14. Деление коротких предложений (2-3 слова) на слова («О ком предложение? Что делает?»)

  15. Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов (2-3).

16. Звук и буква А, а. Выделение звука «А» и знакомство с буквой. Узнавание и различение образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

17. Слова, которые начинаются со звука «А». Чтение буквы. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Копирование с образца буквы.

  1. Составление рассказа по картинке на заданную учителем тему.

  2. Звук и буква У, у. Выделение звука «У» и знакомство с буквой. Чтение. Узнавание и различение образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  3. Беседа на тему «В лесу». Слова, которые начинаются со звука У. Чтение буквы. Копирование с образца буквы.

  4. . Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу». Игра «Чего не стало».

  5. . Слова ау, уа. Слияние двух звуков. Слог и слово АУ. Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  6. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца букв.

  7. Звук и буква «М». Выделение звука. Знакомство с буквой «М». Узнавание и различение образов графем (букв). Составление рассказа на заданную тему.

  8. Чтение по букварю. Узнавание и различение образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  9. Обратные слоги ам, ум. Звукобуквенный анализ слогов. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца букв.

  10. Составление и чтение прямых и открытых слогов «ма, му». Сравнительный звукобуквенный анализ. Копирование с образца букв.

  11. Деление простого предложения на слова. Чтение слова «МАМА». Узнавание и различение образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  12. Составление рассказа на заданную тему. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  13. Заучивание стихотворения Саконская «Где мой пальчик».

  14. Заучивание стихотворения А.Барто «Мячик».

  15. Чтение открытых и закрытых слогов, слов: ма-ма, Му-Му. Работа по картинке. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  16. Составление слогов и слов из разрезной кассы. Копирование с образца букв, слогов, слов.

  17. Составление рассказа на заданную тему. Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  18. . Чтение и пересказ сказки «Курочка ряба». Деление предложений на слова.

  19. Деление предложений на слова, слов на слоги. Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  20. Повторение изученного за год.

6


6



5



5



5


4



3



4


4

4

3


2


2


3


2


2



2



2

2


2


3

2



2


2


2



2


2


2



2


1

2

2



2


2


1

1


1

Итого


99





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!