Аннотация по предмету «Обществознание»
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание для учащихся 10, 11 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
-
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
-
Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.
-
Авторской программы Боголюбова Л.Н.
Рабочая программа согласно учебному плану образовательного учреждения для изучения обществознания на уровне среднего (полного) общего образования в 10 классе рассчитана на 70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю, в 11 классе рассчитана на 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Для изучения материала используется учебник:
Боголюбов Л.Н. Обществознание: Учебник для 10 класса, базовый уровень – М.: Просвещение, 2006.
Данный предмет в учебном плане школы является частью федерального компонента.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Новизна и специфика представляемой программы курса «Обществознание» состоят в следующем:
-
обращается внимание на то, что универсальные ценности и тенденции развития современного мира должны в полной мере опираться на исторический опыт России, ее народа;
-
прослеживаются и учитываются межпредметные связи, даётся соотнесение программных тем курса с вопросами других предметов гуманитарного цикла;
-
уделяется значительное внимание темам патриотизма и гражданственности применительно к международной и российской традициям;
Межпредметные связи
Обществознание является интегрирующим со многими и позволяет при рассмотрении проблем опираться на уже имеющиеся знания. Экологические проблемы затрагиваются в курсах биологии (сохранение редких видов животных), экономической географии (глобальные проблемы человечества — экономические и демографические), физики (изобретение оружия массового поражения) и химии (заражение полей пестицидами, гербицидами, отходы химических производств и их воздействие на окружающую среду). Произведения литературы дают материал для рассмотрения духовных проблем. Вопросы данного курса изучаются также по истории: война и мир, отношение человека к смерти, технический прогресс и культура, разрушение привычных ценностей и внутренний мир человека, болезненность смены моральных ориентиров в обществе и т. п.
Для реализации данной программы предполагается использование широкого спектра методических приёмов. Прежде всего, это закладывается в самом проблемном построении содержательной области курса — многие темы формулируются в виде проблем, а не утверждений, что должно ориентировать учащихся на поисковую деятельность.
Заявленные темы невозможно рассматривать без использования активных методов преподавания, ролевых игр, дискуссий, групповых форм работы, проектной деятельности учащихся.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу обучающихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых работ включает в себя:
-
работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
-
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-
анализ современных общественных явлений и событий;
-
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
-
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Формы организации учебного процесса:
-
Индивидуальные
-
Групповые
-
Индивидуально-групповые
-
Фронтальные
-
Практикумы
При реализации программы используются элементы технологий обучений:
-
Проблемное обучение: Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
-
Разноуровневое обучение: У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
-
Исследовательские методы в обучении: Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
-
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр: Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
-
Коллективная система обучения (командная, групповая работа): Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
-
Информационно-коммуникационные технологии: Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет.
-
Здоровьесберегающие технологии: Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что даёт положительные результаты в обучении.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
-
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания.
уметь
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
-
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной тематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
успешного выполнения типичных социальных ролей;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
-
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
-
формулирование полученных результатов;
-
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
-
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п | Тема | Содержание образования | Кол-во часов | Срок прохождения программы |
1 | Человек в обществе | Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. | 22 | |
2 | Общество как мир культуры | Понятие культуры. Многообразие культур. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. | 16 | |
4 | Правовое регулирование общественных отношений | Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. | 29 | |
6 | Итоговое занятие | Повторение | 1 | |
| Итого | | 68 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№ п/п | Тема | Содержание образования | Кол-во часов | Срок прохождения программы |
1 | Экономическая жизнь общества | Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Экономические предпосылки коррупционных явлений. Экономические издержки коррупции Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. | 31 | |
2 | Социальная сфера | Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 14 | |
4 | Политическая жизнь общества | Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода СМИ Гражданское общество и государство. Политическая элита, особенности её формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология. Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство. | 22 | |
5 | Итоговое занятие | Повторение | 1 | |
| Итого | | 68 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Глава 1. Человек в обществе (22 часа) |
1 | Что такое общество. | | |
2 | Общество как сложная система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. | | |
3 | Практикум №1. Основные институты общества. | | |
4 | Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса. Эволюция и революция как формы социального изменения. | | |
5 | Социальная сущность человека. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | | |
6 | Социализация индивида. | | |
7 | Практикум №3. Самосознание индивида и социальное поведение. | | |
8 | Деятельность — способ существования людей. | | |
9 | Практикум №4. «Многообразие человеческой деятельности». | | |
10 | Потребности и интересы. Мотивы и предпочтения. | | |
11 | Практикум №5. «Иерархия потребностей человека». | | |
12 | Мышление и деятельность. | | |
13 | Познавательная и коммуникативная деятельность. Познание. | | |
14 | Практикум №6. «Познание и самопознание». | | |
15 | Понятие истины, её критерии. | | |
16 | Практикум №7. Естественные и социально-гуманитарные науки. Виды человеческих знаний. | | |
17 | Свобода и необходимость в деятельности человека. | | |
18 | Практикум №8. Свобода и ответственность. | | |
19 | Современное общество. Процессы глобализации. | | |
20 | Практикум №9. Глобальная угроза международного терроризма. | | |
21 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | | |
22 | Практикум №10. Итоговое занятие по теме «Человек в обществе». | | |
Глава 2. Общество как мир культуры (16 часов) |
23 | Духовная культура общества. Понятие культуры. Ценности и нормы Многообразие культур. | | |
24 | Практикум №11. Духовный мир личности. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. | | |
25 | Философия. | | |
26 | Практикум №12. Проблема познаваемости мира. | | |
27 | Общественное и индивидуальное сознание. | | |
28 | Практикум №13. «Основы философии». | | |
29 | Мораль. | | |
30 | Наука. Основные особенности научного мышления. | | |
31 | Практикум №14. Этика науки. Биоэтика. | | |
32 | Образование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. | | |
33 | Практикум №15. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | | |
34 | Религия. Религия и религиозные организации. | | |
35 | Практикум №16. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. | | |
36 | Искусство. | | |
37 | Массовая культура. | | |
38 | Практикум №17. Итоговое занятие по теме «Общество как мир культуры». | | |
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (29 часов) |
39 | Современные подходы к пониманию права. | | |
40 | Практикум №18. Право. Право и мораль. Право в системе социальных норм. | | |
41 | Система российского права. | | |
42 | Источники права. | | |
43 | Практикум №19. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | | |
44 | Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. | | |
45 | Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. | | |
46 | Гражданин Российской Федерации Гражданство в Российской Федерации. | | |
47 | Практикум №21. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. | | |
48 | Права и обязанности налогоплательщиков. | | |
49 | Практикум №22. «Гражданство РФ». | | |
50 | Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. | | |
51 | Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Споры, порядок их рассмотрения. | | |
52 | Практикум №23. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. | | |
53 | Практикум №24. «Гражданское право». | | |
54 | Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. | | |
55 | Правовое регулирование отношений супругов. | | |
56 | Практикум №25. «Семейное право». | | |
57 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора. | | |
58 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | | |
59 | Практикум №26. «Трудовое право». | | |
60 | Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. | | |
61 | Процессуальные отрасли права: Основные правила и принципы гражданского процесса, арбитражный процесс. | | |
62 | Процессуальные отрасли права: Особенности уголовного процесса. Особенности административной юрисдикции. | | |
63 | Конституционное судопроизводство. | | |
64 | Практикум №27. «Процессуальные отрасли права». | | |
65 | Международная защита прав человека. | | |
66 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. | | |
67 | Практикум №28. Итоговое занятие по теме «Правовое регулирование общественных отношений». | | |
Повторение (1 час) | | |
68 | Итоговое занятие за 10 класс. Человек в XXI в. | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Вводный урок. | 1 | | |
Глава № 1. Экономическая жизнь общества. |
2-3. | Роль экономики в жизни общества. | 2 | | |
4-5. | Экономика: наука и хозяйство. | 2 | | |
6-7. | Экономический рост и развитие. | 2 | | |
8-9. | Рыночные отношения в экономике. | 2 | | |
10-11. | Фирма в экономике. | 2 | | |
12-13. | Дебаты по теме: «Рыночная экономика за и против». | 2 | | |
14-15. | Правовые основы предпринимательской деятельности. | 2 | | |
16-17. | Слагаемые успеха в бизнесе. | 2 | | |
18-19. | Экономика и государство. | 2 | | |
20-21. | Финансы в экономике. | 2 | | |
22-23. | Занятость и безработица. | 2 | | |
24-25. | Мировая экономика. | 2 | | |
26-27. | Дебаты по теме: «Роль ТНК в современном мире» | 2 | | |
28-29 | Экономическая культура. | 2 | | |
30-31. | Контрольная работа по главе: «Экономическая жизнь общества». | 2 | | |
Глава № 2. Социальная сфера. |
32-33. | Социальная структура общества. | 2 | | |
34-35. | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 2 | | |
36-37 | Нации и межнациональные отношения. | 2 | | |
38. | Семья и быт. | 1 | | |
39-40. | Дебаты по теме: «Модели семей». | 2 | | |
41. | Гендер – социальный пол. | 1 | | |
42-43 | Молодежь в современном обществе. | 2 | | |
44. | Демографическая ситуация в современной России. | 1 | | |
45-46. | Контрольная работа по главе: «Социальная сфера». | 2 | | |
Глава № 3. Политическая жизнь общества. |
47-48. | Политика и власть. | 2 | | |
49-50. | Политическая система. | 2 | | |
51-52. | Гражданское общество и правовое государство. | 2 | | |
53-54. | Демократические выборы. | 2 | | |
55-56. | Политические партии и партийные системы. | 2 | | |
57-58. | Политическая элита и политическое лидерство. | 2 | | |
59-60. | Политическое сознание. | 2 | | |
61-62. | Политическое поведение. | 2 | | |
63-64. | Политический процесс и культура политического участия. | 2 | | |
65-66. | Контрольная работа по главе: «Политическая жизнь современного общества». | 2 | | |
67-68. | Подготовка в ЕГЭ. | 2 | | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 335 с.
-
Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. 10 класс. Тетрадь-тренажёр. Базовый уровень. – М. : Просвещение, 2016. – 128 с.
-
Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 10 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова и др. «Обществознание. 10 класс. Базовый уровень» под ред. Л. Н. Боголюбова и др. / С. В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 159, [1] с.
-
Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Ю. И. Аверьянов и др.]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 255 с.
-
Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 350 с.
-
Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс : учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. Ю. Басик и др.]. – М. : Просвещение, 2014. – 255 с.
-
Лебедева Р. Н. Обществознание 8-11 классы. В схемах и таблицах. ФГОС. – М. : Экзамен, 2017. – 80 с.
-
Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10-11 класс. – М. : Русское слово, 2006. – 78 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
-
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
-
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
-
http://scepsis.net – научно-просветительский журнал
-
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
-
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
-
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
-
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
-
hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
-
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам
-
http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»
-
http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
-
http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
-
http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
-
http://www.hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса
-
http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам
-
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
-
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
-
http://www.lib-history.info - историческая библиотека
-
http://www.old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»:
-
http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
-
http://www.rusarchives.ru – сайт «Архивы России»
-
http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения
-
http://www.warheroes.ru – биографии Героев Советского Союза и России
-
http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России
-
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
Видеоматериалы:
-
Видеоуроки «Инфоурок» 6-11 класс.
-
Передача «Власть факта. Инфляция и мировая история», Канал «Культура».
-
Передача «Наука 2.0. Монета. Не простые вещи: Деньги», Канал «Новости 24».
-
Д.ф. «Государственный флаг РФ».
-
Д.ф. «Предсказатели кризисов: Карл Маркс и Николай Кондратьев».
Электронные ресурсы:
-
CD-ROM. «1С: Школа. Экономика, 9-11 класс».
-
CD-ROM. «1С: Школа. Экономика и право. 9-11 класс».
-
CD-ROM. «Обществознание: Глобальный мир в XXI веке. Электронное приложение. 11 класс».
-
CD-ROM. «Обществознание. 8-11 классы. Краткий курс, тренировочные тесты, подготовка к экзамену».