СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа на основе авторской программы "Обществознание. 10-11 классы". Л.Н. Боголюбов, М.: "Просвещение", 2014

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 11 класс»


2.Пояснительная записка.

11 класс.

68 часов в год

Рабочая программа на основе авторской программы «Обществознание. 10-11 классы». Л.Н. Боголюбов, М.: «Просвещение», 2014 г.

Учебник: «Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений». Под ред. Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение, 2014 г.

Цель данного курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации учеников 11 класса.

Курс способствует формированию: гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, в том, что жизнь – высшая ценность бытия. Учащиеся должны научиться признавать значимость научных знаний и методов познания действительности, быть готовыми руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; относиться к социальным регуляторам жизни, нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого общества.

Курс способствует формированию необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые простые нормы нравственности, а также высшие социально-нравственные качества; гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства.

Курс предполагает помочь учащимся познакомиться с экономической культурой, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимание тех требований к личности, которые предъявляет изменяющаяся экономическая обстановка.

На основании письма Минобрнауки России от 07.08.2014 № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» в данный курс включены следующие темы: «Электронные деньги», «Бюджетная система РФ. Доходы и расходы: навыки планирования», «Формирование государственного бюджета в РФ и его исполнение».

На основании приказа Министерства образования Московской области от 24.05.2017 г. №1597 «Об утверждении учебного плана на 2017-2018 учебного года» в образовательную программу учебного предмета «Обществознание» в раздел «Экономическая жизнь общества» включены вопросы формирования финансовой грамотности.













































3.Учебно – тематическое планирование

11 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

Раздел 1.Экономическая жизнь общества.

29

Раздел 2. Социальная сфера.

16

Раздел 3.Политическая жизнь общества.

20


Заключительные уроки

3


Итого

68 часов









































4.Содержание тем учебного курса

Раздел 1.Экономическая жизнь общества. (29 ч)

Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе экономических отношений. Человек и экономика. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности. Бюджетная система РФ. Доходы и расходы: навыки планирования. Формирование государственного бюджета в РФ и его исполнение. Электронные деньги. Личное финансовое планирование. Финансовый кредит. Расчетно-кассовые операции. Инвестиции. Страхование.



Раздел 2.Социальная сфера. (16 ч)

Свобода в деятельности человека. Общественное сознание. Политическое сознание. Политическое поведение. Политическая элита и политическое лидерство. Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Проблемы социально-политической и духовной жизни.

Раздел 3.Политическая жизнь общества.(20 ч)

Современные подходы к пониманию права. Гражданин Российской Федерации. Экологическое право. Гражданское право. Семейное право. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс. Процессуальное право: уголовный процесс. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Человек и закон. Взгляд в будущее. Современные проблемы общественной жизни.     Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
    Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
     Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
     Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.
      Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Итоговые уроки. (3 ч)





























Формы контроля, виды самостоятельной работы учащихся.

Устный опрос

Это наиболее распространенный и довольно эффективный способ контроля знаний учащихся. В учебнике после каждой темы предлагается множество вопросов для контроля. Иногда их количество доходит до 25, чтобы охватить почти всех учеников класса. Часто вопросы ставятся просто, не проблемно, для ускоренного опроса и проверки того, читал ли ученик материал по теме.

Решение задач

Возможно, это второй (после устного опроса) по распространенности и эффективности способ контроля знаний. Действительно, как решить задачу, если не познакомился с положениями действующего законодательства? Эрудиция здесь не поможет.

Однако надо отличать решение задачи, не подкрепленное правовым материалом, и такое решение задачи, при котором дан не вполне точный ответ. В первом случае может быть выставлена отметка «неудовлетворительно». Во втором случае от метка может быть снижена, да и то не всегда. Если аргументы, пусть и подтверждающие неверный ответ, сильные, то их нужно оценить по достоинству: ученик продемонстрировал силу своего интеллекта и усердия.

Контрольное тестирование

Задания для контрольного тестирования желательно формулировать отдельно каждому ученику (заранее его написать на карточке и выдавать перед началом работы). Задания должны быть посильными и по сложности, и по времени, отведенному на написание тестирования.

Надо постараться вопросы ставить проблемно, нетрадиционно, с тем, чтобы не ставить перед учеником задачу механически ответить на поставленный вопрос.

Сочинение-рассуждение

В этом случае можно предложить даже одну тему сочинения для класса. Она должна звучать проблемно, быть связанной с современной жизнью, важной для ученика, его семьи и, возможно, общества в целом: «Какой процент от прибыли (заработной платы) вы согласны платить в качестве налогов? Собственность — это благо или бремя?», «Какой орган в правоохранительной системе должен быть ведущим?». Для письменных рассуждений можно выбрать афоризм. Сочинение-рассуждение можно предложить и в качестве домашнего задания.

Словарный диктант

Его можно проводить только после серьезной работы с юридической терминологией. Желательно, чтобы ученик систематически вел словарь юридических терминов. Не следует требовать от учеников дословного определения понятий и терминов. Достаточно, чтобы оно точно отражало их смысл.

1. Проверочная работа на тему: «Общие проблемы экономики».

2. Проверочная работа (вариант: контрольные тесты) по теме: «Экономический рост и развитие».

3.Проверочная работа по разделу: «Человек и экономика».

4. Проверочная работа на тему: «Общественное сознание».

5. Контрольные тесты по теме: «Политическое сознание и поведение».

6. Проверочная работа по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни».

7. Тестирование по теме: «Политическая жизнь современного общества».

8. Тестирование по теме: « Основные отрасли права».

9. Контрольные тесты по разделу: «Человек и закон».

10. Итоговые контрольные тесты за курс обществознания 11 класса по теме: «Общество: основные проблемы современности».





















5.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В процессе изучения курса обществознания учащиеся должны овладеть умениями:

  • определять и объяснять понятия;

  • уметь выделять главную мысль, идею;

  • рассматривать общественные явления в развитии;

  • анализировать общественные явления в развитии;

  • анализировать общественные явления, процессы, факты;

  • определять свою точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать;

  • обладать необходимыми коммуникативными умениями;

  • определять цели своей деятельности, уметь выбирать и использовать нужные для неё средства;

  • осуществлять самоконтроль и самооценку.



































6.Перечень учебно-методического обеспечения.

Методические и учебные пособия

1. «Что такое правовая культура?» Никитин А.Ф. М.: «Просвещение», 1998 г.

2. «Право и политика. Методическое пособие». Никитин А.Ф и др. М.: «Просвещение», 1997 г.

3. «Методические рекомендации по курсу «Человек и общество в 2-х частях». Под. ред. Боголюбова Л.Н. М.: «Просвещение», 2014 г.

4. «Обществознание. Методические рекомендации. 11 кл. Пособие для учителя.» Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014.

5. «Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс». Под ред. Л.Н. Боголюбова М.: «Просвещение» 2014.

6. «Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10 – 11 кл.» Брехова Ю.В. М.: ВИТА-ПРЕСС 2016.

7. «Экономика. Базовый уровень: 10 – 11кл.» Липсиц И.В. М.: ВИТА-ПРЕСС 2012.































Оборудование и приборы

Наименование комплектующих кабинета.

Количество в кабинете.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы.

1 шт.

2. Козленко С. И. Обществознание. Всероссийские олимпиады.

1 шт.

3. Портреты историков. (комплект)

1 шт.

4.Таблица «Факторы формирования российской цивилизации» (комплект)

1 шт.

5.Таблица «Цивилизационные альтернативы в истории России» (комплект)

1 шт.

6. Таблица «Государственная символика России» (комплект)

1 шт.

7. Таблица «Обществознание» 10-11 класс (комплект)

1 шт.

8. Коллаж для кабинета истории «История России от древности до наших дней в лицах». (комплект)

1 шт.

9. Системный блок К-Системс «Irbis C»

1 шт.

10. Монитор АОС 915 Vn

1 шт.

11. Акустическая система Genius SP-F350

1 шт.

12. Мультимедийный проектор Hitachi CP-X301

1 шт.

13. DVD-плеер ВВК DV414SI

1 шт.

14. Телевизор жидкокристаллический Philips 32PFL

1 шт.

15. Многофункциональный комплекс для преподавателя «Дидактика -3-1-С»

1 шт.





















































7.Список литературы (основной и дополнительной).

Автономов В.С. Введение в экономику. – М., 1998.

Гуревич П.С. Введение в философию. – М., 1997.

Кравченко А.И. Обществознание: 10-11 кл. – М., 2000.

Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – М., 1999.

Малышевский А.Ф. Введение в философию. – М., 1995, 1997, 1998.

Малышевский А.Ф. Мир человека. – М., 1997, 1998.

Никитин А.Ф. Основы государства и права: 10-11 кл.- М., 1999.

Обществознание: Пособие для поступающих в вузы/ Под ред. В.В. Барабанова. - СПб., 2001.

Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.

Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1999.

Кармин А.С.. Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб., 2001.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1988.

Курс политологии: Учеб./ Под ред. Г.Г. Грязновой. – М., 2002.

Общая социология: Учеб. Пособие / Под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000.

Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. – М., 1999.





















8.Приложения к программе.

Календарно-тематический план.

11 класс

I полугодие.

Тема

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

  • 1

Роль экономики в жизни общества.



  • 2

Роль экономики в жизни общества.



  • 3

Экономика: наука и хозяйство.



  • 4

Экономика: наука и хозяйство.



  • 5

Экономический рост и развитие.



  • 6

Экономический рост и развитие.



  • 7

Рыночные отношения в экономике.



  • 8

Рыночные отношения в экономике.



  • 9

Фирма в экономике.



  • 10

Фирма в экономике.



  • 11

Правовые основы предпринимательской деятельности.



  • 12

Правовые основы предпринимательской деятельности.



  • 13

Слагаемые успеха в бизнесе.



  • 14

Слагаемые успеха в бизнесе.



  • 15

Экономика и государство.



  • 16

Экономика и государство.



  • 17

Финансы в экономике.



  • 18

Финансы в экономике.



  • 19

Занятость и безработица.



  • 20

Занятость и безработица.



  • 21

Мировая экономика.



  • 22

Мировая экономика.



  • 23

Экономическая культура.



  • 24

Экономическая культура.



  • 25

Электронные деньги.



  • 26

Бюджетная система РФ. Доходы и расходы: навыки планирования.



  • 27

Формирование государственного бюджета в РФ и его исполнение.



  • 28

Экономическая жизнь общества. Повторительно-обобщающий урок.



  • 29

Экономическая жизнь общества. Повторительно-обобщающий урок.



  • 30

Социальная структура общества.



  • 31

Социальная структура общества.



  • 32

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

























II полугодие.

Тема

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

  • 1

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.



  • 2

Нации и межнациональные отношения.



  • 3

Нации и межнациональные отношения.



  • 4

Семья и быт.



  • 5

Семья и быт.



  • 6

Гендер –социальный пол.



  • 7

Гендер –социальный пол.



  • 8

Молодежь в современном обществе.



  • 9

Молодежь в современном обществе.



  • 10

Демографическая ситуация в современной России.



  • 11

Демографическая ситуация в современной России.



  • 12

Социальная сфера. Повторительно-обобщающий урок.



  • 13

Социальная сфера. Повторительно-обобщающий урок.



  • 14

Политика и власть.



  • 15

Политика и власть.



  • 16

Политическая система.



  • 17

Политическая система.



  • 18

Гражданское общество и правовое государство.



  • 19

Гражданское общество и правовое государство.



  • 20

Демократические выборы.



  • 21

Демократические выборы.



  • 22

Политические партии и партийные системы.



  • 23


Политические партии и партийные системы.



  • 24

Политическая элита и политическое лидерство.



  • 25

Политическая элита и политическое лидерство.



  • 26

Политическое сознание.



  • 27

Политическое сознание.



  • 28

Политическое поведение.



  • 29

Политическое поведение.



  • 30

Политический процесс и культура политического участия.



  • 31

Политический процесс и культура политического участия.



  • 32

Политическая жизнь общества. Повторительно-обобщающий урок.



  • 33

Политическая жизнь общества. Повторительно-обобщающий урок.



  • 34

Взгляд в будущее.



  • 35

Взгляд в будущее.



  • 36

Человек и общество. Итоговый урок.

























Критерии для оценивания ответа на уроках обществознания

Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.













Основные понятия.

Цивилизация, цивилизационный и формационный подходы к истории, типы цивилизаций, индустриальная цивилизация, общественный прогресс, экономический суверенитет, гуманизм, свобода личности, парламентаризм, промышленный переворот, глобальные проблемы современности, научно-технический прогресс, экологический кризис, сущность НТР, компьютерная революция, социальная структура общества, социальная стратификация, социальная мобильность, семья, этнические общности, этническое многообразие человечества, нации, национальное самосознание, межнациональные отношения в современном мире, национальная политика, молодежь, возрастная стратификация, социальный статус личности и группы, авторитет, престиж, социальные роли, политическая система, структура и сущность политической системы, политические нормы, политическая культура, политический режим, политическое управление, признаки правового государства, гражданское общество, демократия, её принципы, политические механизмы, политический плюрализм, многопартийность и партийные системы, парламентаризм, система права Российской федерации, конституционное право РФ, административное право, понятия и нормы гражданского права, трудовое право, уголовное право, политический статус личности, сущность роли избирателя, политическая культура, демократический тип политической культуры, духовная культура, понятие культуры, культура материальная и духовная, традиции, народная массовая и элитарная культура, искусство, диалог культур, наука, образование, религия, понятие религии, веротерпимость и свобода совести, средства массовой информации, духовный мир личности, духовные ценности, российский менталитет, социальное мышление, электронные деньги, бюджет, государственный бюджет, бюджетная система, доходы, расходы, формирование государственного бюджета, финансы, кредит, курс покупки, курс продажи, банковские карты, банковский перевод, инвестиции, виды ценных бумаг, виды вкладов, страхование, виды страхований.



















Методические рекомендации.

Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовые для школьного обществоведческого образования науки — это науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, правоведение, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной и практической деятельности, другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры общественного поведения граждан. Курс обществознания ориентирован на приобщение учащихся к гражданской культуре. Он призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества.

Взаимодействуя с курсом истории, обществознание имеет собственное содержание, обращено к актуальным проблемам современного общества и человека. Сложившееся в предшествующее десятилетие содержание обществоведческого образования принципиально отличается от содержания обществоведческого курса, существовавшего в 60-80-е гг. Оно опирается на обновленную систему ценностей, прежде всего на те ценности, которые отражены в Конституции Российской Федерации: признание высшей ценностью человека, его прав и свобод; вера в добро и справедливость; государственность России, незыблемость ее демократической основы; любовь и уважение к Отечеству; благополучие и процветание России; гражданский мир и согласие; исторически сложившееся государственное единство и территориальная целостность России; равноправие и самоопределение народов; признание равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; правовое государство и др.

Цели обществоведческой подготовки в старших классах:

  • овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизнь человека, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества, в том числе бюджетной грамотности учащихся;

  • развитие у старшеклассников умений рассматривать общественные события и явления с использованием приемов системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира;

  • усвоение учащимися широко применяемого в средствах массовой информации категориального аппарата наук об обществе, приобретение ими навыков свободного оперирования понятиями и терминами в устной и письменной речи;

  • освоение старшеклассниками ключевых социальных компетентностей, подготовка их к сознательному участию в гражданской жизни.

  • овладение учащимися основами общественных наук на уровне теоретического осмысления и обобщения, необходимых для будущего профессионального образования и самообразования;

  • совершенствование умений самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать социальную информацию, поступающую из различных источников и на различных носителях (печатных, аудиовизуальных, электронных);

  • освоение способов учебно-познавательной и проектной деятельности в обществознании, знакомство с научным инструментарием, методами познания, основными направлениями научных поисков;

  • освоение знаний по финансовой грамотности, формирование опыта рационального экономического поведения.













29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!