МБОУ “ИСАДСКАЯ СОШ”
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от «З0» августа 2019г. | «Проверено» Заместитель директора по УВР - Ларкина Л. В. « З0» августа 2019г. ____________________ | «Утверждаю» Директор Шаров Н. В. « З0» августа 2019г __________________ |
Рабочая программа
обществознанию
для 11 класса
Срок реализации с 01.09.2019 по 31.05.2020г.
3 часа в неделю - всего 105 часов
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основании Примерной программы по обществознанию для 5-11 классов и авторской программы Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. для учебника Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой, М.Ю. Телюкиной и др. Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016г.
Учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Устименко Т. Н.
с.. Исады
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы: .«Обществознание» 10-11 классы Авторы : Л. Н. Боголюбов (руководитель авторского коллектива), академик РАО; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев. кандидат педагогических наук . Издательство « Просвещение», 2015
Учебник: . Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянови др.Обществознание.11 класс.- М. « Просвещение» 2014;
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Методы: поисковый, проблемный, иллюстративно-репродуктивный, семинары-исследования, последовательно-тестуального изучения источников.
Формы и технологии: творческие работы, диспуты, семинары, игры-соревнования, экскурсии, ИКТ, проектная деятельность
Учебно-методический комплекс методические рекомендации по использованию учебников: Л.Н. Боголюбов «Обществознание», учебник Л.Н. Боголюбов, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».
Цели:
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в 11 классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. 0дако учитывая, что весь класс выразил намерение сдавать экзамен по обществознанию, был добавлен 1 час в неделю из компонента ОУ вариативной части. Программа, таким образом, рассчитана на 105 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 учебных часов
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА (26 Ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
РАЗДЕЛ 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Критерии оценивания
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяя-ются на значительные и незначительные, иденти-фицируются как правдо-подобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускают-ся; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно - следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно- следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 класс
№ | Тема урока | Электронные ресурсы | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата (план) | Дата (факт) | Д/з |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (34 часа) | |
| Роль экономики в жизни общества. | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2e8b20d1-1626-41de-8996-64f37cb6a4e0/59925/?interface=pupil&class=53&subject=21 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9dd81af2-46fd-689d-d06b-fa1e5f979998/59470/?interface=pupil&class[]=53&class[]=54&subject=21 | Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон | знать основные положения. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | 1с | | §1 |
| Экономика как наука | Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности | знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП. Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и характеризовать их. Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах | 1с | | §2, п 1-3 |
| Экономика как хозяйство | 1с | | §2, п 4-5 |
| Экономический рост. | Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл | знать, что такое «порочный круг бедности». Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономиический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на эконо-миический цикл. Уметь называть факторы экстен-сивного и интенсивного роста; | 2с | | §3, п. 1-3 |
| Экономическое развитие | 2с | | §3, п.4-6 |
| Рыночные отношения в экономике. | | Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России | знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок. Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свиде-тельствует о рыночном характере российской экономики. Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция | 2с | | §4, п 1-2 |
| Конкуренция и монополия | | 3с | | §4, 3-5 |
| Законы спроса и предложения | | 3с | | Записи в тетр. |
| Фирмы в экономике. | | Факторы производства и факторные доходы. Эконо-мические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые фирмами | знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль. Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала | 3с | | §5, 1-2 |
| Факторы производства | | 4с | | §5, 3-4 |
| Правовые основы предпринимательской деятельности | | Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело | знать, какие законы регулируют предпринима-тельские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования. Понимать, что мешает развитию производственного предпри-нимательства; что подразумевается под обоснова-нием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельнос-ти без государственной регистрации. Уметь да-вать определение предпринимательских право-тношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, проком-ментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора | 4с | | §6, 1 |
| Правовые основы предпринимательской деятельности | | 4с | | §6 2-3 |
| Слагаемые успеха в бизнесе | | Источники финансирования бизнеса. | знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме. Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок. Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование | 1о | | §7,1 |
| Основы менеджмента и маркетинга | | Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга | 1о | | §7, 2-3 |
| Экономика и государство | | Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства? | знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику. Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему. Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике | 1о | | §8, 1-2 |
| Инструменты регулирования экономики | | Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики. | 2о | | §8,3-4 |
| Финансы в экономике | | Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия | знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией. Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику. Уметь объяснять, почему возникает инфляция | 2о | | §9, 1-3 |
| Инфляция: виды, причины и последствия | | 2о | | §9, 4-5 |
| Занятость и безработица | | Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости | знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения. Понимать, для чего необходим рынок труда. Уметь объяснять, почему трудно достичь равновесия на рынке труда | 3о | | §10 |
| Современный рынок труда | | 3о | | нап резюм |
| Мировая экономика | | Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики | знать, что такое «международные экономии-ческие отношения». Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему неко-торые государства применяют политику протек-ционизма. Уметь объяснять, какая страна – США или Нидерланды – больше зависит от между-народной торговли и почему | 3о | | §11 п 1-3 |
| Глобальные проблемы экономики | | 4о | | §11, п4 |
| Экономическая культура | | Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | 4о | | §12 |
| Личный финан-совый план | | 4о | | краткосрочный ФП |
| Твой безопас-ный банк в кармане | | 2н | | записи в тетради |
| Онлайн-банк | | | 2н | | |
| Рациональное потребление | | | | 2н | | |
| Практикум. Анализ текста. | | Выполнение практичес-ких заданий по теме | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | 3н | | |
| Решаем экономические задачи. | | Выполнение практичесих заданий по теме | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | 3н | | |
| Учимся писать эссе | | Выполнение практических заданий по теме | Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах | 3н | | |
| Учимся составлять определения | | 4н | | |
| Экономическая деятельность в жизни общества | | 4н | | |
| К\р «Экономи-ческая сфера общества» | | | | 4н | | |
| работа над ошибками | | | | 1д | | |
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (21 час) | |
| Социальная структура общества | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/55d992a5-356f-fc2c-a5c6-a4f48bd2f938/59393/?interface=pupil&class=53&subject=21 | Социальная структура. Социальные групппы, их типы. Социальная страти-фикация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобиль-ности в современном об-ществе. Каналы социаль-ной мобильности. Соци-альные отношения. Соци-альный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. | Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие сущест-вуют крупные страты в определённом обществе людей. Уметь разъяснять, подкрепляя конкрет-ными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, им-идж личности, положение человека в обществе; работать с текстом учебника, применять соци-ально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по акту-альным социальным проблемам; объяснять по-ступки людей в соответствии с их социальной ролью. | 1д | | |
| Социальная стратификация, неравенство | 1д | | |
| Социальные лифты | 2д | | |
| Социальный статус личности | 2д | | |
| Социализация | 2д | | |
| Социальные нормы | Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. | Знать, что такое социальные нормы и социальный контроль; в чём состоит значение самоконтроля. Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняю-щегося поведения; объяснять социальную опас-ность преступности; осуществлять поиск социаль-ной информации; применять социально-экономи-ческие и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. | 3д | | |
| Отклоняющееся поведение | 3д | | |
| Нации и межнациональные отношения | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9dd81af2-46fd-689d-d06b-fa1e5f979998/59477/?interface=pupil&class[]=53&class[]=54&subject=21 | Этнические общности. Национальн.самосознание. Межнациональные отно-шения, этносоциальные конфликты, пути их раз-решения. Конституцион-ные принципы нацио-нальной политики в Российской Федерации.. | Знать основные положения по теме урока: что такое межнациональные отношения. Уметь разъяс-нять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; уважительно относиться к представителям других национальностей. | 3д | | |
| Национальная политика | 4д | | |
| Институт семьи и брака | | Семья как фундамен-тальный институт общест-ва и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеар-ной семье. Многопоколен-ная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последст-вия развода, его социаль-ная роль. | Знать основные положения по теме урока: что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь описывать жизненный цикл семьи; анализировать мотивы и причины распада семей, семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. | 4д | | § 16, п.1-2 |
| Семья в современном обществе | | 4д | | записи в тетр. |
| Быт и бытовые отношения | | | | § 16, п.3-4 |
| Гендер – социальный пол | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9dd81af2-46fd-689d-d06b-fa1e5f979998/59476/?interface=pupil&class[]=53&class[]=54&subject=21 | Социальные процессы в современной России. Мо-лодёжь как социальная групппа. Социальные роли юношеского возраста. Мо-лодежная субкультура Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных се-мей. Современная демо-графическая ситуация в Российской Федерации. | Знать актуальные проблемы нашего общества и молодёжи; как изменяются социальные роли человека. Уметь характеризовать особенности молодёжи как социальной группы. | | | § 17 |
| Гендерные отношения в современном обществе | | | |
| Социальное развитие и молодежь | | | |
| Особенности молодёжной субкультуры | | | |
| Демографичес-кая ситуация в России. | | | |
| Решение познавательных, задач. | | Выполнение практических заданий по теме | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | | | |
| Работа с источниками социальной информации | | Выполнение практических заданий по теме | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | | | |
| Практикум «Социальные отношения» | | Выполнение практических заданий по теме | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | | | |
| К/р | | | | | | |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (25 часов) | |
| Политика и власть | | Понятие власти. Полити-ческая власть. Политичес-кая деятельность. Полити-ка как общественное явле-ние. Типология властных отношений. Политические цели и средства их дости-жения. Опасность полити-ческого экстремизма. | Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе; что представляет собой власть, её виды. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть. | | | §20 |
| Политика и власть | | | | |
| Политическая система | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9dd81af2-46fd-689d-d06b-fa1e5f979998/59480/?interface=pupil&class[]=53&class[]=54&subject=21 | Политическая система, ее структура и сущность. Политический режим. Ти-пология политических ре-жимов. Демократия, ее ос-новные ценности и признаки. Гос-во как главный инсти-тут политической власти. Функции государства. | Знать, что такое политическая система общества и какова роль гос-ва в ней; основные признаки гос-ва; основные функции гос-ва; политический режим, типы существующих пол-их режимов. Уметь да-вать разъяснение слову «государство», употреб-ляемому в различных значениях; анализировать причины и условия возникновения гос-ва, основ-ные функции гос-ва, виды пол-их режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности. | | | |
| Политические режимы | | | |
| Государство в политической системе | | | |
| Формы государственного устройства | | | |
| Правовое государство | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9dd81af2-46fd-689d-d06b-fa1e5f979998/59481/?interface=pupil&class[]=53&class[]=54&subject=21 | Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы. | Знать признаки гражданского общества, признаки правового государства, черты тоталитарного режи-ма. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: что такое гражданское общество? Что представляет собой институт гражданства, кто такие граждане, каков их правовой статус? Что такое правовое гос-во, каковы его основные признаки, взаимоотношения гос-ва и общества. | | | §22 |
| Гражданское общество | | | |
| Гражданское общество | | | |
| Местное самоуправление | | | |
| Демократические выборы | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9dd81af2-46fd-689d-d06b-fa1e5f979998/59483/?interface=pupil&class[]=53&class[]=54&subject=21 | Отличительные черты вы-боров в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодатель-ство Российской Федера-ции о выборах Многопартийность. Поли-тические партии и дви-жения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Зако-нодательное регулирова-ние деятельности партий в Российской Федерации. | Знать, что представляет собой пол-кая система. Уметь определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной пол-х систем, типологии пол-х партий и их сущность, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | | | |
| Демократические выборы | | | |
| Политические партии | | | |
| Политические идеологии | | | |
| Политические идеологии | | | |
| Анализ совре-менных общес-твенных явле-ний и событий | | | |
| СМИ в политике | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/55d992a5-356f-fc2c-a5c6-a4f48bd2f9 38/59413/?interface=pupil&class=53&subject=21 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/55d992a5-356f-fc2c-a5c6-a4f48bd2f93 8/59414/?interface=pupil&class=53&subject=21 | Роль средств массовой информации в полити-ческой жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время пред-выборных кампаний. Ха-рактер информации, рас-пространяемой по каналам СМИ. | Знать, что представляют собой голосование, рефе-рендум и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в пол-ой жизни страны. Уметь объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие пол-ой активности населения. | | | |
| Политическое сознание | | | |
| Политическое поведение | | | |
| Политический процесс. | Особенности политичес-кого процесса в России. Политическое участие. Человек в политической жизни. | | | |
| Участие граж-дан в полити-ческой жизни | | | |
| работа с источ-никами социа-льной информ. | Выполнение практических заданий по теме «Политика» | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | | | |
| Практикум по теме «Политика» | | Выполнение практических заданий по теме «Политика» | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | | | |
| Практикум «Политика» | | | | |
| Контрольная работа | | | | | | |
| Работа над ошибками | | | | | | |
Повторение (20 часов) | |
| Практикум по теме «Человек и общество» | | Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие | | | | |
| Практикум по теме «Человек и общество» | | | | | |
| Практикум по теме «мировоз-зрение» | | | | | |
| Практикум «Познание». | | | | | |
| Практикум «Духовный мир личности» | | | | | |
| Практикум «Духовный мир личности» | | | | | |
| Практикум «Право» | | | | | |
| Практикум «Право» | | | | | |
| Практикум «Составляем определение» | | Задания, направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесе-ние видовых понятий с родовыми. | | | | |
| Практикум «Составляем определение» | | | | | |
| Практикум Задание 19 | | Задания, направленные на дифференциацию в соци-альной информации фак-тов и мнений; определе-ние терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту | | | | |
| Практикум Задание 19 | | | | | |
| Практикум «Анализ текста» | | Задания, направленные на выявление умения нахо-дить, осознанно воспри-нимать и точно воспроиз-водить информацию, со-держащуюся в тексте в явном виде; на характе-ристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса. | | | | |
| Практикум «Анализ текста» | | | | | |
| Практикум «Пишем эссе» | | | | | |
| Практикум «Пишем эссе» | | | | | |
| Практикум «Пишем эссе» | | | | | |
| Итоговое повторение | | | | | | |
| К/Р | | | | | | |
| Работа над ошибками | | | | | | |
| Консультация | | | | | | |
| консультация | | | | | | |
| Резерв | | | | | | |
| Резерв | | | | | | |