ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса обществознания для учащихся 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и авторской рограммы по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева.
Для реализации программы используется УМК:
Баранов П. А. Тесты и задания по обществознанию 11 класс Аст М. 2011
Обществознание.Поурочные разработки .11 класс пособие для учителей : базовый уровень Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой М., «Просвещение», 2012.
Обществознание: учеб. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/ под ред..Боголюбова Л.Н. М., «Просвещение», 2007.
Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания учащимися 11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Формы организации учебного процесса
Программа, наряду с учебными лекциями, предусматривает проведение комбинированных уроков, практических и семинарских занятий, групповых работ, уроков-презентаций и уроков - конференций
Контроль качества знаний
Формами текущего контроля при изучении данного курса является устный опрос, тестовые задания, подготовка докладов, создание презентаций. Итоговый контроль осуществляется в форме зачетного занятия и промежуточной аттестации.
Содержание учебного предмета
№ | Тема раздела/главы | Количество часов | Средство итогового контроля |
Тема I. | Вводный урок | 1 | |
Тема 2. | Человек и экономика | 24 | тест |
Тема 3. | Проблемы социально-политической и духовной жизни | 16 | тест |
Тема 4. | Человек и закон | 26 | тест |
Тема 5. | Повторение по курсу | 3 | Итоговый тест |
| | 70 | |
Требования к подготовке выпускников
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
— формулирование полученных результатов;
— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)
Календарно-тематическое планирование для 11 класса по курсу «Обществознание» (68 часов)
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Кол-во часов | Сроки изучения | Тип урока, методическое сопровождение | Виды контроля | Д/З |
П | Ф |
1 | 1 | Что изучает курс «Обществознание» | 1 | 06.09 | 06.09 | Вводный. Изучение нового материала | выборочное оценивание. ответы на вопросы | Конспект, введение |
Глава 1. Человек и экономика (24 ч) |
2 | 1 | Экономика: наука и хозяйство | 1 | 07.09 | 07.09 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 1, с. 6–16; задания № 1–4,с. 16 |
3 | 2 | Экономика: наука и хозяйство | 1 | 13.09 | 13.09 |
4 | 3 | Экономический рост и развитие | 1 | 14.09 | 14.09 | усвоение нового учебного материала закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 2, с. 17–29; задания № 1–4, с. 28–29 |
5 | 4 | Экономический рост и развитие | 1 | 20.09 | 20.09 |
6 | 5 | Рыночные отношения в экономике | 1 | 21.09 | 21.09 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 3, с. 30–42; задания № 1–4, с. 42 |
7 | 6 | Рыночные отношения в экономике | 1 | 27.09 | 27.09 |
8 | 7 | Фирмы в экономике | 1 | 28.09 | 28.09 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 4, с. 43–54; задания № 1–4, с. 54 |
9 | 8 | Фирмы в экономике | 1 | 04.10 | 04.10 |
10 | 9 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 1 | 0510 | 0510 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Ответы на вопросы | § 5, с. 54–66; задания № 1–5, с. 66 |
11 | 10 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 1 | 11.10 | 11.10 |
12 | 11 | Слагаемые успеха в бизнесе | 1 | 12.10 | 12.10 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 6, с. 67–78; задания № 1–3, с. 78 |
13 | 12 | Слагаемые успеха в бизнесе | 1 | 18.10 | 18.10 |
14 | 13 | Экономика и государство | 1 | 19.10 | 19.10 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 7, с. 78–91; задания № 1–4,с. 90–91 |
15 | 14 | Экономика и государство | 1 | 25.10 | 25.10 |
16 | 15 | Финансы в экономике | 1 | 26.10 | 26.10 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 8, с. 91–102; задания № 1–4, с. 102 |
17 | 16 | Финансы в экономике | 1 | 01.11 | 01.11 |
18 | 17 | Занятость и безработица | 1 | 02.11 | 02.11 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 9, с. 103–115; задания № 1–7,с. 114–115 |
19 | 18 | Занятость и безработица | 1 | 15.11 | 15.11 |
20 | 19 | Мировая экономика | 1 | 16.11 | 16.11 | усвоение нового учебного материала закрепление нового материала. | Выборочное оценивание Ответы на вопросы | § 10, с. 116–127; задания № 1–3, с. 127 |
21 | 20 | Мировая экономика | 1 | 22.11 | 22.11 |
22 | 21 | Человек в системе экономических отношений | 1 | 23.11 | 23.11 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 11, с. 128–137; задания № 1–4, с. 137 |
23 | 22 | Человек в системе экономических отношений | 1 | 29.11 | 29.11 |
24 | 23 | Человек и экономика | 1 | 30.11 | 30.11 | повторительно-обобщающие уроки | | |
25 | 24 | Человек и экономика | 1 | 06.12 | 06.12 |
Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (16 ч) |
26 | 1 | Свобода в деятельности человека | 1 | 07.12 | 07.12 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 12, с. 140–148; задания № 1–5,с. 148 |
27 | 2 | Свобода в деятельности человека | 1 | 13.12 | 13.12 |
28 | 3 | Общественное сознание | 1 | 14.12 | 14.12 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 13, с. 148–158; задания № 1–4, с. 158 |
29 | 4 | Общественное сознание | 1 | 20.12 | 20.12 |
30 | 5 | Политическое сознание | 1 | 21.12 | 21.12 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 14, с. 158–172; задания № 1–4, с. 172 |
31 | 6 | Политическое сознание | 1 | 27.12 | 27.12 |
32 | 7 | Политическое поведение | 1 | 28.12 | 28.12 | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 15, с. 172–181; задания № 1–4, с. 181 |
33 | 8 | Политическое поведение | 1 | 10.01 | 10.01 |
34 | 9 | Политическая элита и политическое лидерство | 1 | 11.01 | 11.01 | Комбинированный закрепление нового материала | Опрос. Выборочное оценивание. Презентации | П16, с. 182–193; задания № 1–4, с. 192–193 |
35 | 10 | Политическая элита и политическое лидерство | 1 | | |
36 | 11 | Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи | 1 | | | Проблемное изложение нового учебного материала с элементами дискуссии закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы. Презентации по теме | § 17, с. 193–202; задания № 1–4,с. 20§ 18, с. 202–213; задания № 1–4, с. 212–2131–202 |
37 | 12 | Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи | 1 | | |
38 | 13 | Религиозные объединения и организации в российской федерации | 1 | | | усвоение нового учебного материала. самостоятельная работа с текстом учебника. Составление конспекта | Конспект | П 18. повторение |
39 | 14 | Религиозные объединения и организации в российской федерации | 1 | | |
40 | 15 | Проблемы социально-политической и духовной жизни | 1 | | | Повторение и обобщение | Проверочная работа. Ответы на вопросы | |
41 | 16 | Проблемы социально-политической и духовной жизни | 1 | | |
Глава 3. Человек и закон (26ч) |
42 | 1 | Современные подходы к пониманию права | 1 | | | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 19, с. 217–228; задания № 1–2, с. 227–228 |
43 | 2 | Современные подходы к пониманию права | 1 | | |
44 | 3- | Гражданин российской федерации | 1 | | | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 20, с. 228–238; задания № 1–4, с. 238 |
45 | 4 | Гражданин российской федерации | 1 | | |
46 | 5 | Экологическое право | 1 | | | усвоение нового учебного материала. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 21, с. 239–250; задания № 1–4, с. 249–250 |
47 | 6 | Человек –царь природы | 1 | | | закрепление нового материала | Решение задач. творческое задание | |
48 | 7 | Гражданское право | 1 | | | усвоение нового учебного материала закрепление нового материала | Ответы на вопросы | § 22, с. 250 |
49 | 8 | Гражданское право | 1 | | |
50 | 9 | Семейное право | 1 | | | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Решение практических задач | § 23, с. 262–273; задания № 1–8; 1–4, с. 273–274 |
51 | 10 | Семейное право | 1 | | |
52 | 11 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 | | | усвоение нового учебного материала закрепление нового материала | Ответы на вопросы. Решение практических задач | § 24, с. 274–285; задания № 1–3, с. 285–286 |
53 | 12 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 | | |
54 | 13 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс | 1 | | | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 25, с. 286–298; задания № 1–6, с. 297–298 |
55 | 14 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс | 1 | | |
56 | 15 | Процессуальное право: уголовный процесс | 1 | | | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 26, с. 298–310; задания № 1–8, с. 309 |
57 | 16 | Процессуальное право: уголовный процесс | 1 | | |
58 | 17 | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство - | 1 | | | усвоение нового учебного материала. закрепление нового материала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 27, с. 310–319; задания № 1–4,с. 319 |
59 | 18 | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство | 1 | | |
60 | 19 | Международная защита прав Человека | 1 | | | усвоение нового учебного материала. урок-конференция | | § 28, с. 320–330; задания № 1–4,с. 330 |
61 | 20 | Международная защита прав Человека | 1 | | |
62 | 21 | Взгляды в будущее | 1 | | | усвоение нового учебного материала. семинар | Ответы на вопросы семинара. выступления | § 29, с. 333–344; задания № 1–5, 1–4, с. 343–344 |
63 | 22 | Взгляды в будущее | 1 | | |
64 | 23 | Промежуточная аттестация за курс 11 класса. | 1 | | | | решение заданий по образцу ЕГЭ | решение тестов |
65 | 24 | Типовые формы правовых документов | 1 | | | усвоение нового учебного материала. Лабораторная Работа | Работа с правовыми документами | Повторение по вопросам |
66 | 25 | Типовые формы правовых документов | 1 | | |
67 | 26 | Повторение по теме «Человек и закон» | 1 | | | повторение и обощение | Зачет | Повторение, решение тестов |
Итоговое повторение (1 час) |
68 | 1 | Итоговое повторение по курсу. | 1 | | | Повторение и обобщение по курсу | Ответы на вопросы, решение заданий по образцу ЕГЭ | Повторение, решение тестов |
Образец варианта контрольной работы на промежуточной аттестации по предмету «Обществознание» 11 класс.
Содержательная часть состоит из 25 заданий и содержит задания базового и повышенного уровней сложности и обеспечивает возможность проведения объективной проверки уровня подготовки учащихся по курсу, изучаемому в 11 классе. Составлена в формате ЕГЭ по обществознанию.
1. Задание Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ | СОДЕРЖАНИЕ |
Социальное взаимодействие | Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга |
Социальный ... | Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов |
Пояснение.
Социальный конфликт − поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов.
Ответ: конфликт.
Ответ: конфликт
3762
конфликт
Предметная область: Социальные отношения. Социальный конфликт
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.
2. Задание Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Выборы депутатов, избирательное право, списки политических партий, тайное голосование, избирательная кампания.
Пояснение.
Избирательное право — 1) (в объективном смысле) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов, т. е. избирательную систему; является одним из институтов конституционного права; 2) (в субъективном смысле) право гражданина избирать и избираться (различаются соответственно активное избирательное право и пассивное избирательное право); одно из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав.
Ответ: избирательное право.
Ответ: избирательноеправо
4028
избирательноеправо
Предметная область: Политика. Избирательная кампания в Российской Федерации, Политика. Политический процесс, избирательный процесс
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.
3. Задание Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания.
1) представление
2) измерение
3) выдвижение гипотез
4) эксперимент
5) восприятие
6) эмпирическое описание
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Восприятие и представление — это формы познания, поэтому они «выпадают» из общего ряда..
Ответ: 15.
Ответ: 15
9154
15
4. Задание Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Чувственное познание присуще всем живым существам.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
Пояснение.
Вид познания — чувственное. В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чувственного познания:
1) Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный).
2) Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый).
3) Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами).
Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк).
Особенности чувственного познания: отражает только признаки предметов, пассивное, человек не способен изменить чувства , нельзя постичь сущности предметов и их свойств.
1) Чувственное познание присуще всем живым существам — нет, неверно.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие — да, верно.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете — нет, неверно, только вместе с рациональным.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения — нет, неверно.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение — да, верно.
Ответ: 25.
Ответ: 25|52
8060
25|52
5. Задание Установите соответствие между примерами проявления и глобальными проблемами, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР ПРОЯВЛЕНИЯ | | ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА |
А) разрушение озонового слоя Б) истощение запасов минеральных ископаемых В) опустынивание Г) масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые Д) долговая ловушка развивающихся стран | | 1) экологическая 2) «Север–Юг» 3) сырьевая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
А) разрушение озонового слоя - экологическая
Б) истощение запасов минеральных ископаемых сырьевая
В) опустынивание - экологическая
Г) масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые - "Север-ЮГ"
Д) долговая ловушка развивающихся стран - "Север-ЮГ"
Ответ: 13122
Ответ: 13122
10922
13122
6. Задание Глава государства М выступил перед парламентом страны. В своём выступлении он отметил, что страна вступила в постиндустриальный этап развития общества. Какие из предложенных суждений могут быть использованы для подтверждения его мнения? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В структуре экономики страны главным фактором производства является информация.
2) На производственных предприятиях широко применяются наукоёмкие технологии.
3) В государстве зарождается массовая культура.
4) Наибольший вклад в экономику вносят добыча и переработка природных ископаемых, т. е. добывающая промышленность.
5) Более 60 % населения страны заняты в сфере услуг.
6) Приоритетное влияние на общественное развитие оказывают такие социальные институты, как церковь и армия.
Пояснение.
Постиндустриальное
информационное
1.знания, информация, высокие технологии
2.компьютеризация, широкое применение машинной техники
3. преобразование окружающей среды
4. интенсивный путь развития
5. интеллектуальные продукты ( программы, изобретения)
6.индивидуализм
7.снижение
8. главное- образование, наука
9. стремление к правовому государству и гражданскому обществу, отношения личности и государства строятся на взаимной ответственности, высокая мобильность
Ответ: 125
Ответ: 125
11145
125
7. Задание N — житель современного мегаполиса, участник разнообразных экономических отношений. Какие отношения связаны с получением N доходов от использования собственности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) N уплатил налог на дарение
2) N получил дивиденды по принадлежащим ему ценным бумагам
3) Соседи возместили N материальный вред, причинённый квартире, собственником которой он является
4) Банк начислил N проценты по вкладу
5) N сделал обеспечительный взнос по договору аренды коттеджа
6) N продал принадлежащий ему легковой автомобиль
Пояснение.
1) N уплатил налог на дарение — нет, неверно, расход.
2) N получил дивиденды по принадлежащим ему ценным бумагам — да, верно.
3) Соседи возместили N материальный вред, причинённый квартире, собственником которой он является — нет, неверно, возмещение ущерба, дохода нет.
4) Банк начислил N проценты по вкладу — да, верно.
5) N сделал обеспечительный взнос по договору аренды коттеджа — нет, неверно, расход.
6) N продал принадлежащий ему легковой автомобиль — да, верно.
Ответ: 246.
Ответ: 246
5738
246
Источник:
8. Задание Установите соответствие между характеристиками безработицы и её основными видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ | | ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ |
А) возникает в результате экономического спада Б) связана с затратами времени на поиск новой работы В) возникает при первом поиске работы молодёжью Г) выявляет состояние экономической конъюнктуры, отражающей динамику рыночной экономики Д) обусловлена добровольным увольнением работника | | 1) фрикционная 2) циклическая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Безработица – наличие лиц, трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её.
Виды безработицы:
1. Фрикционная – самостоятельное перемещение работника с одного места на другое.
2. Структурная – связана с переквалификацией работников и структурными изменениями в экономике. Фрикционная + структурная = естественная безработица или полная занятость.
3. Циклическая – в условиях кризиса
4. Сезонная
Ответ: 21121
Ответ: 21121
11147
21121
9. Задание В экономике страны Z высок удельный вес тяжёлой промышленности. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Производство широкого ассортимента сельскохозяйственной продукции.
2) Директивное распределение факторов производства.
3) Централизованное ценообразование.
4) Свободная конкуренция производителей товаров и услуг.
5) Зависимость потребительского рынка от импортных товаров.
6) Господство государственной собственности на средства производства.
Пояснение.
Командная экономика — способ ориентации и управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности. Командная экономика является противоположностью рыночной экономике, в которой производство, распределение, ценообразование и инвестиции принимаются собственниками средств производства на основе собственных интересов а не согласно всеобъемлющего плана.
1) Производство широкого ассортимента сельскохозяйственной продукции — нет, неверно.
2) Директивное распределение факторов производства — да, верно.
3) Централизованное ценообразование — да, верно.
4) Свободная конкуренция производителей товаров и услуг — нет, неверно.
5) Зависимость потребительского рынка от импортных товаров — нет, неверно.
6) Господство государственной собственности на средства производства — да, верно.
Ответ: 236.
Ответ: 236
9757
236
10. Задание
На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2 (на графике P — цена товара, Q — количество товара)?
1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки
2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков
3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков
4) рост тарифов на электроэнергию
5) снижение налогов на производителей спортинвентаря
Пояснение.
Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы, налоги и дотации, цены на другие товары, технология производства, число продавцов на рынке, ожидания изменения цены. Внедрение новых технология и снижение налогов приведут к росту предложения.
1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки — нет, неверно.
2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков — да, верно.
3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков — нет, неверно.
4) рост тарифов на электроэнергию — нет, неверно.
5) снижение налогов на производителей спортинвентаря — да, верно.
Ответ: 25.
Ответ: 25|52
7863
25|52
Источник: РЕШУ ЕГЭ
11. Задание Найдите в приведённом ниже списке формальные негативные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) штраф
2) выговор
3) бойкот
4) взыскание пеней
5) насмешка
Пояснение.
Формальные - официальные, негативные - отрицательные.
Ответ: 124.
Ответ: 124
10928
124
12. Задание Среди разных возрастных категорий населения страны N был проведён социологический опрос на тему: «Ожидаете ли Вы улучшения своего материального положения в течение ближайших пяти лет?» Его результаты отражены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Абсолютное большинство населения страны ожидает улучшения своего материального положения.
2) Уровень социального оптимизма наиболее высок в крупных городах.
3) Число тех, кто ожидает ухудшения своего материального положения во всех группах меньше, чем число тех, кто не ожидает изменений.
4) В сельской местности наименьшую группу составляют те, кто не ожидает изменения своего материального положения.
5) Уровень социального оптимизма в городах выше, чем в сельской местности.
Пояснение.
1) Абсолютное большинство населения страны ожидает улучшения своего материального положения — нет, неверно.
2) Уровень социального оптимизма наиболее высок в крупных городах — да, верно.
3) Число тех, кто ожидает ухудшения своего материального положения во всех группах меньше, чем число тех, кто не ожидает изменений — нет, неверно.
4) В сельской местности наименьшую группу составляют те, кто не ожидает изменения своего материального положения — да, верно.
5) Уровень социального оптимизма в городах выше, чем в сельской местности — да, верно.
Ответ: 245.
Ответ: 245
10469
245
13. Задание Выберите верные суждения о политических партиях и общественно-политических организациях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Консервативные партии провозглашают священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства, правовое равенство граждан.
2) Политические партии осуществляют политическую социализацию граждан.
3) Общественно-политические организации — негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на Государственную власть.
4) Политические партии разрабатывают программы развития общества.
5) Кадровые партии ориентированы на длительное участие в политике, имеют чёткую организацию, местные и молодёжные отделения, ведут систематическую работу с избирателями.
Пояснение.
1) Консервативные партии провозглашают священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства, правовое равенство граждан — нет, неверно, это либеральная идеология.
2) Политические партии осуществляют политическую социализацию граждан — да, верно.
3) Общественно-политические организации — негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на Государственную власть — да, верно.
4) Политические партии разрабатывают программы развития общества — да, верно.
5) Кадровые партии ориентированы на длительное участие в политике, имеют чёткую организацию, местные и молодёжные отделения, ведут систематическую работу с избирателями — нет, неверно, это массовые.
Ответ: 234.
Ответ: 234
9108
234
14. Задание Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации Б) управление федеральной собственностью В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации Г) разработка федерального бюджета Д) осуществление помилования | | 1) Президент РФ 2) Совет Федерации 3) Государственная Дума 4) Правительство РФ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации — осуществляет Совет Федерации.
Б) управление федеральной собственностью — осущестляет Правительство РФ.
В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации — по представлению Президента Государственная Дума.
Г) разработка федерального бюджета — Правительство РФ.
Д) осуществление помилования — Президент РФ.
Ответ: 24341.
Ответ: 24341
6385
24341
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по обществознанию.
15. Задание В стране Z происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки из перечисленных ниже позволят сделать вывод о том, что в стране Z утвердился недемократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент страны обладает широкими полномочиями.
2) В стране отсутствует свободная конкуренция политических партий.
3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.
4) В стране действует конституция.
5) Права и свободы граждан постоянно нарушаются.
6) Глава государства утверждает приговоры суда.
Пояснение.
В научной литературе выделяют два вида политического режима: демократический и антидемократический. Признаки демократического режима: господство закона; разделение властей; наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан; выборность органов государственной власти; существование оппозиции и плюрализм. Признаки антидемократического режима: господство беззакония и террора; отсутствие политического плюрализма; отсутствие оппозиционных партий. Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный.
1) Президент страны обладает широкими полномочиями — нет, неверно.
2) В стране отсутствует свободная конкуренция политических партий — да, верно.
3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет — нет, неверно.
4) В стране действует конституция — нет, неверно.
5) Права и свободы граждан постоянно нарушаются — да, верно.
6) Глава государства утверждает приговоры суда — да, верно.
Ответ: 256.
Ответ: 256
9483
256
16. Задание Согласно Конституции РФ наша страна является федеративным государством. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие федеративное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан
2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства
3) обеспечение государственной поддержки семьи
4) включение в состав равноправных субъектов
5) двухпалатная структура законодательного органа власти
Пояснение.
Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце-концов, географическим положением. Однако, несмотря на это, можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.
Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации. Территория федерации состоит из: субъектов, которые по-разному называются; субъекты состоят из административно-территориальных единиц. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации. Обычно от субъектов федерации выделяются представителей, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее — одну его часть (палату). Вторая часть законодательного органа федерации всегда избирается народом. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени федерации.
Российская Федерация является договорно-конституционной, ибо она основана на трёх федеральных договорах (договор федерации с республиками, договор с областями и краями и договор с автономными областями и округами) и Конституции РФ. Федеративное устройство Российского государства — это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан — нет, неверно.
2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства — нет, неверно.
3) обеспечение государственной поддержки семьи — нет, неверно.
4) включение в состав равноправных субъектов — да, верно.
5) двухпалатная структура законодательного органа власти — да, верно.
Ответ: 45.
Ответ: 45
9596
45
17. Задание Выберите верные суждения о действии уголовного закона во времени и пространстве и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Временем совершения преступления признаётся время наступления общественно опасных последствий.
2) Преступность деяния определяется уголовным законом, действующим на момент вынесения приговора по делу.
3) Гражданин России не может быть выдан для суда и наказания иностранному государству.
4) Иностранные граждане, совершившие преступление на территории России, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации.
5) Уголовный закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.
Пояснение.
Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
1) Временем совершения преступления признаётся время наступления общественно опасных последствий — нет, неверно.
2) Преступность деяния определяется уголовным законом, действующим на момент вынесения приговора по делу — нет, неверно.
3) Гражданин России не может быть выдан для суда и наказания иностранному государству — да, верно.
4) Иностранные граждане, совершившие преступление на территории России, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации — да, верно.
5) Уголовный закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу — да, верно.
Ответ: 345.
Ответ: 345
10358
345
18. Задание Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА |
А) Матвей З. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением. Б) Виктория К. нашла более престижную работу. В) Комиссия по охране труда установила, что Иван Ж. нарушил требования охраны труда, что повлекло несчастный случай на производстве. Г) Ираклий З. без уважительных причин не исполнял трудовых обязанностей и имел несколько дисциплинарных взысканий. Д) 26-летний Пётр Ч. был направлен на альтернативную гражданскую службу. | | 1) инициатива работника 2) инициатива работодателя 3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
А) Матвей З. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением. 3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон
Б) Виктория К. нашла более престижную работу. 1) инициатива работника
В) Комиссия по охране труда установила, что Иван Ж. нарушил требования охраны труда, что повлекло несчастный случай на производстве. 2) инициатива работодателя
Г) Ираклий З. без уважительных причин не исполнял трудовых обязанностей и имел несколько дисциплинарных взысканий. 2) инициатива работодателя
Д) 26-летний Пётр Ч. был направлен на альтернативную гражданскую службу. 3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон
Ответ: 31223
Ответ: 31223
11197
31223
Источник: ЕГЭ — 2018. Досрочная волна
19. Задание Супруги Анна и Валентин после 10 лет брака решили заключить брачный договор. Однако нотариус отказался его подписывать, указывая на то, что текст договора содержит положения, противоречащие законодательству РФ.
На какие противоречащие законодательству положения брачного договора он указал? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Составленный супругами текст документа содержал условие о передаче в собственность детям супругов различного имущества.
2) Согласно условиям, изложенным в тексте, ювелирные украшения, приобретённые супругами во время брака, являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, который ими пользовался.
3) Составленный супругами текст документа включал запрет на заключение Анной гражданско-правовых сделок.
4) Составленный супругами проект документа содержал положения о порядке выполнения обязанностей по отношению к несовершеннолетнему сыну Анны и Валентина.
5) Проект документа содержал положения, согласно которым и Анна, и Валентин обязаны проявлять надлежащую заботу о совместном имуществе и об имуществе, принадлежащем другому супругу, принимать все необходимые меры для предотвращения его уничтожения или повреждения.
6) Согласно одному из пунктов проекта документа, супруги в любой момент в период брака по взаимному соглашению вправе изменить установленный настоящим договором режим совместной собственности.
Пояснение.
Не допускается включение в брачный договор следующих условий:
- лишающих или ограничивающих правоспособность и дееспособность граждан (ст. 22 Гражданского кодекса);
- ограничивающих право на обращение в суд (например, с требованием раздела имущества);
-регулирующих личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей;
- ограничивающих право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания от другого супруга;
- ставящих одного из супругов в неблагоприятное положение (например, обязанность одного супруга передать в собственность другому все нажитое во время брака имущество);
Ответ: 134.
Ответ: 134
10808
134
20. Задание Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Гражданское право — одна из отраслей _______ (А). _______ (Б) гражданского права включает две группы отношений: имущественные и личные неимущественные. Имущественные отношения возникают по поводу _______ (В). К характерным особенностям гражданско-правового регулирования относятся юридическое равенство субъектов права, _______ (Г) субъектов в принятии решений и их реализации, имущественный характер ответственности.
Участниками гражданских правоотношений выступают физические и юридические лица. Правовое положение гражданина как участника гражданских правоотношений определяется такими его качествами, как _______ (Д) и дееспособность. Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, _______ (Е) или оперативном управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) публичное право
2) правотворчество
3) частное право
4) правоспособность
5) гражданство
6) хозяйственное ведение
7) предмет
8) материальные блага
9) инициативность
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 378946 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 378946
9655
378946
Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.
Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения... Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. (Н. Смелзер)
21. Задание Какие значения слова «культура» приведены в тексте (укажите любые три значения)?
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие значения:
1) культивирование, возделывание почвы (или искусство земледелия);
2) значение, связанное с изяществом манер и начитанностью человека (или с аристократичностью);
3) убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы;
4) высокий уровень цивилизации.
Значения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Критерии проверки:
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 367 (часть С)
22. Задание Что, по мнению автора, присуще и людям, и животным (укажите три сходства)? В чём автор видит уникальность людей?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.
Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения... Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
(Н. Смелзер)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) сходства:
- определённое влияние обучения на поведение;
- наличие рефлексов;
- наличие побуждений как внутренних биологических потребностей;
- для удовлетворения потребностей человек и животные должны выполнять ряд сложных действий;
2) уникальность людей: их повеление лишь частично обусловлено инстинктами.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Критерии проверки:
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 367 (часть С)
23. Задание Что автор называет субкультурой? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два примера субкультур и кратко охарактеризуйте каждую из них.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.
Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения... Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
(Н. Смелзер)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение из текста: верования и взгляды подгруппы:
2) примеры субкультур и краткие характеристики, допустим:
- субкультура молодёжи (развлекательный характер, одежда, причёска, сленг, манера поведения и т.п.);
- субкультура военнослужащих (идея служения, патриотизм, стремление к упорядочению повседневной жизни и общественных отношений и т.п.).
Могут быть приведены другие примеры субкультур, даны другие характеристики.
Критерии проверки:
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 367 (часть С)
24. Задание Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мысли автора о том, что культура организует человеческую жизнь.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.
Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения... Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
(Н. Смелзер)
Пояснение.
Могут быть приведены такие объяснения:
1) социальные нормы являются феноменом культуры, их усвоение и исполнение организуют жизнь людей;
2) человек в повседневной жизни использует значительное количество вещей, технических приспособлений, технологий, относящихся к материальной культуре;
3) коммуникация между людьми происходит в языковой форме, язык - продукт культуры.
Могут быть приведены другие объяснения.
Критерии проверки:
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 367 (часть С)
25. Задание Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «мировоззрения».
2. Структура:
а) знания;
б) принципы;
в) убеждения;
г) духовные ценности.
3. Пути формирования мировоззрения:
а) стихийное
б) осознанное
4. Основные виды мировоззрения:
а) мифологическое;
б) религиозное;
в) философское;
г) научное.
5. Роль мировоззрения в жизни человека.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Критерии проверки:
Источник: