СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику Всеобщая история. История средних веков. Агибаловой Е.В. и Донского Г.М.по ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию.»

Рассмотрено

на педсовете школы.



Протокол № 1 от «31» августа 2016 г.

Согласовано:

Заместитель директора

по УВР ________/Кудрина Е.Н./

«31» августа 2016 г.

Утверждаю:

Директор

_______ /Ступникова Т.Ю./


Приказ № 99

от «01» сентября 2016 г.



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Старомеловатская СОШ





Рабочая программа

по всеобщей истории.



Класс: 6








Учитель: Т.Ю. Ступникова






2016-2017 г.



Структура рабочей программы:


Пояснительная записка.


1. Планируемые результаты.
2. Содержание учебного предмета.
3. Календарно-тематическое планирование.













































Пояснительная записка.


Рабочая программа по всеобщей истории (истории средних веков) в 6 классе на 2016-2017 учебный год составлена на основе следующих нормативных документов:


1. Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 08 февраля 2010 г., регистрационный №16299.

4. Методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Письмо департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 24.08.2012 № 01-03/06332).

5. Письма департамента образования, науки и молодежной политики от 29 мая 2015 года № 80-11/4360 о Разъяснениях по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г., № 1897».

7. Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 апреля 2013 года №448 «Об утверждении перечня общеобразовательных учреждений, которым присвоен статус региональной инновационной площадки по направлению «Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

8. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2011г.

9. Учебного плана МКОУ Старомеловатская СОШ на 2016-2017 учебный год (Приказ № 98 от 1 сентября 2016 г.).

10. Приказа от 8 июня 2015 года №576 (ред. от 21.04.2016) «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253.

11. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

12. Положения о рабочей программе по ФГОС МКОУ Старомеловатская СОШ (Приказ № 109 от 01.09.2016 г.).

13. Основной образовательной программы основного общего образования на 2013-2018 уч. годы (Приказ № 103 от 03.09.2013г.)

14. Рабочей программы «Всеобщая история»» А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко, А. Я. Юдовская. 5-9 классы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина- О.С. Сорока- Цюпы. М. Просвещение, 2014 г.


Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по всеобщей истории (истории средних веков) в 6 классе рассчитана на 35 часа (1 час в неделю, 35 учебных недель).



Общая характеристика учебного предмета.

Предмет предполагает последовательное изучение истории Средних веков. При изучении данного курса у школьников формируется научное понимание истории как закономерного поступательного процесса. С учетом знаний учащихся 6 класса и их возрастных особенностей при изучении предмета закладывается первоначальное понимание закономерностей истории человеческого общества. Учащиеся последовательно знакомятся с периодами феодализма: становления, феодальной раздробленности, образования централизованных государств.

Содержание всеобщей истории эпохи Средневековья открывает большие возможности для освещения роли народных масс в развитии производства, культуры, в освободительной борьбе, в развитии общества в целом. Курс содержит огромные возможности для нравственного воспитания, способствует воспитанию патриотизма в ходе изучения ряда тем всеобщей истории, где показана освободительная борьба народов за свою независимость. Одна из задач курса - ознакомление учащихся с важнейшими достижениями культуры разных стран и народов эпохи Средневековья. Показывается взаимодействие и взаимовлияние культур разных народов. В процессе изучения памятников искусства осуществляется эстетическое воспитание.

Изучая курс истории 6 класса, ученики осваивают основополагающие ценности и исторический опыт других стран мира, приобретают знания об истории человеческих цивилизаций Средневековья и особенностях исторического пути других народов мира.

Учебный предмет «Всеобщая история. История Средних веков» дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

В 6 классе закрепляются и усиливаются элементы сложности и самостоятельности в работе учащихся: развитие мышления, формирование умений и навыков самостоятельной работы, начатой в 5 классе. Продолжается развитие умения локализовывать события в пространстве и времени: работа с картой, планом. Усложняется дальнейшее развитие умения совершать логические операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Закрепляются и развиваются общие практические умения.

Программа охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию. Именно поэтому основная задача предмета – показать самобытные черты Средневековья, его особенности. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам истории Средних веков, проследить динамику этого периода и обозначить его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Цели обучения:

Главная цель изучения истории – образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоиндентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.


Цели изучения курса «Всеобщая история. История Средних веков».

  • Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

  • осветить экономическое, социальное, политическое, культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

  • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.


Задачи обучения:

  • Формирование мораль - ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе изучения историко- культурного опыта народов зарубежных стран;

  • овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья;

  • овладение знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в 5-15 веках в их социальном, экономическом политическом и духовно- нравственном контекстах;

  • воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

  • развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;

  • формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Содержание программы по всеобщей истории ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приобретенное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты истории. Эти знания, умения, ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.






















  1.      Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  3. Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  4. Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты:

  1. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;

  2. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях;

  3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат);

  4. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении.

  5. Активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.


Предметные результаты:

  1. Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;

  2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;

  3. Способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  4. Овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  5. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  6. готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Предполагается, что в результате изучения всеобщей истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

Работа с историческими источниками:

-читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать ее, группировать, обобщать;

- сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

  Анализ, объяснение:

 - различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

 - соотносить единичные исторические факты и общие   явления;

 - называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

 - раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

 - сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

 - излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  Работа с версиями, оценками:

 - приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

























  1. Содержание учебного курса.


Живое Средневековье (1 час)

Что изучает история средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.


Глава I. Становление средневековой Европы. (VI-XI века ) (5 часов)

Западная и Центральная Европа в V–XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.


Глава II. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (3 часа)

Образование восточной Римской империи – Византии – Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь- столица на перекрестке цивилизаций и их торговых путей. Император- правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы расселение славян и арабов на территории Византии.

Византия- наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Крестово-купольный тип храма – храм Святой Софии. Искусство внутреннего оформление храма: мозаика, фрески. Византия и Русь: культурное влияние.


Глава III. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Крестовые походы. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.


Главы IV. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

Земля- феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Условия труда. Натуральное хозяйство - отличие феодальной эпохи.

Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Рыцарь- конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря.


Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.(3 часа)

. Средневековый город, его устройство и особенности. География новых городов. Своеобразие города. Сеньоры и город. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Объединения купцов – гильдия, товарищество. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Город- центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Союз королей и городов.

Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки - общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщика к банкам.


Глава VI. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. (2 часа)

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.


Главы VII Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV века)

(6 часов)

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.


Глава VIII.Славянские государства и Византия в XIVXV веках. (2 часа)

Возвышение роли Чехии в Священной римской империи. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.  Табориты и умеренные. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.

Балканские народы накануне завоевания. Ослабление болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Андрианополь- первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Потеря независимости Болгарии. Мехмед Второй завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Завоевание турками – османами Балканского полуострова.


Глава X. Культурное наследие Средневековья. (4 часа)

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.


Глава XI. Страны Азии, Африки и Америки в средние века. (3 часа)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии. Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).  Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.


Повторение. (2 часа)







3. Календарно-тематическое планирование.


№ урока

Дата

Тема урока

Количество часов


по плану

факт.



1.

07.09.


Живое средневековье.

1

Глава 1. «Становление средневековой Европы». (5 часов)

2.

14.09.


Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 веках.

1

3.

21.09.


Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

4.

28.09.


Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

5.

05.10.


Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках.

1

6.

12.10.


Англия в раннее Средневековье.

1

Глава 2. «Византийская империя и славяне в 6-9 веках. (3 часа)

7.

19.10.


Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

8.

26.10.


Культура Византии.

1

9.

09.11.


Образование славянских государств.

1

Глава 3. «Арабы в 6- 11 веках». (2 часа).

10.

16.11.


Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

11.

23.11.


Культура стран халифата.

1

Глава 4. «Феодалы и крестьяне». (2 часа)

12.

30.11.


Средневековая деревня и ее обитатели.

1

13.

07.12.


В рыцарском замке.

1

Глава 5. «Средневековый город в Западной и Центральной Европе». (3 часа)

14.

14.12.


Формирование средневековых городов.

1

15.

21.12.


Торговля в Средние века.

1

16.

28.12.


Горожане и их образ жизни.

1

Глава 6. «Католическая церковь в 11 – 13 веках. Крестовые походы». (2 часа)

17.

18.01.


Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

18.

25.01.


Крестовые походы.

1

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе. (11- 15 века)

(6 часов)

19.

01.02.


Как происходило объединение Франции.

1

20.

08.02.


Что англичане считают началом своих свобод.

1

21.

15.02.


Столетняя война.

1

22.

22.02.


Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии.

1

23.

01.03.


Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

24.

15.03.


Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12- 15 веках.

1

Глава 8. Славянские государства и Византия в 14- 15 веках. (2 часа)

25.

22.03.


Гуситское движение в Чехии.

1

26.

05.04.


Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века. (4 часа)

27.

12.04.


Образование и философия, литература

1

28.

19.04.


Средневековое искусство.

1

29.

26.04.


Культура раннего Возрождения в Италии.

1

30.

03.05.


Научные открытия и изобретения.

1

Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (3 часа)

31

10.05.


Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1

32.

17.05.


АКР.Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

33.

24.05.


Наследие Средних веков в истории человечества.

1

34.



Резервный урок.

1

35.



Резервный урок.